Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теории происхождения государства и права.
Существует целый ряд прошлых и современных теорий происхождения государства и права. Их многообразие обусловлено следующими обстоятельствами: -сложностью проблемы объяснения генезиса государства и права -пробельностью знаний, недостатком информации о той далекой эпохе. -различием исходных позиций ученых, различием их мировоззрения, идеологии. Нельзя сказать, что одна теория полностью ошибочна, а другая полностью верная. 1) Теологическая теория происхождения государства исторически первая (Египет, Вавилон). Основная идея – божественный первоисточник происхождения и сущности государства. Государство есть Божий промысел, смысл которого в установлении на Земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в «Царстве Божьем». Это оказывается возможным, потому что «вся власть от Бога». Бог является творцом всего сущего на Земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу и сущность государства невозможно, а потому следует лишь верить и бесповоротно подчиняться носителям власти Божьей (правителям). Фома Аквинский государь в обществе занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая воля правителя есть вместе с тем единственное объединяющее в государстве начало: без него государство бы распалось. Иоанн Златоуст: существование властей – все это дело Божьей премудрости и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». 2) Патриархальная теория. Государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти над членами семьи и подобна отеческой власти (Древняя Греция, Рим) У истоков – Аристотель, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни, что вне государства общение с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, увеличение которых приводит к образованию государства. В средневековой Англии Роберт Филмер в работе “Патриархия и защита естественного права королей”обосновывал абсолютизм в Англии, что первоначально Бог даровал власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. В Китае Конфуций. Государство – большая семья. Власть императора (сына неба) уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям, почтительны и должны слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших. В России Николай Константинович Михайловский. Не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя и т.п. 3) Договорная теория. Некоторые философы Древней Греции считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей. В 17 – 18 вв. Гроций, Спиноза, Александр Николаевич Радищев, Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, Джон Локк развили. Данная теория основывается на двух постулатах. -До возникновения государства и права люди жили в условиях естественного состояния. Гоббс полагал, что люди находились в состоянии «войны всех против всех» и для того, чтобы не истребить друг друга, договорились и образовали государство. Руссо. Наоборот, считал, что до государства люди жили хорошо, но договорились, чтобы жить еще лучше. -Государство возникает в результате заключения общественного договора. Вместе с тем, представители договорной теории не рассматривают наличие общественного договора как необходимый для возникновения государства исторический факт. Общественный договор выступает как логическая предпосылка, без которой невозможно объяснить отличие государства от первобытного общества. Признание в этой теории естественных прав человека, суверенитет – ценно. 4) Органическая теория. Крупнейшим представителем Герберт Спенсер 19 в. Суть – государство уподобляется живому организму. Попытка распространить биологические закономерности на социальные процессы. Как организм состоит из клеток, государство (общественный организм) состоит из людей. В государстве, как в живом теле, все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство – мозг, низшие классы – внутренние функции организма, торговля, транспорт и т.п. – кровеносная система и т.д. Платон: способность к управлению объясняется обладанием высшим качеством человеческой души – мудростью, а деление людей на управляемых и управляющих – наличием (отсутствием) этого качества с рождения. Аристотель: государство напоминает организм. Как руки и ноги отнятые от человеческого тела не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Наивно и ненаучно, однако есть рациональное зерно: все сложные системы имеют существенные черты сходства, общие законы построения и функционирования. 5) Теория насилия. Основные представители: Людвиг Гумплович, Евгений Дюринг. Государство есть не результат его социально-экономического развития, а результат насильственных действий внутреннего (Евгений Дюринг) или внешнего насилия (Людвиг Гумплович, Карл Каутский). Отвергать теорию нельзя, так как войны сопровождали возникновения многих государств (США). 6) Марксистская (классовая, материалистическая) теория. Государство возникает в результате естественноисторического процесса развития первобытнообщинного строя. Это происходит по схеме: совершенствование орудий труда – разделение труда – повышение производительности труда – появление избыточного продукта – процесс имущественной и социальной дифференциации общества – появление частной собственности – раскол общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых – появление государства как аппарата принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Основные положения марсистской концепции изложены в произведениях Карла Маркса и Фридриха Энгельса(Происхождение семьи, частной собственности государства), а затем в трудах Георгия Валентиновича Плеханова и Владимира Ильича Ленина. Энгельс исследует три формы возникновения государства: -Афинское государство-государство возникает из классовых противоречий, развивающихся внутри родового общества. -В Риме государство возникает в борьбе между аристократией родового общества и бесправным плебсом. -у германской римской империи государство возникает как результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй тогдашних германцев не был приспособлен. Государство по Энгельсу является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для поддавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Ленин: государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает в результате раскола общества на классы. Суть – государство возникает в результате раскола общества на классы. Государство есть исторически переходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов. Официальная в СССР. 7) Кризисная (потестарная) теория. Анатолий Борисович Венгеров. В процессе неолитической революции (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) производящая экономика привела к имущественной дифференциации первобытного общества, а в дальнейшем – к возникновению государства. Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности. P.S. власть в первобытном обществе именуется пртестарной.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы