Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Суверенитет государства: понятие и основные черты.
От других политических организаций государство отличает прежде всего суверенность. Суверенитет представляет собой единство двух сторон: - внешняя сторона -независимость государства вовне (ограничивается суверенитетом других государств). Осуществляет внешнюю политику, вступать в международные отношения с другими государствам; - внутренняя сторона суверенитета – государство само создает систему своих органов, устанавливает правопорядок, охраняет его, издает законы и т.п. Государственный суверенитет-это независимость государственной власти вовне и ее верховенство внутри страны. Из суверенитета вытекают остальные признаки. -Государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей; -Во времени государство осуществляет власть непрерывно и постоянно; -Государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (гражданство, подданство), распространяет на него свою власть, защищает; -Только государство может издавать юридические нормы; -Только государство обладает монополией на легальное применение силы; -Государство имеет средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, тюрьма).
Типы государств.
Типология – это научный метод классификации явлений или в более широм смысле чесние о типах. Тип - это большие группы (классы) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя: а) исследование оснований деления на типы; б) характеристику самих типов. Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов, она помогает предстказать существование неизвестных ранее объектов. На нашей планете существовало множество государств, что обусловило необходимость их классифицировать. В этом случае государства относящиеся к одному и тому же типу имели ряд схожих характеристик. Тип государства-это совокупность общих, наиболее устойчивых черт и признаков государств одной классификационной группы. В юридической литературе применяются два основных подхода к типологиии государств: 1)формационный. Формационный подход является традиционным для марксистского обществоведения, который базируется на общественно-экономической формации. «Общественная формация» - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В общественно-экономической формации выделяется базис-производственные отношения и надстройка – политические, государственно-правовые явления. Государство таким образом относится к надстроечной части. Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. При этом исторический тип государства выделяется на основе только тех общественно-экономических формаций, которыеимеют классовый характер. Следовательно являются: -рабовладельческий тип.Экономическим базисом было право собственности не только на орудие и средство производства, но и на рабов.Важнейшая функция –защита собственности рабовладельцев. -феодальный тип. Феодальное осударство-это орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защита сословных привилегий феодалов, угнетение и подавления крестьянсва. -буржуазный тип. Экономическая база-производственные отношения, основанные на капиталистической частной собственности. -социалистический тип возникает в результате социалистической революции. Социалистическое государство- это орудие политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, которое выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Недостатки формационного подхода: - однолинейность в трактовке исторического развития государственности. Не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей. - игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны: а) общественная собственность на землю и коллективный труд; б) государственная собственность на средства производства; в) господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть. Такое игнорирование, разумеется, было не случайным, поскольку перечисленные моменты объединяют в один тип как древневосточные деспотии, так и социалистическое государство; - деление исторических типов государства на эксплуататорские — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский - социалистический; - характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства; - умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности, ее ограничение кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы антагонистических классов. В своей основе формационный подход к типологии государства является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков. 2)цивилизационный В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация». Цивилизация-это своеобразная и целостная система материальных и духовных ценностей, обеспечивающая устойчивое функционирование конкретного социума и жизнедеятельность человека. Человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания — «вторую природу» - «культуру». Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны Арнольдом Джозефом Тойнби 20 в. «Постижение Истории». Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет географический фактор и принадлежность населения к той или иной расе. Тойнби выделил в мировой истории 21 цивилизацию: египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства. Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным, однако он в стадии становления. В основном, называются лишь принципы такого подхода. Проф. Венгеров выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества: - сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения; - государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры; - разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку проф. Венгеров исходит из: -первичные. Для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны: а) огромная роль государства ак к объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры; б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. -вторичные. Во вторичных цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.: а) проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях; б) положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна. 3) Азиатский способ производства как основа типа государства. Анализ типа государств, возникающих на основе азиатского способа производства, проливает свет на природу государств востока. Черты: -отсутствие частной собственности -государственная и общественная форма собственности -мощный чиновничий аппарат -жесткая централизация власти, иерархию которую может возглавить властитель с неограниченными властными полномочиями-деспот. -непосредственной собственностью правящей бюрократии является сама власт, посредством которой она уже овладевает материальными правами. -деспотичный, тоталитарный режим осуществления государственной власти.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы