Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные подходы к пониманию права.
Естественно-правовая теория. Естественно-правовая теория – это теоритическое напрвление, которое основано на различии права и закона и существовании у человека естественных, неотчуждимых прав. Основатель Гуго Гроций 17 в. Продолжатели Руссо, Монтескье, Дидро и др. Естественное право – это социально-правовые притязания общества, обращенные к государству и основанные на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой (право на жизнь, свободу и т.п.). Как теория идея естественного права оформилась в 17 -18 век, став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолюстических порядков. Классическое учение 17 – 18 вв., “естественные права – вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой”. 20 в., естественные права стали связываться с природой человека как существа социального. С этого момента два направления теории: 1) неотомистская теория – новейшая интерпретация теории Ф.Аквинского – источник естественного закона Бог. 2) светская доктрина – исходит из различения права и закона и рассматривает естественное право как этическую первооснову писаного права. Историческая школа права. Историческая школа права-это теоритическое направление, объясняющее процесс образования права как стихийный, спонтанный, исторически независимый от законодательной деятельности государства. Сложилась в первой половине 19 в. в Германия. Густав Гуго, Фридрих Карл фон Савиньи, разработали теорию в противовес естественно-правовой. Процесс образования и развития права стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной власти государства. Главный источник права – обычай, законное то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа. Социологическая школа права. Социологическая школа права – это теоретическое направление, основанное на понимании права не как совокупности предписанных юридических правил, а как явлении воплощенном в юридической практике, правопорядке, деятельности суда. Для сторонников этого подхода юридические правила имеют не то содержание, которое закреплено в официальных источниках, а то, какое они приобрели в процессе их фактической реализации. Рудольф фон Иеринг, Сергей Муромцев. Противопоставляли позитивному праву как «мертвому», «книжному» праву – право «живое», «право в действии». Право – это фактический правовой порядок и процесс деятельности суда (американцы Роско Паунд, Оливер Холмс). Критиковали формально-догматический подход к праву, который называли «юриспруденцией понятий». Социологический подход, как и доктрина естественного права, выходит за рамки писаного права, однако не в сторону естественных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практики. Хотя негативное отношение к позитивизму их объединяет. Плюс теории в том, что она ориентирована на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов. Недостаток – опасность размывания понятия права, как следствие – больше возможностей нарушения закона, произвола судебных и административных органов. Психологическая теория права. Психологическая теория права – это теория, объясняющая закономерности правового регулирования поведения психологической сферой индивида, его чувствами и переживаниями.Лев Иосифович Петражицкий н. 20 в. Специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не области разума. Такое право – интуитивное, противопоставлялось позитивному. Интуитивное право определяется психологическим отношением адресата к праву объективному, официальному. Т.о., признавалось существование позитивного права, хотя ему и придавалось ограниченное значение. Подчеркивалось, что интуитивное право – это чисто психологическое явление, не м.б. представлено как объективная реальность. Реально только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом сознания двусторонней, императивно-атрибутивной связанности воли. Роль государства в отношении права ничтожна. Достоинством теории является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Нормативистская теория права. Нормативистская теория права – это основанное на юридическом позитивизме правовое учение, в соответствии с которым право находится в сфере должного, оно независимо от сущего, и поэтому может быть понято, изучено лишь из самого себя. Родоначальник Ганс Кальзен 20 в. называл разработанное учение Чистая теория права. Право определяется только правом, сила права только в нем самом. Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Чистая теория права – юридическая наука, которая исключает в изучении права его экономическую, политическую, моральную и др. оценки. Т.е. юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных оснований права, а изучать его специфическое содержание, понимать его из самого себя. Чтобы найти основание внутри самого права, Кельзен выдвигает идею основной нормы, из которой как из исходного начала вытекают, развертываются все другие элементы системы права, образуя ступенчатую конструкцию в виде пирамиды. Основная норма непосредственно связана с конституцией: «должно вести себя так, как предписывает конституция». Т.о. придается легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, поскольку государство – это тот же правопорядок, только взятый под другим углом зрения: государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство. Плюсы теории: обращается внимание на такие качества права как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации. Марксистско-ленинская теория государства и права. Черты: - обусловленность генезиса государства и права как надстроечных явлений экономической сферой общества и характером производственных отношений; - объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы; - идея о применении мер насилия в целях ликвидации старой организации общества; - отрицание принципа разделения властей; - идея отмирания государства и права. Государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы; - недооценка роли права, тезис об отсутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. Плюсы общеметодологические принципы и подходы: принцип историзма, диалектики, подход к праву и государству как к социальным явлениям, зависимым от материальной жизни общества и его дифференциации на большие социальные группы. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы