Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Представлений о праве в отечественной юриспруденции.
Правовой позитивизм-это подход, отождествляющий право с положительным, “писанным” правом. Этатический позитивизм-это позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства. В 50-х была выдвинута идея “широкого” понимания права. Право в “широком ” понимании-это юридические правила в единстве с другими элементами механизма правового регулирования – правоотношениями, правосознанием, субъективнами правами. Современное правопонимание: основные концепции. Право с точки зрения нормативной концепции-это содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. Право с позиции социологической концепции- это юридические правила, воплощенные на практике, в порядке общественных отношений и поведении людей, реальное состояние правовых отношений в обществе. Право с позиции нравственной школы-это не тексты закона,а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общественных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Сущность права.
Сущность – это то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой. Это стержень явления. Содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. Содержание права – это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Содержание – это категория, парная категории форма. Форма права – источники права. Содержание может меняться, но сущность едина. Марксистско-ленинский (большевистский) поход: сущность права – возведенная в закон воля господствующего класса. Маркс и Энгельс на самом деле упрекали класс буржуазии в том, что она безосновательно называет правом те правила, которые отвечают лишь ее интересам, но которые она возвела в закон, т.е. сделала правилами, обязательными для всех слоев общества. Теоретики большивизма В.И. Проф. Леушин: право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Проф. Лазарев: сущность права, как и сущность государства, состоит в его социальном назначении – в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом. Право существует лишь там, где общество неоднородно, существует из разных групп, классов, сословий, с разными интересами. И назначение права в таких социальных условиях в том, чтоюы установить согласие в обществе, создать в нем порядок. Сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе всего общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ.
Воля в праве.
Сущность права непосредственно связана с волей вообще как явлением, причем здесь необходимо иметь в виду волю общества в целом (общественную волю), государственную волю, волю конкретного индивида (индивидуальную волю) и т.д. Право обретает жизнь, динамизм и действенность, именно благодаря воле вообще, содержащей в себе потребности, интересы и цели народа в целом либо интересы группы людей, элиты, класса и т.д. Воля в праве характеризуется следующими признаками: соединением сознания и деятельности вообще; предметностью сознания; активностью деятельности; регулирующей и контролирующей ролью (функцией) в процессе этой деятельности. Члены определенного общества, будучи объединены единством условий их материальной жизни, имеют в силу этого, во всяком случае, в основном, общие интересы и цели. Это, в свою очередь, теснейшим образом связывает членов данного общества, побуждает их соответствующим образом организоваться, обусловливает единство их воли в решении важнейших общегосударственных задач. Непосредственно обусловленная возникшими и осознанными интересами, воля отдельного индивида находится в прямой связи с общественной волей, с ее возникновением, существованием и действием, ибо как невозможна изолированно существующая личность вне социальных, национальных, бытовых и всяких иных связей, так невозможна и воля с чисто персональным содержанием, только и исключительно воля данного индивида. Однако общественная воля не является простой суммой индивидуальных волевых актов граждан (индивидуальных воль). Общественная воля и индивидуальная воля возникают на одной и той же основе – на основе определенной деятельности людей и формирующихся в процессе этой деятельности отношений. Содержание индивидуальной воли включает в себя прежде всего те знания и опыт, которые накоплены человечеством и усвоены данным индивидом из общественного сознания и общественной практики. Но в содержание воли отдельного индивида входит также и то, что является результатом личного опыта и творчества. Общественная воля образуется из воли людей, находящихся в необходимой связи между собой, и включает в себя элементы личного опыта и творчества индивидов при условии их общественной значимости. Следовательно, между индивидуальной волей и общественной волей существует неразрывная связь. Не следует смешивать общественную волю с государственной волей, которая является разновидностью общественной воли. Создает право не общественная воля, а государственная воля. Равным образом и само право содержит не вообще общественную волю, а именно государственную волю. Государственная воля, особенности: 1)она является волей государственно организованной группы людей или народа в целом и официально провозглашается от имени государства; 2)она всегда имеет строго установленные государством формы выражения, определяющие степень юридической силы правовых актов, изданных различными его органами; 3)ее осуществление обеспечивается рядом государственных мер, а также в случае необходимости принудительной силой механизма государства. Образование и формирование государственной воли народа, выражаемой в современном праве, должны осуществляться на подлинно демократической основе (на основе много- и разнообразных форм непосредственной и представительной демократии) путем объединения соответствующих волевых актов членов нашего общества или отдельных черт, сторон, элементов этих актов. Происходит своеобразный отбор из многочисленной массы мыслей, идей и предложений членов общества тех из них, которые наиболее точно, правильно и всесторонне отражают необходимые потребности прогрессивного общественного развития и намечают эффективные пути, методы и средства использования объективных законов в соответствии с общенародными нуждами, потребностями и интересами. Но и после такого отбора эта общая воля всего народа вырабатывается не в результате механического объединения лучших в указанном смысле идей, мыслей и предложений, а путем сочетания в нормах права тех качеств, сторон и элементов этих идей, мыслей и предложений, которые в максимальной степени способствуют осуществлению правовыми средствами целей демократического, рыночного общества. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы