Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На основе тезиса можно построить :



А)Вопросный Назывной

В)информационные рекомендательные

С)Первичные Вторичные

D)простые сложные

Е) однородные неоднородные   

Первичные тезисы

А)это краткое изложение содержания публичного выступления 

В)пишутся на основе работы другого автора 

С)план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы

D)характеристика нескольких произведений

Е)анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы.

Вторичные тезисы

А)это краткое изложение содержания публичного выступления 

В)пишутся на основе работы другого автора 

С)дается описание, но нет оценки

D)характеристика нескольких произведений

Е)дается характеристика и рекомендации для практического применения

5 . Тезисный план

А)отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы 

В)сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования

С)написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише.

D)определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения 

Е)краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги

Тезис, по определению - это

А)введение и использование 

В)простые сложные 

С)вторичными оригинальными  

D)положение истинность  

Е)вторичными оригинальными

Тезисы бывают

А)простые сложные  

В)положение истинность

С)введение и использование  

D)вторичными оригинальными 

Е)простые сложные 

Тезисы делятся на :

А) 3

В) 4

С) 5

D) 6

Е) 2

Что такое краткое изложение содержания публичного выступления ?

А)Первичные тезисы

В)Вторичные тезисы 

С)информационные тезисы

D)рекомендательные тезисы

Е)групповые тезисы

Отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы это

А)информационные тезисы 

В)первичные тезисы  

С)информационные тезисы

D)тезисный план  

Е)групповые тезисы

Вариант 2.

Один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада это

А)Аннотация

В)Тезис

С)Компрессия

D)Заключение  

Е) Заключение 

Отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы это

А)Тезисный план  

В)Компрессия 

С)Аннотация

D)Заключение  

Е)Вопросный план

Тезисы могут быть

А) простые сложные

В) Вопросный Назывной 

С)однородные неоднородные   

D)Первичные Вторичные 

Е)информационные рекомендательные

Краткое изложение содержания публичного выступления это

А) Тезис

В) первичный тезис

С)Вторичные тезис

D)заключение

Е) Аннотация 

Пишутся на основе работы другого автора это

А)заключение 

В)Аннотация  

С)Вторичные тезис 

D)первичный тезис 

Е)Тезис  

Тезисы делятся на :

А) 3

В) 4

С) 5

D) 6

Е) 2

На основе тезиса можно построить :

А)Вопросный Назывной

В)информационные рекомендательные

С)Первичные Вторичные

D)простые сложные

Е) однородные неоднородные

8.Тезисный план

а)отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы 

б)сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования

с)написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише.

д)определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения 

е)краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги

Тезис, по определению - это

А)введение и использование 

В)простые сложные 

С)вторичными оригинальными  

D)положение истинность  

Е)вторичными оригинальными

Тезисы бывают

А)простые сложные  

В)положение истинность

С)введение и использование  

D)вторичными оригинальными 

Е)простые сложные

 

1. Тема №42. Составление конспектов.

2. Цели: определение понятия «конспект», ознакомление с различными видами конспекта; совершенствование навыков переработки (компрессии) научного текста

Задачи обучения:

  • Студент должен знать:

- дать понятие о разных видах конспекта, научить самостоятельно конспектировать текст

  • Студент должен уметь:

- умений конспектирования; развитие интереса к чтению и анализу литературы по специальности, расширение научного кругозора будущих специалистов.

4. Основные вопросы темы:

1. Конспектирование как творческий процесс. Этапы работы над составлением конспекта.

2. Виды конспекта.         

Слово «конспект» происходит от латинского слова, что означает «обзор». В словаре Д.Н. Ушакова конспект определяется как «краткое изложение, существенная запись чего-то». Это определение можно уточнить: это систематизированная, логически связанная запись. Такая запись даёт возможность продуманно расставить акценты, при этом уменьшив объём материала и сохранив его стройное изложение. Конспект – это план, превратившийся в краткий пересказ, который содержит только информацию. Образно говоря, конспект – это скелет текста, в котором позвоночником является план. В отличие от краткого пересказа конспект может не содержать плановых переходов от одной части к другой.

       Конспектирование – такая обработка материала, которая приводит к сокращению без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит разными способами. Это может быть как отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным сокращением.

       Конспектирование включает несколько этапов работы:

1.Отбор из предлагаемой информации самой существенной.

2.Перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением.

3.Запись этого сокращённого, «отжатого» текста.

2.    Существуют разные виды конспекта:

1. Плановый конспект или план-конспект. При создании такого конспекта вначале пишется план. Далее, по мере необходимости, на отдельные пункты плана «наращивается» текст. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. Такой конспект, как правило, используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Он помогает понять изученный текст и лучше его запомнить.

2. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет монтаж цитат.

3. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам. Он может быть связанным и расчленённым. Кроме того, в нём могут содержаться цитаты и схемы.

4. Свободный конспект. Он включает в себя и собственные формулировки и цитаты. В нём могут быть связаны переходы от одной части к другой и, эти переходы могут отсутствовать. Такой конспект более полезен, так как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требуется более глубокое проникновение в читаемый текст и способствует его запоминанию.

       Сжатие текста можно произвести различными способами: 1) трансформацией и переформулированием предложений с целю интерпретации содержания; 2) сокращение части предложения, не несущей основной информации; исключения смысловых фрагментов – обоснований выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, повторов, уточнений и др.

3.    Конструкция для выражения возможности:

- можно (нельзя, мочь, не мочь) сделать (делать, решить, помочь);

- кому можно (нельзя) сделать (делать);

- что может изучаться (делаться);

- нельзя делать (сделать, решить);

- кому удалось (удаётся) сделать (делать, решить, помочь).

5. Методы обучения и преподавания: презентация, работа с текстом, работа в малых группах

1. Работа с текстом. Прочитать текст.

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языков оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов.

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров.

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям.

Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.

Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.

Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.

Задания к тексту.

1.Чтение текста.

2.Выделение основной мысли. Запись в тетради.

3.Ответы на  вопросы к тексту.

4.Нахождение в тексте предложений, содержащих главную информацию абзацев.

5.Постановка вопросов к указанным предложениям (составление вопросного плана текста).

6.Запись планового конспекта.

7.Преобразование планового конспекта в свободный.

8.Пересказ текста на основе составленных конспектов.

2. Работа в малых группах. Прочитайте текст. Как вы думаете, все ли вы знаете о своих способностях? Составьте план текста.

   Твои возможности, студент? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из вас, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не каждый раз из вас спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что я способен, сумею ли я достигнуть большего, если я мобилизую все свои силы, все свои возможности?»   

    Ученые доказали, что теоретически возможности человека неограничены и неисчерпаемы. И можно смело утверждать – никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и мозг наш обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому из нас колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, часто ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой, чтобы поднимать уровень своих возможностей до уровня талантов и гениев. Конечно, не каждому дано стать Эйнштейном, Колмогоровым, Станиславским, но каждый может – независимо от профессии и должности – предельно раскрыть свои потенциальные возможности.

   Существуют сотни различных типов дарований, и во всех них человечество нуждается. Это может быть абсолютный слух или исключительная зрительная память, необычайная комбинаторика или молниеносная реакция, редкие математические или художественные способности. Необходимо развивать все таланты, реализовывать все потенциальные способности, которыми обладают люди.

  Знаете ли вы, какая роль принадлежит самовоспитанию и самосовершенствованию? Можно сказать, что воспитание, полученное человеком, достигает своей цели только тогда, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.

    Истинное самосовершенствование всегда предполагает определенную цель, которую ставит перед собой человек. Путь к формированию творческой, всесторонне развитой личности – это долгий путь. И это путь нелегкий! Как преодолеть препятствия, возникающие на пути к поставленной цели? В этом вам поможет правильно организованный режим труда и отдыха. (По В.Пекелису.)

 

 Согласны ли вы с утверждением о том, что никто не знает границ своего ума? Аргументируйте свой ответ.

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

 8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

 9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

7. Контроль: тесты


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь