Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии



Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии

Признают авторитет Вед, 6 осн шк:веданта,вайшешика,ньяя,йога,санхья,миманса.

Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии

Не признают веды:чарвака,буддизм,джайнизм

6. Астика в философии Древней Индии. Т.е ортодоксальные школы

7. Настика в философии Древней Индии т.е. неортодоксальные школы

Понятие сансары в древнеиндийской философии

Учение о вечности души, кот. Приходит цепочку страданий в земной жизни, колесо перевоплощений, обусловленное кармой.

Понятие кармы в древнеиндийской философии

Предопределенность чел.жизни,судьба

10.  Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизмв трактовке смысла жизни

11. Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение.

12. Философия буддизма. 4 благородные истины буддизма:

Есть страдание, есть причины страдания, освобождение от страдания, путь к свободе от страдания.

 Страдание есть суть человеческой жизни по буддизму. «Средний путь» - главная идея буддизма.

13. Хинаяна и махаяна – два направления буддизма

14. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.

15. Философия конфуцианства. «Лунь юй».

16. Управление на традициях, ритуале и добродетели – основной принцип учения Конфуция (Кун фуцзы).

17. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».

18.  «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция.

19. Главная идея даосизма-кажд чел, чтобы стать счастливым, д встать на путь дао, попытаться понять дао и слиться с ним.

 Лао-цзы – основоположник даосизма. Понятия «дао»-универсальный путь,небо,абсолют. «у-вэй»-сила, энергия

20. Моизм и принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды»и преуспеваемости

Все д печься о взаимной пользе .

21. Легизм – философия сильной государственной власти.

22.  Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.

23.  Представление о сущности человека характерное для античной философии.

24. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.

25. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса (вода),Анаксимандра (апейрон-неопред.беспредел.первовещество), Анаксимена (воздух)

26. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи»все течет»).

27.  Проблема первоначала по Гераклиту. огонь

28. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»

29.  Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

30.  Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».

31. Антропоморфизм Ксенофана – представитель элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».

32. Апории Зенона. (утверждение, которое не может существовать в реальности. Из 40 апорий дошли 9. Наиболее известны апории о движении:

Ахиллес и черепаха,Дихотомия,Стрела,Стадион.

33. Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители Левкипп, Эпикур, Диоген.

34. «Архэ» у Анаксагора- гомеомерии(семена) (ум)

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.

Платони́зм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души

61. Номинали́зм— философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Реали́зм— стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

62. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.

63. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья.

64. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.

Кузанский, Дж. Бруно.

80. Философские идеи Н. Кузанского – пантеизм это «ученое незнание».

81. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.

82. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.

Суть «картезианского» сомнения в том, что оно представляет собой изобретенную Декартом процедуру отыскания первого абсолютного истинного положения, которое является началом метафизики, а следовательно, и всех наук.

Монада – понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. По Лейбницу, монады – это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет.

97. Основу философской системы Спинозы составялет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Природа разделяется на природу творящую и природу со-творенную.

Д.Дидро «Мысли к объяснению природы» (1770) в которых природа связывается с универсальными, простыми, единообразными, неизменными законами, имеющими характер необходимости, с материей и движением масс и энергии, с цепью причин и следствий, действующих на различных уровнях организации природы. Новый этап в развитии натурфилософии – динамическая натурфилософия немецкого идеализма.

103. "Раздавите гадину!" - таков был боевой клич Вольтера; конечно же, не против веры в Бога (как говорил сам философ), а против суеверия, нетерпимости и нелепости "позитивных" религий. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» ( фр. Dictionnaire philosophique portatif , 1764 ).

В воспитании ребенка важно прежде всего познание его природы; естественное самовоспитание — прежде всего. Нравственность присуща ребенку, она не зависит от внешних факторов. Нужно дать возможность человеку свободно, не находясь под принуждением развиваться, опираясь на свои природные задатки, а не на испорченную разумом культуру, — и тогда воспитание будет наиболее успешным

Климатические различия

106. Таким образом, "человек-машина" для Ламетри - это

"человек-животное", являющееся единым материальным

Материализм (Фейербах).

108. основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением “материалистическое понимание истории”, тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке.

120. Они исходили из трех главных идейных течений XIX в.:

1) классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах);

2) английской политической экономии (Смит, Рикардо);

120-151

120.Теоретические источники марксизма.- Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм.

Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом

В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.).

«Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн.

125. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть. Верификация (позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение, от лат. verus — истинный и facio — делаю) эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путём "возвращения" к наглядному уровню познания, когда идеальный характер абстракций игнорируется и они "отождествляются" с наблюдаемыми объектами.

126. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.Принципы фальсификации и фальцифицируемости – основные принципы постпозитивизма. Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году [1] . Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента , даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

Философия науки Т. Куна и понятие «парадигма». ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

128. Сущность иррациональной философии (иррационализма). Основатели иррационализма, критики принципа рационализма – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

(от лат. irrationalis — неразумный) — филос. концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт , интуицию, чувство , волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным.

129. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра. Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Тённисом в 1883), идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму ) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.

ПЕССИМИЗМ

(от лат. pessimum — наихудший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании — подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса.

Пограничная ситуация (нем. Grenzsituation) — ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция

В самом начале своего эссе об абсурде А. Камю подчеркивает, что, пожалуй, основным философским вопросом является вопрос о смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет основные проблемы, рассмотренные автором в его работе: абсурдность бытия, чувство абсурда и его влияние на отношение к жизни и вопрос самоубийства, надежда и свобода.

Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия, непонятность и несправедливость человеческого удела. Это порождает бунт, цель которого – преображение. Основной мотив бунта, словами Камю, “Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть”.

ЛИБИДО

(от лат. libido — страсть) — бессознательное сексуальное влечение, в более общем плане — влечение к жизни и ее обнаружениям, близкое к платоновскому Эросу.
Понятие «Л.» многозначно: это и желание , и влечение , и стремление. В разных содержательных контекстах оно может означать удовольствие, кровожадность, жажду наслаждения, произвол и каприз. Понятие «Л.» появилось в медицинской, психологической и затем филос. литературе во втор. пол. 19 в. в работах М. Бенедикта «Электротерапия» (1868) и А. Молля «Исследование сексуального влечения» (1898).


СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimo — возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно З.Фрейду, СУБЛИМАЦИЯ — это процесс, заключающийся в том, что влечение (ЛИБИДО) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму СУБСТАНЦИИ Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. (Филос. словарь)

Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.

Основополагающие идеи русской философской мысли: идеи богочеловечества, всеединства, свободы человеческой личности, русская идея- философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887 – 1888 гг. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. для осмысления русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. До сих пор существует множество ее интерпретаций.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО идейное движение в России. Возникло в 30-х годах 19 в. и возглавлялось И. В. Киреевским, братьями Константином (1817-1860) и Иваном (1823-1886) Аксаковыми и Алексеем Хомяковым. Ссылаясь на историю философии Гегеля и интерес Гердера к слав, народам, они старались определить миссию, предназначение слав, миро- и жизнепонимания (см. Европейская философия ), но вскоре заняли нетерпимую позицию по отношению к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодрксальному христианству.

Экзиистенциально-персоналистическая философия Н. А. Бердяева (1874—1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с поисками глубинных основ человеческого существования и смысла истории. Его взгляды находятся в русле четко обозначившейся в западноевропейской философии устремленности к постижению внутреннего духовного опыта человека, которая особенно проявилась в таких философских направлениях, как персонализм, экзистенциализм и др.

Сущность русского космизма

(восприятие космоса как единого целостного организма. "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека".)

151 Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов. Тенгри – верхний мир, тенгрианство.(потребность осмыслить окружающий мир,понять что он собой представляет и какое он имеет значение для человека и его близких)

Что такое объект познания?

  Объект познания - это то, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность человека.

193.Что такое предмет познания?

         Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли.

Формы чувственного познания

   ощущение , восприятие , представление

Понятие практики

  -целесообразная и целенаправленная деятельность.

А)     политическое сознание (содержит теории, взгляды, чувства и установки людей, отражающие политические отношения между социальными группами, политическими партиями, государствами, связанными с проблемой власти)

Б) правовое сознание (это система идей, обыденных взглядов, психологических форм, в которых находит свое выражение понимание места и роли права и правовых отношений в социуме)

В) моральное сознание (представляет собой сложившиеся в обществе оценки, идеалы, теории и эмоциональные переживания, связанные с пониманием добра и зла, должного и справедливого)

Г) эстетическое сознание (характеризуется сложившимися представлениями людей о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном, выраженными в художественно-образной форме)

Д) религиозное сознание ( включает в свое содержание совокупность догм и чувств, в которых отражаются отношения людей, основанные на вере в сверхъестественное, воплощенное в Боге )

Формационный - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

цивилизационный - а) Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни.

                                              б) Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Цивилизационная концепция А. Тойнби - Теория локальных цивилизаций: существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Циклическая модель исторического процесса – периоды поступательного развития не отрицаются, а рассматриваются в более широком контексте - как фазы цикла, в котором на смену прогрессивному периоду приходят фазы застоя и упадка. Весь же путь развития общества представляет собой совокупность различных по величине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь уже не стрела, а круг.

Спиральная модель исторического процесса – все народы проходят три стадии развития: век Богов (детство), век Героев (юность), век Людей. Они составляют цикл развития, по завершении которого общество проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне развития. Таким образом, общество развивается по спирали.

Формационная модель исторического процесса – предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений (Маркс)

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

223Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло. - (греч. ethika: от ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) — 1 ) на уровне самоопределения — теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни;

Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»,— писал Ф. Энгельс

Понятие гедонизма - античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение не только телесное, но и духовное.

Понятие гилозоизма - (от греч. hyle — вещество, zoe — жизнь) — термин, введенный в 1678 Р. Кедвортом для обозначения учений о всеобщей одушевленности материи. Г. отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи: «Материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух — без материи» (И.В. Гёте).

229Понятие «архэ» - Архэ ( греч. ἀρχή — начало , принцип ) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир .

· Фалес : Архэ — вода (как самая «бесформенная» материя, стихия ).

· Анаксимандр : Архэ — апейрон ( греч. ἄπειρον — беспредельное или неопределённое) — первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью (даже «водой»!), «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей.

· Анаксимен : Архэ — «неопределённый воздух » ( греч. αηρ απειρος — аэр (или айрос) апейрос), первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» — поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес → Анаксимандр → Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду : тезис → антитезис → синтез (архэ определённое → неопределённое → и определённое, и неопределённое).

· Пифагор : Архэ — число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике).

· Гераклит : Архэ — огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия ). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос , закон, поддерживающий мировой порядок.

· Парменид : Архэ — само бытие , оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением .

· Анаксагор : Архэ — вечные элементы мира, «семена» (« гомеомерии », как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум ( νοῦς ), сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой.

· Эмпедокл : Архэ — множественно , это четыре элемента ( стихии ): Земля , Воздух , Вода , Огонь , и две движущие силы: любовь и вражда . Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе.

· Демокрит : Архэ — бесконечно разнообразные атомы , разделённые пустотой.

Философские представления о сущности человека. - сущность человека - философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

231Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека- Синтез позиций современной биологии (челове́к - представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» ) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы

Процесс социализации личности - Культура и бессознательное - психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу

Культура и личность - включает четыре концепта, в частности: "конфигурация культур" Р. Бенедикта, характер" Ф.Л.К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.

Культура и познавательные процессы - когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, "примитивного" мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф.К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.

Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции - материалистическую - К. Маркс, Ф. Энгельс, и их последователи, позитивистскую - М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж.Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от позиции, которую она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

236Понятие филогенеза - (от греч. φύλον – род, вид и γένεσις – происхождение) – историч. развитие органич. мира. Термин "Ф." введен Э. Геккелем (1866). Понятие Ф. характеризует те изменения биологич. систем различного уровня, к-рые являются продуктом эволюции и в силу медленного протекания эволюц. процесса не могут быть объектом непосредств. наблюдения.

237Понятие онтогенеза - (от греч. ὄν, род. п. ὄντος - сущее и γένεσις - происхождение, развитие) -закономерные изменения, происходящие в организме (особи) от момента рождения до момента смерти

238Понятие антропогенеза - процесс возникновения и развития человека, Термином "А." часто, но неправильно обозначают также раздел антропологии, посвященный учению о происхождении человека. Учение об А. неразрывно связано с именами Дарвина и Энгельса. Дарвин

Понятие антропосоциогенеза - исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

240Понятие антропоцентризма - (от греч. — человек и лат. centrum — центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последоват. выражений точки зрения телеологии. В антич. философии А. формулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (напр., нем. философ X. Вольф).

А) Шпенглер развивал культурологическую концепцию истории, утверждая, что фундаментом истории является культура

Б) Цивилизация представляет собой неизбежную форму смерти каждой изжившей себя культуры.

«Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза цивилизации, а не культуры.»

В) Основной труд Шпенглера, написанный в 1918 г.

Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь