Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философская антропология - учение о человеке



Философская антропология как учение о человеке

                                          Философия человека Антропология Антропологией называется учение о человеке. Выделяют биологическую антропологию, изучающую человека как биологический организм, а также социально-философскую антропологию. Недостаточность биологической антропологии заключается в том, что она может лишь показать отличие организма человека от организмов других животных. Но биологическая антропология не в состоянии ответить на самый главный вопрос антропологии: «В чём сущность человека?», «Что такое человек?». На эти вопросы может ответить лишь социально-философская антропология

           222. Логика ( др.-греч. λογική — раздел философии , «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль» ) — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности , формализуемых с помощью логического языка . Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления . Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения , частными случаями которого являются доказательство и опровержение , логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта , а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

223Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло. - (греч. ethika: от ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) — 1 ) на уровне самоопределения — теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни;

Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»,— писал Ф. Энгельс

Эстетика как учение - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей

225Аксиология как учение - (от греч. — ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.Термин “А.” впервые использован П. Лапи, за ним Э. фон Гартманом, хотя сама проблематика разрабатывалась уже в философии Др. Востока и античности (Платон).

Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений

Понятие гедонизма - античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение не только телесное, но и духовное.

Понятие гилозоизма - (от греч. hyle — вещество, zoe — жизнь) — термин, введенный в 1678 Р. Кедвортом для обозначения учений о всеобщей одушевленности материи. Г. отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи: «Материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух — без материи» (И.В. Гёте).

229Понятие «архэ» - Архэ ( греч. ἀρχή — начало , принцип ) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир .

· Фалес : Архэ — вода (как самая «бесформенная» материя, стихия ).

· Анаксимандр : Архэ — апейрон ( греч. ἄπειρον — беспредельное или неопределённое) — первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью (даже «водой»!), «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей.

· Анаксимен : Архэ — «неопределённый воздух » ( греч. αηρ απειρος — аэр (или айрос) апейрос), первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» — поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес → Анаксимандр → Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду : тезис → антитезис → синтез (архэ определённое → неопределённое → и определённое, и неопределённое).

· Пифагор : Архэ — число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике).

· Гераклит : Архэ — огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия ). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос , закон, поддерживающий мировой порядок.

· Парменид : Архэ — само бытие , оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением .

· Анаксагор : Архэ — вечные элементы мира, «семена» (« гомеомерии », как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум ( νοῦς ), сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой.

· Эмпедокл : Архэ — множественно , это четыре элемента ( стихии ): Земля , Воздух , Вода , Огонь , и две движущие силы: любовь и вражда . Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе.

· Демокрит : Архэ — бесконечно разнообразные атомы , разделённые пустотой.

Философские представления о сущности человека. - сущность человека - философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

231Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека- Синтез позиций современной биологии (челове́к - представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» ) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь