Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архэ» у Эмпедокла - множественно: Земля, Воздух, Вода, Огонь, и две движущие силы: любовь и вражда.
36. Школа софистов -от физиса и космоса к проблеме человека. 37. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина». 38. Философия Протагора – видный представитель старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей». 39. Этический рационализм - Сократ. «Добродетель есть знание». «Познай самого себя»- высказывания Сократа 40. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю». 41. «Майевтика» - философский метод Сократа, извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. 42. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей»- подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие. 43. Учение Платона об идеальном государстве , главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы. 44. Академия Платона. Дисциплины: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Внутри Академии было разделение на старших и младших. основным методом обучения была диалектика (диалог). Девизе Академии: «Негеометр да не войдет!» 45. Философия Аристотеля – 1-ый учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора фил. и научных знаний в античной Греции, основатель формальной логики (силлогистики).«Логика есть орудие научного познания». 46. Название философской школы Аристотеля – Лике́й (Перипате́тики) 47. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное». 48. Философия асоциальной свободы (вне общества) - киники, представители Антисфен, Диоген, Дион Хризостом, Кратет, Мелеагр. 49. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Школа Эпикура - «Сад». Представители- Эпикур, Метродор, ученик Эпикура; Колот, Аполлодор, Федр; Филодем, Диоген из Эноанды. 50. Философия стоицизма - Учение стоиков делится на 3 части: логику, физику и этику. Представители- Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Панетий Родосский, Посидоний, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Диоген Лаэртский, Арриан, Антонин. Идеал человека в понимании стоиков- стоический мудрец. Апатия - требования полного освобождения души от всех страстей. Автаркия- самодостаточность, самоудовлетворённость. 51. Воздержание от суждений («эпохе») - основная идея скептицизма. 52. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, догматизм. Теоцентризм - источник и причина всего сущего - Бог. Он центр мироздания. Креационизм - принцип, Бог из ничего сотворил живую и неживую природу. Провиденциализм - всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Бог. Догматизм- Некритическое мышление, оперирующее на догмы. 53. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия». 54. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии. Человек есть образ и подобие Бога. 55. Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Метод был присущ средневековой теологической философии. 56. Проблема соотношения веры и разума по А. Августину – «Верую, чтобы понимать» 57. Проблема соотношения веры и разума по П. Абеляру – «Понимаю, чтобы верить» 58. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану. «Верую, ибо нелепо». 59. Патристика (учение христианских «отцов церкви») и схоластика («школьная философия») - 2 основных этапа и формы христианской философии, их сущность и основная проблематика. 1) проблема сущности Бога и его тройственности 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели - "Град Божий"; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 60. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идея христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем»: борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, и царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. Платони́зм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души 61. Номинали́зм— философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Реали́зм— стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. 62. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога. 63. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья. 64. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы