Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Радость духовная, счастье



Будущее счастье, коим стараетесь утешить себя, какое оно? Здешнее или загробное? Коли здешнее, то, конечно, от этого нечего ожидать. А если будущее, то, не понимаю, как оно может быть не утешительно? Страждущие, и с покорностью пред Богом переносящие свое скорбное житье, тоже, что мученики, для коих уготованы такие блага, в сравнении с которыми настоящие скорби ничего не стоят. Напротив, вы лучше сделаете, если чаще будете переноситься туда мыслью и сердцем, в чаянии быть там наконец утешенною. Ибо это несомненно вас ожидает, если не станете допускать ропота и всегда питать смиренную покорность воле Божией, присуждающей вам то и то... (2, п. 338, с. 208).

Ведь до сих пор никто еще не определил, что есть счастье или кто воистину счастлив. Я так понимаю, что счастлив тот, кто чувствует себя счастливым. Так вот этого и желаю вам, желая счастья! Желаю, чтоб вы всегда чувствовали себя счастливою. Отчего и как? Об этом у людей столько разных понятий и вкусов, что и не разберешь. Я же потихоньку вам скажу, что пока вы не в духе живете, не ждите счастья. Душевная и телесная жизнь, при благоприятном течении, дают что-то похожее на счастье; но это бывает мимолетный призрак счастья, скоро исчезающий. К тому же при них та бурлящая среда, между душою и телом, образующаяся и страстными помыслами, желаниями и поднимающимися чувствами, всегда бывает сильна; а при ней, по причине яда страстей, возможно только опьянение, забывающее страдание, как бывает и от опиума, но не отсутствие страданий и болей сердца. Боли сердца составляют неотъемлемую принадлежность этой жизни. Дух же витает за пределами всех треволнений и туда уносит живущего в нем, и, давая ему вкушать свои блага, всегда пребывающие, делает его истинно и прочно счастливым (36, с. 47-48).

Труд

...Для доброго дела и потрудиться можно и должно. И тяжело, и неприятности бывают, и соблазны встречаются; но как все это терпите за добрым делом, то помощь Божия сопутствует вам и неведомо для вас защищает и покрывает вас. Бог видит труд ваш и готовит вам воздаяние, или внутреннее только, или и внешнее. Воодушевитесь сею надеждою не обманчивою (1, п. 45, с. 43).

Кому все некогда, тот не имеет, когда поскучать от праздности и безделья; не имеет вместе и опасности, какой подвергаются праздные. Одно только надо бы устранить, - именно душевную праздность и неспокойность.

...Богу молись и делай что-либо молясь, хоть лапти плети, чтобы не быть праздну, и в церковь ходи, как только есть там служба, а если она там всегда есть, всегда ходи (1, п. 182, с. 202).

Попечение иметь должно, а кручиниться и томить сердце до раздирания его - грех; ибо тут нет веры и покорности Богу (1, п. 197, с. 244-245).

Ваша склонность к определенным занятиям - дар Божий. Но Бог ничего не дает, что бы само по себе отклоняло от Него, а все чтоб к Нему приводило... Если действование по дару отклоняет от Бога, не Бог виновен, давший дар, а человек, не право по нему действующий... (2, п. 270, с. 122).

Как хозяйство - дело необходимое в семейной жизни, жизнь же сия Богом учреждена; то все труды по сему делу - Богом благословенные труды. Богу неугодно только совершенное погрязание в сих трудах без нужды и по пристрастию к любоимению, - также забвение Бога и надежда только на свои труды, без чувства нужды в помощи Божией. Потрудиться можно по хозяйству, помня Бога, помощи от Него чая и прося тут же при трудах, и неся труды, как долг Им положенный. Я думаю, что, так действуя, можно и при хлопотах угождать Богу (2, п. 296, с. 152-153).

Мужественно вступайте в дело. Трудов не бойтесь и затруднений не страшитесь. Терпение во всяком деле и во всяком служении требуется, и без него нигде ни в чем успеха не бывает (3, п. 376, с. 10).

Бывает, что ни чтение, ни молитва не идут. Тут рукоделие с краткой молитвой - вещь очень полезная... Положите себе правилом - все промежутки времени между занятиями наполнять Иисусовой молитвой (3, п. 476, с. 121).

Рукоделие со бдением молитвенным мешать не следует. Всему свое время... Когда в свое время занимаетесь рукоделием, тогда руки пусть работают, а душа молится... Но когда вы на молитве... все члены должны участвовать в сем.. (3, п. 539, с. 239).

От увлечения работою надо отвыкать, и привыкнуть и работать, как должно, и не увлекаться. Принимайте всякую работу как Божие повеление; приступая к работе, молитесь об успешном окончании работы и, окончивши, благодарите Господа. Господь и будет неотступно в уме вашем, осеняя вашу работу (4, п. 604, с. 80).

Вот и вы вкушаете от общей участи человеческой - в поте лица снедать хлеб свой. Это Божия епитимия! Исполняйте ее по Божиему, как Господом вам определенное дело, и так, чтобы это понравилось Господу, и добре будет, потому что в таком случае дело ваше не будет отдалять мыслей ваших от Господа, а, напротив, к Нему обращать и привлекать (4, п. 605, с. 81).

Хлопоты одолевают... Но хорошо, что замечаете то, и старайтесь уничтожать следствия их, отзывающиеся в душе. Старайтесь не всею душою быть в хлопотах, но одними концами рук и ног и одною поверхностью глаз и ушей. Ум же и внимание с чувством держите на других предметах... Я вам писал почаще проходить умом все, яже о нас истины Божии. Делайте так, и ум окрепнет в единомыслии... а тогда и хлопоты будут нипочем (4, п. 611, с. 86).

Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет; на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию, на вас возложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете (4, п. 619, с. 92).

Работу надо непременно иметь; и чем грубее она, тем лучше. Чистые и щегольские работы слишком занимают, и внимание от главного дела отвлекают, и холодят. Изберите такую, которая была бы по глазам, и работайте каждый день непременно. Работа с богомыслием, да чтения немного, а поклонов с молитвою побольше, - вот и все. Переходите от одного дела к другому, незаметно время пройдет, и скука не придет (4, п. 714, с. 196).

Это закон: руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть (4, п. 739, с. 229-230). Главное - не суетитесь, не торопитесь и делайте все в свое время без сумятицы. При этом никакой труд не рассеет, и ума от Бога не отклонит (4, п. 740, с. 231).

Беспрекословное послушание в противность вкусам нашим дороже всех подвигов, и разорительно оно может быть только при неискусном выполнении его... На деле же и труд самоотвержения Господь всегда вознаграждает (4, п. 741, с. 231).

Руки и ноги за делом, а мысль с Богом - се настоящий стоячий человек... Дела нужно так распределить, чтобы внешнее не мешало внутреннему (5, п. 761, с. 13).

Положите также хлопотать о делах внешне, без внутренней хлопотливости и бурления мыслей и чувств. Когда так устроитесь, хлопоты ваши будут вас созидать, а не разорять (5, п. 795, с. 81).

Переплет мне нравится больше всех других рукоделий. Без работы же умрешь. Когда писать не хочется - сразу наступает скука. Возьмешься за работу, - и все пройдет. Да и при желании писать, нельзя писать очень долго. Есть часы, которые трудно чем -либо заполнить, - особенно послеобеденные... Спать - вредно. Идти некуда. Читать не всегда можно, ибо и так много чтения. Вот и надо работать. Столярничать бы хорошо, да силы нет; там сила нужна (7, п. 1084, с. 54).

Один молодец, бывающий в монастыре, жаловался на безделие. Я предложил ему выучиться выпиловке. Он выучился, - и теперь великолепные вещички делает... А столярничество, а вытачивание сколько могло бы доставить удовольствия! Хозяевам же это во многом и по хозяйству пригодилось бы (8, п. 1263, с. 34).

Надо иметь не развлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние - весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил. По временам только клали поклоны. Главную же молитву совершали ночью (8, п. 1458, с. 196).

Всегда в молитвах своих поминаю вас, прося Господа, да поможет вам без остановок и уклонений ровно, - довести до конца начатое. Труд не малый! Тот труд, которым привыкают к внешним порядкам монашеской жизни и ко всем ее приемам, еще не так тяжел. Больший труд - в приведении в порядок внутренней жизни. Строго внимайте себе, и строго судите свои помышления и чувства (4, п. 709, с. 183-184).

Уединясь в себя, надо стать пред Господом и стоять так, не отводя умных очей от Господа. Вот и пустынь! Быть с глазу на глаз с Господом. Вы сказали, что это трудно. Но что же без труда? Но это труд такой, который сам себя облегчает и поддерживает (4, п. 571, с. 40).

Пища

Положите законом - выходить из-за стола немного голодным. Злая раба - плоть будет чувствовать, что над нею есть властная рука... И что винопитие пресечено, прекрасно. Это самое лучшее пособие к тому, чтобы было тело всегда бодро, трезвенно и свежо (1, п. 187, с. 220).

Если не можете воздержаться, кушайте рыбу, только не во время говения. И в другое время иной раз лишайте себя этой сладости. Посмотрите, ныне все доктора за границей рекомендуют употреблять для здоровья больше растительной пищи. А то, что с этой пищей дольше прожить можно, об этом врачи давно говорят (2, п. 333, с. 204-205).

Относительно пищи во время лечения, можно принимать ее по предписанию докторов, не в угодие плоти, а как пособие к скорейшему излечению, имея в виду по излечении построже относиться к сему делу, к пище то есть. Можно сию строгость соблюдать и при принятии скоромной пищи, а именно: принимать ее в меньшем количестве. Но хотя так можно, впрочем, которые воздерживаются и в посты держать постный стол, хотя слабый, лучше делают, что и вам советую... Пища всякая полезна, лишь бы была она не испорченная, а свежая и здоровая... Как старцы Божии живали более ста лет, питаясь одним хлебом и водою.. (3, п. 447, с. 124).

Не от одной пищи жизнь или здоровье, но от Божия благословения, которое всегда осеняет предающего себя в волю Божию при исполнении заповедей Божиих (3, п. 447, с. 125).

До обедни лучше не есть и не пить... разве крайность какая (3, п. 489, с. 158).

Кушайте все предлагаемое в трапезе, ничтоже сумняся, но с воздержанием и утруждением себя. Наше масло пред восточным деревянным в пять раз слабее. Напротив, вино в уставе положенное есть виноградное - слабое. Наша водка в десять раз сильнее. Устав с разбором надо читать (3, п. 503, с. 181).

Извольте себе избрать мерное правило в пище и питии, как делали все святые. Пусть будет у вас варево, яичко, икорки кусочек и другое, что полегче. Ничего ради плотоугодия, а только для здоровья и никогда не есть досыта: сытость у монахов то же, что пресыщение у мирян (3, п. 518, с. 209).

Все чрезмерности не ведут к добру. Не может добиться враг, чтобы вы в чем-либо поблажали себе, тогда внушает безмерные строгости. Без пищи и сна нельзя обойтись. Утомившись до бессилия, необходимо закончить нужные дела, необходимо вернуться к пище и сну. И вот тут-то враг и берет свое, вводя и в многояденье, и многоспанье (3, п. 518, с. 209).

Самый лукавый враг - плотоугодие... Эта лягавая (плоть) прикидывается околевающею, но только поблажи ей... уже и удержу нет... подай одно, подай другое. А твердо отказать: не смей... и притихнет (3, п. 525, с. 219).

Относительно говенья не слушайте доктора, а лучше спросите: какая постная пища вам более всего подходит. Не спрашивайте, можно ли говеть, а прямо говорите: хочу говеть, какая пища. И что бы он ни говорил, не покоряйтесь! Мало ли легких постных блюд? Суп на миндальном молоке... Жидкая кашица из каких-либо круп... манных, овсяных и др. Чай с тем же молоком - вечером. Да неделя, много ли? Вон наши монахи иные совсем всю неделю не едят... (4, п. 645, с. 115-116).

Когда немощны, вкушайте рыбу и в постные дни. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть; тогда воздержитесь, если будете крепки; а если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без того можно, когда немощь (4, п. 646, с. 116).

Сны

...Можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по исполнении, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий особенно из евангельской истории (3, п. 472, с. 116).

Сны - пустое. Да смотрите еще, как бы враг не успел через них как-нибудь обмануть. Покажет сны благовидные, а потом начнет трубить в уши: это тебе Бог послал извещение за труды твои, и прочее. Раз, два, три; глядишь, душа-то погнется на эту сторону. Но только поверь она хоть на волос, что это от Бога, тотчас пойдет ощущение, самооценка, - помышления сокровенные, при всем смирении уместные. Врагу только это успеть бы набить в душу, а там уж у него все пойдет гладко (4, п. 733, с. 221).

Посмотрите, если есть в душе хоть мимолетное помышление, что сны ваши были нечто особенное, то быть беде (4, п. 733, с. 222).

Какие отцы говорят о сновидениях, не припомню. Они не благоволят к ним. Посмотрите у Варсонофия и Иоанна, у Лествичника. Кажется, у Исаака Сирианина есть (7, п. 1121, с. 111).

Сны бывают Божии. Такие обыкновенно имеют сами в себе удостоверение о себе. - Враг и тут подделывается под Ангела светла. Как же быть? - Смотри всяк сам (7, п. 1161, с. 174).

О сновидениях не имею что сказать. Исторически уж подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать, - ума не приложить. - Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда недостает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторно были посылаемы... (7, п. 1163, с. 178).

Здоровье, лекарства

Пошатнувшееся здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы безнадежности... Здоровье и нездоровье в руках Божиих - Его промышление о нас суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно (3, п. 470, с. 113-114).

...В болезни к доктору обращаться не грех. Здоровье - дар Божий, который надо беречь. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих (3, п. 476, с. 122).

Воздержание от излишеств - лучше всех медикаментов; и оно дает долгоденствие... (3, п. 477, с. 124).

...Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия. Жизнь в Боге, отрешая от волн мирских, миром осеняет сердце, а через то и в теле держит все в здравом строе (3, п. 514, с. 197).

Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обновленным. Думаю, что и у вас было то же чувство. Надо сделать, чтоб это обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его - в краткой молитве, которую вы творили тогда... Внимание же при этом держите не в голове и не на небе, а в сердце, там внутри, под левою грудью. - Когда навыкнете, то этим будете разгонять все смущающее, - и призывать мир на душу (4, п. 647, с. 116-117).

...В видах скорейшего восстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, - в сне, труде, стоянии, - и в пище (4, п. 694, с. 154).

Беречь здоровье - это обязанность каждого. О смерти же думать надо и здоровым. У всех она за плечами, и всякий должен часто возвращаться к мысли: вот, вот смерть! (4, п. 741, с. 232-233).

Здоровье - что лошадка. Загонишь - ехать не на чем. Каждый день полезно быть хотя бы час на свежем воздухе, да сна вдоволь иметь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться; когда не пишете, больше ходите по комнате, чем сидите. - И труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение - точить, пилить, строгать, рубить, - то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей (8, п. 1453, с. 187).

Цель " гимнастики" та, чтобы ни одному мускулу не давать залеживаться без дела, а напротив, всякий день каждый мускул подергать... и понапрячь. Отсюда мерное течение и питательных отправлений тела (8, п. 1453, с. 188).

Семейная жизнь

Муж глава жены в таком смысле, в каком Христос Глава Церкви. Но Христос Глава Церкви, яко Спаситель сего тела Своего. Да будет же и муж глава жене по причине спасительности этого для нее. В чем и да будет для мужа основание главенства, для жены - побуждение к повиновению (38, с. 417).

...Господь предал Себя за Церковь: следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнью (38, с. 420).

Повиновение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами богоугождения, прямо Самому Господу творимыми. Она повинуется мужу в уверенности, что Господь принимает такое повиновение, как бы оно Ему прямо было оказываемо; или повинуется ему, не яко сильнейшему и господствующему по порядку естества, но яко представителю Господа (38, с. 416).

Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог (5, п. 858, с. 135).

О брачных союзах рассуждать очень не просто. Усложнилось дело. Есть жены - ведьмы, есть мужья - лютые звери. Тот муж бежит от жены; здесь жена - от мужа.., а плоть своего требует... А в молодости - вспышки любвишки... и пошли ребятишки... Дело идет не о признании законности незаконного сожительства, а об обеспечении детей, ничем неповинных... Мне думается, можно бы так решить: оставляя незаконность на челе рождающих, признавать законным воспитание и устроение рожденных и требовать его от родивших, - не перенося пятна со лба родивших на рожденных, - когда они вступят в черед живущих в обществе... ибо они не виноваты (7, п. 1200, с. 233).

Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоем. И радости сильнее, а скорби легче, - пополам делятся (8, п. 1418, с. 156).

Таинство брака неотложно должны принимать все христиане, яко христиане. Но правительству, кто запретит признать законным и беззаконное сожительство, не сих беззаконников ради, а ради детей их, ничем не виноватых в беззакониях родителей своих. Для обеспечения их нужны какие-либо постановления, ибо беззаконие их растет и ширится... У Церкви есть только прошение к правительству - не делать нововведения.., и затем вступающих в сожительство помимо церковного ведения, признавать беззаконниками и подвергать соответственным епитимиям, требуя, чтобы разошлись. Если не послушают, то остается только признать их язычниками и мытарями (7, п. 1116, с. 105-106).

Чувство мужчины к женщине, и женщины к мужчине - естественно. Но его всегда можно держать в пределах, в которых оно не будет колебать добрых решений воли (4, п. 595, с. 73).

Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей. Но ведь дело не в том, чтобы все представить в отличном виде, а чтобы сделать все возможное (2, п. 328, с. 200).

Вы - семья. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Это и не запрещено; напротив, повелено трудиться, чтоб иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возложить на Бога, и все, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему, чрез бедных, как оброк господский (2, п. 254, с. 83).

Брачная жизнь не затворяет двери в Царство Небесное, может не мешать и в духе совершенствоваться. Не во внешних порядках дело, а во внутренних расположениях, чувствах и стремлениях (1, п. 116, с. 118).

Совершенства можно достигнуть и в семейной жизни... Надо только погашать и искоренять страсти. На сие все внимание и обратите (1, п. 131, с. 139).

Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. Тут основа счастливой супружеской жизни (1, п. 176, с. 198).

Дела службы не суетность - это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг... Исполнить его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете (1, п. 198, с. 247).

Хорошо ты делаешь, что все дома... Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы. Учись, однако, жить. Мудрость большая... Но страх Божий всему научит... (1, п. 146, с. 170).

В чем состоит спасение родителей? - Главное, в добром воспитании детей, надо их научить всякому доброму пути (2, п. 226, с. 32).

...Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях (68, с. 27).

Детей вразумлять есть долг родителей, стало быть и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, - надо молиться день и ночь (8, п. 1226, с. 9).

Дети -Ангелы Божии. Не крещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию (1, п. 139, с. 155).

Что в заведениях дети становятся не те уже - что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтобы все внушаемое им пропадало, или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуйте тому, чтобы они не совсем сбились с дороги; а успех все от Господа. Молитесь более... помогайте нуждающимся более... их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна (8, п. 1222, с. 6).

Молитвою усердною молитесь о детях, - и Бог сохранит в добрых порядках тех, кои хотят быть сохраненными и ищут сего (5, п. 866, с. 141).

Резкость предполагает ослабление уважения или и прямо неуважение, - хуже же их несоблюдение покоя матери. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано почитающим родителей. А для не почитающих - лишение благ (5, п. 817, с. 104).

Река жизни нашей пересекается волнистою полосою юности. Это время закипания телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн... Кто прошел безопасно юношеские лета, тот как будто переплыл бурную реку и, оглянувшись назад, благословляет Бога (68, с. 49, 60).

Невидимая война


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь