Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что подарил ребятам Чебурашка?



Цель. Развитие умения узнавать предмет по его признакам.

Оборудование. Чебурашка (игрушка или его изображе­ние), корзинка или коробка с игрушками (фруктами, учебными вещами).

Ход игры. Учитель рассказывает: «Чебурашка пришел к нам в гости и принес подарки. Он просит вас угадать, что это за подарки». Далее учитель, не вынимая игрушки из коробки, опи­сывает их, называя признаки каждого предмета в отдельности («Кра­сивая, голубоглазая, маленькая»). Отгадавший получает право поиг­рать с этой игрушкой на перемене.

Назови такой же.

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак.

Ход игры. Учитель называет предмет и один из его приз­наков. Ученики перечисляют другие предметы, имеющие такой же признак. Например: «Цыпленок пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка тоже пушистая, снег тоже пушистый, белка пушистая» и т.д. За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ученик получает фишку.

Лото «Найди меня! ».

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак, ставить вопрос к словам, обозначающим признаки предметов.

Оборудование. У каждого ученика карточка лото с тремя картинками (стол, мяч, флаг, снег, лиса, книга, дерево, ежик, стакан, арбуз, девочка, гвоздь, река, ландыш, варежки, лес, дом, огурец) и три фишки; у ведущего маленькие карточки со словами: деревянный, резиновый, шелковый, пушистый, хитрая, интересная, высокое, колючий, стеклянный, спелый, аккуратная, железный, глубокая, душистый, теплые, дремучий, кирпичный, соленый.

Ход игры. Ведущий читает по карточке слово. Ученики находят у себя на картинках предметы, которым соответствует данный признак, и поднимают руку. Отвечающий называет предмет, ставит вопрос «какой? », «какая? », «какое? » или «какие? » и называет признак. Например: «Варежки (какие? ) теплые». Ученику, не сумевшему дать правильный ответ, помогает один из одно­классников.

После этого все имеющие данную картинку, кроме допустив­шего ошибку, закрывают ее фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл карточку.

Молчанка.

Цель. Развитие умения соотнести название признака и вопрос к слову, его обозначающему.

Оборудование. У учителя карточки со словами, обозначаю­щими признаки предметов и употребленными в разных формах; карточки с вопросами «какой? », «какая? », «какое? », «какие? » — у каждого ученика один набор.

Ход игры. Учитель показывает карточку со словом-приз­наком, ученики поднимают карточку с соответствующим вопросом. Например: «Глубокая—какая? », «Трудолюбивые—какие? », «Прох­ладный — какой? », «Мокрое — какое? ». Кто показал несоот­ветствующую карточку, получает штрафное очко (черный кружок). Нужно постараться как можно меньше получить штрафных очков.

Что из чего сделано?

Цель. Активизация слов, обозначающих признаки предмета по материалу; умение ставить к ним вопросы.

Оборудование. Набор картинок с изображением стола, платья, стакана, коробки, тетради, гвоздя, сумки, шубы.

Ход игры. Учитель показывает картинку и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет? » Один из учеников отвечает, например: «Стол сделан из дерева. Он (какой? ) деревянный». Правильно ответивший получает фишку.

Дальше учитель спрашивает, какие еще вещи (предметы) с таким признаком знают школьники. Ученик, назвавший такой предмет, также получает фишку.

Подбери картинку.

Цель. Развитие умения ставить вопрос, изменяя форму слова.

Оборудование. У каждого ученика на парте по 6 картинок: морковь, шар, апельсин, девочка, щенок, забор.

Ход игры. Учитель называет слово, обозначающее признак одного из данных предметов. Ученики должны показать соответ­ствующую картинку или две картинки, если признак присущ нес­кольким предметам. Например, признак «веселый» можно отнести и к щенку, и к девочке и составить словосочетания, изменяя окончания прилагательного: веселый щенок, веселая девочка.

По вызову учителя тот или иной ученик должен назвать предмет, поставить вопрос и указать признак, например: «Морковь (какая? ) сочная», «Апельсин (какой? ) сочный». Ответы оцениваются баллами или фишками.

Примерный материал. Слова: сочный, веселый, круг­лый, деревянный, удобный, яркий, вкусный, старый.

Подбери пару.

Цель. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, ставить вопрос к прилагательным.

Оборудование. Предметные картинки с изображением раз­личной одежды, каждый вид которой представлен в двух вариантах: платье синее и голубое, брюки черные и серые, косынка красная и розовая, кофта фиолетовая и лиловая, юбка желтая и оранжевая, фартук зеленый и салатовый, пальто коричневое и бежевое.

Ход игры. Каждый ученик получает по одной картинке. Разыгрывается, кому начинать игру. Первый играющий выходит к доске, показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке платье. Платье (какое? ) синее. У кого такой же предмет? » Выхо­дит ученик, также имеющий изображение этого предмета, и раз­бирает свою картинку: «У меня на картинке тоже платье, но оно (какое? ) голубое». Правильный разбор позволяет отложить обе картинки и вызвать другого товарища к доске. Выигравшими считаются все, кто с первого раза нашел пару.

Комментарий для учителя. Подобного рода игру можно проводить на любом другом материале, противопоставляя предметы друг другу. Например: лента длинная, короткая; ремень широкий, узкий; мяч большой, маленький; куст высокий, низкий; кружка стеклянная, деревянная; сапоги кожаные, резиновые; веревка тонкая, толстая и т.д.

Кто точнее?

Цель. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, ставить вопрос к прилагательным.

Оборудование. На доске крупным шрифтом записано слово хороший; под ним в один-два столбика слова: арбуз, пирог, цветок, костюм, рассказ, рисунок, котенок, ребенок, пес, пряник, кино­фильм, класс, товарищ, лес, гриб, день, обед, солдат и т.д.

Ход игры. Ученики по порядку читают с доски очередное слово, ставят вопрос и подбирают наиболее точный, конкретный признак. Например: «Рассказ (какой? ) интересный», «Солдат (ка­кой? ) смелый», «Обед (какой? ) вкусный» и т.д.

Комментарий для учителя. Такую же работу можно проводить со словами плохой, большой, маленький. Слов, обо­значающих предметы, должно быть столько, сколько учеников в классе.

Заполни таблицу.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам, выбирать правильно вопрос и согласовывать с назва­нием предмета название признака.

Оборудование. Таблица, нарисованная на доске; предмет­ные картинки в первой графе таблицы.

Предмет Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Цвет Форма Вкус
             
             
             
             

 

Ход игры. Играющие по порядку из каждого ряда харак­теризуют предмет по одному заданному признаку (цвету, форме, вкусу). Например, ученик первого ряда говорит: «Вишня (какая? ) красная»; ученик второго ряда: «Вишня (какая? ) круглая» и т. д. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами.

Комментарий для учителя. Слов, обозначающих на­звание предмета, должно быть в таблице столько, сколько учеников в классе; для таблицы можно выбрать любые другие параметры: величину, материал и т.д. Соответственно этому учитель под­бирает предметы, которые должны характеризоваться по всем дан­ным в таблице параметрам.

Мне нужен цвет.

Цель. Различение признаков по их значению. Упражнения в согласовании названий предметов и признаков.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Учитель предупреждает, что все должны называть цвет предметов. Он бросает мяч ученику и называет предмет. Поймавший мяч посылает его вновь учителю, составив словосоче­тание: лист зеленый.

Услышав несколько слов, обозначающих цвет, учитель может объявить, что теперь нужно называть слова, обозначающие форму предмета, и снова бросает мяч. Таким образом отрабатываются названия величины предмета, материала, из которого он сделан, характерных свойств и т.д. Если дети затрудняются в подборе разнообразных признаков и называют одни и те же слова, можно написать названия признаков на доске. Например: огромный, толс­тый, узкий, громадный, шершавый и т.д. Названия признаков прочитываются, а затем начинается игра.

Времена года.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам, выбирать правильно вопрос и согласовывать название признака с названием предмета.

Оборудование. На доске записана таблица.

Времена года Какая? Какое?
Зима        
Весна        
Лето        
Осень        

Ход игры. Ученики вспоминают признаки зимы, весны, лета, осени и записывают их в таблицу. Выигрывает та группа, которая записала больше признаков одного из времен года.

Магазин «Овощи — фрукты».

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам.

Оборудование. На доске картонное изображение двух корзинок; на желобке доски (на магнитной доске, фланелеграфе, наборном полотне) картинки овощей и фруктов.

Ход игры. Учитель-«покупатель» начинает игру. Он говорит, что ему нужен, например, овощ горький, круглый, желтый. Один из учеников-«продавцов», догадавшись, вставляет в корзинку для овощей картинку с изображением лука, после чего сам становится «покупателем». Если его описание оказывается неудачным, товари­щи-продавцы» помогают ему. Тот, кто оказал наибольшую помощь, становится «покупателем».

Опиши предмет.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам.

Оборудование. Натуральные предметы: шар, яблоко, кле­новый лист, портфель.

Ход игры. Каждому ряду учитель по порядку называет и показывает один из предметов. Ученики должны ответить на вопрос, какой он. Выигрывает тот ряд, в котором играющие назвали больше признаков. При этом учитывается полнота и правильность ответа.

У кого какая игрушка.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие иг­рушки.

Ход игры. Картинки раздаются учащимся. Начинает игру любой из них по вызову учителя. Он говорит: «У меня машина. Она зеленая, грузовая. А у тебя какая игрушка? » (Называет любого одноклассника.) Вызванный отвечает: «У меня мишка. Он коричне­вый, плюшевый». Ряд-победитель определяется по количеству игро­вых фишек, получаемых за каждое верно подобранное слово.

Найди пару.

Цель. Развитие умения подбирать слова, близкие по значению.

Оборудование. Карточки со словами-синонимами; три па­лочки разной длины.

Ход игры. Все ученики получают карточки со словами-синонимами. Начинает игру ряд, который вытянет самую короткую палочку. Ученик этого ряда читает слово на своей карточке. Ему отвечает тот его товарищ по ряду, у кого на картоне есть синоним этому слову. Затем зачитывает слово ученик второго ряда и т.д. Выигрывает тот ряд, который быстрее подберет себе пары.

Примерный материал. Большой — огромный, быст­рый — скорый, горячий — жаркий, знаменитый — известный, пре­красный — красивый, честный — правдивый, прочный — крепкий, радостный — веселый, сильный — могучий, смелый — храбрый, тайный — секретный.

Угадай.

Цель. Развитие умения точно характеризовать предмет с по­мощью нескольких признаков и определять его по этим признакам.

Ход игры. Класс делится на две группы — мальчиков и дево­чек. Представитель одной группы говорит: «Я задумал предмет. Он такой-то (называет признаки задуманного предмета). Какой предмет я задумал? »

Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно характеризовала предмет.

Примерный материал.

Звонкий, быстрый, веселый — ручей.

Вкусный, алый, сочный — арбуз.

Желтые, красные, осенние — листья.

Холодный, белый, пушистый — снег.

Бурый, косолапый, неуклюжий — медведь.

Старательный, послушный, вежливый — ученик.

Серый, зубастый, голодный — волк.

Зеленый, продолговатый, сочный — огурец.

Маленькая, серенькая, пугливая — мышка.

Ветвистая, зеленая, колючая — ель.

Новая, интересная, библиотечная — книга.

Старый, кирпичный, четырехэтажный — дом.

Комментарий для учителя. Если водящий затрудняет­ся подобрать предмет, учитель подсказывает ему так, чтобы не слышал класс.

Сравни предметы.

Цель. Упражнения в подборе признаков и согласовании их с названиями предметов.

Оборудование. Игральные фишки или мяч.

Ход игры. Учитель начинает предложение, учащиеся по очереди его заканчивают, называя признак предмета, противопос­тавляемый признаку другого предмета. За каждый правильный выбор слова дается фишка. Выигрывает тот, у кого таких фишек окажется больше.

Эту же игру можно проводить, бросая мяч тому, кто должен ответить.

Примерный материал.

Грач черный, а ворона....

У грача клюв длинный, а у воробья....

Грач — крупная птица, а воробей....

Грач — перелетная птица, а ворона....

Комментарий для учителя. Речевой материал под­бирают из любой темы по развитию устной речи, противопоставляя один предмет другому. Можно также поупражняться в подборе названий признаков с оценочными суффиксами, согласуя их с названиями предметов. Например: «Заяц белый, а зайчик.... (белень­кий)», «Платок синий, а платочек...», «Лента узкая, а шну­рочек...».

Грамматическая эстафета.

Цель. Закрепление знаний о названиях предметов, действии, признаков.

Оборудование. Два текста, записанные на доске или на листах бумаги.

Ход игры. Класс делится на две команды, представители которых по порядку подходят к своему тексту и подчеркивают в предложениях слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков соответственно одной чертой, двумя чертами и волнистой линией. Каждый ученик работает с одним предложением. Команда, которая выполнила правильно задание и первой отдала мел или карандаш учителю, считается победителем.

Узнал свое слово.

Цель. Закрепление знаний о названиях предметов, действий, признаков.

Ход игры. Класс делится на три команды: первая получает задание записывать только слова, обозначающие предметы, вторая — действия, третья — признаки. К доске выходят сразу три ученика (по одному от каждой команды). Учитель произносит в произволь­ном порядке три слова, обозначающие предмет, действие и признак. Ребята записывают выбранное слово в свою колонку. Их сменяют у доски следующие три ученика. Только в конце игры производится проверка слов постановкой вопроса и подсчитываются очки. За каждое правильно выбранное и записанное слово — два очка, за правильно выбранное, но записанное с ошибкой слово — одно очко.

Комментарий для учителя. Учитывая различный уро­вень овладения материалом, можно подбирать для каждого ученика слова, отличающиеся по степени трудности (слова, написание кото­рых не расходится с произношением, слова из словарика, слова с изученными орфограммами).

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок; развитие умения узнавать предмет по его признакам.

Круглый, гладкий и пузатый.

Больно бьют его ребята. (Мяч.)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.    (Кошка.)

Быстрый, резвый зверек

По деревьям скок-поскок. (Белка.)

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом. (Елка.)

Он пушистый,

Серебристый,

Белый-белый,

Чистый-чистый,

Ватой наземь лег.         (Снег.)

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.    (Мыши.)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой?   (Огурец.)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыши.)

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (Сорока.)

Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Красный глазок.   (Заяц.)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

Ножка деревянная,

Рубашка шоколадная.

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.    (Эскимо.)

                                                           ПРЕДЛОГ

Соревнование.

Цель. Развитие умения выделять предлоги в тексте.

Оборудование. На доске записаны два-три стихотворения по числу рядов или команд.

Ход игры. Ученики каждого ряда по порядку читают свое стихотворение по одной строчке. Кто нашел знакомый предлог, выходит к доске и подчеркивает его. Если представитель одного из рядов выполнил задание быстрее соперников, его товарищ по ко­манде получает возможность раньше прочитать следующую строчку. Неверно выполненную работу исправляет ученик этого же ряда, но с потерей хода. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок закончит работу.

Примерный материал.

Я с утра в лесу гуляю,

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Про березку и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которой за ежат

Все иголочки дрожат.    (Н. Матвеева.)

На ветру, на первом холоде

Старый дуб роняет желуди.

А в саду за нашей школою

Иней сел на ветки голые.

Под березами широкими

Галки ссорятся с сороками.

Пруд застыл, и речка скована,

Но по льду ходить рискованно.    (С. Смирнов.)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку.

Два неопытных ежа

В листьях рядышком лежат.            (Г. Ладонщиков.)

Не пропусти.

Цель. Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.

Оборудование. Набор карточек с предлогами у каждого ученика.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, учащиеся подни­мают карточку с услышанным ими предлогом. Выигрывает ряд, у которого было меньше ошибок.

Примерный материал.

Сколько

Солнышка

Везде —

На траве

И на воде,

На березке,

На осинке,

На извилистой

Тропинке,

На болоте

У лягушек,

На заборе,

На крыльце!

Чуть поменьше,

Чем веснушек

У Галинки

На лице.    (С. Коган.)

Учил рисовать я сегодня братишку,

И вышел у нас симпатичный зайчишка.

Веселый, ушастый и быстроногий,

Бежал он из леса домой по дороге.

А с краю дороги у старенькой елки

Хитро притаились зубастые волки.

Двое уже за добычей погнались,

Но мы за ушастого не волновались:

Ведь зайчика сцапать легко на тропинке,

А вовсе не просто поймать на картинке.  (М. Полонская.)

Подбери по смыслу.

Цель. Развитие умения подобрать по смыслу нужный предлог.

Оборудование. У каждого ученика наборы предложений с пустыми окошками на месте пропущенных предлогов (предло­жения записаны на отдельных полосках бумаги); маленькие карточки с предлогами.

Ход игры. По сигналу ученики раскладывают на парте полоски с предложениями, читают их, находят отсутствующие пред­логи и вкладывают нужные карточки в пустые окошки. Пять первых учащихся, правильно выполнившие работу, получают отличные оценки.

Примерный материал.

I вариант. 1. Дети поют песни /о/ Родине. 2. Володя Дубинин отдал свою жизнь \за\ Родину. 3. Горько жить вдали /от/ Ро­дины.. 4. Жить /без/ Родины — все равно что без матери. 5. После долгой разлуки я вновь вернулся \на\ Родину. 6. Ни сил, ни жизни не жалей \для\ Родины своей. 7. Пусть будет всегда чистым небо /над/\ нашей Родиной.

II вариант. 1. /Около| парка собрались школьники. 2. /За/ детским парком построили стадион. 3. /Для/ парка привезли молодые саженцы. 4. /В/ парке состоится концерт детского хора. 5. /От/ парка до школы ведет тенистая аллея. 6. Мы подошли /к/ автобусному парку рано утром.

7. /Перед/ парком находятся газоны с яркими цветами.

III вариант. 1. С детства воспитывайте в себе привычку /труду/. 2. \Без\ труда не выловишь рыбку из пруда. 3. Я сшила брату халат \для\ уроков труда. 4. Человек находит свое счастье /в/ труде. 5. Ребята писали рассказ /о/ труде. 6. Суди о человеке \по\ его труду.

Комментарий для учителя. Для одной игры учитель может использовать различные наборы предложений с учетом ин­дивидуальных особенностей учащихся (состояния техники чтения, уровня усвоения данной темы, моторной, недостаточности, общего развития и т.д.), а также года обучения.

Кто первый?

Цель. Развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.

Оборудование. Для каждого ряда предметная картинка и таблица с несколькими предлогами к ней.

Ход игры. Представители каждого ряда по порядку выходят к доске и записывают слово, обозначающее название предмета на картинке, в сочетании с предлогом из своей таблицы. Остальные участники игры в это время обдумывают предложения с данными словами. Когда работа с таблицами закончена, соперники называют придуманные ими предложения. За каждое правильно составленное предложение ряд получает очко. Оригинальное высказывание может быть оценено двумя очками. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок при записи слов с предлогами и набравший большее коли­чество очков.

Примерный материал.

                                

Где галчонок?

Цель. Развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование. Набор картинок: галчонок, деревья раз­личных пород, скамейка, дорожка и т.п.

Ход игры. Учитель рассказывает, что в парке живет галчонок. Он еще маленький, и ему хочется играть. Он все время пере­прыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Один ученик передвигает фигурку галчонка, а другие состав­ляют предложения о нем. Например: «Галчонок сел на ветку», «Он поскакал под лавку», «Птичка скачет по дорожке» и т.д.

Адекватное составление предложения о местонахождении галчон­ка поощряется фишкой.

Где матрешка?

Цель. Отработка умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование. Матрешка и кукольная мебель.

Ход игры. Учитель меняет местоположение матрешки, уча­щиеся по очереди говорят, где находится игрушка в данный момент.

Комментарий для учителя. Для расширения круга употребляемых предлогов учитель может записать их на доске. Сначала предлоги прочитываются хором, а потом включаются в игру.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь