Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кризис логоцентризма ( Тема XX )



Новоевропейская эпоха – декаданс логоцентризма. Подходят к концу общие для манихея и личности устои, в первую очередь, это крах Должного ( 5 B). Оно спускается с заоблачных высот, превращаясь в прагматические «правила игры». Нормативность стала ситуативной ( Тема XVIII. 3, 4 ). Связано это, в частности, с тем, что главным героем культуры стал не богочеловек, а просто социальный, бытовой человек. Разражается «межвидовая борьба» манихея ( 1 ) и личности ( Тема XVII. 1 ). Во времена протестантизма ( Тема XVII. 5 E) Лютер и Лойола были в одном лагере в смысле борьбы логоцентризма с миром индивида ( Тема XI. 2 ). Противниками были «неокультуренные» или «недостаточно окультуренные» (свои и чужие язычники). Когда индивида окончательно подавили, союз манихея и личности начал неудержимо распадаться. Современный манихей обвиняет личность в предпочтении материальных ценностей духовным, прагматизме, потребительстве, гордыне и эгоизме. Формы грядущего противостояния совершенно непредсказуемы. Конфликт между сторонниками и противниками Должного, особенно актуализовался в России после распада СССР ( Тема XVIII. 5; Тема XX. 3, F, H).

Логоцентрический неосинкрезис распался на рубеже XIX - XX веков ( Тема II. 5 ).

Постличностная эпоха угрожает любым логоцентрическим мировоззрениям, независимо от конкретных форм ( Тема XVIII ). Ислам ( 3 E) оказался в авангарде всех недовольных. Логоцентризм ориентирован преимущественно на мужскую ментальность и левое полушарие. Личности прорвались через логоцентризм благодаря медиационному смыслообразованию ( Тема VI. 13 B; Тема XVII. 3 ).

Логоцентристско-личностное стремление перейти от единичных предметов к общим понятиям привело к инверсии языка и предмета. Логические конструкции сами стали объектом исследования. На роль очищенной от лишней семантики точки отсчета претендовали категории формальной и диалектической логики, фигуры теоретического знания, но это не спасало от формирования «несчастного сознания», которое понимает, что не способно найти такое чистое понятие. В искусстве предмет и средства поменялись местами после импрессионизма, что предсказывал Гегель. Содержанием произведения становятся форма, средства художественной выразительности, а сюжет, тема - отходят на второй план. Литература сдалась позднее живописи, так как лежала в основе логоцентрического дискурса. Но и там вскоре начались лингвистические перевороты ( Тема I. 2, 4 С; Тема XX. 2 B, 3, A, B).

Одно из выражений кризиса логоцентризма - замкнувшаяся на себя методология науки. Чем больше сознание стремилось докопаться до сути, тем в большей степени исчезал предмет. Очищая его от лишних денотаций, сознание постепенно избавляло его от всякого более-менее содержательного смысла.

Истончание Абсолюта (Тема VIII. 5) в определенном смысле началось еще с протестантизма ( Тема XVII. 5 E). Он был совершенно вынесен за скобки жизни, а в тварный мир проникали лишь его проекции. Это привело к его постепенному угасанию. В новой ситуации, к XIX веку культура стала выдавать свою субъектность за субъектность человека (Тема VII. 3, 6). Отсюда вспышки иррационализма, пессимизма и фатализма в XX веке – почему такой идеальный в воображении человек по факту оказывается такой неправильный.

«Итак, изживание логоцентрической культурной парадигмы с её монотеизмом, презумпцией Должного, отчуждающим аналитизмом и всем спектром мироустроительных установок от теократии (антропологический минимализм) до либеральной демократии (антропологический максимализм) - таков глобальный и фундаментальный процесс нашей переходной эпохи. И постмодернизм выступает не инициатором этого процесса, а вернейшим индикатором оного»[407] ( 5, B, E, Тема XX )

Постмодернизм - это индикатор смены всей макропарадигмы, указывающий, что логоцентризм все быстрее отступает с авангарда истории ( Тема XVIII. 2 ). Однако, он не умирает и еще долго будет сохранять сильные позиции, особенно, в массовом сознании.

Только процесс разрушения логоцентрической парадигмы сделал возможным абстрагирование от нее. Одно из выражений кризиса логоцентризма - нарастающая диффузия, стирание границ, плюрализм ( Тема XVIII. 5 ).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь