Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Достижения и наследие Античности



В это время начало становиться не только философское и научное сознание, но также художественное.

Художник стал автономен позднее философа, да и позднее самого искусства.

«Отрефлектированный и рационализованный аспект творческого процесса - это пока ещё только «техне», система инструментальных принципов и приёмов»[370]

Им движут потусторонние силы, он не осознает себя мастером.

«Классическое античное искусство стало первым (и, в некотором смысле, последним) блестящим опытом общекультурной медиации. Родившиеся на полпути распада синкрезиса в точке равновесия центробежных и центростремительных сил, произведения классического периода семантически разомкнуты по всем направлениям смыслового пространства, на пересечении которых они возникли. Очеловеченный бог и обожествлённый человек встретились на середине разделяющей их дистанции. Антропные представления о божестве обрели телесную конкретность»[371]

Это середина между многозначностью мифа ( Тема X ) и духовностью зрелого логоцентризма ( Тема XV. 6 ).

В произведении искусства успешно сочетались трансцендентное с имманентным (Тема VIII. 1), в нем органично воплощались упорядочивающие культурные принципы, каноны не имели магического традиционного значения, а исходили из самой текстуры материала. Внешнее - в полной мере выражало внутреннего.

Античное общество представляло собой что-то вроде чернового варианта общества потребления[372] ( Тема XVII. 2; Тема XVIII. 5 )

Античность создала индустрию развлечений (Римский цирк), точные медицинские инструменты.

Античный логос усваивался в раннехристианской культуре через едва сохранившийся институт античного образования ( Тема XV. 3 D).

Школа - то, что содержало все бытие логоса ( 2 ) в снятом виде.

В Античности создали нечто вроде такси с водяными счетчиками и многое другое, но для того, чтоб все это прижилось, нужна была иная ментальность ( Тема V. 1, 2 B).

Марио Льоцци «История физики» (М., 1970). «...греки обладали достаточными знаниями, чтобы создать индустриальные машины и предвосхитить XVIII в. Почему же этого не произошло? Нам кажется совершенно очевидным, что произойти это могло только в культуре, в которой были нарушены фундаментальные механизмы экологической и духовной саморегуляции. Такой культурой оказалась западноевропейская цивилизация...»[373] ( Тема XVII. 2 )

 

 

Тема XIV

Власть и государство

Нужда в Драконе

1. Сущность и задачи государства ( Тема VII. 2Cc1) )

«С точки зрения исторической эволюции, государство представляет собой социогенетический ароморфоз, являющий стадиальную фазу самоструктурирования культурной системы в контексте противоборства интегративных и дезинтегративных тенденций. Социогенез в культуре подчиняется общеэволюционной логике противоборства и взаимодействия центростремительных и центробежных сил, компромисс между которыми всякий раз принимает в истории черты, определяемые контекстом стадиального развития ЛКС»[374]

Государство стало главным регулятором расширения культурного ресурса (Тема VII. 1Cd; Тема XI. 7 С). Изъятие избыточного культурного материала – его главная функция. Оно придает культуре форму, ограничивая ее рост и устанавливает иерархии подсистем (Тема VII. 1A). Появление государства связано с Дуалистической Революцией ( Тема VI. 11; Тема XV. 2 ) - массу феноменов, подчиняющихся закону бинарного кодирования ( Тема VI. 4 ), можно было собрать воедино лишь ценой глобальной дуализации культуры. Разделение государства и общества стало одной из важнейших в истории оппозиций, структурирующих культурное пространство.

 

Структура государства

«Верх властной пирамиды вплотную подходит или даже сливается в своих функциях с образом демиурга, середина воплощает все промежуточные звенья иерархически организованной медиации, а низ растворяется в социальной энтропии подвластного общества»[375] ( Тема XI. 7 B; Тема VI. 13 B)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь