Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дополнительно о логоцентризме (1)
Отличительная черта логоцентризма: «Это модальность культурного бытия, где вербальный код выступает системообразующим и доминантным по отношению ко всем остальным системам культуры и всему разнообразию доминантно-субдоминантных отношений в разных локальных традициях»[404] ( Тема IV. 3N ) К характеристикам логоцентризма также относятся: 1. Неуемный поиск Истины 2. Соотнесение всех ценностей с единым запредельным Абсолютом, стоящим во главе всех иерархий (Тема VIII. 1, 2) 3. Онтологизация спекулятивных построений и «подминание» под них реальности ( 3 B; Тема VII. 5) 4. Все дискурсы книжно-письменной культуры[405] Логоцентризм решает проблему раздвоенности и отчуждения посредством логической связи понятий. Логос выступает в роли новой эмпатической связи. Происходит концептуализация трансцендентного – все запредельное получает некий знак, образ, символ. В знаковой форме все это становится частью культуры, а не просто чем-то за пределами опыта ( Тема IV. 3 M, 4, 5; Тема VIII. 1, 2). «Именно в пространстве Логоса с его предельно дискретизованными операционными единицами - словами и письменными знаками - возможно уплотнение и снятие опыта предшествующей культурной системы вместе с её застывшим смысловым материалом. Никакая другая кодификационная система на это неспособна. К примеру, романский собор как бы снимает в себе античную базилику - но именно как бы: если «вычесть» все добавления и трансформации, исходную базилику можно получить в развёрнутом виде. По существу, это не снятие. Только в пространстве Слова исходный текст можно «развинтить» на первоэлементы-слова и затем, заново сконструировав из них компактную смысловую квинтэссенцию (сущность), загнать её вглубь новообразованной смысловой структуры и тем самым освободить место для новой же семантики. Двигателем культурной динамики Слово стало именно из-за этой его способности так уплотнять смыслы»[406] (Тема XIII. 2) Сакрализованное (Тема IX. 1, 2 ) Слово воспринимается как источник реальности. Оно лучше всего воспроизводит и кодирует отношения дискретности и континуальности ( Тема VI. 4 ). Механизм концептуализации - изобретение логоцентризма. Алфавитная письменность - упаковка смысла в ограничивающую знаковую форму, это могло быть достижением лишь начинающей логоцентрической культуры. Городская письменная культура - авангард логоцентризма (Тема VII. 1C). Деревня и кочевой мир, по крайней мере, наполовину остались погруженными в природу ( Тема II. 4; Тема VI. 10 ) Спекулятивные попытки снять оппозиции посредством медиации ( Тема VI. 13 B) расширяют пространство логоцентрического дискурса и работают на ту же двойственность. В логоцентризме феномен и его прообраз разведены, в отличие от МРС, где даже не было идеи сверхъестественного. Идея лучшего высшего мира и мира испорченного - тоже следствие всеобщей дихотомичности мышления. Истоки Должного еще в формировании психического образа. Установление четких, раз и навсегда фиксированных границ значения - одна из «вечных тем» логоцентризма ( Тема IV. 3, F, I, J, L; Тема XI. 3 ). Экстенсивное отношение к ресурсам, хищническо-экспансивный характер межкультурных отношений ( Тема VI. 14; Тема XXI. 3 A) такие же характерные черты логоцентрических систем, как и гипостазирование священного Слова (Тема IX. 1, 2). Метафизический Абсолют нужен, чтобы разорвать синкретические природные связки. Абсолют, помимо прочего, - генератор каузальных связей и смыслообразовательных направлений ( Тема II. 5 ). Логоцентрическая парадигма - это композиционный центр мировой истории. Модельные центры логоцентризма - ЛКС, где переход к логоцентризму достигал наибольшей чистоты и принимал наиболее целостные и устойчивые формы (Тема VII. 1A). Периферия - перекрестное влияние разных логоцентрических парадигм плюс дологоцентрический мифологический слой ( Тема XI. 4 ). Логоцентризм вызвал к жизни пару когнитивная схематика - семантическое содержание мышления, эта разница заметна на примере Абсолюта, с одной стороны, являющегося объектом сознания, с другой стороны, таким объектом, содержание которого никак не познается и не рефлектируется ( Тема XVI. 1, 6 ). Империя после осевой эпохи отличается от империй МРС. Тогда они просто спасали распадавшийся синкрезис. Теперь они имеют идеократический характер ( Тема XIX. 5 ). В классическом логоцентризме ( 2 ) Культура проявляет свою субъектность как Абсолют в разных его формах, позже как Наука, затем как Человек вообще. Абсолют был как призрачным образом бегства от Культуры, так и ее собственной маской (Тема VII. 3). Идея служения «научной истине» - лишь перверсия логоцентрического служения сакральному Абсолюту (Тема IX. 1). Только современная личность сменила императив служения на императив самоактуализации ( Тема XVII. 1 ).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы