Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дальнейшая судьба логоцентризма
Логоцентризм еще долго будет присутствовать в ментальности современного человека. Логоцентрический слой нестираем в принципе, дуалистическое сознание - это то, что позволяет человеку взаимодействовать с Культурой ( Тема VI. 4 ). Однако, поздние логоцентрические дискурсы - дурная бесконечность доразвития. В модельных центрах за пределами Средиземноморья остались недоразорванными синкретические связки. Диалектическая антитеза доминирующим способам смыслообразования была в лучшем случае намечена. История протекала в тлеющем режиме. Но многие центры могут стать очень значимыми в постлогоцентрическую эпоху ( Тема XVIII. 6 ).
Тема XVI Рефлексия Острый инструмент Понятие и сущность рефлексии 1. Отчуждение ( Тема III. 10 ) 2. Самоанализ, обращение сознания на себя ( 3 ) 3. Расщепление переживания на смысл и знак, а также означивание и кодификация ( Тема II. 4, 10; Тема IV. 3 М, 4 ) 4. Может быть и формой преодоления отчуждающей дуализации 5. Отражение общих упорядочивающих принципов на конкретном примере. 6. Индикатор становления субъектной самостности. Именно рефлексия о человеке как единичном я дала импульс к становлению личностного самосознания ( Тема VI. 8 ). Чем глубже рефлексия смыслообразования, тем менее человек подвержен культурным манипуляциям (Тема VII. 6). Рефлексия включает в себя партиципацию, отчуждение ( Тема III. 2, 10 ), объективирующее и субъективирующее понимание ( 3 ), семиотизацию и кодификацию ( Тема IV. 4 ). Посредством рефлексии субъект осознает себя, а изначально синкретический природный феномен становится культурным объектом ( Тема II. 5, 10 ). Платон считает, что у нас есть предзнание, pro-idenai, а Аристотель - что сознание чисто до познания предмета. «Заполняющий сознание материал расчленяется, выделяются сущностные определения, принципы и характеристика воспринимающегося объекта. Названные идеальные структуры наделяются статусом объективного бытия. Далее, по Аристотелю, выделенные в рефлексии общие понятия синтезируются в суждении по поводу конкретного единичного объекта»[408] Рефлексия рождается у человеческой самостности, научившейся выбору. За рефлексию между внутренним и внешним, я и миром отвечает задняя часть теменной доли левого полушария. Условие познания - узнавание чего-то родственного себе в невербальных феноменах. Появление рефлексии у человека выпавшего из палеосинкрезиса аналогично появлению рефлексии на индивидуальном уровне - при выходе из синкретизма детского мышления. Л. С. Выготский, Х. Вернер, Э. Нойманн. ( Тема II. 9 ) Рефлексия превращает культурный материал в текст. Первичная дуализация протекала в болезненно рефлектирующем сознании ( Тема VI. 8 ). Личность рефлексирует денотат (смысл), но только рефлексия гения способна дотягиваться до структурной организации смысловых конструкций (Тема VII. 2Da). Только поздние греки поставили вопрос о разнице между истиной и мнением (Тема XIII. 2). По достижении довольно высокого уровня рефлексии человек понимает, что культура пытается запихнуть его в узкую нишу, делая его объектом и ограничивая в возможностях, в т.ч. смыслообразовательных (Тема VII. 7).
Фронт рефлексии То, что находится на границе бессознательного и сознательного (Тема VII. 1B), через него проходят все формируемые смыслы и здесь происходит кодификация. Индикатор распада синкрезиса ( Тема II. 3, 5 ). Он же связывает ментальность ( Тема V. 2 A) и наличные культурные формы. Здесь выявляются формы партиципации ( Тема III. 4 ), направленность культурной динамики (Тема VII. 7). В нем нет константных оснований системного качества культуры, но есть их производные - направления смыслообразования, разворачивание знаковой системы, формирование ценностей. Делит ментально-культурное пространство на 3 части: неосознаваемое, осознаваемое неадекватно и профанизованное. Неадекватно осознаваемое чаще связано с идеей возвращения к золотому веку. Диссистемные феномены ( Тема IV. 3 O; Тема XI. 7 G; Тема XXI. 3 E) долго не замечаются, затем осознаются в замещенной форме и только под конец открываются, часто под конец самой культуры (Тема VII. 7). Важной вехой стала рефлексия самой оппозитности существования человека в культуре ( Тема VI. 4, 11 ). Платон мог появиться только тогда, когда культура смогла кодифицировать ностальгию по утраченному единому ( Тема II. 1 ). К примеру, пока определенные смыслы не попали в этот фронт, средневековый человек вообще не мог представить политическую систему без короля, хотя к конкретному королю мог относиться по-разному. Рефлексия превращает природные феномены в культурные, наделяя смыслом. По ходу истории она все больше направлена на культурные, уже отчужденные и частично осмысленные смысловые блоки. Перемещается от максимально бессознательных форм до много раз переосмысленных, отчужденных, копирующих друг друга знаков Под конец истории и сам человек прошел сквозь фронт рефлексии Отрефлексировано все вплоть до механизмов саморазрушения ( Тема XXI ). После рефлексии у объекта возникает культурная ипостась, и уже она подвергается различным семантическим и семиотическим операциям ( Тема IV. 3 E; Тема VI. 5 ). В зону рефлексии легче попадает то, что уже начинает разрушаться (Тема VIII. 5). Рефлексия - это инструмент вскрытия базовых оснований, а иногда и десакрализации (Тема IX. 4). В современности рефлексия обратилась на себя, вспять, так что теперь формируются не смысловые генетические цепочки, а произвольные полуспонтанные ассоциации. Раньше европейская эпистемология формировала цепочки смыслов, плясавших от некой трансцендентной точки. Теперь эта цепочка не может даже начаться. Все относительно и может означать что угодно. Разум начинает видеть и рефлексировать слишком много не укладывающегося в линейные и замнкутые логоцентрические структуры. И тогда он дрейфует по расползающимся во все стороны смысловым каналам, ни к чему всерьез не привязываясь и ничего не переживая. ( Тема XVIII. 3 – 5; Тема XX. 3 B).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы