Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психологическая обусловленность культов
Чтобы подытожить наши наблюдения в этой редко обсуждаемой сфере анализа культов, давайте рассмотрим, как культовые системы свидетелей Иеговы, мормонов и " христианской науки" направляют своих приверженцев в восприятии " внешнего мира" неверующих. Начнем со свидетелей Иеговы. Литература " Сторожевой башни" изобилует примерами психологической обусловленности — стандартных религиозных реакций в ответ на конкретные стимулы. Подобно собаке Павлова, выделявшей слюну при звуке звонка, который означал, что ей принесли еду, истый приверженец свидетелей Иеговы выделяет духовную и эмоциональную слюну, когда " Сторожевая башня" начинает звонить в колокол теологии Рассела. Пример из публикаций " Сторожевой башни", по-моему, лучше всего демонстрирует это и говорит сам за себя. ...В христианском мире, как это ни покажется странным, лжерелигиозные учения создают традиции, — а правление людей, как прямо, так и косвенно, приводит к физической и духовной нищете масс, несмотря на выставляемую напоказ благотворительность. 4 ...Христианское сочувствие бедным превратилось в чистейшее лицемерие... Его священники надругались над Моим законом и осквернили Мое святое... Его правители, подобно волкам, проливающим кровь несчастной овцы, губят души ради куска добычи... Его пророки оскверняют души, изливая на них нечистоты пророческой лжи из своих видений, утверждая: так говорит Иегова — когда Иегова так не говорил... Богатые угнетают и грабят, ожесточают бедных и нуждающихся, закабаляют ближних... О, порочное христианство, почему ты забыло о чистом служении Богу? Почему ты переметнулось к силам и стало частью злого сатаны, угнетающего людей? Почему ты не заботишься о бедных, как заповедует Иегова? 5 То малое милосердие, которое бедные получают от христианского мира, сродни крохам, подобранным нищим Лазарем со стола богача, когда собака лизала его кровоточащие раны. Но ни крохи, ни зализывание ран не улучшили положения нищего. Один Иегова может спасти его. Как прекрасно узнать отвергнутым, попранным людям этой земли, что есть Некто выше, чем самый высокий из столпов христианского мира... Да, всемогущий Иегова слышит вопли полуживых и, слыша их, отвечает их мольбам и посылает Своих добрых самарян на спасение всех презренных христианского мира. 6 Ненавидящих Бога и Его народ надо ненавидеть, но мы не будем причинять им физической боли в злобе и зле, ибо и злоба, и злость принадлежат дьяволу, а чистая ненависть нет. Мы должны ненавидеть в самой праведности, искренне отвращаясь от всякой грязи, нечистоты и скверны, вызывающей омерзение. Земля слишком хороша для ненавидящих Бога, и она очистится от этого зла, но нам не надо и пальцем шевелить, чтобы нанести им физический вред, ибо Бог позаботится об этом. Само имя Его означает воздаяние врагам. Нам надо лишь помнить, куда лежит их путь. Враги Иеговы видны по их яростной ненависти к Его народу и к делам этого народа. Они покончили бы с ним, заточив свидетелей Иеговы в тюрьмы или концентрационные лагеря, если бы только могли. Не по личной ненависти к свидетелям, но из-за их поступков. Они прилюдно богохульствуют, клевеща и осыпая упреками святое имя Иеговы. Как можно любить тех, кто ненавидит Бога? Мы можем только ненавидеть тех, удел которых — погибель. Мы повторяем молитву псалмопевца: " Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое? Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их" (Пс. 73: 10-11). Мы возносим свои пламенные молитвы Иегове, чтобы Он более не медлил и явил гнев Свой, о, Иегова, Бог воинства... без жалости порази всех нечестивых беззаконников. Поглоти их во гневе, так, чтобы не осталось и следа их более (Пс. 58: 4-6, 11-13). Таковы сегодня искренние чувства, желания и молитвы праведников. Таковы ли ваши чаяния?.. Как мы презираем творящих беззаконие и попирающих дело Божие! " Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут. И да познают, что Ты, Которого одного имя — Иегова, Всевышний над всею землею" (Пс. 82: 10-19). ...Ближайшие соседи Иуды были противниками израильтян с того момента, когда они отказались помогать Израилю на пути в землю обетованную. Моав хотел заплатить Валааму, чтобы тот проклял Израиль... Как они презирали народ Иеговы и гордились собой в своем падшем городе, которому уподобилась нынешняя религиозная организация, всей своей мощью выступившая за сатану! Современными моавитянами стали христиане, чьи слова и дела так далеки от христианства и истинного поклонения в завете с Иеговой. Иегова предупредил моавитян о грозящем наказании за беззакония и непослушание. Моавитяне наших дней противостоят свидетелям Иеговы с ненавистью, которую порождает не праведность, а дьявол и которая враждебна всякой праведности. Ненависть их к настоящему народу Божию растет, ибо они видят, как явно благословляет Иегова нас в отличие от очевидного пренебрежения ими. Они напрягают силы, чтобы не дать людям доброй воли войти в новый мир. Материально они богаче свидетелей Иеговы, чем очень гордятся и надмеваются... Моавитяне современности ответят по закону Иеговы, Который окончательно разделается с Моавом. Вот только часть наказания, какое падет на него. Возложит Иегова десницу Свою на высоты его, и попран будет Моав, подобно соломинке в груде нечистот. Он будет тянуть руки, подобно пловцу, тянущему руки к победной черте, но Иегова низвергает искусство рук его вместе с гордостью его. Какая может быть гордость, когда человек в грязи, в презрении, с каким Иегова нисходит к современному Моаву, погрязшему в позоре. Ибо превратили они огромный город, укрепленный город в руины, в пристанище бродяг, и больше не будет он городом. Он поверг их, живших в роскоши надменного города, Он низвел их низко, до самого праха, и превратит их в прах. Пята будет попирать их, пята бедняков и нуждающихся... Изменится все, что может меняться, и горы перевернутся! Надменность будет повергнута с самых высот, где вся власть и сила этого мира, — до самой бездны, какая только бывает. С чем сравнить ее там? Только с соломой в грязи, по которой ступают ноги бедняков. Надменность христиан, гордость и хвастливый язык, в которых проявляется их отношение к святому Божию Слову, преклонение перед идолами этого мира, людьми и прахом земного богатства не спасет, не принесет ни капли облегчения в громе негодования Иеговы. Нет им ни защиты, ни милости... Что защитит христиан? А у свидетелей Иеговы есть крепкий город, достойный прославления. Миллионы ищут убежища и нуждаются в безопасности, так пусть они знают, что у нас крепкий город! " И будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою" (Ис. 60: 18). Только Царство Божие укрывает и дает спасение, ибо внутри города человек жив. Желающие спасения должны искать организацию Божию и войти в нее и пребывать в ней. 7 Представления о Боге сильно искажены духовенством. Если это утверждение справедливо, тогда оно одно уже является доказательством того, что служители в действительности представляют не Бога и Христа, но врага Божия, дьявола... Если Библия явно свидетельствует, что их учение неправильно и действия их ошибочны, тогда в оправдание их лжеучений и ошибок можно сказать лишь то, что они были сбиты с толку злом и искушениями сатаны, врага Бога. Если догмы, которые проповедует духовенство, и его же поступки отличаются от того, что провозглашено в Слове Божием, тогда духовенство не является мудрым пастырем людей и люди не должны следовать за ним. 8 Учение их появилось от дьявола. Они долго обучались у его посланников... Духовенство было его инструментом, с помощью которого он свободно влагал свое лжеучение в сердца людей. Причем неважно, по своей воле поступало духовенство или нет. Если же они знают, что поступают неправильно, то у них должно появиться желание вытравить ложные мысли из человеческого рассудка. Но такого желания нет. 9 Во все времена духовенство провозглашало себя наместниками Бога на земле. Сатана поразил рассудок духовенства и дал ему свое учение об Иисусе и Его жертве, которое произвело большое смятение в душах. Апостолы учили истине, но вскоре после их смерти дьявол нашел священника, обольщенного собственным тщеславием и потому считавшего, что он может научить большему, чем получившие откровение апостолы. 10 Духовенство (осознанно или нет) является орудием в руках бога этого мира, сатаны, дьявола, который с их помощью ослепляет разум людей, чтобы они не поняли великий Божий путь спасения и примирения. 11 Духовенство совершенно явно относят к злодеям и делают объектом " чистой ненависти". Чем эта ненависть отличается от всем нам известной, " Сторожевая башня" даже не пытается объяснить, ведь и так ясно, что ничего не подозревающему христианству (всем предшествующим исповеданиям), ведомому якобы разложившимся духовенством, подсунули " порожденное сатаной" учение о Троице, об аде и страшном суде. Поэтому духовенство не заслуживает доверия, а его богословие сомнительно и навеяно сатаной. Удивительно ли, что обыкновенно спокойный и беспристрастный Стэнли Хай в The Reader's Digest за июль 1940 года заявил: " Свидетели Иеговы питают ненависть ко всем и пытаются сделать ее взаимной... Свидетели Иеговы делают ненависть религией". Учение об аде и вечном возмездии, которое вызывает страх перед судом, " безосновательно" и расходится с концепцией Бога " Сторожевой башни", поэтому оно, вместе с учением о Троице, по происхождению сатанинское и должно быть отброшено и заклеймено как ложное. В сущности, занятие " Сторожевой башни" — вносить сомнения в понимание некоторых общебогословских терминов (Святая Троица, Божественность Христа, ад, страшный суд, христианство, бессмертие души и т. п.), что мгновенно приводит к враждебной реакции свидетелей Иеговы, когда бы эти термины ни упоминались. Если мы учтем здесь, какой сильный акцент " Сторожевая башня" ставит на исполнение пророчеств, как она искажает эсхатологию и как болезненно ожидает Армагеддон (который, по ее мнению, решит все проблемы, уничтожив духовенство и религиозные организации), нам сразу станут понятными причины, побуждающие их к действию. Общаясь с рядовым свидетелем Иеговы, необходимо учесть эту модель поведения, чтобы христианин мог избежать, где возможно, прямого употребления терминов, которые почти неизбежно вызовут условный богословский рефлекс и оборвут нить общения. Другой постоянной особенностью общения на основе довольно запутанной системы веры свидетелей Иеговы является убеждение, что христиане всегда будут нападать на них как на личном, так и на религиозном фронте. В результате комплекс мученичества или преследования проявляется у них сразу же, как только допускаются неодобрительные высказывания в адрес Рассела, Рутерфорда, богословия " Сторожевой башни" или же их самих. Явно приятно считать себя героем от осознания, что ты стоишь один против многочисленных сил " дьявольской организации" (так " Сторожевая башня" называет христианство! ), и эта иллюзия становится более реальной, когда христиане в безрассудстве подкрепляют ее чрезмерными нападками на " Сторожевую башню" или на свидетелей Иеговы лично. В свете призыва свидетелей Иеговы к " чистой ненависти" можно задаться вопросом, насколько они следуют даже их собственному " Переводу нового мира", где в Евангелии от Матфея (5: 43-44) написано: Вы слышали, что сказано: " Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: " Любите врагов ваших, и молитесь за гонящих вас, чтобы быть сынами Отца вашего Небесного". " Сторожевая башня" без колебаний обвиняет духовенство и христианский мир в потакании всякого рода злу. И она же не колеблясь предположила, что христианский мир способствовал и ничего не сделал для предотвращения двух мировых войн: " Если бы они захотели, то легко могли бы их предотвратить". 12 Некоторые из основных положений " Сторожевой башни" явно противоречат Писаниям и являют нечто большее, чем просто духовное заблуждение. В них видны глубокие психологические изменения, которые уже нельзя назвать здоровым состоянием в любом смысле этого слова. В то время как свидетели Иеговы занимались Армагеддоном, теократией, концом света и " чистой ненавистью", культ мормонов пускал совсем другие психологические и богословские корни. Богословие мормонов ставит крайний акцент на незыблемость священства, обрядов и символики, над которыми возвышается церковная иерархия мормонов. С раннего возраста мормонов учат, что ключи власти находятся у священства и одним из признаков " возрождения" истинной Церкви Иисуса Христа на земле является существование священства и утверждение им этой власти. Ревностные мормоны носят символическое белье, которое постоянно напоминает об ответственности и обязанностях мормона. Если вдобавок учесть громадную роль, которую они придают крещению ради отпущения грехов, внесению десятины и добровольному миссионерскому служению, становится понятно, что последователи мормонизма находятся в близких, гомогенных отношениях, разорвать которые без жестоких духовных и экономических наказаний практически невозможно. Каждому мормону внушается, что его вера является истинной христианской религией, которая, используя их терминологию, " возрождает христианство на земле". Тайные обряды в мормонских храмах, ритуалы, связанные с крещением для мертвых, мистические рукопожатия, знаки и символы соединяют типичного мормона и его семью в то, что может быть названо психологическим термином " замкнутая группа". Вне принятого этой группой мормон не получит ни мира, ни общественного положения, ни престижа. Часто встречаются случаи дискриминации принявших нормальное, истинное христианство мормонов в районах, где доминируют мормоны, и такой человек легко может лишиться работы, если он попал в немилость у мормонской церкви. Программа социального благополучия у мормонов — другой превосходный стимул следовать вере. Так, если кормилец семьи заболел, лишился работы или умер, церковь проявляет заботу и оказывает поддержку его семье. Эта работа настолько эффективна, что во время " великой депрессии" 30-х годов ни одна мормонская семья не оставалась голодной и ни одна благотворительная кухня или хлебная очередь не нарушала порядок населенных мормонами областей. Мормоны добросовестно исполняют библейскую заповедь о взаимопомощи. Они дают друг другу деньги в долг, работают друг для друга, и сотрудничество их направлено к одной общей цели — " возрождению христианства" для всего человечества. Эти и другие силы ставят в центр мормонизма как религии семью, в которой приверженность церкви связывается с непоколебимыми устоями семейного единства и верности. Тем самым создается невероятно сложная система давления и переплетения ценностей, на которую накладывается богословская структура Церкви мормонов, стоящей между рядовым мормоном и его " вознесенным положением" или продвижением на пути к Божественности (читайте об этом подробнее в главе о мормонизме). Действительно, нужно быть смелым человеком, чтобы в окружении таких мощных психологических, экономических и религиозных сил сбросить с себя более чем одно ярмо и войти в свободный мир истинного познания Сына Божия. Но число таких смельчаков возрастает, так как они слышат призыв Духа Божия, указывающего на Церковь, которая является Телом Иисуса Христа. " Христианская наука", в отличие от других рассматриваемых нами культов, не дарует Божественности своим приверженцам, как мормонизм, и не сеет эсхатологическую панику, как свидетели Иеговы. " Христианская наука" — это оригинальная смесь гностического богословия XIX века, которая вплетается в переопределенную структуру христианского богословия, делая акцент на исцелении тела через очень сомнительный метод отрицания его объективной, материальной реальности! В " христианской науке" полностью разорвана связь между объективным миром физической реальности (материей) и духовным миром сверхъестественного существования (разумом). Миссис Эдди учила, что " человек как идея Бога уже спасен вечным спасением". 13 Следовательно, " христианским ученым" вовсе не обязательно считать себя грешниками, нуждающимися в спасении, ибо, по их мнению, каждый человек уже спасен, потому что он является отражением Божественного разума. Тем не менее " христианская наука" делает поразительные психологические ходы. Так, миссис Эдди требовала от своих последователей, чтобы они воздерживались от любых контактов с недуховными элементами иллюзорного материального мира. Она запретила чтение " несносной" (obnoctious) литературы из страха, как бы " христианские ученые" не познали реальность материального тела, его болезней, страданий и неизбежной смерти. " Христианской науке" присуще подсознательное подавление и сознательное изгнание из головы некоторых идей, которые противоречат психологической обусловленности культа. " Христианские ученые" поставлены в такие условия, что вынуждены верить в отсутствие материального мира, даже если их чувства ощущают его объективную реальность. Они постоянно утверждают, что материи не существует, и потому в полном смысле этого слова находятся в состоянии религиозной шизофрении. С одной стороны, они вполне осознают реальность материального мира и его неумолимый распад, а с другой, богословие условностей " христианской науки" безжалостно подавляет его осознание и утверждает, будто только духовная реальность является истинной. В ставшем классикой романе Маргарет Митчелл " Унесенные ветром" героиня Скарлет О'Хара, столкнувшись с жестокой реальностью гражданской войны, все время повторяет, что " подумает об этом завтра", будто если она не подумает об этом " сегодня", то жизненные проблемы нынешнего дня исчезнут. Но, пребывая в мире ощущений, " христианские ученые" полностью опровергают свои религиозные убеждения тем, что принимают пищу, одеваются и покупают дома для своего " нематериального" тела. И (уже с третьей стороны) они пытаются одолеть очевидную для всех тленность плоти путем исповедания веры, которая отрицает материальную действительность тела. Психолог бихевиористской школы в некотором смысле поступает так же: студентам он говорит об " обусловленности" и буквально все, включая семейные отношения, рассматривает механистически. Дома же он по-прежнему любит жену и детей и не реагирует на них так, как учит в университете. Вот одна из основных причин, объясняющая, почему у " христианских ученых" вырабатывается чуть ли не иммунитет к учению, что человек виновен вследствие совершения греха. Вина предполагает угрозу суда и наличие закона, являющегося основой судопроизводства, а отсюда следует, что грех реален и является нарушением закона Бога. " Христианские ученые" отчаянно желают только " благого" мира, тихой и безмятежной жизни, любви и безопасности. Добиться этого они могут, лишь отрицая эмпирическую очевидность противоположной стороны добра. В результате получается, что они утверждают реальность добра, отрицая его противоположность, как будто отрицанием зла они сразу уничтожат его! Нет никакого сомнения в том, что разуму " христианских ученых" присуща " избирательность", которая позволяет им концентрироваться на вещах метафизических по своей природе, игнорируя ощущения физического мира, и при этом придерживаться идеалистической философии и гностического богословия. Достигается же это подавлением или отбрасыванием всего противоположного идеальному. Следуя совету миссис Эдди и уклоняясь от чтения " несносной" литературы, то есть трудов, которые противоречат идеализму философии " христианской науки", " христианские ученые" избегают губительного для них столкновения с проявлениями физической реальности. Это по сути является актом бессознательного подавления, к которому прибегают для того, чтобы не замечать ощущений. Заключая наши размышления по этому вопросу, мы можем сказать, что царство культов расцвечено мозаикой ненормальных моделей поведенческой обусловленности, которые проявляются в богословии, использующем христианские термины, но искажающем их путем переопределения и выдающем их за " новое понимание". На самом деле " новое понимание" есть ничто иное, как старые ошибки в новом обличьи. Защитные механизмы на психологическом уровне становятся очевидными, когда рассматривается подоплека и фразеология культовых систем. Без тени сомнения можно утверждать, что существует синдром ненормального поведения в сознании большинства культистов, побуждающий, как в случае с " христианскими учеными", строить свою богословскую систему на предвзятом и искусственно созданном критерии оценки или, проще говоря, на " божественной" миссии и откровении Мэри Бейкер Эдди. Если привести другие имена, например Иосифа Смита, " пастора" Рассела, Брайема Янга или любого другого зачинателя распространенного культа, то и их учению свойственна подобная же психологическая обусловленность. Объем книги не позволяет долго распространяться на эту тему. Я надеюсь, что на основе проведенного анализа многогранных проявлений культовых поведенческих моделей читатель смог более глубоко понять и оценить психологическую структуру культизма и увидеть, как культы захватывают своим влиянием все возрастающую часть христиан, которые не готовы дать отпор хитростям и козням психологических и богословских заблуждений. ______________________________________ 1. Из личного письма миссис Эдди своему ученику. Цит. по кн. Georgine Milnine. The Life of Mary Baker G. Eddy and the History of Christian Science. Grand Rapids, 1909, 1937 (" Жизнь Мэри Бейкер Эдди и история " христианской науки" ). 2. Mary Baker Eddy, The First Church of Christ, Scientist, and Miscellany, Boston, 1941, p. 115. 3. The Open and Closed Mind, pp. 36-37. 4. The Watchtower, Dec. 1, 1951, p. 731. 5. Там же, с. 732-733. 6. Там же, с. 733. 7. Там же, с. 734. 8. Judge J. F. Rutherford, Reconciliation (Brooklin, 1928), p. 85. 9. Там же, с. 91. 10. Там же, с. 100. 11. Там же, с. 125. 12. The Watchtower, Dec. 1, 1951, p. 731. 13. Mary Baker Eddy, Miscellanious Writings, Boston: 1924 (first pub. 1896), p. 261.
Глава 4. Свидетели Иеговы и Библия " Сторожевой башни".
Краткая история Чарльз Тейз Рассел является основателем движения современных свидетелей Иеговы. Он был деятельным администратором, создавшим хорошую организационную структуру секты. Название " свидетели Иеговы" появилось чисто случайно в Колумбусе, Огайо, в 1931 году, чтобы провести различие между " Сторожевой башней" и " истинными" приверженцами Рассела в лице Миссионерского движения изучающих Библию. Ч. Т. Рассел родился 16 февраля 1852 года у Джозефа Л. и Анны Элизы Рассел. Большую часть детства и юности он прожил в Питтсбурге и Аллегени, Пенсильвания, где к 25 годам уже был известен как управляющий нескольких мужских галантерейных магазинов. Еще тогда он отказался от догмата о вечных муках, вероятно, из-за жесткой обработки, которой он подвергся в церкви конгрегационалистов, что и послужило причиной его крайне негативного отношения к " организованным религиям". В 1870 году в возрасте 18 лет Рассел организовал в Питтсбурге библейский кружок, на котором в 1876 году его избрали " пастором" группы. С 1876 по 1878 год " пастор" был помощником редактора небольшого ежемесячного журнала в Рочестере, Нью-Йорк, но ушел оттуда, когда у него возникли разногласия с редакцией в вопросе об искуплении Христа.
Вскоре после ухода из журнала (1879) Рассел основал собственное периодическое издание - The Herald of the Morning (" Глашатай утра" ), которое впоследствии превратилось в нынешнюю " Сторожевую башню, возвещающую царство Иеговы" (The Watchlower Announcing Jehovah's Kingdom). Тираж его от первоначальных 6 тысяч экземпляров вырос до 17, 8 млн. на 106 языках. Другое периодическое издание " Сторожевой башни" - журнал " Пробудитесь! ", который распространяется тиражом 15, 6 млн. экземпляров ежемесячно на 34 языках. Рост тиража этого издания превзошел даже самые сокровенные мечты Рассела. В 1884 году " пастор" инкорпорировал Общество " Сторожевой башни Сиона" в Питтсбурге, которое в 1886 году опубликовало первую в серии из семи книг, именуемых теперь " Изучение Писаний", а первоначально известных под заглавием " Тысячелетняя заря". Сам Рассел написал шесть из них. Седьмой том был составлен после смерти Рассела по материалам его записей и вышел в свет в 1917 году. Этот том " Исчезнувшая тайна" (The Finished Mistery) и стал причиной разногласий в организации, которые привели к ее явному расколу: большая группа последовала за Дж. Рутерфордом и взяла себе нынешнее название " свидетели Иеговы", меньшинство же осталось само по себе и оформилось в Ассоциацию учеников Библии Зари.
В январе 1981 года журнал " Сторожевая башня" опубликовал статистические данные, согласно которым общество " Сторожевой башни", основанное в 1896 году (центральное ядро организации), имеет филиалы более чем в ста странах, а его миссионеры и " проповедники Царства" работают в 250 странах. Литература свидетелей Иеговы издается на 110 языках, а количество проповедников общества (возвещателей) исчисляется цифрой 563.453. Общество мастерски распространяет свои идеи и бросает явный вызов любому христианину.
В 1908 году центром движения стал Бруклин, Нью-Йорк, Его штаб-квартира на Хикс-стрит, 17 известна как " Бруклинская скиния". Организация росла и процветала, постепенно приобретая все новые и новые здания в Коламбиа-хайтс. Сегодня ей принадлежат целые кварталы. С 1928 года общество владеет типографией, которая дважды расширялась - в 1949 и 1957 годах. Типография оснащена новейшим оборудованием. За время своего существования она выпустила в свет миллиарды книг и брошюр. Организации принадлежат современные жилые дома и конторы. " Ферма Царства" обеспечивает " Сторожевую башню" продовольствием и древесиной для мебели. Библейская школа " Галаад" - одна из множества образований подобного рода. Все служащие организации получают деньги на текущие расходы, обеспечиваются жильем и питанием, но им не выплачивается зарплата.
Рассел проповедовал свои взгляды до самой смерти (он умер 31 октября 1916 года в трансконтинентальном экспрессе, проезжая Техас). Бывший пастор был отвергнут официальными кругами, но в избранной им области достиг большого успеха. В интересах истины, не желая оставить читателя в неведении, мы помещаем ниже часть статьи, опубликованной в The Brooklyn Daily Eagle 1 ноября 1916 года, где приводятся не подлежащие сомнению факты из биографии Рассела, чтобы даже самые ярые приверженцы Рассела видели, каков был человек, которому они вверили свою судьбу в вечности.
Через год после основания журнала " Сторожевая башня" Рассел женился на Марии Эклн. Это произошло в Питтсбурге. Экли принадлежала к приверженцам его учения и помогала ему издавать " Сторожевую башню".
Два года спустя образовалось общество " Сторожевой башни", занимавшееся публикацией проповедей " пастора" Рассела в газетах всего мира. Общество на удивление процветало под совместным руководством супругов. Но в 1897 году миссис Рассел оставила своего мужа, а шесть лет спустя, в 1903 году, подала на развод. После сенсационных свидетельских показаний " пастор" в 1906 году проиграл дело.
Затем последовала долгая тяжба, так как " пастор" не желал выплачивать своей бывшей жене деньги. Тяжба разрешилась и 1909 году выплатой суммы в 6.036 долларов. В ходе разбирательства выяснилось, что религиозная деятельность " пастора" распространялась на ряд дочерних обществ, весь капитал которых стекался в акционерный совет, где в распоряжении Рассела было 99% акций и только 1% - у двух его последователей.
Таким образом, Рассел единолично контролировал весь огромный финансовый капитал общества и ни перед кем не отчитывался.
Далее Eagle пишет:
Положив таким образом удачное начало " делу". " Сторожевая башня" занялась рекламированием пшеницы (1 доллар за фунт), обещая, что " чудо-пшеница" дает в пять раз больше урожая, чем остальные сорта. Почитателей общества призывали покупать ее, уверяя, что доходы от продажи пойдут на нужды общества и на публикацию проповедей " пастора".
Eagle был первым изданием, предавшим гласности истинные факты об авантюре приверженцев Рассела и поместившим карикатуру на Рассела и его " чудо-пшеницу". Рассел возбудил дело о клевете, потребовав 100.000 долларов за нанесенный ущерб. Лучшие специалисты изучили зерно, которое Рассел продавал по доллару за фунт, и стали важными свидетелями на суде, состоявшемся в январе 1913 года. " Чудо-пшеница" оказалась низкосортной. Eagle выиграл дело.
Но еще до суда The Brooklyn Daily Eagle заявил:
Мы пойдем намного дальше. На суде откроется, что религиозный культ " пастора" - это всего лишь путь к выкачиванию денег.
Решение суда подтвердило это заявление Eagle.
В 1912 году " пастор" предпринял кругосветный вояж. Газеты кишели сообщениями о том, с какой радостью и вниманием отнеслись к проповедям " пастора" в разных городах. Однако оказалось, что во многих городах, о которых шла речь, никто никаких проповедей Рассела не слышал.
Для тех наивных свидетелей Иеговы, которые полагают, что история с пшеницей выдумана, дабы очернить память Рассела, мы приводим хронологию процесса по документам того скандального суда (сохранившимся в Нью-Йорке в виде микрофильмов).
(1) 1 января 1913 г., стр. 1, 2. Скандал с " чудо-пшеницей". (2) 22 января 1913 г., стр. 2. Свидетельства приверженцев Рассела. (3) 23 января 1913 г., стр. 3. Свидетельства о зерне. (4) 25 января 1913 г., стр. 16. Показания секретаря-казначея Ван Амберга об абсолютном контроле Рассела над всем капиталом. (5) Ван Амберг заявил: " Мы не отвечаем за свои расходы ни перед кем, кроме как перед Богом". (6) 27 января 1913 г., стр. 3. Показания экспертов о том, что в " чудо-пшенице" нет ничего чудесного или даже просто качественного. (7) 28 января 1913 г., стр. 2. Заключительные речи обвинения и защиты. Рассел развенчан, хотя сам он не присутствовал на заседании. (8) 28 января, 1913 г., стр. 16. Рассел проигрывает дело о клевете.
В последние годы общество " Сторожевой башни" стало утверждать, что Рассел не наживал никаких денег от " чудесной пшеницы", а пускал их на дело организации. Вот только они забывали добавить, что 99% акций общества принадлежали самому Расселу. Все доходы общества становились доходами Рассела!
Бруклинский Eagle повел борьбу, желая обличить лицемерие Рассела и открыть его лживые выдумки. Вот отрывок из статьи, напечатанной в The Brooklyn Daily Eagle 19 февраля 1912 года (с. 18). Статья озаглавлена: " Воображаемые проповеди пастора Рассела: отчеты о заграничных выступлениях, которых не было, - " проповедь" на Гавайях". Эти свидетельства касаются кругосветного путешествия " пастора" и проливают свет на его искренность и порядочность.
" Пастор" Рассел счел после публикации The Brooklyn Daily Eagle о его методах работы и нравах, что для его здоровья не подходит климат Бруклина. Сообщения о нем поступают теперь с разных концов света. Он выступает с проповедями перед выдуманными слушателями на тропических островах, " готовя почву" для миссий в Китае и Японии, проводя в каждой стране лишь по несколько часов.
После того как Eagle предал гласности аферу с " чудо-пшеницей" и опубликовал свидетельские показания миссис Рассел в деле о разводе, " пастор" увлекся идеей кругосветного путешествия. Его типография принялась печатать литературу, которую он рассылал всюду, куда собирался ехать. Затем он договорился о публикации в американских газетах своих воображаемых проповедей.
Отправившись в плавание с Тихоокеанского побережья, он сделал первую остановку в Гонолулу. И что вы думаете? Газеты, с которыми он заключил контракт, тут же опубликовали длинные пассажи о речах пастора. Вот что было сказано в одной из них:
" Гонолулу, Гавайские острова. Представители Международного библейского студенческого комитета по изучению зарубежных миссий остановились в Гонолулу, чтобы ознакомиться с ситуацией. Пастор Рассел, председатель комитета, выступил с речью. Присутствовало много народу, пастора слушали с чрезвычайным вниманием".
Затем следовала сама проповедь со множеством упоминаний о " тихоокеанском рае":
" Я хорошо теперь понимаю, почему вашу прекрасную землю называют тихоокеанским раем. У вас изумительный климат. Здесь многое действительно напоминает о рае".
И так далее еще два газетных столбца.
С давних пор известно, что у " пастора" Рассела богатое воображение, но он, оказывается, способен еще и выступать с воображаемыми проповедями.
Пастор Рассел не выступал в Гонолулу в течение тех нескольких часов, пока судно заправлялось там углем. Желая получить более точную запись выступления пастора. The Brooklyn Daily Eagle отправил телеграмму редактору газеты Hawaiian Star, издающейся в Гонолулу, и получил ответ:
" На ваш запрос от 19 декабря о пасторе Расселе, в течение нескольких часов находившемся в Гонолулу с библейским студенческим комитетом по изучению зарубежных миссий, сообщаем, что ни с какими речами он не выступал. Уолтер Т. Смит, редактор газеты".
То, что случай этот не единственный, подтверждают другие документы. 11 января 1913 года Eagle опубликовал следующее сообщение:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы