Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Свидетели Иеговы против Писания, разума и Троицы
Все основные культы и нехристианские религии, пытаясь опровергнуть ортодоксальное богословие, нападают на идею Троицы. Свидетели Иеговы (бывшие расселиты) особенно яростны в своей критике и особенно опасны, так как они ловко подтасовывают библейскую терминологию. На протяжении всей бурной истории " Сторожевой башни" основным критерием надежности того или другого библейского учения служила его " разумность". Разум - вот бог, перед которым все приверженцы " тысячелетней зари" * со времен Рассела до наших дней почтительно склоняют головы. " Великий переосмыслитель", как однажды назвали Рассела, дошел до того, что заявил, будто с помощью разума (то есть способности думать и делать вывод) можно познать сущность Бога!
* Так назвал это движение Рассел в 1886 году.
Подумайте только: по Расселу, природа Бога доступна нашему падшему разуму. В первом томе " Тысячелетней зари", позже названной " Изучение Писаний" (с. 41), " пастор" Рассел писал: "...Итак, проверим, соответствует ли сущность Бога по считающемуся богодухновенным Писанию сущности, которую мы приписываем Ему на основе разума". Совершенно очевидно, что представления Рассела о сущности Бога исходят не из веры в богодухновенное Писание, а из человеческой способности представить ее (сущность) на основе разума. По всей видимости, Рассел никогда не обращал внимания на слова Иеговы в 55 главе Исаии, отрицающие возможность познания человеческим разумом божественной сущности Творца. " Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55: 8-9). Этим Бог вовсе не хочет сказать, что в процессе познания следует отказаться от разума и мышления. Он лишь говорит, что никто не в состоянии познать мысли, природу, пути Бога, во всей их полноте, ибо человек конечен, а Бог бесконечен. В Исаии 1: 18 Бог говорит: " Тогда придите, и рассудим". Исходя из этого, свидетели Иеговы утверждают, что Бог ставит разум выше всего остального и использует его как средство общения со Своим творением. В этом есть доля правды, но лишь в определенном смысле. Бог не говорит: " Рассудите о Моей духовной сущности и природе" или " Ограничьте Мою сущность способностями вашего разума". А ведь именно так поступают свидетели Иеговы, называя Иисуса Логосом (Ин. 1: 1), " божеством", " сильным божеством", но не Богом Иеговой. В том стихе, который мы цитировали выше (Ис. 1: 18), Иегова указал людям путь спасения, призвал их освободиться от греха. Бог не говорит, чтобы мы пытались исследовать Его божественную сущность, проникнуть в Его разум. Вот слова Апостола Павла: " Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки" (Рим. 11: 34-36). А теперь разберемся, какие еще выверты приберегает в своем арсенале " Сторожевая башня" и придерживается ли она теории разумности " пастора" Рассела на деле. В статье " Писание, разум и Троица" (" Сторожевая башня", 1 января 1973 года) свидетели постоянно призывают к разумности как к способу определения того, что на самом деле думает Бог. Следующие цитаты подтверждают данное положение: " Мнение, что Бог-Отец и Его Сын Христос предвечны, противоречит разуму" (с. 22). Заметим, что разум используется здесь в качестве рулетки, которой измеряется ценность библейского учения. " Иегова говорит: " Тогда придите, и рассудим" (Ис. 1: 18). Приверженцы Троицы утверждают, что она непостижима разумом или логикой, что она - тайна. Но в Библии нет божественных тайн. В ней есть только священные секреты. Когда перевод короля Якова говорит о тайне (mistery), в греческом оригинале стоит слово от глагола со значением " молчать о чем-то", то есть имеется в виду не тайна, а секрет. Между тайной и секретом большая разница. Секрет - это то, что неизвестно, тайна же - то, что нельзя познать". Снова обратим внимание на любимую игру свидетелей - подтасовку терминов. " Сторожевая башня" говорит о разнице между словами " секрет" и " тайна" и утверждает, что в Библии нет божественных тайн. Секрет, заявляют свидетели, есть то, что неизвестно, тайна - то, что нельзя понять. Что ж, столь серьезное семантическое изыскание требует ответа. Найти его очень просто, надо только взять толковый словарь. Тайна определяется как " секрет, нечто сокрытое, неизвестное", а секрет определяется как " нечто сокрытое, тайна". Вот вам доказательство того, что Библия содержит божественные тайны. У свидетелей Иеговы нет оснований отрицать слово " тайна". Между двумя существительными нет большой разницы. Истина же в том, что, несмотря на свидетельство Библии, " Сторожевая башня" хочет свести Иисуса, Сына Божия, ко второстепенному существу, богу " второго сорта". Она по-прежнему следуют теории Рассела, и, чтобы в этом убедиться, не нужен словарь. " Иегова дает нам разум и логику, чтобы мы уверовали... Мы можем знать, что правда, а что нет, только логически размышляя над Словом Божиим" (с. 24). Вот типичный образчик рассуждений свидетелей Иеговы. Они не могут подтвердить Библией, что Бог всегда предоставляет нам разумное обоснование там, где Он хочет проявления нашей веры. Тем, кто изучает Писание, стоило бы подумать над данной проблемой, а не хвататься за соломинку в бурю. Попытка переоценить роль рассудка ведет к заблуждению. Во-первых, объясняет ли Бог, зачем Он создал Люцифера и позволил тому взбунтоваться против Себя? Нет. И все же мы верим, что сатана существует и противостоит Богу и все упоминания в Библии о сатане достоверны. Бог не объясняет нам зачем, но требует от нас веры. Во-вторых, дал ли Бог " разумное" объяснение Троице - единосущности трех Личностей? Нет. Нигде в Писании нет такого объяснения. Здесь мы встречаемся с удивительной непоследовательностью " Сторожевой башни" в вопросе разумности. Как относятся они к чудесам, сотворенным Иисусом, с точки зрения разумности? Если они верят в то, что Иисус воскресил Лазаря, претворил воду в вино, насытил пять тысяч Двумя рыбками и пятью хлебами и не спрашивают при этом, " как" это все происходило, то почему же Троица представляется им менее разумной? Чудеса не менее таинственны, чем Троица. В-третьих, объясняет ли Бог убитым горем родителям, потерявшим своего ребенка, почему?! Жизненные катастрофы могут быть связаны с греховностью человечества, с этим никто не спорит. Но обязан ли Бог давать объяснения родителям, почему именно их ребенок погиб? Нет. Нигде в Писании об этом не говорится. Бог лишь учит нас в Библии тому, что все подобное кажущееся зло участвует в исполнении Его божественного замысла. И Он призывает нас верить, иногда вопреки разуму. Можно сказать еще очень много. Но и так уже достаточно сказано в опровержение взгляда свидетелей Иеговы, будто Бог всегда предоставляет разумные и логические обоснования для нашей веры. А теперь вспомним еще одно положение свидетелей Иеговы: " Мы можем узнать, что правда, а что нет, только логически размышляя над Словом Божиим". Однако Иисус говорил: " Утешитель же. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14: 26). Если свидетели считают, что логическое размышление над Словом Божиим - единственный способ познания истины, то их позиция резко расходится с позицией Иисуса. Это и понятно, ведь им не дано руководство Святого Духа, так как они отрицают Его как Личность и божественную сущность. Мы же предпочитаем верить Слову Божию, а не оголтелому " расселизму" свидетелей Иеговы. В-четвертых. " Бог через Свое Слово взывает к нашему рассудку, а учение о Троице противоречит и Писаниям, и рассудку". Подобно прочим примерам игры слов, столь свойственной " Сторожевой башне", в этом утверждении меняются местами истина и ложь. Последняя придает необходимый смысл, первая позволяет обмануть доверчивого читателя. Бог действительно посредством Слова обращается к нашему рассудку. Если бы это было не так, мы не смогли бы понять, чего Он от нас хочет. Но это не означает, что Бог предлагает нам нашим падшим разумом постичь Его сущность. Свидетели Иеговы же утверждают, что мы способны это сделать. Свидетели Иеговы во всем вторят древней арианской ереси. Арий из Александрии (Египет) выдвинул в IV веке теорию, согласно которой Иисус был первым творением, тварным богом, ниже Иеговы. В 326 году церковь предала анафеме этот богословский миф вместе с самим Арием, но именно на него опираются свидетели Иеговы. Свидетели Иеговн. несомненно, понимают: если Иисус и Иегова - одно, их ждет ад, которого они боятся больше всего на свете. Этим объясняется их борьба против учения о Троице и об аде. Как вы помните, свидетели постоянно клеймят учение о Троице как дьявольское, а ад объясняют как могилу, ссылаясь при этом на Библию. Мысль о негасимом адском огне в наказание за непослушание Богу заставляет свидетелей цепляться за свою явно слабую теорию. Давайте проследим далее за логикой " Сторожевой башни". В статьях их журнала часто встречаются два слова равный (equal) и предвечный (co-eternal). Только в той статье, которую мы цитировали, они употреблены шесть раз. И каждый раз свидетели отрицают равенство по отношению к Богу-Отцу и предвечность Иисуса. " Сторожевая башня" пишет: Мы видим Бога на небесах как Высшее Существо... Мы видим Его Сына на земле, подчиняющегося Его воле. Перед нами две разные личности, не равные между собой. Ничто в данном отрывке (Мф. 28: 18-20) не указывает на то, что Святой Дух - это личность и уж тем более что Он равен Иегове (с. 21). Тот факт, что Сын получил жизнь от Отца, доказывает их неравенство (Ин. 1: 18; 6: 57). Безоснователен аргумент, будто Иисус был ниже Отца только в Своей земной жизни. Это ясно из слов Павла. В Флп. 2: 1-11 он советует христианам думать о себе не высоко, но со смирением, как поступал Христос, который хоть и находился в божественном образе до пришествия на землю, никогда не претендовал на равенство с Отцом (с. 22)....Иисус ни разу не называл Себя Богом, но только Сыном Божиим. Совершенно очевидно, что Христос ниже Отца (с. 23)....Святой Дух - сила Бога. Нет никаких оснований считать Его личностью... Троица уходит корнями в языческое многобожие, пантеон богов, а закон, данный Иеговой иудеям, утверждал прямо противоположное: " Иегова, Бог наш, Иегова един есть" (Вт. 6: 4) (с. 24). Коротко рассмотрим все эти утверждения свидетелей и проверим, имеют ли они разумные основания в Библии. " Сторожевая башня" утверждает, что Христос и Отец не равны. Это самое главное оскорбление, нанесенное христианству со времени " возведения" " Сторожевой башни". Неверие в Божественность Христа пришлось по сердцу всем не слишком обремененным интеллектом, кто предпочел насмехаться над учением о Троице, не доверяя Слову Божию и Сыну Божию. Что касается взаимоотношений Иисуса с Отцом, то апостол Иоанн пишет: " И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин. 5: 18). Греческое слово ison (равный) означает " равный по качеству и количеству, обладающий единой природой, одинаковый по положению и авторитету". Это объяснение взято из Словаря греческого языка доктора Тейера (Thayer's Greek Lexicon, p. 307). Доктор Тейер был унитарием и не признавал Божественности Христа, как и свидетели Иеговы, но он не покривил душой и привел истинное значение библейского слова, хотя оно и противоречило его взглядам. Итак, Слово Божие противоречит свидетелям Иеговы, и они не могут этого отрицать. " Сторожевая башня" далее утверждает, что раз Христос получил жизнь от Отца - " Я живу Отцем" (Ин. 6: 57), - то Он не может быть единовечным Отцу. На первый взгляд, эта логика приемлема, особенно если взять еще Ин. 5: 26: " Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе". Взяв же данный стих в контексте, мы увидим: речь идет не о том, что Христос получил вечное существование от Отца. Ин. 1: 1 говорит, что " Слово было Бог", то есть вечность изначальна во Христе в силу Его природы. Логический вывод следующий: Слово-Бог вошло во время в виде Сына Человеческого - так посредством Духа Святого Отец дал Сыну " иметь жизнь в Самом Себе", ту жизнь, которая присутствовала в Нем вечно, как в вечном Слове. Однако свидетели Иеговы сами себя опровергают, цитируя Флп. 2: 5-11. В этом отрывке Павел утверждает, что Христос обладал божественной полнотой и до воплощения пребывал " в образе Божием" и " не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам". Слово " равный" передано греческим словом isa, формой от ison, что значит " абсолютная единосущность" и чем подтверждается полнота Божества во Христе. Дальнейший текст недвусмысленно подтверждает, что все упоминания о более низком положении Христа по отношению к Отцу (Ин. 5: 26, 6: 57) касаются Его земного существования, когда Он " смирил Себя", чтобы стать одним из нас. Это ни в коем случае не умаляет божественной сущности Христа и Его единства с Отцом. Сам Христос исповедует Свою сущность формулой " Я есмь" в ответ неверующим иудеям, формулой, принадлежащей только Богу (см. Исх. 3: 14). Дважды свидетели Иеговы отвергают то, чему учит Писание, а именно, что Христос единосущен Отцу. Я хотел бы еще обратить ваше внимание на то, как часто свидетели переворачивают библейские цитаты с ног на голову. На с. 22 они заявляют: "...Павел дает нам совершенно ясно понять, что Иисус Христос до воплощения не был равен Отцу. В Флп. 2: 1-11 он советует христианам думать о себе не высоко, но со смирением, как поступал Христос, который хоть и находился в Божественном образе до пришествия на землю, никогда не претендовал на равенство с Отцом". Если же мы возьмем греческий оригинал, то увидим, что текст искажен. Он стал абсурдным, это явная подтасовка. Павел говорит совершенно противоположное. Иисус " не почитал хищением" (греч. arpazo, форма глагола " грабить" ) быть равным Богу, ибо Он предсуществовал как вечное Слово (Ин. 1: 1) до воплощения (Ин. 1: 14), следовательно, обладал всеми качествами и прерогативами Отца. Павел говорит и о том, что в Иисусе обитала " вся полнота Божества телесно" (Кол. 2: 9), называет Иисуса " великим Богом и Спасителем" (Тит. 2: 13) и " Богом" (Евр. 1: 8). Причем это лишь несколько ссылок, всего же их можно насчитать 25 у Павла и 75 в Новом Завете. Павел не писал того, что цитируют расселиты на с. 22, и это подтверждается греческим оригиналом. Свидетели Иеговы пытаются нанести " окончательный" удар по Троице, утверждая, что Ин. 1: 1 должно переводиться следующим образом: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было богом" (в смысле одним из богов или божеством). Вот так свидетели идут даже на политеизм в христианстве, пытаясь представить Иисуса неким второсортным богом. Ни один серьезный специалист по греческому языку не принимает перевода " Сторожевой башни", и свидетели Иеговы знают об этом.. Их перевод свидетельствует лишь о низком уровне образования и малограмотности в области греческой грамматики. Джеймс Моффатт и Эдгар Гудспид, переводчики либеральной школы, передают Ин. 1: 1 так: "...И Слово было Божественным", - но все остальные признанные авторитеты, в том числе и Мэнти, переводят: " Слово было Богом". Моффатт и Гудспид, тем не менее, признают, что Христос обладал всей полнотой Божества - что свидетели Иеговы яростно отрицают. Свидетели Иеговы - напоминают нам " всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим. 3: 7). Расселиты вовсю цитируют стих из Ветхого Завета: " Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть" (Вт. 6: 4), пытаясь опровергнуть учение о Троице. Их опять подводит незнание древних языков. Еврейское слово Echod (един) означает не абсолютное, однородное единство, но часто используется в Ветхом Завете в значении сложносоставного единства, что подтверждает возможность троичности единого Бога (Иеговы). В 24 стихе второй главы Бытия говорится: " Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (по-еврейски Bosor Echod). Это ведь не значит, что мужчина и женщина станут одной личностью. Они станут едины в союзе, едины перед Богом. Обратите внимание: речь идет не об односоставном единстве, а о сложносоставном. Рассмотрим подробнее, что это такое. Моисей посылает в Ханаан двенадцать разведчиков (Чис. 13: 23), а когда те возвращаются, они приносят с собой " виноградную ветвь с одной кистью ягод" (по-еврейски Echol Echod). На лозе были сотни виноградин, то есть единство явно не однородное, а сложносоставное, и все же оно передается опять с помощью слова Echol. Разные ягоды составляли единство в силу их одинакового происхождения. Свидетели Иеговы любят задавать такой вопрос: " Если Иисус, идя на крест, был истинным воплощением Иеговы, кто же оставался на небесах? " На этот логический вопрос дан ответ в 18 главе Бытия. Причем не один раз, а четырнадцать. К Аврааму пришли трое мужей. Двое из них были ангелы (Быт. 19: 1), к третьему же он обращался как к Иегове-Богу четырнадцать раз! Третий гость Авраама разговаривал с ним, а затем ушел, говоря о Содоме: " Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю" (Быт. 18: 21). " И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом" (18: 33). Если верить Иоанну (а свидетели Иеговы утверждают, что верят ему), " Бога не видел, никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1: 18). Чтобы опровергнуть представления свидетелей Иеговы о Боге как об однородном Единстве, приведем еще стих: " А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4: 24; 5: 37). Итак, Моисей утверждает, что Бог разговаривал с Авраамом лицом к лицу (Быт. 18: 26), а Иисус и Иоанн говорят: ни один человек никогда Бога не видел. Однако Иисус дает понять, что Он имеет в виду Бога-Отца, Отца же имеет в виду и Иоанн. Стих 24 девятнадцатой главы Бытия разрешает эту проблему. Это не могут не признать даже свидетели Иеговы. Моисей приоткрывает тайну сложносоставного триединства Бога: " И пролил Иегова на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Иеговы с неба". Вот единственное решение проблемы: Бог-Отец пролил дождем серу и огонь, а Бог-Сын беседовал с Авраамом и Саррой. Две ипостаси (о третьей подробнее рассказывается в Новом Завете (Ин. 14: 26, 16: 7-14 и т. д.) названы Иеговой (Быт. 18: 21, 19: 24, Ис. 9: 6, Мих. 5: 2) и обе Они едины - Echod (Вт. 6: 4). Бог-Отец был на небесах, когда Бог-Сын умер на кресте. Бог Святой Дух утешает Церковь, пока не придет Христос. Таково триединство Бога, над которым смеются и которое отрицают во имя человеческого разума свидетели Иеговы. В Быт. 1: 26 Бог говорит: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" - " нашему", а не " моему". Множественное число здесь оправдано - Бог обращается к Своему Сыну, причем обращается как к равному. В Быт. 11: 7, 9 в связи с Вавилонской башней Бог обращается к Иисусу: " Сойдем же, и смешаем там язык их". Снова мы встречаемся со множественным числом, снова идет разговор на равных. Относительно этих текстов свидетели Иеговы хранят молчание... С 23 страницы указанной статьи со свежими силами начинают они атаку, утверждая: " Нет оснований считать Святой Дух личностью". Эти нападки столь безграмотны и необоснованны, что едва ли стоит на них отвечать. На протяжении всего Нового Завета о Святом Духе говорится как о личности мужского рода. Он обладает волей (" Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам", Ин. 16: 7), а воля, несомненно, есть свойство личности. Сказано, что Святой Дух обучает (Ин. 16: 8), но свидетели Иеговы не видят и не слышат ничего, что противоречит их позиции. В их трудах часто встречаются бессмысленные вопросы типа: " Как могли в день Пятидесятницы 120 человек быть крещены личностью? " (Деян. 1: 5; 2: 1-4). От ревностных расселитов ускользает тот факт, что исполнение пророчества Иисуса, записанного Лукой в Деян. 1: 5, объясняется в четвертом стихе второй главы: " И исполнились (по-гречески eplesthesan) все Духа Святого". Иисус говорил не о том, что апостолы " погрузятся" в личность, но о том, что они исполнятся силой Его присутствия, символом которого стали языки пламени. Если бы свидетели Иеговы изучали Писания с помощью специалистов в области древних языков, а не разыгрывали из себя знатоков, каковыми они не являются, интересно посмотреть, к какому результату они бы пришли. Конечно, великой учености для спасения не надо, но если уж кто берется отрицать историческое христианство и насмехаться над теми, кто его исповедует, ему следует подкрепить свою позицию основательными знаниями. У свидетелей Иеговы этих знаний нет. Они трубят, что готовы обсудить любое место Писаний, но ни один из их авторитетов пока что не удосужился это сделать, несмотря на многочисленные предложения. Мы, представители ортодоксального христианства, не испытываем ни малейшего желания нападать на приверженцев другой веры " ради забавы", ради самого спора, зная, что призваны проповедовать ту веру, которую заповедал нам Иисус Христос. Свидетели Иеговы же, маскируясь под христианство, нападают без каких-либо оснований на ортодоксальное богословие, стряпая статьи типа " Писание, разум и Троица". И пока так происходит, мы будем защищать христианство от их подтасовок и фальшивок. Бог дал нам благодать, и в ответ мы должны быть верны Ему - Тому, Который есть " Свидетель верный и истинный, начало создания Божия" (Отк. 3: 14), Его вечному Слову и Возлюбленному Сыну, нашему Господу Иисусу Христу.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы