Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бхагван Шри Раджниш (раджнишизм)



В условиях необыкновенного внимания со стороны средств массовой информации Бхагван Шри (" Господь Бог" ) Раджниш (род. в 1931) постепенно стал так популярен, как ни один из здравствующих ныне культовых лидеров — за исключением разве Сан Мьюнг Муна. Без всяких сомнений, это самый выдающийся веточный гуру 80-х годов.

В интервью журналу Forward Эккарт Флозер, бывший последователь Раджниша, великолепно обрисовал прошлое этого религиозного деятеля:

Раджниш Чандра Мохан родился 11 декабря 1931 года в деревне Центральной Индии и был старшим из своих пяти сестер и семи братьев. Детство его омрачилось тем, что отец, невезучий в делах, часто был в разъездах. Отца Раджиишу заменил дед, к которому мальчик был очень привязан. Дедушка умер, когда Раджнишу исполнилось 7 лет. Для него это было очень тяжелым переживанием. С тех пор странным образом его начал привлекать вопрос о том, что такое смерть. В дневнике 1979 года (сейчас опубликованном) он пишет, что ходил за похоронными процессиями, как другие ребята бегали за бродячим цирком.

Раджниш старательно учился и в 1957 году получил степень магистра философии. С 1957 по 1966 год он преподавал философию в двух университетах. В 1966 Раджниш отказался от своей преподавательской работы для того, чтобы, как он заявил, сконцентрировать свои помыслы на Боге. Он чувствовал, что его призвание — работать во имя духовного возрождения человечества, необходимого для спасения в грядущей катастрофе, которую он предвидел и которой страшился.

Раджниш стал " учителем" и назвал себя Ачарья Раджниш, 3 он бродил пешком и ездил на осле по Индии, рассказывая людям, как они могут изменить свой образ жизни и преобразиться, чтобы выжить.

Его проповеди не имели большого успеха, и к 1970 году он бы» не более как уставшим, бедным человеком, который, однако, считал, что владеет даром и силой. В Бомбее он решил собрать вокруг себя людей, которых мог бы учить. Постепенно он обрастая учениками, и комната, где он жил, уже не вмещала их. Тогда в 1974 году Раджниш перебрался в Пуну (120 миль к юту or Бомбея), снял там несколько домов и основал свой ашрам (религиозное сообщество, монастырь). Он изменил свое имя, став вместо Ачарьи Бхагваном (что значит " бог" ), придумал оранжевые одежды к деревянные четки для послушников — и тем самым положил начало движению, которое мы имеем сегодня.

 

Обритый, бородатый и фотогеничный Раджниш впервые появился на страницах американской прессы в начале 1978 года, когда журнал Time поместил статью о гуру под заголовком «" Господь Бот" с Востока». Журнал сообщил, что этот одаренный гуру выбился вперед среди первых апостолов " Движения человеческих потенциалов", привлекая тысячи паломников к своему ашраму в Пуне. Привлекательность Раджниша основывалась отчасти на тантра-йоге (не чуравшейся нудизма и свободы секса), а отчасти — на широко представленных в его учении элементах популярных " психо-духовных" терапий и методик.

В конце 70-х — начале 80-х годов популярность Раджниша продолжала расти в рамках религий " нового времени" (New Age) в Америке, Великобритании, Германии и по существу во всех свободных промышленно развитых странах. Число живущих в ашраме возросло до 10 тысяч, в Пуне находилось не менее 6 тысяч паломников с Запада, а в 21 странах мира было образовано 500 центров раджнишизма, возглавляемых " санньясинами", 4 одетыми в красные и оранжевые одежды и набранными из паломников, возвращающихся в родную страну из Пуны. К 1984 году Раджниш собрал около 350 тысяч последователей, средний возраст которых был 34 года.

Изречения Раджниша, число которых пополняется с каждым днем, включены более чем в 350 книг и дневников средней стоимостью от 15 до 22 долларов. Видеозаписи проповедей стоят от 50 до 170 долларов, а звуковые кассеты — по 10 долларов. Все это распространяет " Раджниш Фаундэйшн Интернэшнл", корпорация, ворочающая многими миллионами. Как сказал один из последователей Раджниша в документальном фильме «Ашрам», " организация уже давно поняла, какой силой обладают деньги". Сам Раджниш, число " роллс-ройсов" которого в настоящий момент перевалило за семьдесят, считает, что " духовность - это роскошь и привилегия богатых".5

Раджниш объявляет себя бунтовщиком духа, наживаясь на противоречиях, которые он породил сперва в Индии, а сейчас в Америке. Тэл Брук, бывший посвященный известного индийского гуру Сатхья Сай Баба, после посещения Пуны суммировал свои впечатления так:

Предмет ужаса и обожания в средствах массовой информации, Раджниш знаменит своими экстравагантными откровениями о сексе. Он создал образ " нового человека", отвергающего все нормы и традиции. Человек, по мнению Раджниша, есть гедонистический бог, не зависящий ни от чего (кроме как от внутреннего голоса Раджниша) и свободный придавать космосу любой облик в зависимости от своего желания. Это господствующий искатель удовольствий, сущий в самом себе, никому ничего не должный. Семья проклята, дети — обуза. Пока " неосанньясин" имеет деньги, Он бешено развлекается. Затем интерес к нему исчезает. Убийства, изнасилования, таинственные исчезновения людей, угрозы, поджоги, взрывы, брошенные дети " ашрамовцев", просящие милостыню на улицах Пуны, наркотики — все это в порядке вещей у дивных гибридов в красном, которые считают себя дерзновенными первооткрывателями нового смысла " любви". Христиане, работающие в психиатрической больнице Пуны, подтвердят все сказанное, не забыв упомянуть о высоком уровне психических расстройств, связанных с тем, что ашрам забрал в свои руки политическую власть и жаловаться на него некому.6

 

Раджниш не раз враждебно высказывался об официальных религиях: " Мы делаем революцию... Я жгу старые писания, крушу традиции... Стреляйте в меня, но я не обращусь в вашу веру".7

В начале 1981 года появились сообщения об угрозе для жизни Раджниша. В ашраме ввели строгий режим, всех входящих обыскивали на предмет оружия. Был совершен: поджог магазина, а недалеко от медицинского центра ашрама произошел взрыв... По словам представителей культа, покушение на гуру в феврале заставило администрацию ашрама ускорить процесс (уже начатый прежде) поиска новой штаб-квартиры.

Как сообщает уважаемый всеми журнал India Today, " полиция и власти города (Пуны) единодушны во мнении, что инциденты были спровоцированы последователями Раджниша".8 Почему? Журнал объясняет: " Последние две недели расследования показали, что Раджниш Фаундэйшн по уши увязла в неуплаченных налогах, присвоении пожертвований на благотворительные цели, кражах и в уголовных делах на членов секты, расследование которых к моменту ее ухода из города еще не было закончено".9

Консульство США в Бомбее дало Раджнишу визу, и 1 июня 1981 он тайно вылетел в Нью-Йорк в сопровождении семнадцати ближайших сподвижников.

После того как Раджниш покинул Пуну, его приверженцы распространились по Западу. Сегодняшняя стратегия в Европе — основать " Священные Города". Восьмой выпуск European Newsletter за 1981 год сообщает: " Города санньясинов должны быть основаны в каждой крупной европейской стране. Бхагван считает, что эти города должны быть самоокупаемыми и составлять альтернативу обществу, являясь образцами санньясы".10

В Америке же были предприняты усилия создать модель " святого города", управляемого самим " учителем". 10 июля 1981 года центр медитации " Чидвилас Раджниш" в Монклере (Нью-Джерси) приобрел у инвестиционной компании из Амарильо (Техас) ранчо Биг Мадди за 6 млн. долларов (из них наличными 1, 5 млн.). Его территория недалеко от Мадраса (штат Орегон) занимает более 100 квадратных миль. Также центру удалось снять в аренду 14.889 акров в том же районе у Американского бюро земельного хозяйства.

Вскоре в Биг Мадди собрались две сотни последователей Раджниша из 16 европейских стран, чтобы уже в сентябре восторженно поприветствовать учителя в его новом доме.

Еще через некоторое время были преданы гласности намерения построить " первый просвещенный город в Америке" под названием Радж-нишпурам (город Раджниша). 4 ноября 1981 года комиссия графства Васко проголосовала с двойным перевесом голосов за то, чтобы в мае 1982 года провести референдум по вопросу, можно ли считать хозяйство Биг-Мадди городом.

Голосуют в подобных случаях лишь местные жители, а в данном случае — последователи Раджниша, и результат предугадать было нетрудно! 154 голоса за появление города Раджнишпурам и ни одного против. С этого времени заголовки газет начали пестреть именами Раджниша, его последователей и " просвещенного города".

Работающие 12 часов в день 7 дней в неделю бесплатно (удовлетворяя лишь свои основные потребности) 2.000 членов Международной коммуны Раджниш Нео-санньяс" заслуживают сравнения с муравьями, ибо им удалось наладить впечатляющее производство и достичь значительных результатов. " Раджнишисты получили 81.000 акров каменистой степной, сухой и неплодородной земли и возводят самоокупающийся город с мостовыми, парками, зданиями, дорогами, садами, оранжереями, аэропортом".11

С самого начала попытки культа создать рай в орегонской пустыне вызвали ожесточенное сопротивление. Законность возникновения нового города подверглась сомнению по двум причинам: во-первых, был нарушен пункт Конституции о разделении государства и церкви и, во-вторых, решение комиссии графства Васко о референдуме нарушило законы о землепользовании штата. В настоящее время ни одна из проблем не устранена. Решительное наступление на город по любой из этих причин может закончиться даже демонтажем большинства строений.

В качестве меры предосторожности на случай решения о демонтаже Раджнишпурама (чтобы показать, что культ имеет влияние среди муниципальных служб и властей), раджнишисты официально заняли близлежащий город, переименовав его из Энтелоупа в Раджниш. Большинство из сорока исконных жителей Энтелоупа, в основном пожилые люди, подверглись постоянному надзору полицейских сил санньясинов, были обложены налогом в пользу секты и были вынуждены лицезреть в городском парке учрежденный городским советом, полным раджнишистов, нудистский пляж. Они предпочли сдаться и выехали из города.

Город, однако, рос по мере того, как раджнишисты скупали имевшиеся дома и строили новые.

А в это время Американская служба иммиграции (АСИ) " продолжала расследование по подозрению в нарушении иммиграционных законов и соответствующих уголовных норм членами организации Раджниш Фаундэйшн Интернэшнл", — свидетельствует Карл Хаусман, директор портлендского отделения службы.12 От 30 до 40 раджнишистов (включая верхушку) подозревались в фиктивных браках граждан США с зарубежными гражданами. Кстати, ценз оседлости самого Раджниша тоже находится под сомнением, и АСИ надеется доказать, что он получил визу, преувеличив суровость своей болезни.

Захват Энтелоупа более всего остального подогрел страхи окружающих городов, чувствующих, что политические амбиции секты на этом не остановятся.

Операция " подели жилище с ближним", проведенная Раджнишем осенью 1984 года, состоявшая в том, что 3.500 бездомным позволили поселиться на ранчо, большинством обозревателей была расценена как дерзкая (хотя и бессмысленная) попытка собрать больше избирательных голосов, чтобы достичь политического влияния в графстве Васко.

Раджнишисты не обошли вниманием даже национальные выборы в прессе Орегона в ноябре того же года, и средствам массовой информации пришлось успокаивать народ, перепуганный мыслью, что культ хочет прибрать к рукам весь штат.

Предчувствия о разгорающейся конфронтации раджнишистов и правительства, подобной Джоунстауну, немало укрепила Шила Сильверман, личный секретарь Раджниша и президент " Раджниш Фаундэйшн Интернэшнл". Его воинственный последователь, слово которого было окончательным в делах земных, она заняла позицию умышленного разжигателя вражды.

иммиграционного или других законов. " Я не бросаю слов на ветер, — заявила она, и, как написано в Chronicle, губы ее дрожали от ярости. — Вот посмотрите, что я с вами сделаю, если вы осмелитесь причинить вред мне, Бхагвану или любому из наших людей... Я не тешусь иллюзиями. Мы согласны умереть за свободу человека. Мои люди поддерживают меня на 100%".13

 

Хотя неизвестно, насколько серьезно нужно принимать угрозы Шилы, несомненно, что Раджниш необыкновенно влиял на умы своих последователей. В 1983 году гуру сообщил о своём видении всемирного кризиса:

Этот кризис начнется в 1984 году и закончится в 1999. Все виды разрушения будут царствовать на земле в это время — от природных катастроф до самоубийства достижениями науки. Другими словами, наводнения, невиданные со времен Ноя, землетрясения, извержения вулканов и все возможное даст нам природа... Будут войны, ставящие человечество на грань ядерной войны, но его не спасет Ноев ковчег. Раджнишизм — вот Ноев ковчег сознания, уголок спокойствия в центре тайфуна.

Я говорю вам: иного выхода [т.е. кроме раджнишизма] нет. Токио, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Бомбей — все эти города погибнут во всемирной катастрофе, которая не ограничится разрушениями местными. Она будет глобальна и неизбежна.

Укрыться от нее можно будет лишь в моем учении.14

 

В начале 1984 года Раджниш расширил свое предсказание о грядущей катастрофе, заметив, что в исполнение пророчества Нострадамуса СПИД убьет 2/3 мирового населения.

Как видно из приведенной выше цитаты, " Раджниш преподносит себя Спасителем, подобным Иисусу (и даже выше). Ключ к пониманию возложенной на него задачи кроется в этой с минуты на минуту ожидаемой глобальной катастрофе. Он торопится создать " Ноев ковчег сознания" в лице своих последователей, прежде чем человечество уничтожит само себя. Он учит, что " революция в человеческом сознании уже не роскошь, но крайняя необходимость, ибо есть лишь две возможности: самоубийство или качественный скачок сознания к уровню, который Ницше называл Сверхчеловеком".15

На вопрос, выживут ли раджнишисты в предсказанной им ядерной катастрофе, " учитель" ответил:

...Обезьяны сделали рывок и стали людьми, но не все. Часть их и по сей день обезьяны...

Я не скажу, что раджнишисты переживут катастрофу, но я могу сказать с абсолютной уверенностью, что те, кто выживет, будут раджнишистами, а остальные — обезьянами [т.е. людьми, не доросшими до Сверхчеловека] или совершат самоубийство. В конце концов, оставшиеся не имеют значения (курсив мой — У.М.).16

 

Раджниш считает, что он единственный " Бодрствующий" на земле и потому он один способен осуществить этот самый " качественный скачок сознания", чтобы спасти цивилизацию. Таким образом, " вся деятельность Бхагвана направлена на создание условий для этих изменений в сознании".17

Раджнишпурам можно считать колоссальным экспериментом над людьми: " просвещенный учитель" пытается выработать условия и духовную энергию (" энергию поля Будды", как называет ее Раджниш), необходимые, чтобы дать жизнь cупeppace. Те, кто не смогут или не i захотят войти в нее, " не имеют значения". Имеет значение лишь то, чтобы исполнились духовные надежды, возлагаемые на человечество Бхагваном Шри Раджнишем.

А что представляет собой духовность, на которой зиждутся эти надежды? Даже самое беглое знакомство с учением Раджниша дзет понять, что раджнишизм во всех отношениях враждебен христианству. Прочитайте следующие цитаты из его проповедей:

Ты можешь быть Христом, так к чему тебе становиться христианином? 18

Пусть я буду твоей смертью и воскресением.19

   Грешников не бывает. Даже если ты дошел до самого дна в этой жизни, ты божественен, как прежде, ты не можешь потерять эту божественность Я говорю тебе: спасение не нужно, оно в тебе самом.20

Неповиновение не грех, но показатель роста.21

Бог это не " он" и не " она". Если ты скажешь, что Бог — " она", я скажу, что это " он", а если ты скажешь, что Бог — " он", я тебе скажу, что это, " она"... Каковы бы ни были твои убеждения, я разрушу их. (курсив мой — У.М )22

Если бы у него [Иисуса] была хоть капля ума и сообразительности, он бы туда не пошел [в Иерусалим и на крест]. Но тогда не было нужды объявлять себя Мессией и Сыном Божиим... Мессиями бывают, как правило, безумные. Он был абсолютно уверен, что распятие докажет его правоту, и именно поэтому я вижу в его действиях просто замаскированную попытку самоубийства. Если кто-то и был повинен в его распятии, так только он сам. Он сам на него напрашивался И ни один источник — еврейский или исторический — не подтверждает, что он воскрес Только Новый Завет. Фикция. Не было никакого воскресения (из проповеди Бхагвана Шри Раджниша тридцати ученикам в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года).

Дьявол соблазнил Еву доводом, будто БОГ хочет, чтобы она осталась невежественной... Он завистлив. И это похоже на правду, ибо Бог евреев очень завистлив Он не хочет, чтобы люди стали равны ему. Он — не любящий отец.. Знание — не грех... Я советую вам есть с дерева познания.. (там же).

 

Для любого, кто серьезно относится к библейскому учению, приведенные цитаты разоблачают раз и навсегда тот дух, который движет Раджнишем и его " религией" (1Тим. 4: 1-6, Мф. 24: 2, 4, 5, 23-24; 7: 15).

...Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4: 3).

Очевидно, что устами Раджниша вещает та же духовная сила, что говорила устами змея в Едемском саду. Он покорно сдался этой силе. Но тысячи искателей истины, с обожанием поющих Раджнишу: " Я вручаю свое сердце в твои руки", 23 — не замечают этого, и здесь требуются настоятельная молитва христиан Господу.

Раджниш и его последователи придают огромное значение эксперименту с Раджнипшурамом, что повело бы к трагедии в случае, если бы вмешалось правительство и ликвидировало их мечту. " Ковчег сознания" Раджниша далек от того, чтобы быть " уголком спокойствия в центре тайфуна", и способен скорее лишь вызвать гнев Господень против людского идолопоклонства (Отк. 16: 17-21). Люди, наивно поверившие ему, чтобы возвыситься, вместо этого оказались ввергнутыми в последствия его бунтарства и богохульства.

Санньясины и особенно те искатели истины, которые завязли в учении Раджниша, но еще не присягнули ему в верности, должны отвратиться от него, увидев античеловеческий, антихристианский характер его воззрений, и обратить свои взоры к библейскому Иисусу, отличающемуся от Раджниша, как свет от тьмы.

Эккарт Флозер — единственный на сей день человек, который открыто выступает против Раджниша после своей встречи с Христом. Впечатляют его собственные признания:

В июле, когда я все глубже и глубже погружался в ашрам, со мной произошел необыкновенный случай. В одну из жарких, влажных индийский ночей, Зудящую от комаров, я сидел в своем гостиничном номере и читал книгу книгу Раби Махараджа " Смерть гуру". Вдруг комната озарилась слепящим сиянием, и Он сказал мне громким голосом: " Я хочу, чтобы ты стал Моим учеником". Я сразу понял, что меня позвал Иисус, но совершенно не знал, что делать.

Я пошел к Раджнишу и рассказал ему, что со мной случилось. Пока я говорил, я чувствовал какую-то очень теплую энергию или свет, исходящий от меня, и видел, что Раджниш очень раздражен и даже потрясен моим видом. Он лишился дара речи. И в этот момент я увидел, что он не учитель, подобный Иисусу Христу, как заявлял. Именно тогда я решил стать учеником Иисуса.

 

Флозер ушел от Раджниша и посвятил большую часть своего времени помощи людям, желающим избавиться от системы, которая закабаляла его дух и рассудок.

Как обратить санньясинов ко Христу24

 

Когда ищешь какую-то точку соприкосновения с санньясинами в попытке сделать их христианами, самая большая трудность в том, что они не хотят думать, не хотят объективно оценить происходящее с ними. Чем далее они заходят в своем движении, тем труднее с ними говорить. Можно ли как-нибудь найти к ним подход, заставить их критически оценить происходящее с ними, понять, что Раджниш делает с ними и им подобными?

Отвечает Эккарт Флозер: Я обнаружил, работая с людьми, которые хотели бросить раджнишизм, что на первых порах не помогают никакие аргументы, никакая логика.

Наиболее плодотворный подход — это, с моей точки зрения, создание эмоциональной ситуации, помогающей воскресить в памяти годы детства в семье, или ситуация, когда этот человек ощутит нехватку личного со-чувствия (которого он не получит в ашраме), или ситуация, когда кто-то помогает. Я рекомендовал родителям и друзьям усиленно прояв-лять милосердие к людям. Со временем это обычно приводит к выплески-ванию чувств наружу, к эмоциональному взрыву, вспышке прежних ощущений, " прыжку в прошлое".

После того как я увижу, что могу разговаривать с ними разумно, я разговариваю, и тогда большинство из них качает головами, как бы говоря: " Это похоже на долгий-долгий сон".

То есть надо сначала создать ситуацию, воскрешающую какое-то глубокое чувство, пережитое до вступления в движение, чтобы помочь им вернуться назад и обрести вновь цельность характера. Затем пусть они задают вам вопросы, потому что обычно они спрашивают: " Где я? Что со мной было? " — и многое другое. А потом уже можно рассказать им о Христе.

Лучше всего сначала воздержаться от критики действий Раджниша, а углубиться в анализ различий между его учением и учением Иисуса Христа по пунктам и показать, как эти два учения соотносятся с жизнью. Так вы поможете людям собраться с собственными мыслями, не навязывая им веры.

То есть вы считаете, что критика Раджниша и прямые выступления против его философии неэффективны?

Э.Ф.: Не при первой попытке: надо понять, что Раджниш в самом деле был основой их жизни, а его верования — их системой ценностей. И если вы начнете выбивать опору из под ног, человек испугается, и ни один санньясин не пойдет за вами.

Оставьте критику Раджниша и его системы самим людям, покидающим ее, потому что рано или поздно они поймут, что происходит. Если этого критического отношения не появилось у них через 2-3 недели после того, как они покинули движение, начинайте критиковать сами, но все равно не сразу.

В чем нуждается человек, вырвавшийся из плена этого культа?

Э.Ф.: Очень важно, чтобы он ощутил тепло и твердую поддержку семьи и друзей. Важно, чтобы тот, кто был раньше с Раджнишсм, не просто чувствовал, что семья и друзья его поддерживают и любят, но что они и нуждаются в нем. Ему важно понять: не только ему не хватало кого-то, но и кому-то его не хватало.

Другой важный момент, который я обнаружил: одна из причин, почему люди бросают свои семьи и идут к Раджнишу, — стремление их родных и друзей сделать вид, будто все идет прекрасно и ни у кого нет проблем. Родители, члены семьи и друзья должны делиться проблемами своей жизни, рассказывать, что и они борются с обстоятельствами, не должны скрывать, что они тоже люди. Важно, чтобы тот, кто " вышел на свободу", осознал, что быть человеком значит быть несовершенным, вечно иметь проблемы, не всегда умея их разрешить.

И наконец, не только бывшие санньясины, но их семьи и друзья должны усвоить, что наши проблемы могут быть абсолютно разрешены только прямым общением с Иисусом Христом. Он знает ответ, которого нам часто не хватает.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь