Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА



1. Проповедь её светлости Фатимы в мечети посланника Аллаха, является большим доводом и свидетельством данного утверждения (политической борьбы против власти).

 

Конечно, в проповеди присутствовали моменты, касающиеся других сторон, однако они только вступление для основной цели. Разъяснение философии божественного законодательства, суть пророческой миссии, также заместительство Али, с другой стороны, стремление показать подлинное лицо первого халифа, и доводы о том, что приказ халифа не имеет никакой легитимности, - всё это есть ясные доводы политической борьбы. Кроме того, святая Фатима обращается к людям с призывом не возвращаться в период невежества (т.к. отстранение людей от руководства Али - есть неверие). Неужели, когда Фатима протестует цель её лишь материальное стремление получить земли Фадака? Конечно же нет! Её борьба преследовала только одну цель - сохранение чистого Ислама Мухаммада (да благословит Аллах его и род его! ).

 

2. Её светлость Фатима могла привести ещё больше свидетелей, однако она не сделала этого. И это также доказательство тому, что Фадак был только средством политической борьбы, но не самой целью. Несомненно, были люди, готовые засвидетельствовать о том, что Фадак право её светлости. Те самые люди, которые в период правления Умара конфликтовали с ним, требуя вернуть земли Фадака имаму Али.

 

3. В период своего правления, имам Али не предпринял каких-либо действий, по возврату Фадака, это в свою очередь указывает, что Фадак не был основной целью борьбы, а был средством политической борьбы против правителей.

 

4. История имамов также свидетельствует, что Фадак был политическим средством борьбы, но не целью. Всякий раз, когда Фадак возвращали семейству пророка, то он не переходил в руки имамов.

 

5. Его светлость Муса ибн Джа’фар (имам Казим) посетил халифа Махди из династии Аббасидов и сказал: «Почему нам не возвращают наше право, захваченное и узурпированное у нас? » Махди спросил: «Что же было у вас захвачено? » - «Фадак», - ответил имам и затем подробно рассказал халифу историю Фадака. Внимательно выслушав имама, он сказал: «Отметьте на карте его границы, чтобы я вернул его». Имам отметил всю территорию исламского халифата. Халиф в удивлении спросил: «Как всё принадлежит вам? » Имам ответил: «Да, это всё принадлежит нам». - Земли слишком обширны, я должен подумать, - отвечал растерянный халиф»[94].

 

Указанные земли естественно не были землями Фадака, однако были лозунгом борьбы за возвращение власти семейству посланника Аллаха.

 

Фатима избрала путь борьбы, и средством её борьбы стал Фадак. В любом случае, если бы даже Фадак ей вернули, тем самым Абу Бакр заложил бы почву оппозиции своей власти, и он это прекрасно понимал. С другой стороны, отказ выдать Фадак, открывало подлинное лицо захваченной власти Абу Бакра[95].

 

Её светлость Фатима в этой борьбе совершила несколько действий политического характера, на которых мы остановимся ниже.

 

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ БОРЬБЫ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ

Одно из первых действий её светлости Фатимы была общественная проповедь.

 

Абу Бакр в противовес её светлости поначалу признаёт правильность и законность права Фатимы на земли Фадака, но, по истечению времени, в одной из своих речей угрожает мусульманам.

 

Он сказал: «Почему вы прислушиваетесь к разным речам?... Он стремится посеять смуту. Обращаетесь за помощью к слабым и женщинам? ».

 

Затем Абу Бакр повернулся к ансарам и сказал: «О, ансары! Я слышал неправильные речи и среди вас. Поистине, когда пророк пришёл к вам, вы были первыми, кто дал ему дом и оказал помощь»[96].

 

Из этих речей видно, что Абу Бакр сильно боялся за свою власть. Именно поэтому, первым делом он обвиняет Али и Фатиму, затем угрожает ансарам. Ибн Абилхадид, суннитский ученый удивляется речам Абу Бакра, в частности он пишет: «Я как-то спросил у своего учителя (Абу Йахьи Басри) кого имел в виду в своей проповеди Абу Бакр, когда говорил: «Он стремится посеять смуту.Обращаетесь за помощью к слабым и женщинам? »

 

- Здесь всё яснее ясного.

 

- Если для меня было также ясно, я не спросил бы у вас».

 

Учитель засмеялся, затем сказал: «Это обвинение против Али».

 

- Неужели все эти речи были против Али?

 

-Да, это влияние власти.

 

Я снова спросил: «О чем же говорили ансары? »

 

- Они говорили об Али, а Абу Бакр испугался, что, возможно, они перейдут на сторону Али.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕНЩИНАМ

Другим важным действием её светлости святой Фатимы было пробуждение мусульманских женщин. Поистине, женщины в передаче сведений являются очень большой силой. Ведь каждая из женщин, могла передавать какую-либо новость, своим братьям, мужьям, детям, родственникам. Кроме того, они могут использовать свои силы влияния, психологически подготовить почву для распространения идей имамата, семейства посланника Аллаха.

 

Когда же группа женщин приходит навестить её светлость и, как принято, спрашивают о её здоровье, она сообщает им очень важную и ценную информацию. Эти женщины не только рассказывали впоследствии о проповеди Фатимы, но и передавали ее другим людям, и так проповедь передавалась и записывалась из поколения в поколение. Они рассказывали, что пришли к Фатиме в последние дни её жизни, когда единственная память о посланнике Аллаха, её светлость Фатима, даже не могла найти в себе силы сидеть. Она сетовала на предательства и гнёт угнетателей, она испытывала боль и опасения, что люди оставили религию и предаются прекрасам этого временного мира.

 

УКАЗАНИЯ ЕЁ СВЕТЛОСТИ

«Клянусь Аллахом, я встретила утро, испытывая к вашему миру вражду. В моем сердце неприязнь к вашим мужчинам. Я отстранилась от них, после того, как испытала их слабую веру и преданность (семейству посланника Аллаха). Поистине, как скверны сломанные мечи, дела полные апатии после серьёзности и желания в религии. Как же скверно бить сильно камнем и ломать копья. Как же больно видеть ложь в убеждениях и уход от истины. (Этот отрывок из речи святой Фатимы указывает на тех сподвижников посланника Аллаха, которые при жизни пророка были тверды как камень в своих убеждениях, но после его смерти по причине слабости проявленной ими, враг легко одолел их).

 

Какие же плохие деяния уготовали они себе, что Аллах разгневался на них, и пребудут они в мучениях навсегда. Я вынужденно накинула на них узду правления и возложила ответственность за халифат на их плечи. Неполноценность, погибель и отдалённость от божественной благодати - результат угнетателей.

 

Горе же им! Мы семейство пророчества, мы основа божественного откровения и руководства, мы место ниспослания ангела Джабраиля, и кому они передали власть, отняв у нас? Будьте внимательны! Это большой урон и ошибка!

 

Поистине скажите, почему они враждуют с Абу Хасаном и хотят отомстить ему? Клянусь Аллахом они боятся его меча и его бесстрашия! Разве не его уверенные действия в сражениях и гнев к врагам веры, вызвали их желание мести?

 

Клянусь Аллахом! (Если бы ваши мужчины проявили смелость в оказании помощи истине, и не дали халифату потерять свой основной ориентир, ведь посланник Аллаха приказал принять руководство Али). Всякий раз, когда люди отходили от истины, отказываясь принимать ясные указания, Али с любовью направлял их к чистому прохладному источнику Истины.

 

Никогда Али не использовал богатства других, для достижения своей выгоды, свободы и независимости материального характера. Он использовал средства этого мира, только для удовлетворения самых необходимых потребностей. Именно здесь, проходит грань между поклонниками этого временного мира и богобоязненными людьми. Как красиво говорит Коран: «Если бы обитатели селений уверовали бы, и боялись Бога, Мы открыли бы им благословения неба и земли. Но они сочли ложь, и мы схватили их за то, что они приобрели».

 

Предупреждения людям: «А те, кто из этих были несправедливы - их постигнет мерзость того, что они приобрели, и они этого не ослабят».

 

Её светлость относительно того, что исламское общество имеет очень важное значение, говорит: «Слушайте! Вы будете свидетелями удивительных вещей. Если же вы удивлены, то знайте, что их слова и действия поистине удивительны. Если бы я знала, на какие они основываются доводы, на какую прочную опору они опираются?! Против какого семейства они выступили с враждой? На каких узурпаторов и угнетателей они променяли чистый источник справедливости?

 

Вы поменяли достойных и богобоязненных людей на людей, не имеющих никакой ценности. Людей знающих в религии, вы поменяли на невежд. Да будет унижен тот народ, который считает себя в таком деле правым. Знайте же, что такой народ из нечестивых, но они не понимают. Горе же тем, кто не понимает: «Тот ли, кто ведёт к истине, имеет более прав, чтобы за ним следовали или тот, кто сам не ведёт, если его не будут вести. Что с вами, как вы рассуждаете? »

 

О, люди! Клянусь Господом, ваша смута относительно правления дала свои всходы, и близко то время, когда вы увидете их результаты. Испейте же результат своих деяний, полную чашу крови, пропитанную ядом. Последователи лжи потерпят поражение, будущие поколения пожнут результаты того, что уготовали их предшественники. Радуйтесь же прекрасам этого временного мира, будьте уверены, что смута достигнет вас. Вас ждёт в будущем рассекающий меч, и правление угнетателей, волнение и массовые истребления людей. Оповещаю вас о правлении угнетателей, которые будут несправедливо относиться к народному достоянию, они не оставят никакого права вам. Горе и убыток вам, куда же вас ведут? Неужели мы будем упрашивать вас идти и следовать истине, когда вы испытываете по отношению к ней пренебрежение? »

 

Речь её светлости закончилась. Женщины разошлись по домам, испытывая сожаление о содеянном (отход от руководства Ахл аль Байт), и опасаясь будущих событий. Они передали своим мужьям и близким слова её светлости Фатимы (да будет мир с ней! ). Речи Фатимы имели свой результат, люди пробудились… Однако насколько? Их, к сожалению, хватило только, чтобы прийти к дому Фатимы и просить у неё прощения. Они в оправдание своих деяний говорили: «О, госпожа женщин! Если бы Али до нашей присяги Абу Бакру обратился к нам, несомненно, мы никогда не пошли бы к кому-либо помимо него с присягой на верность». В ответ она сказала: «Оставьте меня! Ваши оправдания не могут быть приняты. После того как вы совершили такие оплошности, ваши оправдания смехотворны, нет указаний, после того, как вы оставили приказы религии». Более она с ними не говорила, сподвижники осланника Аллаха из мухаджиров и ансаров стали расходиться, испытывая большое сожаление о случившемся.

 

Этим своим действием её светлость Фатима смогла подготовить женщин для пропаганды идей и воззрений угнетённых людей дома пророка (Ахл аль Байт). Пожалуй, первым влиянием такой пропаганды был приход ансаров и мухаджир к дому Фатимы, сожалеющих о передаче власти Абу Бакру.

 

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОТРЕШЕНИЕ

Следующим действием её светлости Фатимы было официальное отрешение, и провозглашение своей злобы и обиды на Абу Бакра и Умара. Одна из целей, которую преследовала её светлость, то, что мусульмане неоднократно слышали от посланника Аллаха: «Довольство Фатимы - довольство Всевышнего, и Его посланника. Её гнев - гнев Аллаха и Его посланника. Всякий, кто причинит ей обиду, причинит обиду посланнику Аллаха».

 

Когда мусульмане слышали о том, что Фатима испытывает недовольство по отношению к Абу Бакру, более того, гнев, они сразу же вспоминали слова пророка. Этим самым, они понимали неправедность существующего режима. Это, пожалуй, имело большое значение для заложения будущего фундамента идеологического сопротивления халифату со стороны партии приверженцев и сторонников Али. Именно для смягчения напряжённой обстановки в обществе, стремления загладить нарастающий в обществе протест, Абу Бакр и Умар направляются к дому Захры, чтобы показать людям, что она совсем не обижена на них. Однако Фатима не принимает их. Тогда они обращаются к Али с просьбой, чтобы Фатима их приняла. Только после этого они смогли встретиться с ней. Однако она отворачивается от них.

 

Абу Бакр начинает говорить: «О, любимая дочь посланника Аллаха! Клянусь Создателем! Ахл аль Байт посланника Аллаха я люблю больше, чем своё семейство. Тебя же я люблю больше, чем свою дочь Айшу. Я полностью признаю ваше высокое положение. Что касается наследства, то скажу, что сам слышал от пророка, что он не завещает наследства».

 

Фатима в мечети сказала, что это не правда и ложь, которую причисляют к пророку. Здесь её светлость использует другой способ, отвечая им тем самым, подняв в истории Ислама большой и важный вопрос.

 

Она, обращаясь к Абу Бакру и Умару, сказала: «Я вам приведу хадис, если вы слышали его от посланника Аллаха, то признаете ли вы его достоверность? » Они сказали: «О да, дочь посланника Аллаха! » Тогда она сказала: «Призываю вас именем Аллаха, будьте правдивы! Разве вы не слышали от пророка, как он неоднократно говорил: «Довольство Фатимы - является моим довольством, её гнев - это мой гнев. Всякий, кто любит Фатиму любит меня, кто стремится радовать её, поистине, радует меня. Всякий, кто вызовет её гнев, разгневает меня». Они сказали: «Да, мы слышали это от него».

 

Тогда она сказала: «Знайте! Я беру в свидетели Аллаха и Его ангелов в том, что вы причинили мне боль и обиду, тем самым вызвали мой гнев. Знайте, что на вас я буду жаловаться своему отцу, посланнику Аллаха! » Тогда Абу Бакр сказал: «Прибегаю к Аллаху от Его гнева и гнева Фатимы». Её светлость Фатима сказала: «Клянусь Аллахом! В каждой своей молитве я буду проклинать вас! »[97]

 

Эта встреча не смогла оказать какого-либо влияния, но наоборот только усилила гнев и вражду Фатимы к Абу Бакру и Умару. Она покинула этот мир, испытывая вражду и ненависть к ним. В своём завещании также попросила, чтобы её похоронили ночью в тайне от людей, чтобы те двое не смогли прочитать над ней погребальную молитву[98]. Также в своём завещании она просила, чтобы её могила осталась никому не известной, чтобы они не смогли посетить её могилу. Этим самым она хотела донести до мусульман своё недовольство властью. Как известно недовольство и гнев Фатимы является наилучшим признаком отделения истины от лжи после посланника Аллаха.

 

НЕПРИЗНАВАЕМЫЕ ДОВОДЫ

Как мы уже указали выше, её светлость Фатима объявила своё недовольство властью. Это признают многие суннитские ученые. И многие из них указали на тот факт, что недовольство Фатимы длилось до ее смерти.

 

Халаби пишет: «Она (Фатима) испытывала вражду к Абу Бакру, продолжавшейся до её смерти».[99]

 

Байхаки (известный суннитский хадисовед) пишет: «Обида (Фатимы к первому халифу) и уединение продолжались, пока она не покинула этот бренный мир».[100]

 

Ибн Касир пишет: «Она разгневалась на Абу Бакра, так, что предпочла уединение и покинула этот мир». Гнев её светлости Фатимы на Абу Бакра и Умара является большим доводом того, что их власть, по сути, не имела легитимной формы, на том основании, что пророк сказал, Аллах гневается гневом Фатимы. Следовательно, гнев и вражда по отношению к правителю непременно преследует подобную же вражду и гнев со стороны Аллаха.

 

Суннитские ученые относительно этого не имеют единой точки зрения. Так Ибн Касир пишет: «Я не знаю что было причиной гнева Фатимы, однако я стремился доказать важность и необходимость повиновения Абу Бакру».[101] Далее он пишет: «Она одна из женщин. Всем женщинам, как правило, свойственно такое качество (гнев и вражда), ведь она не является непорочной и защищенной от грехов».

 

Этим самым Ибн Касир хочет сказать, что не имеет особой важности и значения гнев и недовольство Фатимы. Он приводит пример других женщин, которые быстро выходят из себя, делая вывод, что это свойственно всем женщинам, мол, такая у них природа и никуда от этого не деться. Следовательно, гнев женщины на правителя - халифа не может быть недостатком этого повелителя. Ибн Касир пытается уберечь первого халифа от недостатков. Однако другие суннитские ученые считали, что первый халиф своими действиями вызвал гнев Фатимы, в свою очередь, Аллах гневается гневом Фатимы. Поэтому Абу Бакр вызвал гнев Аллаха. Аллах в Священном Коране говорит: «Поистине те, которые причиняют обиду Аллаху и Его посланнику, прокляты Аллахом в этом мире и мире последнем».[102] В другом месте Аллах говорит: «Те, которые причинят обиду посланнику Аллаха им наказание болезненное».[103]

 

Эти суннитские ученые были единогласны во мнении, что неправильно считать не имеющим значения недовольство и гнев Фатимы. Ведь она дочь посланника Аллаха. Нельзя утверждать, что она подобна другим женщинам, так как её гнев и довольство по отношению в кому-либо преследует божественное вознаграждение или наказание. С другой стороны, эти ученые не могли не признать достоверные хадисы и исторические данные, указывающие на тот факт, что Абу Бакр вызвал гнев и вражду по отношению к себе со стороны её светлости Фатимы. Именно поэтому, они вынуждены были по особому прокомментировать эти события.

 

Так Халаби пишет: «Смысл уединения и гнева Фатимы объясняется тем, что она ничего не просила у Абу Бакра и поэтому не виделась с ним. Никто не приводит хадиса, что она встречалась с ним и приветствовала его».[104]

 

Однако необходимо отметить, что большинство исследователей и историков описывают конфликт между Абу Бакром и Фатимой. Многие люди также ничего не просили у халифов, не конфликтуя с ними, однако никто ни говорит, что это нуждается в доводах.

 

Кроме того, для чего Абу Бакр старается получить довольство её светлости Фатимы? Разве до событий, связанных с Фадаком, Фатима что-либо просила или нуждалась в какой-либо помощи Абу Бакра?

 

Халаби пишет: «Нигде не приводится, что после проповеди, Фатима-Захра, встретившись с Абу Бакром приветствовала его.

 

Достаточно для нас, что Ибн Кутайба приводит: «Когда они пришли к ней просить прощение, то она отвернулась от них, сказав: «Я буду жаловаться на вас посланнику Аллаха, и проклинать вас в каждой своей молитве».[105]

 

Умар Риза Кахала пишет: «Когда Фатима заболела, Абу Бакр навестил ее и просил у неё прощения. Она простила его».[106] Сам того не ведая, Кахала признаёт тот факт, что Фатима была разгневана на Абу Бакра. Кахала упустил из виду, что после официальной проповеди Фатима более не виделась с Абу Бакром, кроме одного раза, когда она сказала, что будет проклинать Абу Бакра в каждой молитве.

 

Её светлость Фатима применяла и другие методы борьбы против правящего режима, кроме приведённого нами выше.

 

АТМОСФЕРА ТОГО ВРЕМЕНИ

Прежде чем приступить к исследованию последствий протеста её светлости Фатимы против неправедного режима, нам бы хотелось остановиться на духовно-политической атмосфере, витавшей в массах того времени.

 

Ибн Асир пишет: «Ибн Аббас говорил: «Как-то Умар сидел вместе со своими людьми, и разговор зашёл о стихах и поэтах. Каждый стал называть одного поэта, представляя его лучшим. Я подошел к ним, увидев меня, Умар сказал: «Вот тот, кто лучше всех ответит на этот вопрос». Затем, обратившись ко мне, он сказал: «Скажи нам, кто лучший поэт? »

 

- Зухейр Ибн Аби Салами.

 

- Прочитай нам одно из его стихотворений.

 

Я сказал: «Восхваляя род Гатфана, он (Аби Салами) сложил следующие строки:

 

«Если посредством достоинств

 

подле солнца дать место кому-то,

 

опередят других в этом деле племя бани Гатфан!

 

Если их родословную хотите узнать,

 

то хвалы их не считать!

 

Они отличаются праведным потомством

 

и люди завидуют им потому, что

 

даровал им Господь из щедростей своих! »

 

После этого Умар сказал: «Прекрасное стихотворение, однако, знай, что к этому стихотворению никто так не подходит, как род бани Хашим, т.к. из них посланник Аллаха».

 

Я сказал: «Вы точно это определили…» Умар спросил: «Ибн Аббас знаешь ли причину вражды курайшитов к бани Хашим[107] после посланника Аллаха? »

 

Я не хотел говорить на эту тему, но был вынужден и сказал: «Я не знаю, но если вы знаете, то несомненно, ознакомите меня». Умар сказал: «Они не хотели, чтобы вы объединили вместе пророчество и руководство в одном роду, тем самым получили бы преимущество над другими. Поэтому курайшиты избрали себе правителя и преуспели в этом».

 

- «О, Умар! Если ты не разгневаешься на меня, то разреши мне сказать».

 

- Говори!

 

- Ты говоришь, что курайшиты избрали себе руководителя и преуспели в этом. Однако если бы они согласились и сошлись на том, что выбрал уже раньше для них Аллах (День Гадир), тогда, несомненно, они преуспели бы во много раз. Тогда никто не испытывал бы к ним зависти. Люди не желали, чтобы пророчество и власть были в одном роду, то Аллах указал на тех, которым не нравилось то, что ниспосылается от Аллаха, сказав, что все их дела пропали». (Обратите внимание, противостояние божественному откровению стало причиной того, что все их добрые дела канули в воду.)

 

Умар сказал: «Эй, Ибн Аббас! Удивительно, что до меня доходят о тебе такие вести, мне не хотелось бы в это верить, смотри, чтобы твоё положение пред нами не понизилось или вообще не потеряло бы то, которое имеет сейчас».

 

- Какие такие вести относительно меня доходят до вас? Если всё, сказанное мной правда, из-за чего моё положение пред вами потеряло ценность».

 

- До меня дошли вести о том, что ты говоришь людям, якобы, власть у вас (бани Хашим) была захвачена насильственным путём...»

 

(Обратите внимание, так как разговор произошел в присутствии людей, знающих об этих событиях, халиф не мог отрицать слов Ибн Аббаса.)

 

Далее Ибн Аббас продолжает: «Что касается насильственного захвата власти, то это ясно для всех, а людская зависть…» Умар перебил его, сказав: «О, бани Хашим! Как же переполнены ваши сердца завистью и ненавистью! »

 

- О, повелитель! Разве могут быть завистливыми сердца, которые очистил Аллах, разве сердце посланника Аллаха не из бани Хашим? »

 

-Встань Ибн Аббас!

 

- Я уже ухожу.

 

(Умар почувствовал, что где-то допустил ошибку, не стоило ему заводить разговор с Ибн Аббасом.)

 

- Сядь! Клянусь Аллахом, я выполню свой долг по отношению к тебе. Я готов делать то, что вызовет вашу радость».

 

- О, повелитель! Я имею право по отношению к вам и мусульманам! Всякий, кто будет выполнять свои права по отношению ко мне, делает только себе на пользу, всякий, кто попирает наши права, только вредит себе». После чего он встал и ушёл».[108]

 

Это событие имеет большое и важное значение. Мы рассмотрим его с двух сторон. Первое - события после посланника Аллаха. Второе - то, что главным лицом в этой беседе был второй халиф, один из крупнейших политических фигур того времени. Теперь мы приступим к внимательному рассмотрению данной беседы.

 

1. Слова Умара, знает ли Ибн Аббас причину вражды курайшитов к бани Хашим и причину недопущения пророческого рода к власти, указывают на то, что второй халиф прекрасно понимал и знал, право на политическую власть в исламской умме принадлежит пророческому роду. Однако, считал, что узурпация - дело законное. Согласно каким аргументам политическая власть принадлежит семейству пророка между халифом и Ибн Аббасом разные позиции. Так второй халиф говорит: «…однако знай, что к этому стихотворению никто так не подходит точно, как род бани Хашим, т.к. из них посланник Аллаха». Другими словами достоинство Ахл аль Байт второй халиф видит в приближенности к пророку. Однако со слов Ибн Аббаса видно, что достоинство и превосходство пророческого рода определено не родством к пророку, а выбором Всевышнего. Это видно из его слов: «Однако, если бы они (люди) согласились и сошлись на том, что выбрал уже раньше для них Аллах (День Гадир) тогда, несомненно, они преуспели бы во много раз».

 

Относительно единства пророчества и политического руководства после посланника Аллаха в его роде, Ибн Аббас ссылается на аят Корана, где говорится, что те, кто противостоит повелению и решению Аллаха, его дела пропадут. Однако халиф не возражает в этом Ибн Аббасу, но угрожает ему тем, что продолжение подобных слов влечёт падению его авторитета в лице халифа.

 

2. Другим важным моментом является то, что вера людей в высокое положение рода пророческого могла обсуждаться только в определённых кругах. Халиф относительно этого говорит: «До меня дошли вести о том, что ты говоришь людям, якобы, власть у вас (бани Хашим) была захвачена насильственным путём… » Люди всё же говорили и обсуждали эту тему, на это указывают слова Ибн Аббаса: «Что касается насильственного захвата власти, то это ясно для всех».

 

Говорить подобные речи открыто халифу в присутствии большого числа людей, является делом не простым, и халиф не оставил бы это без соответствующего наказания. Однако для халифа и людей обсуждать эту тему было делом привычным, и Ибн Аббас не побоялся высказать своего мнения.

 

Об этом мы находим свидетельство в истории.

 

Как известно ансары говорили: «Мы не будем присягать кому-либо, кроме Али».

 

Некоторые из мухаджиров, также в знак протеста выбора Абу Бакра халифом собрались в доме Али.[109] Кроме того, все представители бани Хашим выступили против халифата Абу Бакра.[110]

 

3. Другой момент в этом диалоге, заслуживающий внимания, недовольство халифа, некоторыми, стремящимися объединить власть с пророческим родом, что, по его мнению, является «стремление (некоторых из бани Хашим) получить преимущество над другими».[111]

 

Одну из основных причин противостояния против рода пророческого, необходимо искать в духовно-психологическом настрое людей того времени. Ведь действительно, каждое действие, происходящее в обществе, непосредственно взаимосвязано с духовной культурой людей того общества. Мы можем указать здесь на два важных момента:

 

1) Гордость и тщеславие людей (они даже гордились своими мёртвыми).

 

Арабы в доисламский период распределяли между родами и племенами определённые обязанности. Одна из причин этого уменьшить разногласия и междоусобицы, возникавшие по совершенно пустяковому поводу. Такое распределение между племенами способствовало тому, что каждое племя имело свои определённые обязанности, которыми они гордились.

 

В данном диалоге, халиф говорит: «Они не хотели, чтобы вы объединили вместе пророчество и руководство в одном роду, тем самым получили бы преимущество над другими. Поэтому курайшиты избрали себе правителя и преуспели в этом». Возникает вопрос: разве подобный подход на основании того, что было в период доисламского невежества, может быть методом решения такого важного вопроса как политическое правление в исламском обществе?

 

2) Вторая особенность присущая тому времени - зависть курайшитов к роду бани Хашим из-за пророчества и имамата, который установил Аллах в их роде. Известно, что на протяжении длительного времени курайшиты не принимали исламскую религию, и только в период, когда религия приобрела мощь и силу, вынуждены были обратиться в Ислам. Имамат также на основании коранических аятов и высказываний посланника Аллаха должен быть передан пророческому роду. Естественно курайшиты не могли терпеть того, что власть будет принадлежать после посланника Аллаха не им. Зависть стала еще одним фактором в выступлении курайшитов против бани Хашим. Так Ибн Абилхадид известный суннитский учённый в «Шарх Нахдж аль Балага» пишет, что зависть курайшитов к Али была всем известна.[112] Его светлость повелитель правоверных Али говорит: «Клянусь Аллахом! Месть курайшитов по отношению к нам только по причине того, что Аллах избрал нас и возвысил над другими».[113]

 

Давайте теперь вернёмся к речам второго халифа. Как известно люди прекрасно были осведомлены о достоинствах и благородных качествах его светлости Али, они слышали слова посланника Аллаха, сказанные им в Гадир Хуме. Однако, несмотря на всё, халиф говорит: «Они не хотели, чтобы вы объединили пророчество и руководство в одном роду, тем самым получили бы преимущество над другими. Поэтому курайшиты избрали себе правителя и преуспели в этом». Его светлость Али говорит: «Курайшиты объединились в борьбе против меня подобно тому, как объединились в своё время в борьбе против посланника Аллаха».[114]

 

Дело доходит до того, что Али говорит: «Я видел, что подле меня нет тех, кто готов помочь мне, кроме моих родственников. Я сохранил их от смерти. Я закрыл свои глаза, несмотря на боль от соринок, испил воды, несмотря на боль от кости, застрявшей в горле. Я терпел, несмотря на горечь тех событий, произошедших после посланника Аллаха. Горечь, которая хуже, чем вкус Ханзаль[115]».[116]

 

Находясь в таком тяжёлом положении, Али не видит другого пути, кроме как терпение. Отдавая в жертву некоторые принципы Ислама, ради других более важных позиций, имам говорит: «Я видел, что терпение пред всеми горечами, лучше разногласий, которые пошатнут религию, ведь люди только обратились в Ислам и их религия ещё очень слаба, для меня лучше терпение, чем видеть, как слабые их убеждения поколеблются из-за малейших разногласий, и выведут их из религии».[117]

 

В другом месте имам Али говорит: «Я отказался от присяги (Абу Бакру), но когда увидел, что многие люди оставляют религию и призывают других уничтожить наследие Мухаммада (да благословит Аллах его и род его! ) побоялся, что если не окажу помощь Исламу, то в религии будет большая трещина, разрушающая её основы, а это для меня самая большая трагедия и боль…»[118] А также: «Если бы я не боялся разногласий и того, что неверие окутает народные массы, несомненно, выбрал путь помимо терпения».[119]

 

Все эти высказывания имама Али (да будет мир с ним! ) указывают на то, что необходимость терпения по отношению к существующему режиму власти того времени более приемлемое дело, нежели восстание против правителей, несущее большие негативные последствия для Ислама. Лучшим джихадом пред Аллахом было терпение, терпение угнетенного, которое предпочёл Али ради сохранения Ислама. Если Али будет что-либо говорить, его враги обнажат мечи и будут проливать кровь. Имам Али предпочитает молчание, он собирает Коран…. Кто в таких условиях готов придти на помощь Али? Кто готов сохранить и передать истину через поколения? Кто готов жертвовать для сохранения истины и познания её другими поколениями. Единственным помощником Али тогда оказалась только святая Захра, память о посланнике Аллаха.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь