Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическое значение религиозных идей М. Лютера



Реформацию христианской церкви, совершенную под руководством М. Лютера, сегодня мало кто характеризует как буржуазную революцию, скорее говорят о революции духа. Благодаря Лютеру немецкий народ первым из европейских народов противопоставил слепому послушанию и вере в церковный авторитет принцип духовной свободы. Восточной погруженности в абстракцию Потустороннего, по отношению к которому все мирское признавалось «греховным», был противопоставлен принцип разумности всего существующего в человеческом духе: сам разум был признан истинным и всеобщим, а следовательно, божественным[1].

 

Мартин Лютер (1483—1546) происходил из крестьянской семьи. Но его отец сначала стал горнорабочим, а позже сумел стать одним из богатых бюргеров — владельцев медных рудников. Медное дело в то время находилось в руках княжеского дома, и М. Лютер рос в обстановке бюргерской семьи, недовольной своим положением.

 

В университете, где он изучал греческих и латинских авторов, церковное право, его подлинной страстью стала Библия, творения отцов церкви, сочинения средневековых мистиков. Намереваясь после получения степени магистра «свободных искусств» изучать юриспруденцию, он внезапно испытал чувство страха перед гневом Господним и вопреки воле отца постригся в августинский монастырь под именем Августина. В 27-летнем возрасте он посетил Рим, куда пришел пешком. По возвращении из Рима Лютер усиленно изучает греческий и древнееврейский языки для самостоятельного прочтения первоисточников. Став доктором богословия, он получил право самостоятельно толковать Библию, излагать студентам свое понимание обретения божественной благодати. Протестуя против продажи индульгенций и других злоупотреблений папства и католического духовенства, Лютер в октябре 1517 г. вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви 95 тезисов с изложением главных положений своего нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы католицизма. Чувствуя за собой поддержку народа, Лютер публично сжег папскую буллу об отлучении его от Церкви. Его идеи имели огромный резонанс и объединили различные сословия в борьбе за религиозную и национальную независимость Германии.

 

Протестантская идея индивидуализма. Революционной идеей невиданной взрывной силы, разрушившей средневековую политику и идеологию, оказалась идея М. Лютера о непосредственном общении человека и Бога, о спасении единственно верой, а следовательно, о ненужности духовенства и церкви как посредника в деле спасения.

 

Как известно, в католицизме церковь рассматривалась как посредник между человеком и Богом: «Без церкви нет спасения». Только церковь имеет право на толкование Священного Писания, познание Бога идет через церковь. У Лютера человек познает Бога самостоятельно, т.е. имеет право на самостоятельное познание Истины. Ключевое для Нового времени понятие «индивидуализм» можно найти в его опровержении идеи о церкви как коллективном институте спасения. В то же время это своеобразный индивидуализм: дело веры свободно, но у человека, по сути, нет других прав, поскольку «страдание и муки, муки и страдания» — таково, по мысли Лютера, «единственное право христианина».

 

 

Лютер отказался и от идеи спасения посредством добрых дел. В католицизме для спасения верующие должны делать «добрые дела»: молиться, поститься, совершать паломничества к святым местам и др. Лютер считает, что такого рода дела добрые лишь постольку, поскольку они — плоды веры и не дают никакого спасения без последней. Лютер заменил оправдание делами оправданием верой. В «Свободе христианина» он говорил о том, что нельзя спасти душу телесными средствами. Душа может быть спасена единственно верою, этим «обручальным кольцом», которое дарует ей Иисус Христос, принявший на себя все грехи верующего человека. Лишь через веру происходит общение души с Богом.

 

Мирская жизнь как богослужение. В то время как в католицизме приветствовалось монашество и символом служения Богу являлся отход от мирских дел, в протестантизме вообще, в том числе и у Лютера, вся мирская жизнь рассматривалась как богослужение. «Ведь все совершается по воле Твоей (Божьей), — писал Лютер. — И корову доят,

 

и любое ничтожнейшее дело выполняют, и все дела, как великие, так и ничтожные, равны перед лицом Твоим»[2].

 

Мысль Лютера о том, что выполнение человеком его мирских обязанностей есть его призвание, была, безусловно, новой. Причем речь шла об обязанностях человека, которые определяются его местом в жизни. Мирская деятельность характеризуется им как проявление христианской любви к ближнему, а выполнение мирских обязанностей служит единственным средством быть угодным Богу. По мысли М. Вебера, такого рода нравственная квалификация профессиональной мирской деятельности оказалась чревата необычайно серьезными последствиями.

 

Лютер впервые взглянул на человеческий труд как на служение ближнему, заповеданное Евангелием. Понимание труда уже не просто как «добрых дел» монастырской аскезы потрясло все средневековые представления о «безгрешном» образе жизни нищенствующего монашества, составлявшего в то время не менее трети всего населения Германии[3].

 

Лютер выступил за церковное самоуправление и духовное равенство.

 

Не существует различий между людьми «духовными» и «светскими», все верующие обладают равным авторитетом в духовной сфере, равным достоинством и ценностью облекается каждый человек, будь то священник или крестьянин. Если в католицизме господствовала идея церковной иерархии, церковь представлялась как иерархическая организация, во главе которой стоял высший духовный орган — папа, то у Лютера высшим духовным органом стала община верующих. Сан священника дается и снимается общиной верующих — такова его идея «всеобщего священства». За требованием религиозного равенства просматривается идея политического равенства, которая станет одним из основных требований «настоящих» буржуазных революций.

 

Лютер о государстве. Вместо теократической доктрины католицизма, подчиняющей государственную власть Богу и церкви, Лютер возвратил идее государственной власти ее достоинство. Признавая достоинство светской имперской власти, он вместе с тем продолжал доказывать необходимость объединения германской нации, которая должна стать независимой от папской власти, т.е., по существу, вел речь о национальном государстве. Перед ним всегда стоял политический идеал немецкого народа, а не абстрактного государства[4]. Объявив государст-

 

во столь же угодным Богу учреждением, как и церковь, Лютер ограничил компетенцию государства сферой права, а компетенцию церкви — сферой веры. Государство должно править страной и людьми, защищая и поддерживая их[5].

 

В сочинении «О светской власти» он писал, что если бы весь мир состоял из истинных христиан, не было бы нужды в светской власти. Но настоящих христиан в мире мало, злых всегда гораздо больше, поэтому светское правление, сдерживающее злых, заставляющее их сохранять мир и спокойствие, также необходимо. В руках светских властителей находится меч земной власти, и потому они — палочники и палачи Господа, и Божественный гнев употребляет их для наказания злых, для поддержания внешнего мира. Велик господин — наш Бог, и потому пристало Ему иметь таких вельможных, высокородных, богатых палачей и стражников, которым простые люди должны подчиняться и выказывать свое почтение. Лютер с сожалением писал о том, что с сотворения мира мудрый князь — птица редкая и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле. Если же князю удается быть умным, благочестивым, или христианином, то это великое чудо, вернейший знак милости Божьей для данной страны.

 

Что касается стражников, палачей, а также юристов и адвокатов, то и они могут заниматься своим ремеслом, оставаясь христианами с надеждой на царство Божье. «Они должны быть теми, — писал Лютер, — кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за них и спасал их. Но это справедливо только тогда, когда они не руководствуются своекорыстными интересами, а только помогают закону и власти, посредством которых принуждают злых. В таком случае все это не представляет для них опасности и может использоваться, как любое другое ремесло, и они могут этим кормиться»[6].

 

Отделение политической власти от духовной. Ноу светской власти есть пределы, за которые она не вправе переступать. «Светское правление имеет законы, которые простираются не далее тела и имущества и того, что является внешним на земле. Над душой же Бог не может и не хочет позволить властвовать никому, кроме Самого Себя. Поэтому, если светская власть осмеливается диктовать законы душам, она грубо вмешивается в Правление Господа, соблазняет и портит души»[7].

 

Что касается борьбы с ересями, то ее должны вести епископы, а не князья. Ересь никогда нельзя пресекать силой, здесь нужен иной подход, не меч, а нечто иное. Здесь должно сражаться Слово Божие; если оно в данном случае ничего не решит, то тем более этого не решит и светская власть, даже если она наполнит мир кровью. Ересь — духовное дело, ее нельзя изрубить никаким железом, нельзя сжечь в огне, утопить в воде. Вера и ересь становятся еще сильнее тогда, когда против них выступают силой. Даже в светских делах, писал Лютер, нельзя действовать одной только силой, бесправие нужно прежде всего преодолевать правом. Но в еще большей степени невозможно действовать насилием без права и Божьего слова в этих высших духовных делах.

23.

Учение Лютера о вере

 

Опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на " подлинном слове Божем", " истинном Евангелие". Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды, делать взносы церкви, Лютер, ссылаясь на послание апостола Павла, утверждал, что " человек оправдывается одной верой ". Каждый верующий оправдывается лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви, только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от Пап и князей до последнего крестьянина) повиноваться рабски. Никто из людей не имеет превосходство над себе подобными: сир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.

 

Лютер утверждал то, что отношение к религии, - дело совести христианина; источник веры - священное писание, " чистое слово божие". В нем говориться: " Придут люди в черном и будут выдавать себя за Бога (монахи); говориться, что мы не носим у себя в поясе медь (деньги) т.е. там призыв к скромности церкви, а церковь богатеет, т.е. нарушается заповедь бога". Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное рассматривалось как человеческое установление, подлежащее оценки и критики.

 

Отношение Лютера к государству

 

Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Он, наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Однако утверждал, что властвует целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), для которого власть на привилегия, а бремя возложенное на него богом. Христианский " управитель должен считать себя слугой, а не господином народа".

 

Задача светской власти - регулирование отношений между людьми, наказание злых и охрана благих. Духовенство не является каким-то особым " чином", независимым от светской власти.

 

Соотношение естественного и божественного права

 

Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право (хотя естественное право в конечном счете производная от воли божьей), опирающейся на него, светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, и имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находиться, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

 

Бюргерская реформа в Германии послужила сигналом к всеобщему движению крестьян и городских низов.

 

23 Жан Кальвин (1509-1564 гг.) - второй крупный реформатор. Основной труд: " Наставление в христианской вере " (1536 г.). В этой работе описывалась община верующих, управляемая выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и дьяконов.

 

Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека определена богом. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям, значит бог благоволит к ним.

 

Отсюда три черты Кальвинистов:

 

трудолюбие, прибыль в делах - признак предопределенности;

 

верность слову;

 

личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).

 

Из идеи абсолютной предопределенности следовало, что благородство, происхождение и сословные привилегии феодалов не важны, ибо не ими обуславливаются предизбранность и спасение человека. Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практике.

 

Вывод: Лютеранская реформация отвечала интересам бюргерства тем, что создала " дешевую церковь", князей - к ним перешли земли церкви и монастырей, укрепился княжеский абсолютизм. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви: протестантизм приняли в большей части Германия, Швейцария, Англии, Шотландии, Нидерландах и Скандинавии.

В сороковые годы шестнадцатого века на территории Женевы зародилось новое радикальное протестантское движение – кальвинизм, являющегося одним из главных течений протестантизма и названное по имени Ж.Кальвина, его основателя. Важнейшим догматическим положением кальвинизма была такова: доктрина абсолютного предопределения, по которой Бог (ещё не только до грехопадения, но и до формирования мира) распределил будущих людей на тех, кому суждено гореть в аду, а также на тех, кому предопределён рай. Кальвинизм получил широкое распространение в Венгрии, Англии, Шотландии, части Германии, Нидерландах, Швейцарии, а также во Франции и других странах.

 

Жан Ковен, он же Жан Кальвин (1509-1564годы).

 

Основными произведениями данного автора являлись «Церковные установления» и «Наставления в христианской вере».

 

Кальвином развивались идея Мартина Лютера о «двух главных порядках», считая необходимым сотрудничество светских властей и церкви. Так как государство считалось установленным Богом, то протест против его власти (даже тирании) является «дерзостью против воли Бога». Однако автором признавалось право поданных на пассивное сопротивление власти, которая нарушала божественные установления.

 

Кальвин считал, что государство могло иметь любую форму правления, при том условии, что она была установлена Богом. Из самых худших политических режимов он выделял демократию, а самым лучшим считал олигархический режим или же аристократизм. Самой оптимальной формой политической власти Жан Кальвин считал аристократическую республику.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь