Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория суверенитета Жана Бодена



Так главным признаком государства есть суверенитет – абсолютная и постоянная государственная власть. Суверенитет обладает пятью отдельными свойствами:

· Суверенитет неделим и един в своей сути. Он не может быть поделён, например, между монархом и его народом.

· Суверенитет постоянен. То есть, его невозможно передать на каких либо условиях какому-либо лицу.

· Его власть не имеет ограничений и считается надзаконной для всех.

· Суверенная власть подчиняется исключительно естественному и божественным законам, а не религиозным догмам.

· Суверенная власть может принадлежать или одному человеку, или всем дееспособным людям, или же меньшинству населения.

Только в зависимости от того, в чьих именно руках сосредоточена суверенная власть Боден определяет такие формы государства: монархия, демократия и аристократия. Согласно ему самой худшей из форм для осуществления государственного суверенитета является демократия, так как по большей части народ не отличается данными для принятия правильных решений на государственном уровне. Неустойчивыми формами считал он монархию и аристократию. Самой же экономичной и рациональной формой правления он называл абсолютную монархию, форму, которая даже в условиях смуты сплотить страну и навести быстро в ней порядок.

Кроме того главными препятствиями для превращения в произвол абсолютной власти являются человеческие, естественные и божественные законы.

Под «разумным началом» Боден понимал защиту права собственности, частной семейной жизни и права на индивидуальную семью. Это начало воплощалось в естественном и божественном праве, законах государства, международном праве и пр.

 

25. Сталинизм

 

И. Сталин, крупный политический деятель ХХ века, посредством оказанного им влияния на теорию марксизма фактически является создателем одного из самых массовых коммунистических направлений в России - сталинизма. Возникнув еще в 1920-е годы, оно существует и в наше время.

 

Сталинизм как течение в современном коммунизме организационно строится на авторитарной позиции руководящей, а не исполнительской роли секретарей. Фактически отрицая демократический централизм, сталинистский партии в своей форме выражают замену внутренней демократии аппаратной централизацией. Признание возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, вместе с политической (институты подавления) и экономической (коллективное производство с бюрократическим управлением и государственной собственностью) ориентацией на государство составляет другие центральные черты сталинизма как течения. По мнению ортодоксальных сталинистов, отмирание государства при социализме происходит через его усиление, а не через ослабление, обеспечиваемое ростом общественной активности, коллективного сознания, демократии и новых социальных образований. Многие сталинисты считают, что классовая борьба по мере укрепления социализма не ослабевает, а усиливается. Для ряда сталинистских школ, так же характерно узкое понимание социальной революции, как быстрой ломки политических форм, а не перехода от одной формации к другой. В связи с этим диктатура пролетариата рассматривается ими как кратковременная политическая надстройка предсоциалистического этапа.

 

Выражая патриархальную отсталость, незрелость сознания, а иногда и умышленное искажение марксизма сталинизм наряду с революционными идеями несет в себе и реакционные черты. Не редко признавая высшую роль вождей в построении нового общества и отодвигая массы на второй план, он грубо коверкает марксизм, не отрицая ряда его основ.

 

Ревизия марксизма, вождизм и догматизм, опора на реакционную, патриархальную этику, узкое, национально ограниченное понимание социализма - основные недостатки этого течения коммунизма. Его главными носителями в наше время в России являются: РКРП-РПК, Трудовая Россия и другие движения 1990-х.

 

Характерные черты сталинизма

 

В число определяющих характер сталинизма как особой политической, государственной и идеологической системы входят следующие основные признаки этого строя:

 

установление однопартийной системы, в которой единственная партия имеет монополию на участие в управлении государством: отсюда следуют такие меры, как уничтожение любой оппозиции, в том числе и внутри самой правящей партии, фактическая ликвидация системы разделения властей на три ветви при формальном её сохранении, практическая отмена гражданских свобод при их законодательном декларировании;

установление культа личности верховного руководителя (вождя), который объявляется единственным носителем стратегических и тактических установок развития страны и государства, никогда не ошибающимся и служащим высшим моральным, интеллектуальным, культурным и иным другим авторитетом;

сращивание партийных и государственных органов управления, переход государства под полный контроль одной партии;

навязывание единственной, господствующей идеологии при объявлении всех других идеологических установок либо несовершенными, либо откровенно враждебными; в этой связи практически неизбежна борьба с религиозными течениями; кроме того, наблюдается государственный контроль за средствами массовой информации и системой образования, ограничивается доступ населения к источникам информации, в особенности к иностранным;

тотальный контроль государства и партии над обществом, разрушение традиционных социальных институтов и создание новых, основанных на маргинализации общества; разрушение самого принципа самоуправления общества;

создание плановой государственной экономики, включающей в себе основные черты государственного капитализма и направленной в первую очередь на повышение обороноспособности страны; ликвидация рыночных механизмов и частной собственности.

26.

Эпоха.

 

XVII в. время ранних буржуазных революций.

 

Гуго Гроций (1583 – 1645) (Голландия; закончил Лейденский университет; ученая степень доктора права; стал жертвой борьбы политических партий; приговорен к пожизненному заключению; удалось бежать во Францию; позднее поселился в Гамбурге; погиб в результате кораблекрушения).

 

Верил в могущество человека (источник знания – наблюдения (опыт) и размышления; государство и право рассматриваются с точки зрения здравого смысла).

 

«Свободное море» (защищает свободу судоходства против притязаний Испании и против Англии).

 

«О праве войны и мира» (проблемы международного права; для их решения даются ответы на более общие вопросы – сто такое право вообще, что такое государство как субъект международных отношений).

 

Происхождение государства.

 

Государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

 

Государство – результат сознательной деятельности людей (возникло как следствие общественного договора).

 

До учреждения государства люди находились в естественном состоянии (жили непритязательно; под влиянием инстинкта общения проявляли доброжелательность друг к другу; не было частной собственности; имуществом пользовались сообща; по мере развития искусств и ремесел возрастали потребности людей; каждый стал считать себя собственником; исчезло равенство, справедливость, возникли конфликты; утратилось чувство безопасности – чтобы восстановить его люди по своей воле заключают общественный договор (объединяются в государство)).

 

Характеристика государства (определение государства).

 

Происхождение собственности (не считает этот институт присущим природе человека; частная собственность возникла в результате соглашения людей – явного (при разделе имущества) или молчаливого (при завладении имуществом)).

 

Право собственности установлено человеческой волей (присвоение чужого против воли собственника преступно) (между собственниками существует молчаливое соглашение возвращать вещи владельцам и возмещать причиненный ущерб).

 

Концепция общественного договора не приводит к выводу, что носителем суверенитета является народ, и что воля народа выше воли государя (допускает, что народ был суверенным, но добровольно передал свой суверенитет избранным им лицам).

 

Возможность сопротивления власти (никого нельзя принудить подчиняться распоряжениям, противоречащим нормам естественного права; государство наделяется для обеспечения безопасности высшим правом лишать подданных возможности сопротивления; в исключительных случаях народ имеет право на восстание (если не приведет к разрушению государства и к гибели невиновных людей)).

 

Не считал, что всякая война может быть запрещена (война – естественный способ защиты законных интересов государства; противопоставляет справедливые и несправедливые войны; справедливые (оборонительные, направлены на защиту территории, населения от агрессии); несправедливые носят завоевательский, грабительский характер).

 

Войны должны вестись с соблюдением определенных правил, чтобы от военных действий не страдало мирное население (щадить женщин и детей; человечно обращаться с военнопленными).

 

Формы государства (идеальное государство).

 

Проблеме форм государства не уделяет внимания (не делает вывод о том, какая из них является наилучшей – взгляды людей по этим вопросам расходятся; главное, чтобы форма отвечала потребностям народа).

Его симпатии на стороне аристократического или монархического правления.

 

Понятие права (отличие от закона; виды права).

 

Право основывается на природе человека, а не на воле бога (качество, отличающее людей от животных, – стремление к мирному, организованному общению, согласованному с требованиями разума; оно и ест источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм).

 

Наряду с естественным правом признается право божественное.

 

Третий вид права – человеческое (одно из требований естественного права – исполнение своих обещаний; воля людей – источник обязательных правил, установленных соглашением; изменчивое, произвольное человеческое право противопоставляется естественному; нормы, установленные людьми должны соответствовать принципам естественного права; естественное право не может быть изменено даже Богом).

 

Право:

 

1) естественное

 

2) волеустановленное

 

а) божественное

 

б) человеческое

 

Право предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно (эту функцию осуществляет государство).

 

Отец науки международного права (отрицает мнение, что в международных отношениях сила решает все; в их основе должны лежать право и справедливость – право народов; его источники – природа и разум человека, соглашения народов; международное право – частью естественное, частью положительное право).

Глоссарий

Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Теория естественного права Теория основана на признание всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом.
2 Право естественное Гроций определяет как предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым.
3 Источник естественного права человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.
4 Право человеческое складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов (Гроций Г.).
4 Божественное право воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом.
5 Справедливые войны войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий) (Гроций Г.).
6 Несправедливые войны войны, захватнические, покорение др. народов. Представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов) (Гроций Г.).

 

 

27.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь