Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из пустоты возникает истинная форма



 

После смерти Будды на четырех буддийских соборах его учения были собраны и записаны. Эти записи, называемые «сутры», не являются тем, что сказал Будда, так же как и Библия — это не то, что сказал Христос. Это были не слова учений. Обычной формой сутры является «Так я слышал однажды…» в первой строке. В течении последующих лет было создано учение, которое теперь называют буддизмом Махаяны. Оно говорит, что пустотная форма переходит в истинную форму, которая является истиной. Если вы держите ум пустым, он чист, как пространство, как зеркало. Когда приходит красное — красное, когда приходит белое — белое. Все отображается в точности. Это стало высочайшим учением и может быть обнаружено в таких сутрах как «Сутра помоста» или «Лотосовая сутра». После появления буддизма Махаяны было множество споров и мнений: «Будда учил этому, Будда учил тому». Было множество проверок. Изучение буддизма стало важнее, чем его практика. С 800 по 1000 годы после смерти Будды было написано множество томов о буддизме и его интеллектуальном сравнении с другими религиями. Кроме того, принадлежащие буддизму направления спорили между собой. Однако было больше изучения сутр, чем практики, больше разговоров, чем дхармовых поединков.

 

Практика «Не знаю»

 

Потом, спустя примерно 1500 лет, появился Бодхидхарма. Он пришел из Индии в Китай, где буддизм был известен еще за 300 лет до него. Это не был «чистый» буддизм, это был только «молитвенный буддизм» — буддизм типа «молись и обретешь счастье, молись и получишь все, что хочешь». Многие индийские монахи пришли в Китай и учили таким образом. Когда в Китай пришел Бодхидхарма, он увидел, что это не настоящий буддизм и начал его изменение.

Есть знаменитая история о его первом посещении императора в Южном Китае, который сказал Бодхидхарме, что построил бессчетное количество храмов, переписал бессчетное количество сутр и дал пропитание бессчетному числу монахов. Потом он спросил Бодхидхарму велики ли его заслуги в результате этого. Бодхидхарма сказал: «Совсем никакой заслуги». Это стало началом разрушения «молитвенного буддизма». Тогда император спросил: «Каково святое учение? » — «Безбрежная пустота и ничего священного в ней», — ответил Бодхидхарма. Император совершенно зашел в тупик. «Кто ты? » — спросил он. Бодхидхарма ответил: «Не знаю». (Тогда-то и появилось «не знаю». Наше «не знаю» то же, что и «не знаю» Бодхидхармы.) Бодхидхарма объяснил: «Если ты не знаешь и я не знаю, то это — не знаю ум. Вот мое учение». Тогда император стал его учеником и впоследствии достиг просветления. Потом Бодхидхарма отправился в Северный Китай, его столицу Чанань. В то время там было уже много знаменитых храмов, но ни в одном из них Бодхидхарма не остановился. Вместо этого он пошел в одну священную пещеру около Шаолиня и сел. (Во время нашего путешествия к этой горе в 1986 году мы видели, что гора это очень высока и бесплодна.) Там не было садов, тогда чем же питался Бодхидхарма в течении девяти лет? И что же он делал? Только сидел девять лет лицом к стене? Мы могли бы назвать это «практикой зимней спячки», как у змеи или лягушки, которые зарываются в землю и ничего не едят. Просто вдыхание и выдыхание, очень глубоко вдыхать и выдыхать. Если вы практикуете подобно этому, уходите «под землю» и выполняете такую практику глубокого дыхания, тогда ничего не есть даже в течении девяти лет — не проблема. В Корее есть один знаменитый монах, который уже шестнадцать лет ничего не ел.

 

Передача от ума к уму

 

Через девять лет Хуэй-кэ (будущий второй патриарх) пришел к Бодхидхарме и сказал: «Пожалуйста, объясни мне что такое Дхарма». — «Даже если я скажу тебе, ты мне не поверишь», — ответил Бодхидхарма. Тогда Хуэй-кэ отрубил себе руку.

— О Мастер, страдания ужасны. Мой ум страшно страдает! Пожалуйста, успокой мой ум.

— Давай сюда свой ум и я успокою его.

— Я не могу найти его.

— Значит, я уже дал тебе «спокойный ум».

Тогда Хуэй-кэ достиг просветления.

Это было первым дзэнским учением, объединяющим два ума — ум ученика и ум учителя становятся одним умом. Передача происходит от ума к уму. Есть другой пример. Когда четвертому патриарху было тринадцать лет он очень болел. В те времена буддисты обычно собирались в большом здании, вместе ели и слушали дхармовые речи, но он был настолько болен, что не мог выйти. После одной из лекций Мастер зашел проведать его.

Мальчик сказал:

— Учитель, у меня очень плохая карма. Пожалуйста, убери ее, чтобы я стал здоровым и изучал буддизм.

— О, у тебя плохая карма? Я уберу ее. Покажи мне твою плохую карму, — ответил Учитель.

— Я не могу отыскать свою плохую карму.

— Я уже убрал ее. Ты не болен.

— О, я не болен! Почему я должен быть больным?

Его болезнь полностью прошла и он кое-чего достиг. Так, он стал учеником и получил передачу.

 

Не создавайте ничего

 

Другое изменение в обучении пришло с шестым патриархом, который учил о причине и результате, о «ничего не делании». «Если вы создаете причину, значит будете иметь последствия… Не делайте ничего. Тогда вы — ничто, тогда трудного нет».

Его стихотворным ответом пятому патриарху было: «Бодхи не имеет родословной, чистое зеркало не имеет подставки. Изначальное ничто. Где же пыль? ». Вручив это стихотворение пятому патриарху, он получил передачу.

 

Начало коанов

 

Рассказы о просветлении патриархов и знаменитых учителей распространялись все шире и стали использоваться в целях обучения. Шестой патриарх, например, был знаменит таким коаном:

Два монаха спорили, глядя на флаг, развевавшийся по ветру, что тут движется, флаг или ветер. Случайно услышав их, шестой патриарх сказал: «Ни флаг ни ветер не движется, это движется ваш ум». Это было очень простое учение.

Когда перед шестым патриархом предстал его приемник, он спросил:

— Откуда ты пришел? Какого типа вещь пришла сюда?

— Не знаю.

Вот где появился коан «Что есть я? ». Это был тот самый вопрос, над которым Будда просидел шесть лет. Будда, Бодхидхарма и шестой патриарх спрашивали: «Что есть я? » и отвечали: «Не знаю».

Хуай-чжан сидел в своем храме с «не знаю» в течении восьми лет. Он мог бы спросить посетителей: «Какую вещь вы принесли сюда? ». Они могли бы ответить: «Если ты скажешь, что это какая-то вещь, то это будет неверно». Так появился вид словесной борьбы, который мы называем дхармовым сражением. Это учение все еще было простым. Затем пришел восьмой патриарх, Ма-цзу. Один деревенский паренек спросил его:

— Что такое будда?

— Ум есть будда. Будда есть ум, — ответил Ма-цзу, а через некоторое время спросил, — будда это не вещь, это не ум, это не дхарма, тогда что это?

Есть знаменитая история о Ма-цзу и Бай-чжане, которые едут на корабле и видят гусей, летящих на север. Ма-цзу спросил:

— Гуси, куда они летят?

— Север, — ответил Бай-чжан.

— Север?! — воскликнул Ма-цзу и очень больно ущипнул Бай-чжана за нос.

Бай-чжан обрел просветление. Когда они вернулись домой Бай-чжан рыдал без остановки. Один из друзей спросил его:

— Почему ты плачешь?

— Иди спроси у учителя дзэн.

— Иди спроси самого Бай-чжана, — ответил Ма-цзу на вопрос друга.

— Учитель сказал спросить у тебя почему ты плачешь, — сказал Бай-чжану его товарищ, вернувшись от Ма-цзу.

Тогда Бай-чжан принялся хохотать. Итак, рыдания и хохот это одно и то же или разное?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь