Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема поэта и поэзии в русской литературе



30.03.2018

< 100

Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.

Настал черед обратиться к поэзии: если ученики 9 класса на ГИА могут выбирать между прозой и поэзией (анализ или прозаического, илипоэтического текста), то одиннадцатиклассникам необходимо хорошо ориентироваться во всех родах литературы (напомню, что их всего четыре: эпос, лирика, лироэпос и драма).

Итак, когда мы говорим о поэзии, то необходимо помнить такие понятия, как темы или мотивы лирики. Вот некоторые из них: свободолюбивая (вольнолюбивая) лирика, любовная лирика, пейзажная лирика, тема дружбы, тема Родины, гражданская лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии и т.д. Некоторые мотивы можно найти у всех-всех поэтов (об этом чуть ниже), другие же — только у отдельных представителей (например, тема одиночества у Лермонтова).

Сегодня мы поговорим о теме поэта и поэзии. Это важный мотив лирики, так как каждый поэт — рано или поздно — задумывается: для чего я пишу? кому это нужно? нужно ли это мне самому? для кого я пишу? почему я не могу не писать?.. То есть все те вопросы, которые задает себе любой творческий человек. Каждый поэт решает эту проблему самостоятельно, но, безусловно, мы можем найти некоторое сходство между их выводами.

1. " Пророк" А.С. Пушкина

М.А. Врубель " Шестикрылый серафим"

Несколько тяжелое для восприятия современным человеком стихотворение, специально " напичканное" Пушкиным большим количеством старославянизмов.

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Во времена поэта оно тоже выглядело не очень " современно". Для чего Александр Сергеевич это сделал? Он сравнил поэта с пророком — посредником между Богом и людьми, поэтому всё повествование строится в архаичной манере, с отсылкой к Библии.

В самом начале стихотворения мы видим лирического героя, который " томится духовной жаждою", то есть ему чего-то не хватает, он задается вопросами, на которые нет ответа. Этот лирический герой — наш с вами Поэт. В этот момент ему является " шестикрылый серафим" (ангел) и начинает преображение: обычный человек должен стать настоящим Поэтом. Что для этого нужно?

" Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он" — пальцами серафим касается глаз человека, после чего они стали зоркими, как у орла.

Затем ангел дотрагивается до ушей человека: " И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход, / И дольней лозы прозябанье". То есть будущий Поэт стал слышать звуки, недоступные уху обычного смертного.

Затем серафим вырывает у человека " празднословный и лукавый" язык, а вместо него " десницею кровавой" (то есть испачканной в крови правой рукой) вкладывает жало змеи. Это говорит нам о том, что Поэт имеет способность язвить, жалить, колоть, когда говорит о нелицеприятных вещах.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Ну тут всё понятно: обычное человеческое сердце не сможет выдержать всего того, что предстоит выдержать Поэту. Именно поэтому живой орган заменяется на тлеющий уголь — жесткий, но горячий.

После таких метаморфоз ни один смертный не выживет — вот и наш лирический герой лежит в пустыне, " как труп". Но тут совершается последнее дело: " И бога глас ко мне воззвал". Пушкин показывает, что без божьей искры, без того самого озарения, вдохновения, таланта или гения (можно называть по-разному, но смысл остается примерно один — нечто, посланное свыше, причем далеко не всем) невозможно стать настоящим Поэтом. И Бог обозначает миссию Поэта — " глаголом жечь сердца людей". " Глагол" значит " слово", то есть цель поэзии заключается в том, чтобы донести свои мысли до сердец посредством слов (стихотворений).

Пушкин показывает, что миссия поэта — служить людям, " зажигать" их сердца добрыми словами, которые поэт-пророк узнал от Бога. Стихотворение, начинающееся довольно депрессивно, заканчивается оптимистично, с надеждой на будущее.

2. " Пророк" М.Ю. Лермонтова

И.Е. Репин " Пророк"

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова носит такое же название и является своеобразным " продолжением" произведения Пушкина:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка...

То есть наш поэт-пророк предстает перед нами уже после произошедших с ним трансформаций (он уже осознал свою миссию), однако жизнь его оказывается вовсе не такая радужная, как можно было представить.

Во-первых, Поэт замечает в окружающих его людях " злобу и порок". Когда он пытается " провозглашать любви и правды чистые ученья", они бросают в него камни.

Во-вторых, ту самую радость поэт-пророк может почувствовать только в одиночестве (любимый мотив Лермонтова), наедине с собой — и с природой: " И звезды слушают меня, /
Лучами радостно играя".

В-третьих, Поэту все-таки иной раз приходится возвращаться в город, к людям, но он старается как можно быстрее и незаметнее проскользнуть мимо этих ужасных и жестоких сердец, которые не понимают его и не принимают его слов:

" Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами! "

То есть Лермонтов показывает, что для него Поэт — несчастный одинокий человек, который знает о своей божественной миссии, однако не может ее исполнить из-за невежественной толпы, которая не верит ему и презирает его. Стихотворение пронизано отчаянием и болью: тяжела ноша Поэта. Сюда как нельзя более кстати подходит поговорка: " Нет пророка в своем Отечестве " — эта фраза взята из Евангелия и означает скептическое отношение к талантливым людям в своей стране, городе или даже семье (в то время как чужое может высоко цениться).

3. " Поэт и гражданин" Н.А. Некрасова

Л.О. Пастернак " Страсти создания"

Совершенно противоположную позицию занимает Некрасов. Здесь о Боге нет уже и речи: миссия Поэта — служение народу, толпе. Николай Алексеевич иллюстрирует две точки зрения на поэзию в своем стихотворении " Поэт и гражданин": Поэт, поклонник и последователь Пушкина, ничего не пишет, ждет вдохновения, хандрит — Гражданин же считает, что нужно, " служа искусству, для блага ближнего жить", то есть писать и творить даже через " не могу и не хочу".

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди...

То есть бедные и несчастные люди (простой русский народ) достойны того, чтобы о них писали поэты. Им это необходимо, потому что Поэт должен стать " гласом народа", выражать его мысли, говорить о его проблемах, искать решения. Мы видим, что, в отличие от Пушкина и Лермонтова, которые считали, что Поэт является проводником сверху вниз, Некрасов выстраивает обратную линию: Поэт должен нести идею снизу вверх.

Когда некрасовский Поэт из стихотворения " Поэт и гражданин" приводит в пример поэзию Александра Сергеевича Пушкина и спрашивает у Гражданина: " Так я, по-твоему, — великий, / Повыше Пушкина поэт? " — Гражданин честно отвечает:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать.

И подытоживает ставшими крылатыми словами: " Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ". Таким образом, для Некрасова Поэт — это не мастер красивых речей, выверенного слога, добрых слов, нашептанных ему Богом, а гражданин, то есть человек, который во главу угла ставит интересы народа, служит ему так, как умеет, является выразителем народных идей.

" Лишние люди" в русской литературе

25.03.2018

730

435

3 мин 30 секунд

730 просмотров. Уникальные посетители страницы.

435 дочитываний, 60%. Пользователи, дочитавшие до конца.

3 мин 30 секунд. Среднее время полного прочтения публикации.

В XIX веке русскими писателями был выведен необычный, но при этом закономерный для той эпохи тип литературного героя — " лишний человек". Это литературоведческое понятие встречается в заданиях ГИА и ЕГЭ довольно часто, как и " маленький человек" (в следующих статьях расскажу и о нем).

Про " лишних людей" написано очень много — не буду повторяться, но постараюсь дать ёмкую характеристику и обозначить всех " лишних людей" в русской литературе (из списка кодификатора). Итак, это, без сомнения, Онегин, Печорин, Базаров и Обломов. Чацкого назвать " лишним человеком" можно только с некоторыми оговорками.

Что между ними общего? Все они люди высшего сословия, дворяне (кроме Базарова — он разночинец: его мать была дворянкой, а отец — лекарем). Молодые. Довольно обеспеченные. Хорошо образованные. Именно за счет этого они понимают, что общество устроено как-то не так, неправильно, нужно что-то менять. Такие мысли возникали у образованной части населения Российской империи, в первую очередь, в связи с крепостным правом: достойные люди логично приходили к выводу, что нельзя угнетать себе подобных, это похоже на рабство и т.п. Я не говорю, что все вышеперечисленные герои прямо говорили о необходимости крестьянской реформы, но тот факт, что они жили именно в эпоху переоценки ценностей и ветра перемен (этот " ветер" дул довольно долго, с перерывами: вспомним, к примеру, восстание декабристов 1825 года — и отмену крепостного права лишь в 1861 году), не вызывает сомнений.

Итак, " лишние люди" достойны и честны, особенно перед самими собой. Их главное отличие от других (и сходство друг с другом) заключается в том, что они " чувствуют в себе силы необъятные" (так писал о себе Печорин), но у них нет возможности самореализации: дворяне никогда не работали и не умеют этого делать. Куда направить весь свой потенциал, всю свою энергию? Каждый выбирает свой путь.

1. Онегин (" Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к " Евгению Онегину" Пушкина

Евгений Онегин чувствует себя не таким, как все: он дворянин, но дворянское сословие не близко ему по духу. Он постоянно чувствует скуку, хандрит, даже когда развлекается так, как принято у высшего сословия. Евгению, возможно, кажется, что это обычное состояние для всех, поэтому он принимает его безропотно, просто выполняет предписанные обществом поездки на бал, в театр и т.д. У него есть хорошее образование (в отличие от многих других молодых людей Петербурга Евгений знает латынь, читает книги по экономике) и потенциал, однако Онегин растрачивает его на пустые развлечения.

Пожалуй, единственным разом, когда Евгений Онегин направил свою энергию в правильное русло, было облегчение участи доставшихся ему по наследству крестьян:

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Пушкин по цензурным соображениям исключил из романа в стихах главу, в которой рассказывалось о путешествии Онегина по России. Там герой явно увидел много несправедливости и тяжелой жизни населения, удаленного от веселой и богатой столицы. Скорее всего, он сделал выводы, потому что вернулся другим человеком: этот " другой" Онегин уже смог полюбить Татьяну, разглядеть в ней душевную красоту и ум. Сам роман заканчивается сценой в марте 1825 года, а, как мы помним, в декабре того же года произойдет восстание декабристов — дворян, которые хотели упразднить самодержавие и отменить крепостное право. Присоединится ли к ним Евгений Онегин, Пушкин не дает ответа. Но это, пожалуй, единственный путь для нашего " лишнего человека" с его душевными силами.

2. Печорин (" Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)

Печорин, который признается, что " чувствует в себе силы необъятные", не тратит их на пустые развлечения и балы. Возможно, этому препятствует его ссылка на Кавказ, так как мы не знаем, чем бы он занимался в Петербурге (хотя сама ссылка намекает нам на дуэль, в которой Григорий Александрович участвовал в столице, за что и был отправлен на юг).

Свою энергию Печорин тратит на вещи, которые вызывают прилив адреналина в крови: он любит звук пролетающих пуль, ему не спится, если происходят какие-то " интересные" вещи, в которых можно поучаствовать, он легко соглашается на прогулку в лодке, хотя не умеет плавать, и без страха забирается через окно в хату к вооруженному пистолетом пьяному убийце.

Эту бы энергию да направить в нужное русло! Но какое это может быть русло? Не было его в XIX веке. Именно поэтому несчастный Печорин является " лишним человеком": он родился раньше своего времени.

3. Базаров (" Отцы и дети" И.С. Тургенева)

И.Е. Репин " Студент-нигилист"

Евгений Базаров — разночинец: его мать дворянка, а отец — полковой доктор. Именно поэтому ему живется чуточку " легче", чем его " собратьям по несчастью" (несчастью быть " лишними людьми" ): он выучился на доктора, и может иметь практику (он может работать! ). То есть его силы, энергия и потенциал не будут потрачены впустую. Или будут?

— Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!..

— Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает...

Как мы видим из этих цитат (и произведения в целом) Евгению Базарову не удалось приложить свои силы ни к чему хорошему (да и плохому тоже). Он пытался общаться с простым народом, мужиками, расспрашивал их о жизни, но они только посмеивались над ученым человеком: им он тоже был не нужен. Высшее общество пыталось облегчить участь крестьян, которые еще не были готовы к переменам. Такие люди и оказывались " лишними" — несмотря на все свои грандиозные планы, сделать им ничего так и не удалось.

Проблема образования в русской литературе

19.03.2018

592

406

3 мин 30 секунд

592 просмотра. Уникальные посетители страницы.

406 дочитываний, 69%. Пользователи, дочитавшие до конца.

3 мин 30 секунд. Среднее время полного прочтения публикации.

Продолжаем сравнивать произведения русской литературы для заданий 9 (проза) и 16 (поэзия) ЕГЭ. Сегодня коснемся темы образования и самообразования литературных героев.

1. Митрофанушка (" Недоросль" Д.И. Фонвизина)

Собственно, слово, вынесенное в название комедии (" Недоросль" ), обозначает молодого дворянина (мужского пола), который еще не получил свидетельства об образовании (как, собственно, нынешние школьники, которые еще не получили аттестата о среднем образовании). В XVIII, да и в XIX вв. это слово не являлось ругательством (недорослем является и Петруша Гринёв из " Капитанской дочки" Пушкина). С легкой руки Петра I государство стало заботится об образовании своих граждан (в первую очередь, дворян). Поэтому для вступления в брак от представителя высшего сословия требовался документ о том, что он умеет читать-писать, складывать-вычитать и т.п. С этой целью молодым дворянам стали нанимать учителей.

Митрофану Простакову 15 лет (" ведь вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы" ), он утверждает, что " не хочет учиться — хочет жениться". Однако сначала ему нужно получить то самое письменное удостоверение о выучке.

У Митрофанушки трое учителей: грамоте его учит семинарист Кутейкин, арифметике отставной сержант Цыфиркин, а " по-французски и всем наукам" обучает немец (! ) Вральман, который впоследствии оказывается вовсе не ученым, за кого себя выдавал, а бывшим кучером.

На " экзамене", который принимают Стародум и Правдин, Митрофан утверждает, что " дверь" — это имя прилагательное, потому что она " приложена к своему месту". Историю, которую должен ему преподавать Вральман, и Митрофан, и его " учитель" считают увлекательнейшим предметом: " оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью". А география оказывается для Простаковых " недворянской наукой": " Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? " — искренне удивляется мать Митрофанушки.

Фонвизин обличает нравы старшего поколения, которое считает, что образование не нужно (Простакова гордится, что ее родители никого учиться не отдавали, а кто сам тянулся к знаниям, того могли и проклянуть), но вынуждено нанимать учителей, чтобы следовать моде и выглядеть в обществе достойно. При этом драматург не жалеет черной краски и для самого недоросля: он глух к учебе (четвертый год учится грамоте, да " новой строки не разберет" ), хочет только есть, спать и гонять голубей. Вывод: необразованность и нежелание учиться порождают новые пороки. Комедия заканчивается словами, которые стали афоризмом: " Вот злонравия достойные плоды! "

2. Татьяна Ларина (" Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Образование женщин в XIX в. заключалось, в основном, в умении музицировать, танцевать, наряжаться, говорить по-французски и, конечно, соблюдать правила этикета (об этом есть строки и в комедии Грибоедова " Горе от ума" ). Татьяна Ларина, дворянка, проживавшая в деревне, не была исключением.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо...

Знаменитое письмо Онегину она написала на французском языке (" Она по-русски плохо знала, / Журналов наших не читала / И выражалася с трудом / На языке своем родном, / Итак, писала по-французски..." ).

Но Татьяна не стала бы любимой героиней Пушкина, если бы была как все. Во-первых, уже в этот момент мы симпатизируем девушке, которая близка природе и которая умеет чувствовать и не стыдится этого. Во-вторых, Татьяна Ларина прошла " курс" самообразования: после отъезда Онегина из деревни она стала наведываться в его дом и читать книги из его библиотеки. Так малообразованная дворянка получила доступ к обширнейшим знаниям:

Потом за книги принялася.

Сперва ей было не до них,

Но показался выбор их

Ей странен. Чтенью предалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной.

Таким образом, Татьяне Лариной, воспитанной на французских романах, как все остальные девушки ее сословия, повезло встретить Онегина и через него заинтересоваться книгами. Благодаря его библиотеке и жажде самообразования Татьяна стала умнее, сильнее, самодостаточнее (" величавая... законодательница зал" ).

3. Княжна Марья (" Война и мир" Л.Н. Толстого)

Княжна — дочь Болконского-старшего. Он богат и своенравен, но любит своих детей, в том числе, конечно, и Марью, просто не умеет это показать. Именно его любовью (и пониманием того, что девушка некрасива и поэтому не будет иметь успеха у мужчин) вызвано желание научить дочь не просто " женским" занятиям, а дать ей обширные знания, которые помогут княжне Марье в жизни.

Князь Николай Андреевич Болконский лично преподавал дочери все науки, включая математику и геометрию: " Математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу", — говорил он.

Даже к занятиям " глупых барынь" — музыке — в этой семье подходили со всей строгостью. Бедная княжна Марья должна была играть на клавикордах каждый день с 12 до 14 часов: " из дальней стороны дома, из-за затворенных дверей, слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты". То есть отец заставлял ее постоянно оттачивать мастерство.

Княжна Марья — одна из любимых героинь Толстого. Она не только добра и " душевна" (как та же Наташа Ростова, Николай Ростов, да и все представители семьи Ростовых), но и умна. Именно поэтому автор в финале романа-эпопеи создает брак людей из достойных фамилий, чтобы они еще больше обогащали друг друга — как в духовном, так и в интеллектуальном плане: Марья Болконская становится женой Николая Ростова (а Наташа Ростова выходит замуж за умного Пьера Безухова).

" Двойники" в русской литературе

17.03.2018

2, 9 тыс.

1, 5 тыс.

3 мин 30 секунд

2, 9 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.

1, 5 тыс. дочитываний, 52%. Пользователи, дочитавшие до конца.

3 мин 30 секунд. Среднее время полного прочтения публикации.

Тема двойничества в русской литературе интересовала (и продолжает интересовать) литературоведов: многие писатели создают " двойника" (а иногда даже сразу нескольких! ) главного героя и заставляют их взаимодействовать. Зачем это нужно? Давайте попробуем разобраться.

Эта статья будет несколько отличаться от предыдущих, где всегда был список из трех произведений. " Двойники" могут выполнять в произведении несколько функций, в зависимости от замысла автора, но давайте пока выделим их две основные роли.

1. " Двойник" как пародия

Чтобы показать главного героя выше, а его мысли чище, писатель может добавить персонажа, который " повторяет" его, однако делает это на более низком, примитивном уровне.

Репетилов (фр. ré pé ter — " повторять" ) в " Горе от ума" Грибоедова во всем повторяет Чацкого, но делает это карикатурно.

" Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног", — так Чацкий появляется перед Софьей, падая к ее ногам. " Как будто знал, сюда спешу, / Хвать, об порог задел ногою, / И растянулся во весь рост", — так на бал приезжает Репетилов. Чацкий, по словам Фамусова, " славно пишет, переводит". Репетилов говорит о себе: " И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу. / Другие у меня мысль эту же подцепят / И вшестером, глядь, водевильчик слепят". Одинокий голос Чацкого пытается " разбудить" всю " фамусовскую Москву" своими обличениями. А Репетилов всем рассказывает про тайное общество, членом которого он является: "... а мы!.. у нас... решительные люди, / Горячих дюжина голов! / Кричим - подумаешь, что сотни голосов!.." И даже эффектный отъезд Чацкого (" Карету мне, карету! " ) имеет пародийную ситуацию с Репетиловым:

Куда теперь направить путь?

А дело уж идет к рассвету.

Поди, сажай меня в карету,

Вези куда-нибудь.

Репетилов нужен Грибоедову, чтобы показать, насколько Чацкий серьезнее и выше всего этого, этих пустых болтунов, которые " шумят" в Английском клубе и тайном обществе, и насколько он одинок.

Еще одним пародийным " двойником" можно назвать Грушницкого из " Героя нашего времени" Лермонтова: сравнивая его с Печориным, мы понимаем, что Григорий Александрович не " рисуется", а поступает так, а не иначе не в угоду моде, а в соответствии со своими принципами и порывами души.

Грушницкий: " Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания". По сути, Печорин тоже любит говорить " пышные фразы", чтобы произвести впечатление, однако он не склонен к двуличию: Григорий Александрович не скрывает свою эгоистичную, но при этом сложную натуру — он действительно является романтическим героем, в которого девушки легко влюбляются. Грушницкий же всё делает намеренно: поминутно крутит усы, опирается на костыль (чтобы его пожалели), ходит в солдатской шинели, хотя является юнкером (то есть офицером).

Грушницкий без зазрения совести может опорочить честь княжны Мери (рассказывая всем, что видел, как к ней кто-то приходил ночью) и подло убить человека (не зарядив пистолет Печорина, а только свой). Печорин не способен ни на то, ни на другое, несмотря на то что является " портретом, составленным из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".

2. " Двойник" как продолжение личности героя

Такие " двойники" серьезнее, они редко когда скатываются в пародию, однако зачастую не так сложны, как главный герой, потому что " берут" от него какую-то одну идею/сторону — и показывают, как ее можно развить, куда она может привести.

Тему " двойничества" очень легко отыскать почти по всех произведениях Достоевского. " Преступление и наказание" не является исключением. Рассмотрим двух " двойников" Раскольникова: Свидригайлова и Лужина.

Свидригайлов сразу видит в Раскольникове " родственную душу", он прямо так ему и говорит: " Мы одного поля ягоды". Раскольникову, конечно, такое сравнение неприятно, однако Свидригайлов прав: между ними много общего.

Свидригайлова подозревают во многих страшных преступлениях, ему и самому мерещится девочка в гробу: он " знал эту девочку... Эта девочка была самоубийца — утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание..." Он погубил эту невинную девочку. Раскольников, кроме старухи, убил также ее беременную сестру Лизавету — ни в чем не повинные души.

Мысль Свидригайлова: " Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша". Это напрямую соотносится с теорией Раскольникова, согласно которой он, убив одного человека, на полученные деньги сотворит тысячу добрых дел.

Лужин — второй " двойник" Родиона Романовича Раскольникова.

Лужин, как и Раскольников, создает собственные теории, по которым живет. С первого взгляда, может показаться, что " теория о целом кафтане" Лужина безобиднее теории Раскольникова, однако это не так. Лужин утверждает, что не надо рвать кафтан, чтобы поделиться с ближним, потому что, в этом случае, вы оба останетесь голыми. Он придерживается принципов индивидуализма: " Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано". Пусть нищие остаются нищими: когда-нибудь, " вследствие всеобщего преуспеяния", они получат свой " кафтан". Разумихин же прямо и правильно заявляет Лужину: " Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать! "

То есть мы понимаем, что Лужин — не очень приятный человек, но вроде бы он не делает ничего ужасного. Затем мы узнаем о его жизненных принципах и теориях и делаем вывод, что он не моргнув глазом убил бы человека, если бы у него " личный интерес" такой был. С другой стороны, Раскольникову (и читателям) дается понять, что теория о " тварях дрожащих и право имеющих" — всего лишь прямое продолжение идей вот таких вот лужиных, и ничего в этом нет " возвышенного" и " уникального": несчастья и смерть одних людей ради благополучия других ничем не могут быть оправданы.

В эту же группу " двойников" можно отнести доктора Вернера из " Героя нашего времени": он не является пародией Печорина, но показывает нам, что даже среди умных и образованных людей Григорий Александрович одинок и непонят, потому что он сложнее, многограннее и может взять на себя ответственность даже за самые дурные поступки, в отличие от, казалось бы, в целом очень похожего на него Вернера.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь