Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Человек и природа в русской литературе



13.03.2018

379

261

2 мин 30 секунд

379 просмотров. Уникальные посетители страницы.

261 дочитывание, 69%. Пользователи, дочитавшие до конца.

2 мин 30 секунд. Среднее время полного прочтения публикации.

Очень часто в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по литературе возникает тема природы. И это неудивительно, так как с древних времен люди не только взаимодействовали с ней, но и пытались ее понять, в том числе через свои чувства и эмоции. Пейзаж в произведении никогда не бывает случаен (мы говорим о классической литературе, а не о какой-нибудь графомании). Открою вам сразу небольшой секрет: если какой-либо герой близок к природе, умеет чувствовать ее, наслаждаться ее дарами, то такой персонаж с 99% вероятностью является положительным. Так уж сложилось, что взаимодействовать с природой могут, по большей части, только люди добрые, открытые, " естественные", что, безусловно, не может не вызвать симпатию как у самого автора, так и у читателя. Обращайте внимание на взаимодействие героя с природой (растениями и животными), чтобы лучше понять замысел писателя.

1. Лиза (" Бедная Лиза" Н.М. Карамзина)

В сентиментальной повести с первых же страниц намечается противопоставление чистой, искренней крестьянки Лизы и ветреного, думающего в первую очередь о деньгах дворянина Эраста. Это подчеркивается местом их проживания: Лиза всегда ассоциируется с природой, а Эраст — с городом.

О.А.Кипренский " Бедная Лиза"

Лиза живет в хижине " подле березовой рощицы, среди зеленого луга", в окрестностях Москвы, со своей матерью: " любезная дочь весельем своим развеселяла для нее всю натуру", то есть природу и погоду.

" Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами": опять с девушкой связаны " атрибуты" природы — цветы. Хочу обратить внимание на то, что ландыши — белого цвета (этот цвет всегда будет связан с невинной Лизой).

Именно приход в город стал для Лизы верной дорогой к несчастью и смерти. А на следующий день " цветы были брошены в Москву-реку": Лиза влюбилась в городского жителя настолько, что готова предать свою любимую природу.

" Ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения... Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! — сказала она. — Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу! » Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков" — природа отвернулась от Лизы в момент ее грехопадения.

В итоге Лиза утопилась в том самом пруду, на берегу которого некогда жила счастливо и спокойно. " Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом".

Итак, чем сильнее герой связан с природой, тем чище и невиннее его помыслы. В случае с какими-либо " нехорошими" его поступками природа может предупреждать человека, что он " отклоняется от курса", или даже наказывать (вспомним еще боязнь грозы в одноименной драме Островского).

2. Базаров (" Отцы и дети" И.С. Тургенева)

В этом романе тема природы и разделение героев на " хороших" и " плохих" в зависимости от близости к ней отражены как нельзя более наглядно. Кроме всего прочего, на протяжении произведения совершается трансформация, которая и показывает нам, чтовосприятие природы может сказать о человеке.

В.Г.Перов " Старики-родители на могиле сына"

В начале романа Евгений Базаров — убежденный нигилист, отрицающий всё и вся. В первую очередь это касается искусства и природы. Знамениты категоричные слова Базарова: " Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Это значит, что люди не должны преклоняться (как в храме) перед природой: нужно смело брать то, что тебе нужно (древесину, полезные ископаемые и т.п.).

Любовь, которую Базаров, кстати, тоже отрицал, меняет его кардинальным образом: теперь он вдруг оказывается способен уловить " таинственное шептание ночи": " сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание".

Ну и, наконец, смерть героя окончательно примирила его с природой, потому что теперь они стали единым целым: " Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии " равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной..."

Когда Базаров утилитарно относится к природе, он — нигилист, холодный, расчетливый, такому герою сложно сочувствовать. Когда Евгений Васильевич становится способным прочувствовать природу — симпатия автора и читателя уже на его стороне.

3. Плюшкин (" Мертвые души" Н.В. Гоголя)

Из всех помещиков первого тома " Мертвых душ" возможность к возрождению Гоголь хотел дать только Плюшкину. Казалось бы, его мы встречаем ближе к концу произведения, когда Чичиков, словно Данте в " Божественной комедии", спускается по " кругам" всё глубже и глубже в " ад". Однако, как и в поэме средневекового автора (на которую ориентировался Гоголь), чем глубже ты находишься, тем ближе от тебя становится гора Чистилища — места, где душа грешника может быть очищена. Второй том " Мертвых душ" должен был стать таким " чистилищем" (а третий — " раем" ).

Плюшкин — единственный помещик с биографией. У человека, у которого есть прошлое, может быть и будущее. Второй момент, который сильно отличает рассказ о Плюшкине от рассказа об остальных встреченных Чичиковым героях, это пейзаж его усадьбы, а точнее, описание сада.

В.Д.Поленов " Бабушкин сад"

" Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню..."

" Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубо-ощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности".

Плюшкина Гоголь окрестил " прорехой на человечестве", но, как мы видим, природа может " уничтожить... нищенские прорехи", а следовательно, создать из этого человека что-то достойное.

Таким образом, мы видим, что связь героя произведения с природой говорит о его искренности, естественности, может быть, наивности, но при этом открытости и доброжелательности. Симпатия автора зачастую будет на стороне именно таких персонажей.

" Золотой век" в русской литературе

10.03.2018

672

407

2 мин

672 просмотра. Уникальные посетители страницы.

407 дочитываний, 61%. Пользователи, дочитавшие до конца.

2 мин. Среднее время полного прочтения публикации.

Легенда о " золотом веке" возникла еще в Древней Греции, была популярна в Древнем Риме — и остается актуальной до сих пор. Под понятием " золотой век" подразумевается время, когда все люди счастливы: нет ни войн, ни болезней, ни тяжкого труда. Древнегреческий поэт Гесиод впервые использовал это словосочетание, предполагая, что эта эпоха действительно существовала во времена бога Кроноса. На смену " золотому веку" затем пришли серебряный, бронзовый и железный, но человечество мечтает вернуть то прекрасное время, когда не надо было работать, никто не старился и не умирал, а хищные животные мирно лежали под одним кустом с травоядными. В религии этот период относится к пребыванию Адама и Евы в райском саду.

Есть и те, кто считает, что " золотой век" возможен в будущем. Здесь можно вспомнить все утопии, а также фантазии и сны в литературе. Самым известным в мировой литературе желанием обрести " золотой век" является, пожалуй, сюжет " Фауста" Гёте: ничто из уже испытанного профессором не может назваться моментом счастья, однако картина идеального будущего, которую слепой Фауст нарисовал в своем воображении оказывается тем самым " прекрасным мгновением", ради которого можно продать душу. Таким образом, счастье опять оказывается эфемерным: его можно только вообразить, придумать.

Мотив " золотого века" встречается в литературе довольно часто, ведь человеку свойственно идеализировать прошлое, в частности детство. Предлагаю рассмотреть три похожих случая в русской литературе.

1. " Первое января" М.Ю. Лермонтова

Стихотворение Лермонтова, которое еще называют по первой строке " Как часто, пестрою толпою окружен...", действительно написано в январе 1840 года (за год до смерти поэта). Михаил Юрьевич, чьим основным мотивом лирики является тема одиночества, вновь чувствует себя странно среди толпы людей в масках, с холодными руками... Новогодний многолюдный праздник только подчеркивает одиночество лирического героя, презрение к " бездушным людям", его " горечь и злость". Однако спасение есть — и оно заключается в воображаемом возвращении в прекрасную пору детства, в " золотой век".

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком...

Лирический герой вспоминает родные места: барский дом, сад, " спящий пруд"... Он называет себя " всесильным господином" этого " дивного царства", чьей основной характеристикой является покой, безмятежность, пустынность, близость к природе. Тогда как прежде он " долгие часы просиживал один", теперь лирическому герою Лермонтова приходится находиться среди " бурь тягостных сомнений и страстей", то есть среди светского общества. Шум толпы в очередной раз " спугивает мечту" — и наш герой вновь возвращается из " золотого века" детства в настоящую взрослую жизнь.

2. " Сон Обломова" (" Обломов" И.А. Гончарова)

Единственная глава, имеющая название в романе Гончарова, — " Сон Обломова". Она является ключевой для понимания всего произведения и может использоваться в качестве аргумента в заданиях ЕГЭ по литературе.

" Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! "

В Обломовке — " наследственной отчине рода Обломовых" — всё спокойно, тихо и сонно: здесь нет ни пересеченной местности (не только гор и морей, но даже крутых берегов реки — только пологие), ни закрытых дверей (" безмолвные избы отворены настежь" ), ни смерти (" в последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью" ). Идеальный мир, где тепло, сытно и безопасно.

Однако жители Обломовки считали, например, что " за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и наконец все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю". А " забота о пище была первая и главная жизненная забота": смысл жизни в Обломовке заключался в отслеживании того, " как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее..."

Таким образом, Гончаров показывает нам, что Обломовка, с одной стороны, это тот самый " золотой век", рай на Земле, а с другой стороны, это застой и разложение, где нет никакого движения — сплошное болото: стоит ли в него возвращаться? Илья Ильич Обломов вернулся...

3. " Гроза" А.Н. Островского

Живущая в " неволе" Катерина в разговоре с Варварой вспоминает свое детство и прекрасную пору житья дома, с родителями, еще без мужа.

" Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала".

Занятия на день заключались в поливе цветов, походе в церковь, вышивании золотом по бархату, обеде, гулянии по саду, " а вечером опять рассказы да пение".

В идеальном мире Катерина постоянно сравнивает себя с птицей (важный образ в контексте всей пьесы): во сне она летала, жила " точно птичка на воле" и т.п. Церковь также играла особую роль в ее жизни: героине, находящейся в экстазе от молитвы, мерещатся летающие и поющие ангелы, " точно, бывало, я в рай войду".

Но этот " рай" незамужней жизни сменился " неволей" в доме Кабановых. Несмотря на то, что Варвара удивляется: " Да ведь и у нас то же самое", — для Катерины пора ее детства останется самой прекрасной и самой неповторимой.

Воспоминания о детстве не только контрастируют с нынешним положением Катерины, но и раскрывают нам ее душу: ведь то, что человек вспоминает с любовью и ностальгией, говорит о том, что в его понимании есть счастье.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь