Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мотив сна в русской литературе



02.03.2018

229

168

3 мин

229 просмотров. Уникальные посетители страницы.

168 дочитываний, 73%. Пользователи, дочитавшие до конца.

3 мин. Среднее время полного прочтения публикации.

Мотив сна — довольно часто встречающаяся тема в вариантах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Толкования сновидений берут начало из фольклора и, безусловно, являются отличным подспорьем писателям и поэтам в их желании добавить еще один " слой" в свое произведение. Сны в литературе могут иметь, как минимум, три функции, поэтому, по традиции, предлагаю рассмотреть три примера из списка по кодификатору.

1. Сон Гринёва (" Капитанская дочка" А.С. Пушкина)

Петруша Гринёв уже встретил Емельяна Пугачёва, но пока не узнал, кто это. Вожатый (как его поначалу называет главный герой) помог кибитке выбраться из бурана. Пока они ехали, Гринёв задремал и увидел необычный сон, которому предстоит сбыться на последующих страницах романа (или исторической повести, как еще называют " Капитанскую дочку" ).

Мать Гринёва называет " мужика с черной бородою" отцом (а затем " посаженым отцом" ) Петруши — в будущем у Петра Андреевича и Пугачёва выстроятся уважительные отношения, а предводитель народного восстания будет тепло, даже как-то по-отечески относиться к герою и помогать ему.

Гринёв отказывается " просить благословение у мужика", то есть целовать ему руку — в дальнейшем мы увидим, что герой не станет присягать Пугачёву (опять-таки целовать ему руку), оставаясь верным клятве, данной императрице.

Мужик из сна выхватил топор, и " комната наполнилась мертвыми телами" — здесь речь идет о будущих кровавых расправах, учиненных предводителем народного бунта, в том числе убийстве родителей Маши Мироновой, свидетелем которого станет Петр Гринёв.

Вообще Пушкин очень часто " одаривал" своих героев " вещими" снами: они всегда сбываются. Иной раз пушкинское сновидение более-менее понятно и так, а иной раз без сонника не обойтись (как в случае со сном Татьяны Лариной из " Евгения Онегина" ).

2. Сон Раскольникова (" Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского)

Родиону Романовичу Раскольникову за весь роман снится несколько снов: он постоянно находится на грани между реальностью и забытьем, его лихорадит, его преследуют навязчивые мысли... Но самым ярким, на мой взгляд, является его самый первый сон (V глава первой части романа) о лошади.

Маленький (" лет семи" ) Родя боится кабака с орущей и ругающейся толпой и " любит церковь и старинные в ней образа" — в финале " Преступления и наказания" мы увидим Раскольникова, читающего Евангелие на каторге.

Некий молодой мужик Миколка (то же имя, что у персонажа, который " признается" в убийстве старухи-процентщицы) бьет свою тощую лошадь, которая не в силах везти толпу пьяных людей. Большинство смеется, отец Раскольникова пытается уйти и увести сына, седой старик осуждающе качает головой, но никто ничего не делает —кроме маленького Роди: он бросается к лошади, пытаясь защитить ее, и сам получает удары (" один из секущих задевает его по лицу" ), он плачет и заламывает маленькие ручки — конечно, именно эта сцена показывает и нам, читателям, и самому Родиону Романовичу, что он добрый и жалостливый человек: если страдания и смерть животного производят на него подобное впечатление, значит, он никогда не сможет хладнокровно убить человека. Так и получается: он убивает, но страдает еще сильнее, чем в детстве при виде издевательств над лошадкой. В этой сцене мы также видим, что Раскольников — натура действующая, активная, он не может сидеть сложа руки, когда кого-то угнетают (именно поэтому он и придумал свою " теорию" — чтобы защитить тех, кто сам о себе позаботиться не может).

Миколке не удается с первого раза убить свою лошадь: ему приходится бросить кнут и взять оглоблю, но когда и это не " помогает", мужик хватает железный лом (при этом один из зрителей кричит: " Топором ее, чего! Покончить с ней разом! " ) — здесь возникает мотив топора и мысль о том, что убить будет не так-то просто — можно (и нужно) остановиться, пока не произошло непоправимое. Как мы помним, Раскольникову придется несколько раз ударить старуху-процентщицу обухом топора, прежде чем она умрет.

Таким образом, этот сон Раскольникова нужен Достоевскому затем, чтобы показать, что герой на самом деле не способен на плохой поступок, ведь подсознание раскрывает истинное положение вещей, срывает надетые маски.

3. Четвертый сон Веры Павловны (" Что делать? " Н.Г. Чернышевского)

Пожалуй, самый знаменитый сон в русской литературе, потому что его так постоянно и называют " четвертый сон Веры Павловны", забывая, о чем были предыдущие три. Итак, перед нами еще одна функция сновидения демонстрация того, чего не может быть, утопии, мечты самого писателя. Сон представляет отличную площадку для реализации фантазий: никто не осудит ни героя, ни автора, ведь это всё приснилось!

Вера Павловна видит картины жизни женщин в разные тысячелетия, и почти всегда женщина оказывается рабыней мужчины, но потом всё меняется — Чернышевский пишет о " светлом будущем", в котором будет, наконец, возможно равноправие полов.

Люди живут во дворце, построенном из чугуна, хрусталя, стекла, а также алюминия (" Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий! " ) — алюминий считался " металлом будущего" и достиг расцвета к середине XX века.

Почти всё за человека делают машины (например, убирают хлеб), поэтому люди просто поют и наслаждаются жизнью, сидя в тени.

" Городов осталось меньше прежнего": 99 из 100 предпочитают жить вне городов, в " павильонах и шатрах", ведь " каждый может жить, как ему угодно".

" Пять-шесть блюд" для каждого на обед, будничный вечер похож на придворный бал, когда " одежда женщин роскошна" и т.п.

Чернышевский в четвертом сне Веры Павловны показывает утопическое светлое будущее человечества таким, каким он его себе представляет (кое-что вызывало улыбку и тогда, вызывает и сейчас; многие критиковали Чернышевского еще при жизни за этот " сон" ). Героиня стала лишь проводником мыслей революционера-демократа.

Таким образом, сны в произведениях никогда не бывают случайны: обращайте на них внимание и запоминайте, кому они снились, чтобы привести в качестве аргумента на экзамене по литературе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь