Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фольклорные мотивы в русской литературе



02.03.2018

232

143

3 мин

232 просмотра. Уникальные посетители страницы.

143 дочитывания, 62%. Пользователи, дочитавшие до конца.

3 мин. Среднее время полного прочтения публикации.

Экзамен по литературе призван проверить не только знание текстов, но и умение ориентироваться во всей русской классике, способность к ассоциативному мышлению. Как бы ни ругали ЕГЭ, именно эта черта в экзамене по литературе меня привлекает. Ассоциации даются далеко не всем, а уж тем более — мгновенные ассоциации, когда буквально за несколько минут предстоит найти связь между тремя (об этом чуть ниже) произведениями/героями/ситуациями. Но мой многолетний опыт репетиторства говорит о том, что такому ассоциативному мышлению можно научиться! Конечно, в рамках того списка литературы, который опубликован в кодификаторе ФИПИ, это сделать намного проще, чем в рамках всей русской (и уж тем более мировой) литературы. Но, научившись сопоставлять сон Петруши Гринёва из " Капитанской дочки" со сном Раскольникова из " Преступления и наказания" или дуэль Онегина и Ленского с дуэлью Базарова и Павла Петровича Кирсанова, вы поймете, как можно использовать эту методику и в других сферах вашей жизни (проверено).

Итак, почему выше я написала о трех произведениях. На экзамене перед вами будет отрывок из какого-либо текста (с указанием названия произведения и его автора) — задания же №9 и №16 подразумевают, что вы вспомните еще два произведения русской классики и сопоставите их с предложенным вам текстом. В ОГЭ (ГИА) ситуация пока намного проще: девятиклассникам предлагается не только исходный текст, но и произведение второго автора — остается только прочитать оба отрывка и найти сходства/отличия. Тем не менее, если вы сдаете ОГЭ по литературе, значит, вы планируете в будущем сдавать и ЕГЭ, поэтому я призываю учиться находить параллели как можно раньше: лишней эта способность не будет!

Перейдем от теории к практике. Каждый раз я буду приводить не менее трех примеров для того, чтобы у вас была возможность выбрать два понравившихся. Цифра " три" выбрана еще и потому, что одно из предложенных мною произведений может оказаться, собственно, вашим вариантом в экзамене — в этом случае вы не сможете его использовать. Запомните: лучше всего приводить в качестве примеров произведения других авторов, не того, чей текст лежит у вас перед глазами (например, вам попался отрывок из " Капитанской дочки" Пушкина — приводить в качестве аргумента " Евгения Онегина" или " Дубровского" будет не очень правильно: старайтесь вспомнить других, не менее великих, писателей).

Все произведения, которые входят в экзаменационный список, являются авторскими, то есть мы с вами говорим о литературе. Тем не менее, огромный пласт устного народного творчества, то есть фольклора, не был забыт русскими писателями — и очень активно использовался ими. Мы до сих пор помним о фольклоре, рассказывая детям сказки вроде " Колобка" или " Репки", сплевывая три раза через левое плечо, чтобы отгородиться от напасти, или открывая сонник — толкователь снов. Фольклор — это база, основа, фундамент, на котором была построена литература. Поэтому нет ничего удивительно в том, что в произведениях русских писателей и поэтов мы встречаем фольклорные мотивы. Для чего автор сознательно использует их в каждом конкретном случае — на это нам и предстоит ответить.

1. " Слово о полку Игореве"

Автор неизвестен, но он есть! То есть это произведение написал какой-то один человек, а не весь русский народ (как, например, пословицы, поговорки, былины и т.п.). Именно поэтому со " Слова" начинается список русской литературы, который дан вам в кодификаторе. Произведение было написано в год похода князя Игоря (1185) или годом-двумя позже. То есть, в любом случае, " Слово о полку Игореве" датируется XII веком. Христианство на Руси было официально принято в 988 году, то есть с тех пор прошло почти два столетия — но языческие элементы настолько прочно вошли в жизнь людей, что они смело перемежались с религиозными мотивами, а в случае со " Словом" даже полностью вытесняли их.

" Слово о полку Игореве" целиком пропитано фольклором. Это не дань моде: это закономерное развитие литературы, черпающей сюжеты и вдохновение в народном творчестве. Итак, фольклорные мотивы в " Слове":

Постоянные эпитеты (" добрый молодец", " синее море" ); троекратные повторения (Ярославна обращается к трем " стихиям": Ветру, Днепру и Солнцу); Всеволод на поле брани похож на былинного богатыря; " вещий сон" Святослава наполнен традиционными верованиями (пустой колчан — признак смерти, жемчуг — к слезам, синий — цвет скорби и т.д.).

2. " Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Действие поэмы Лермонтова разворачивается во времена Ивана Грозного и созданной им опричнины, то есть примерно в 1565—1572. " Песня про купца Калашникова" — яркий образец романтизма в русской литературе: " экзотическим" местом действия стала эпоха Древней Руси. Здесь фольклорные мотивы используются поэтом специально для создания правильной атмосферы того времени, далекого XVI века. Хотя критик В.Г. Белинский отметил, что Лермонтов " вошел в царство народности, как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество". То есть поэт не просто " рационально" использовал элементы устного народного творчества, но и сам " создавал" (не имитировал) их, чувствуя себя одним из " детей" всего русского народа. Итак, фольклорные элементы в " Песне":

Троекратные повторения (даже на уровне построения: в поэме три главы); постоянные эпитеты (" дума черная", " воля вольная" ); повтор (" гуляют-шумят", " шутку шутить" ); синтаксический параллелизм (" Пройдет стар человек — перекрестится, / Пройдет молодец — приосанится, / Пройдет девица — пригорюнится" ); просторечия (" нониче", " супротив" ) и т.д.

3. " Сказки" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин неспроста выбрал именно этот жанр — сказку. Авторская сказка — это явление вторичное, она всегда опирается на огромный массив народных сказок. Писателю важно было показать, с одной стороны, извечное противостояние Добра и Зла, с другойв аллегоричной форме продемонстрировать и высмеять пороки общества: сказка подходит для этих целей как нельзя лучше. Ведь мы с детских лет сравниваем героев сказок с собой — и делаем выводы.

Согласно кодификатору, обязательными к прочтению являются сказки " Как один мужик двух генералов прокормил", " Дикий помещик" и " Премудрый пискарь". Какие в них присутствуют фольклорные мотивы и элементы?

" Очеловеченные" звери (рыба в " Премудром пискаре" ); сказочные зачины (" жили да были...", " в некотором царстве, в некотором государстве..." ); присказки (" по щучьему велению", " ни в сказке сказать, ни пером описать" ); гротеск (мужик " стал даже в пригоршне суп варить", помещик " весь, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные" ) и т.д.

Таким образом, фольклор присутствует во многих (если не во всех) произведениях русской литературы и играет свою роль, согласно задумке автора: элементы устного народного творчества могут создавать атмосферу древней эпохи, являться ее прямым продолжением, демонстрировать особенности мировоззрения героев (чем больше фольклорных элементов в изображении/словах персонажа, тем ближе герой к народу), в аллегоричной (иносказательной) форме доносить сокровенную мысль автора, которую он по какой-то причине не хотел (или не мог) выразить прямо.

В следующей публикации я сравню три сна из трех разных произведений русской литературы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь