Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Загадка женской души в русской литературе
06.03.2018 935 638 2 мин 30 секунд 935 просмотров. Уникальные посетители страницы. 638 дочитываний, 68%. Пользователи, дочитавшие до конца. 2 мин 30 секунд. Среднее время полного прочтения публикации. В одном из вариантов ЕГЭ по литературе недавно наткнулась на такой вопрос: " Какие женские образы русской литературы и почему напоминают вам образ княгини Р.? " Речь идет о романе Тургенева " Отцы и дети". Вопрос мне показался необычным и довольно сложным для школьников. Я решила вспомнить похожих героинь и предлагаю вашему вниманию их короткие характеристики. 1. Княгина Р. (" Отцы и дети" И.С. Тургенева) Историю княгини Р. (она ни разу не названа по имени) рассказывает Аркадий Кирсанов, желая смягчить отношение Базарова к своему дяде — Павлу Петровичу Кирсанову, который еще в молодости влюбился в эту женщину и из-за нее вышел в отставку, хотя " блестящая карьера ожидала его". У княгини Р. был муж, но не было детей. Она " вела странную жизнь": " с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми <...>, а по ночам плакала и молилась <...> или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем". Рассказчик делает вывод: " Все ее поведение представляло ряд несообразностей". Для Павла Петровича княгиня стала синонимом сфинкса — загадки из загадок, которую он никак не мог разгадать. Что нужно этой женщине? Почему сегодня она тебя любит, а завтра бросает? Наш герой этого так и не понял, и это разрушило его жизнь. Но самое удивительное (и грустное) в том, что сама княгиня Р. тоже не могла понять себя, понять, что ей нужно, чего она на самом деле хочет. Занимаясь пустыми делами днем, ночью она корила себя за глупости и пыталась найти ответы в религии. Но всё было тщетно. Мятущаяся душа так и не нашла ответы на вечные вопросы: " Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству". Такую женщину можно назвать femme fatale (фр. " роковая женщина" ). Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли, манипулирует им. Однако мы видим, что и сама княгина Р. страдает и ее жизнь не очень похожа на сказку. 2. Она (" Чистый понедельник" И.А. Бунина) Героиня рассказа Бунина тоже не имеет имени и очень похожа на вышеупомянутую княгиню Р. " Она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения". Дорогие рестораны в табачном дыму с хором цыган, концерты, спектакли - она вела богемный образ жизни: " Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех..." При всем при этом она посещает Новодевичий монастырь, кладбище, неожиданно в разговоре цитирует молитву... Когда рассказчик удивляется ее познаниям в религии, она отвечает: " Я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого..." В финале рассказа, после самой разгульной и страстной ночи, героиня пропадает: она уходит в монастырь — в Марфо-Мариинскую обитель. Перед нами еще один пример героини с мятущейся душой, которая ищет себя — сначала в разгуле, затем в религии. При этом никто не догадывается о ее мыслях, ее внутренней борьбе, даже молодой человек, который, казалось бы, любит ее. Как говорится, чужая душа — потемки. 3. Катерина Ивановна (" Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского) Жена Мармеладова, женщина благородного происхождения и хорошего образования, оказалась на пороге нищеты. В ней тоже уживается как будто два человека: великодушная и добрая, " как ребенок" (так отзывается о ней Соня), женщина-мать и " дама горячая, гордая и непреклонная". " Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти? " —спрашивает Сонечка. " А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище! " Таким образом, именно она толкает падчерицу на панель, чтобы ее дети не остались голодными. Зато потом, когда Соня возвращается домой с деньгами и отдает их Катерине Ивановне, та, " ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала". В других своих поступках Катерина Ивановна также демонстрирует страстность своей натуры, бросаясь из крайности в крайность. Надо отметить, что и самому Достоевскому в жизни нравились такие женщины, поэтому он часто выводил подобный типаж в своих произведениях (например, Настасья Филипповна в " Идиоте" или Грушенька в " Братьях Карамазовых" ). " Страстной натурой" или " больной душой" можно также назвать Катерину Измайлову — героиню Лескова (" Леди Макбет Мценского уезда" ). Этого произведения нет в списке литературы, однако вы можете выбрать любой рассказ Лескова на свое усмотрение и привести его в качестве примера. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы