Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. Основы гармонии и теории музыкиСтр 1 из 33Следующая ⇒
Глава 1. Основы гармонии и теории музыки
В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например струны, металлического листа, деревянной пластины и т. п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, которые называются звуковыми волнами. Звуковые волны распространяются во всех направлениях и с одинаковой скоростью. Эти звуковые волны (колебания) улавливаются нашим слуховым аппаратом и передаются по нервной системе в головной мозг, возбуждая ощущения звука. Человек воспринимает достаточно большой звуковой спектр. Этот спектр можно разделить на два вида: звуки шумовой природы и музыкальные звуки, хотя это разделение несколько условно, т. к. в современной музыке равноправно используются и те и другие. Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота, громкость, тембр, длительность. Высота звука зависит от частоты колеблющегося тела (источника звука): чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот. Громкость зависит от размаха колебательных движений источника звука: чем больше размах колебаний (амплитуда), тем громче звук, и наоборот. Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника. Тембром называется качественная характеристика звука, т. е. его окраска. Именно благодаря этой характеристике мы различаем огромное количество музыкальных инструментов, голоса и даже шумовые звуки. Тембр звука зависит от наличия в нем " частичных" тонов или, иначе говоря, обертонов (гармоник), а также от их соотношения по громкости и присутствию или отсутствию в спектре звучания основного тона. Система обертонов (гармоник) Форма звуковой волны имеет достаточно сложную структуру, т. к. колеблющееся (звучащее) тело вибрирует не только по всей длине, но и всеми частями, что и генерирует дополнительные звуковые волны, суммирующиеся с основной волной. Эти дополнительные волны (гармоники) отличаются от основной волны (основного тона) частотой колебания, иначе говоря, высотой звука. Гармоники по частоте всегда выше основного тона. Если принять за единицу частоту основного тона, то числа колебаний гармоник будут выражаться рядом простых чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и т. д. Этот ряд звуков, образованных обертонами основного тона, называется натуральным звукорядом. И если принять за основной тон звук до большой октавы, мы получим следующий ряд звуков (рис. 1.1). Рис. 1.1. Натуральный звукоряд: Звукоряд, музыкальный строй Ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В музыкальной практике, в основном, используются 88 звуков, различаемых по высоте. Частотные характеристики этих звуков лежат в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что соответствует на фортепиано диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и они соответствуют белым клавишам на фортепиано. Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд, связано это с тем, что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте, т. е. соответствует первой гармонике и полностью с ним сливается. Часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней, — называется октавой. Названия октав снизу вверх: Субконтроктава, Контроктава, Большая октава, Малая октава, Первая октава, Вторая октава, Третья октава, Четвертая октава, Пятая октава. Современный музыкальный строй выстраивается от ноты Ля первой октавы, настроенной на частоту 440 Гц. Каждая октава делится на 12 равных частей, называемых полутонами. Такой строй называется темперированным. Полутон является самым узким расстоянием между двумя соседними звуками музыкального звукоряда. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Вновь полученные ступени называются производными ступенями. Именно поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона называется диез и обозначается #, понижение — бемоль (обозначение — Ь). Например: До-диез, Си-бемоль и т. д. Возможно повышение и понижение основных ступеней на два полутона, производные ступени будут обозначаться как дубль-диез-х, или дубль-бемоль-bb соответственно. Процесс повышения или понижения основных ступеней называется альтерацией. Бекар — еще один знак альтерации, который означает отмену действия предыдущего знака альтерации. Знаки альтерации могут быть случайными и ключевыми. Случайные знаки пишутся непосредственно перед нотой и действуют только на данный звук на протяжении одного такта. Ключевые знаки выставляются справа от ключа и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены. Так как любая основная ступень может быть повышена или понижена, возникает ситуация, когда различно названные производные ступени будут иметь одну и ту же высоту. Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению, называется энгармонизм. Например: До-диез и Ре-бемоль. Можно сказать, что эти звуки энгармонически равны. Знаки нотного письма Для обозначения звуков различной высоты применяются особые знаки — ноты. Ноты записываются на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Посредством начальной черты пять параллельных линеек объединяются в одну строку. Счет линеек ведется снизу вверх (рис. 1.2). Рис. 1.2. Счет линеек: Ноты пишутся на нотном стане на линейках и между ними (рис. 1.3). Кроме основных пяти линеек, применяются короткие, добавочные линии для отдельных нот. Счет добавочных линеек ведется: нижних -- вниз от нотного стана, верхних — вверх (рис. 1.4). Рис. 1.3. Написание нот: Рис. 1.4. Написание нот на добавочных линейках: Для обозначения различных длительностей звуков к ноте прибавляются вертикальная палочка (штиль) и горизонтальные " хвостики" или линии для группировки звуков одинаковой длительности (рис. 1.5). Рис. 1.5. Написание штилей: При написании нот различной длительности и высоты существует правило написания штилей — до третьей линейки нотного стана штили пишутся вниз, от третьей линейки — вверх. Кроме основных длительностей, в нотном письме применяются знаки, увеличивающие длительность:
Рис. 1.6. Паузы различной длительности: Для того чтобы закрепить за линиями и промежутками нотного стана определенную высоту звука, существуют ключи. В настоящее время применяются три основных ключа:
Рис. 1.7. Скрипичный ключ: Рис. 1.8. Басовый ключ:
Рис.1.9. Ключи до:
Интервалы Интервал — расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний -вершина. Интервал имеет качественную и количественную величину. Количественная величина интервала — это количество ступеней, составляющих интервал. Качественная величина интервала выражается количеством полутонов и тонов, составляющих интервал. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Интервалы, образованные в пределах октавы, называются простыми, их всего восемь. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала (рис. 1.15):
Рис. 1.15. Интервалы (количественная величина): Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы (табл. 1.1). Таблица 1.1. Интервалы между ступенями звукоряда:
Рис. 1.16. Интервалы (качественная величина): Все перечисленные интервалы (рис. 1.16) называются основными или диатоническими и образуются между ступенями натурального мажора и минора. Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен. Сделать это можно путем понижения или повышения одной из ступеней интервала на полутон. Такие интервалы называются хроматическими (рис. 1.17). Рис. 1.17. Хроматические интервалы: Перемещение звуков интервала, верхнего на октаву вниз или нижнего на октаву вверх, называется обращение интервалов. В результате обращения такого интервала возникает новый интервал. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные и наоборот. Если сложить такой интервал, то его обращение получится октава, т. е. количественная величина будет равна шести тонам. Кроме простых интервалов, существуют составные интервалы. Расстояние между звуками в таких интервалах больше октавы (рис. 1.18):
Рис. 1.18. Составные интервалы: Все составные интервалы, так же как и простые, могут быть чистыми, большими, малыми, увеличенными и уменьшенными. Все интервалы подразделяются на консонирующие и диссонирующие интервалы. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание. К консонирующим интервалам относятся:
К диссонирующим интервалам относятся: секунды и септимы, а также увеличенная кварта и уменьшенная квинта (тритон). Лад и тональность Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады. Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2. (рис. 1.19). Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
Рис. 1.19. Мажорная гамма: Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие -- основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням (рис. 1.20). Наиболее острые тяготения — полутоновые. Рис. 1.20. Ладовые тяготения: Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д. Так как тональность может быть построена от любого звука, в различных тональностях могут присутствовать как повышенные, так и пониженные ступени. В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными, потому что у них шесть общих звуков. Расстояние между ближайшими родственными тональностями — чистая квинта. Диезные тональности в порядке родства дают ряд тональностей, показанный на рис. 1.21. Рис. 1.21. Диезные тональности в порядке родства: Бемольные тональности в порядке родства образуются на квинту вниз и дают ряд, который показан на рис. 1.22. Как вы уже заметили, в каждой следующей родственной тональности, как диезной, так и бемольной, добавляется очередной ключевой знак. Добавляются ключевые знаки в строго определенном порядке:
Знаки при ключе расставляются именно в таком порядке (рис. 1.23). Рис. 1.22. Бемольные тональности в порядке родства: Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, гармонический и мелодический виды. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень (рис. 1.24). Немного реже встречается мелодический мажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени (рис. 1.25). Рис. 1.23. Порядок расстановки ключевых знаков: Рис. 1.24. Гармонический мажор: Рис. 1.25. Мелодический мажор: Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Строится минорное трезвучие следующим образом. Первая и третья ступень образуют малую терцию, третья и пятая — большую терцию, между первой и пятой ступенью интервал — чистая квинта. Расстояние между последовательно взятыми звуками лада следующее: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такой лад называется натуральный минор (рис. 1.26). Рис. 1.26. Натуральный минор: Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический. Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень (рис. 1.27). Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный (рис. 1.28). Минорные тональности находятся в таком же родстве, как и мажорные (рис. 1.29, 1.30). Рис. 1.27. Гармонический минор: Рис. 1.28. Мелодический минор: Рис. 1.29. Минорные диезные тональности по квинтам вверх: Рис. 1.30. Минорные бемольные тональности по квинтам вниз: Аккорды, трезвучия Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие. Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх. Трезвучия бывают четырех видов:
Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой. Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. У любого трезвучия есть два обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе — квартсекстаккордом (рис. 1.35). Рис. 1.35. Обращения трезвучий: Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия (рис. 1.36):
В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d. Рис. 1.36. Главные трезвучия: Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными (рис. 1.37). Рис. 1.37. Побочные трезвучия: Приведенные примеры главных и побочных ступеней, как вы заметили, относятся к натуральному мажору и натуральному минору. В других видах мажора и минора появятся случайные знаки. Буквенное обозначение трезвучий состоит из двух элементов, латинской буквы, обозначающей ступень, на которой строится трезвучие, и в случае с минором — маленькой латинской буквы m. Например: До мажор — С, Ре минор — Dm. Аккорды, состоящие из четырех звуков, расположенных по терциям, называются септаккордами. Существует всего семь основных видов септаккордов (табл. 1.2), (рис. 1.38-1.44). Таблица 1.2. Септаккорды:
Септаккорды, так же как и трезвучия, имеют обращения. Каждый септаккорд имеет три обращения (рис. 1.45):
Рис. 1.45. Обращения септаккордов: Аккорд, который состоит из пяти звуков, расположенных по терциям, называется нонаккордом. Наибольшее распространение получили нонаккорды двух видов (рис. 1.46): 3 большой доминантнонаккорд — обозначается (д); Я малый доминантнонаккорд — обозначается (ьд). Рис. 1.46. Нонаккорды: Но, в принципе, нонаккорды могут строиться от любого вида септаккорда путем добавления к нему терции. Кроме вышеперечисленных аккордов, в музыкальной практике применяется и множество других. Например, аккорды, в которых вместо терции применена квинта (от основного тона). Такие аккорды обозначаются приставкой SUS4: SUS4 (sus-аккорды) (рис. 1.47) или септаккорды — C7SUS4 (рис. 1.48). Применяются также аккорды с добавленными ступенями (обозначение add) и аккорды с пропущенными ступенями (omni). Например, Cadd9, C7omni5 (рис. 1.49). Рис. 1.49. Аккорды с пропущенными ступенями: Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком " +" или " #". понижение — знаком " -" или " b". Например, C7-5 (С7b5) (рис- 1-50) или С9+5 (С9#5) (Рис. 1.51). Септаккорды могут усложняться и далее, по терциям, вплоть до квинты через октаву: С11 С13 (рис. 1.52). Рис. 1.52. Усложненные аккорды: Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами. Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды (рис. 1.53). Рис. 1.53. Квартаккорды: Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд — это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д. (рис. 1.54). Рис. 1.54. Полиаккорды: В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к " сонорному" типу. Сонорный аккорд — это аккорд, построенный " без правил", иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта (рис. 1.55). Рис. 1.55. Аккорды сонорного типа: Проходящие звуки Все вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте. Альтерация в аккордах служит для усиления ладовых тяготений или придания особого колорита музыкальному эпизоду. Так, например, в джазовых композициях очень редко применяются простые трезвучия и септаккорды, часто в качестве ладового центра применяется большой мажорный септаккорд — maj7. Проходящими называются звуки, появляющиеся на слабом времени в постепенном движении между двумя аккордовыми звуками в восходящем или нисходящем направлении. Проходящий звук соединяет данный аккорд с его перемещением или другим аккордом (рис. 1.76). Рис. 1.76. Проходящие звуки: Проходящие звуки могут появляться не только поочередно в разных голосах, но и одновременно в двух, трех или четырех. При этом нежелательно, чтобы движение осуществлялось параллельными квинтами или трезвучиями. Четверные проходящие звуки образуются от параллельного движения трех звуков в одном направлении и баса в противоположном (рис. 1.77). Рис. 1.77. Параллельные проходящие звуки: Проходящими звуками могут быть не только аккорды терцового строения, но и любого другого (рис. 1.78). Рис. 1.78. Проходящие звуки нетерцового строения: Вспомогательным называется звук, помещенный между основным аккордовым звуком и его повторением и находящийся выше или ниже основного на одну ступень. Так же как и проходящие, вспомогательные звуки могут быть двойными, тройными и четверными (рис. 1.79). Рис. 1.79. Вспомогательные звуки: Задержание, органный пункт Простейшее задержание образуется от продления или повторения предыдущего аккордового звука в том же голосе (рис. 1.80). Рис. 1.80. Задержание: Задержания бывают двойные, тройные, четверные и иногда имеют нетерцовое строение. На рис. 1.81 приведен пример различных видов задержания. Рис. 1.81. Задержания: Органным пунктом, или педалью, называется звук, выдерживаемый или повторяемый в басу, в то время как в остальных голосах происходит последовательность различных гармоний. Органный пункт превращает басовый голос в самостоятельный. Как правило, применяются два основных вида органного пункта — тонический и доминантовый. Органный пункт можно рассматривать как расширение и усложнение определенной гармонической функции. Органный пункт на тонике способствует утверждению тонической функции и, как правило, применяется в конце музыкального построения (рис. 1.82). Рис. 1.82. Тонический органный пункт: Доминантовый органный пункт служит расширением доминанты и применяется, в основном, там, где надо усилить доминантовую функцию или сконцентрировать большую неустойчивость (рис. 1.83). Рис. 1.83. Доминантовый органный пункт: Органный пункт может состоять и из большего количества звуков. Но чаще всего это сочетание тонической и доминантовой функций (рис. 1.84). Рис. 1.84. Многоголосный органный пункт: Органный пункт может быть представлен в различной ритмической фигурации (рис. 1.85). Рис. 1.85. Органный пункт в виде ритмической фигурации: Также органный пункт может создаваться чередованием основного тона с его вспомогательным звуком, что называется мелодической фигурацией (рис. 1.86). Рис. 1.86. Органный пункт в виде мелодической фигурации: Секвенции Восходящее или нисходящее перемещение мелодического материала называется секвенцией. Первое звено секвенции называется мотивом. Секвенция является простейшим приемом в развитии мелодии. Если секвенция не выходит за пределы начальной тональности, то она называется диатонической (рис. 1.87). Рис. 1.87. Диатоническая секвенция: Если мелодическая секвенция сопровождается секвенционным движением остальных голосов, то она называется гармонической (рис. 1.88). Гармонические секвенции могут состоять из аккордов любого вида, т. е. трезвучий, их обращений, септаккордов и их обращений, альтерированных аккордов и аккордов нетерцового строения. Количество звеньев секвенции не может быть менее двух, чаще три, четыре. Звенья секвенции могут отстоять друг от друга на какой-либо определенный интервал или между ними может быть переменный интервал. Рис. 1.88. Гармоническая секвенция: Наряду с диатоническими секвенциями в гармонии очень часто применяются хроматические секвенции. Эти секвенции образуются применением побочных субдоминант и доминант. Побочной субдоминантой или доминантой называется аккорд, находящийся в отношении субдоминанты или доминанты к одному из аккордов данной тональности. Например: С — F, где С — побочная доминанта к F, или последовательность С — G, где С — побочная субдоминанта к G. Трезвучие, в которое разрешается побочная доминанта или субдоминанта, приобретает значение временной тоники (рис. 1.89). Рис. 1.89. Модуляция: Модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения или его части. Модуляция является одним из важнейших гармонических факторов развития музыкального произведения, ибо однотональными бывают либо части произведения, либо музыкальное произведение небольшой протяженности. Соотношение тональностей, появляющееся в процессе развития музыкального произведения, аналогично соотношению аккордов в однотональном построении. Иначе говоря, есть главная тональность и есть тональности побочные. Тональности различаются по степени родства, чем больше общих звуков и аккордов, тем тональности ближе. На этом основании наиболее близкие тональности — те тональности, тоники которых входят в диатонику данной исходной тональности. Такое диатоническое родство тональностей образует первую степень родства. Для мажора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты и все три побочные параллельные, а также тональность минорной субдоминанты (рис. 1.90). Рис. 1.90. Тональности первой степени родства для мажора: Для минора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты, три побочные параллельные и тональность мажорной доминанты (рис. 1.91). Рис. 1.91. Тональности первой степени родства для минора: Общий аккорд для двух тональностей, через который и происходит модуляция, называется посредствующим. Число посредствующих (общих) аккордов между тональностями первой степени родства колеблется от семи до двух. Вслед за посредствующим аккордом появляется модулирующий аккорд, роль которого заключается в более ярком выявлении новой тональности. В качестве модулирующего аккорда желательны неустойчивые созвучия различных функций: S, SII7, D7, K46 и их альтерированные варианты с более выраженным стремлением к разрешению. С модулирующего аккорда начинается заключительная каденция в новой тональности. В музыкальной практике различаются четыре степени родства тональностей. В данной книге мы не будем вдаваться в дебри теории и ограничимся общими правилами построения модуляции, которые применимы для любой степени родства. Модуляция в любую тональность этих четырех степеней родства осуществляется:
Типы фактуры Фактура оркестровой ткани может быть весьма разнообразна. Использование различных типов фактуры зависит от задач, решаемых аранжировщиком или композитором. Грубо можно выделить два типа фактуры: одноэлементная и сложная. Одноэлементная фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения. Сложная фактура — музыкальная мысль выражена одновременно более чем двумя типами-изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д. В нашем случае интерес представляет второй тип фактуры. Сложную фактуру можно разделить на несколько элементов:
Рассмотрим следующий пример (рис. 2.1). Рис. 2.1. Пример аккомпанемента: В этом четырехтактном примере видны практически все элементы фактуры. В первой строчке записана мелодия с подголоском. Второй (нижний) голос называется подголоском потому, что не несет самостоятельного мелодического материала. Мелодия может сопровождаться и вполне самостоятельными, равноправными подголосками. Следующие три строки представляют собой простейший вид аккомпанемента:
Конечно, данный пример достаточно прост, каждый его элемент может быть изложен в гораздо более сложной фактуре. К примеру, в аккомпанементе гармоническая фигурация может быть многоголосной и содержать в себе элементы ритмической фигурации. Педаль может быть изложена не просто протянутыми аккордами, а быть подголосочного строения или носить полифонический характер. Бас, в свою очередь, тоже может иметь сложную структуру — бас как гармоническая или ритмическая фигурация или одновременно и то и другое. Ниже приведены несколько технических правил, рекомендаций, которые помогут вам избежать некоторых явных ошибок при аранжировке музыкального материала.
Более подробно различные вопросы аранжировки будут рассмотрены в последующих главах книги. На данном моменте изучения аранжировки воспользуйтесь пьесами из приложения 2. Типы ЭМИ. Интерфейс MIDI Поскольку мы с вами будем заниматься компьютерной аранжировкой, ближайшим помощником в нашей нелегкой работе будет синтезатор (ЭМИ). Синтезаторы делятся на три основные группы.
Синтезаторы любых типов были бы не более чем новые музыкальные инструменты, если бы не были изобретены секвенсоры. Секвенсор — это цифровое устройство, которое запоминает последовательность действий исполнителя. Преимущество секвенсора перед магнитофоном в том, что в любой момент можно внести необходимые изменения в записанную аранжировку, не перезаписывая заново измененную партию. Как правило, все современные синтезаторы имеют в своем составе многотрековый секвенсор с более или менее развитыми возможностями редактирования. Первые секвенсоры могли работать только с конкретными моделями синтезаторов, что было крайне неудобно. В начале 80-х годов XX века ведущие производители ЭМИ договорились и приняли новый стандарт единого интерфейса, который позволил совмещать любые модели синтезаторов и секвенсоров. Этот интерфейс получил название MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Еще позже появился интерфейс General MIDI (обобщенный MIDI), или просто GM, в соответствии с которым каждый совместимый с GM инструмент должен отвечать некоторым минимальным требованиям:
Каждый MIDI-канал должен реагировать на следующие контроллеры: № 1 — Modulation, № 7 — Main Volume, № 10 — Pan, № 11 - Expression, № 64 - Sustain Pedal, Hold 1, № 121 - Reset All Controllers, № 123 - All Notes Off, но это только обязательные контроллеры для GM, ниже приведено более полное описание и назначение MIDI-контроллеров. Контроллеры Bank Select Многие устройства могут работать с большим количеством встроенных и дополнительных тембров (инструментов) и звуковых эффектов, которые для удобства объединены в банки. В каждый момент времени в одном канале может использоваться только один банк. Для переключения банков служат контроллеры:
Одни устройства требуют для переключения банков только один из этих контроллеров, другие требуют оба. Поведение некоторых устройств в этом отношении может изменяться в различных режимах работы. По умолчанию устанавливается нулевой банк. После смены банка обязательна посылка сообщения Program Change для выбора тембра (инструмента). Обработка устройством команды смены банка и инструмента может занять значительное время (десятки миллисекунд и более). Некоторые устройства при получении команд смены банков и инструментов гасят звучащие ноты в канале. Контроллер Modulation Задает глубину частотной модуляции в канале. Управление абсолютное. Значение " О" отключает модуляцию, значение " 127" устанавливает максимальную глубину. Стандартное значение — " О". Действует на последующие и уже звучащие ноты. Контроллер Portamento Time Задает время плавного скольжения от частоты предыдущей ноты до частоты очередной ноты. Управление абсолютное. Значение " 0" соответствует минимальному времени, значение " 127" — максимальному. Стандартное значение не определено. Контроллер Main Volume Задает громкость звучания внутри канала. Управление абсолютное. Стандартное значение — обычно " 100". Действует на последующие и уже звучащие ноты. Контроллер Pan Задает соотношение уровня стереоканалов (точку стереопанорамы) для канала. Управление абсолютное. Значение " 0" — крайняя левая позиция, " 64" — средняя, " 127" — крайняя правая. Стандартное значение — " 64". Действует на последующие и уже звучащие ноты. Контроллер Expression Задает степень выразительности звука. Управление абсолютное. На простых инструментах дублирует контроллер Main Volume, который действует и на последующие, и на уже звучащие ноты. На инструментах с развитым синтезом управляет более тонкими параметрами выразительности и действует только на последующие ноты. Стандартное значение — обычно " 127". Контроллер Harmonic Content Задает добротность (глубину резонанса) фильтра канала, позволяющего подчеркнуть высокочастотные гармоники тембра. Увеличение добротности увеличивает крутизну характеристики фильтра в области среза, усиливая частоты, лежащие непосредственно ниже частоты среза. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение — " 64". Контроллер Release Time Задает время концевого затухания звучания нот с момента отработки сообщения Note Off (явного или автоматического) до полного исчезновения звука. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение — " 64". Контроллер Attack Time Задает время начальной атаки — нарастания громкости звучания нот с момента отработки сообщения Note On до максимального значения громкости. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение - " 64". Контроллер Brightness Задает частоту среза фильтра канала, управляющую ослаблением высоких частот звука. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение -" 64". Контроллер Reverb Level Задает глубину выбранного эффекта типа реверберации (основанного на постоянной задержке сигнала) — Room, Hall, Delay, Echo и т. п. Управление абсолютное или относительное, в зависимости от инструмента. Контроллер Chorus Level Задает глубину эффекта хорового (основанного на переменной задержке сигнала) типа — Chorus, Flanger, Phaser и т. п. Управление — абсолютное или относительное, в зависимости от инструмента. Контроллер Variation Level Задает глубину эффекта, выбранного в качестве Variation. Управление абсолютное или относительное, в зависимости от инструмента. Запись сонга и квантизация Теперь можно приступить к изучению способов записи в режиме SONG (песня). Существует два способа такой записи: быстрая запись и мультизапись. Быстрая запись Обратите внимание, что на дисплее 9, 10, 11, 12, 13 треки обозначены как SONG TRACK. Если вы записываете вашу композицию на основе автоаккомпанемента плюс еще не более четырех самостоятельных партий, вам лучше воспользоваться режимом быстрой записи. Этот режим был подробно описан в разд. 2.5 данной главы. Мультизапись Это более интересный и творческий подход к сочинению или аранжировке. Вы будете сами сочинять каждую инструментальную партию, здесь вам очень пригодятся навыки сочинения голосов и уже подготовленный вами собственный банк тембров. С помощью режима мультизаписи вы можете записать до 16 треков. По умолчанию настройки треков следующие:
Установленные по умолчанию настройки вы можете изменить, рекомендую вам это сделать, чтобы в дальнейшем избежать путаницы. Чтобы выполнить записи: 1. Войдите в режим записи, пользуясь кнопкой SUB MENU, и установите режим QUIC RECORD, На инструменте предусмотрена функция записи партий по частям. Для этого в режиме записи с помощью кнопки SUB MENU найдите пункт PNCH IN и поставьте номер такта, с которого хотите начать запись, а в поле PNCH OUT поставьте номер такта, в котором запись трека должна остановиться. Очень нужной иногда оказывается функция квантизации, при помощи которой можно в определенной степени отрегулировать временные расположения нот относительно долей такта. Чаще всего этой функцией пользуются при записи ударных инструментов или при записи танцевальной музыки. Для того чтобы отквантировать какую-либо партию: 1. С помощью кнопки SUB MENU выберите пункт QUNTIZE? и нажмите клавишу со знаком " +" - появится пункт QUNTIZE: 32. Таблица 2.10. Список чисел квантизации
После того как вы разобрались со всеми настройками, можно приступать непосредственно к записи вашей композиции. Еще одна небольшая деталь, которая поможет вам избежать лишних ошибок. На вашем инструменте существует возможность в режиме записи проводить репетицию. Это значит, что перед тем как записать новый голос, вы можете, не выходя из режима записи, проиграть его, одновременно прослушивая все уже записанные ранее голоса. Для этого необходимо выключить кнопку START и провести репетицию. Чтобы продолжить запись нажмите эту же кнопку еще раз. После того как вы записали ваше произведение, вам почти наверняка понадобится сделать некоторые изменения и уточнения. Все это нужно сделать, не выходя из режима записи. Если вам нужно стереть записанную партию, на каком либо треке: 1. С помощью кнопки SUB MENU выберите пункт TREK CLEAR? При этом все треки будут " мигать". Если же вам нужно удалить весь сонг, проделайте те же операции, что и при удалении информации с трека, только с помощью кнопки SUB MENU нужно в таком случае выбрать пункт SONG CLEAR? Редактирование сонга осуществляется следующим образом. 1. Используя кнопку SUB MENU, выберите пункт SONG EDIT? и нажмите клавишу со знаком " +". На дисплее появятся надпись трехзначного номера и название тембра ведущего голоса. Главное окно программы Программа Band-in-a-Box имеет одно главное окно. Его можно в некоторой степени изменять, подстраивая под определенные задачи. В самой верхней части окна находятся пункты главного меню: File, Edit, Styles, Opt., Play, Lyrics, Melody, Soloist, Audio, GM, User, Harmony, Not'n, Help. Далее следует клавишная область окна — Keyboard Area. Клавишная область окна состоит из виртуальной фортепианной клавиатуры и управляющих кнопок. Девять верхних переключателей, за исключением двух (первого и последнего), предназначены для включения выбора инструмента в партиях аранжировки. Первый переключатель Combo предназначен для выбора предварительно составленных аккомпанирующих групп. Последний переключатель Thru позволяет выбрать инструмент, исполняющий данную партию. Для того чтобы выбрать нужный инструмент в партии, следует: 1. Включить один из переключателей (например, Bass). Однако учтите, что таким образом можно выбрать только инструменты GM. Далее располагаются последовательно кнопки управления: громкостью -Volume, панорамой - - Pan, реверберацией -Reverb, хорусом -Chorus и банками инструментов, не входящих в список GM. Правее находятся еще четыре кнопки — М, f и Т, f, которые позволяют изменить стиль, гармонизацию и некоторые приемы исполнения в партиях мелодии и сквозной партии. Соответствующие установки можно сделать в диалоговом окне Select melody harmony, которое вызывается кнопкой М или Т. Ниже виртуальной клавиатуры располагаются такие кнопки управления, как:
Далее следуют панели Title, Key, Tempo Area. В верхнем левом углу первой панели расположен незакрашенный прямоугольник — это индикатор загрузки информации. Прямо под индикатором расположены в два ряда шесть кнопок слева направо:
Еще правее находятся три кнопки без названий и пиктограмм:
Находящийся рядом раскрывающийся список С позволяет осуществлять операции транспонирования. Правее списка располагается окно для изменения темпа, причем его можно менять с шагом 1 или с шагом 5. Флажок Loop предназначен для управления зацикливанием. Зацикливание осуществляется с помощью трех цифровых кнопок, расположенных левее. Первая кнопка определяет, с какого такта начнется повтор, средняя — сколько тактов войдет в повторяющееся кольцо и последняя — сколько будет повторений. Правее находиться кнопка S, с помощью которой можно войти в диалоговое окно для установки параметров сонга. Кнопка memo, находящаяся чуть выше, запоминает различную информацию в сонге. Кнопка Wizard (режим " волшебник" ) — при нажатии данной кнопки у вас появится возможность исполнить безошибочную мелодию, т. е. программа будет записывать ноты, абсолютно подходящие под гармоническую запись, при этом вы можете нажимать практически любые клавиши, " безусловно, будет сохранен только ваш ритм. Под кнопкой Wizard находится инструментальная панель с шестнадцатью кнопками. Действие инструментальной панели аналогично применению " горячих" клавиш:
И наконец, последний очень важный элемент главного окна (см. рис. 3.2) — Chord Sheet Area, окно аккордов. В этом окне и происходит вся работа аранжировщика. Как работать в этом окне, мы поговорим чуть позже, а пока подробнее разберем пункты главного меню. Меню File Меню File предназначено для операций с файлами, в нем присутствуют как стандартные команды типа Открыть, Удалить, так и специфические, присущие только данной программе:
Меню Edit Меню Edit содержит в себе команды, позволяющие производить различные операции над разными фрагментами партий, тактов и отдельных аккордов, т. е., иначе говоря, редактировать записанный материал:
Меню Style Меню выбора стилей состоит из двадцати четырех базовых стилей, которые можно загрузить в главное окно. На наш взгляд, это меню существует для предварительного выбора типа стиля. Окончательный выбор лучше осуществлять из главного окна при помощи кнопки STY. Это меню включает в себя следующие команды:
Меню Options Данное меню позволяет сделать предварительные настройки интерфейса программы и установить параметры записи и воспроизведения:
Меню Play Меню Play содержит в себе команды воспроизведения файла.
Меню Lyrics В этом меню присутствуют команды, позволяющие работать с текстом, а также производить различные манипуляции с его преобразованием:
Меню Melody Меню Melody содержит в себе комплекс команд, позволяющих производить различные манипуляции с треком мелодии, а также применить к ней различные приемы оживления:
Меню Soloist В данном меню содержатся команды по управлению партией солиста и ее редактированию:
Меню Audio В этом меню собраны команды, управляющие аудиозаписью, различными ее трансформациями, а также обработкой и редактированием аудиотрека:
Меню GM В этом меню находятся команды, позволяющие управлять и сопрягать различные потоки MIDI-информации, поступающей из различных источников:
Меню User Меню User состоит из команд, которые позволяют производить различные манипуляции с пользовательскими стилями, трансформируя и редактируя их:
Меню Harmony Данное меню содержит команды, позволяющие производить определенные операции с гармонизацией, или ее редактирование:
Меню Notation В этом меню показаны все команды, позволяющие работать с нотацией:
Еще несколько замечаний по пунктам главного меню. Некоторые пункты меню справа от названия имеют дополнительное обозначения, это так называемые " горячие" клавиши. Если вы нажмете данное сочетание клавиш, это будет равносильно вызову соответствующего пункта меню. Многие пункты главного меню дублированы кнопками в главном окне программы. На наш взгляд, осваивать работу в программе стоит с овладения средствами главного окна (кнопки управления), постепенно запоминая функции " горячих" клавиш, и только потом обращаться к средствам главного меню, тем более что все основные и необходимые команды представлены в главном окне. Создание партии солиста Программа Band-in-a-Box, кроме описанных выше способов записи и обработке мелодии и аккомпанемента, предоставляет еще одну очень интересную функцию, она позволяет записать поверх уже готовой аранжировки еще и партию солиста, которую сама же и генерирует в соответствии с указанными вами параметрами.
В программе Band-in-a-Box возможно и создание собственных стилей солиста. Для того чтобы приступить к этой достаточно интересной работе, в окне генерирования партии солиста нажмите кнопку Edit. Перед вами откроется окно Soloist Editor (Редакция партии солиста). Начинать работу в этом модуле следует с присвоения имени вновь создаваемому стилю в поле Title, потом в. раскрывающемся списке Num необходимо выбрать номер. В списке Soloist is указывается характер исполнения нот партии солиста. С помощью кнопки *. ST2 устанавливается стиль из базы данных программы. Кроме того, в этом окне находятся нижеперечисленные элементы управления.
Редактирование стилей Для того чтобы начать редактирование стиля, вам нужно через меню User активизировать команду Edit a Style, появится диалоговое окно загрузки стиля. Загрузите стиль, с которым вы будете работать или на основе которого вы собираетесь создать свой. Если же вы собираетесь начать создание собственного стиля с нуля, выберите в меню New пункт Make a New Style. Работа и том и в другом окне одинакова, поэтому для начала рассмотрим первый вариант. Перед вами откроется окно изготовителя стиля. Первые четыре кнопки, как вы уже поняли, предназначены для записи и воспроизведения паттернов стиля или всего стиля.
Можно создать стиль, в котором будет только по одному паттерну на партию, но это простейший вариант, который со временем не будет вас удовлетворять. Давайте рассмотрим случай, когда у вас есть некоторое количество паттернов на каждую партию. Чтобы создать такой сложный стиль, нужно воспользоваться способом маскирования. Маскирование — это набор определенных условий для чередования паттернов. Нажмите кнопку Misc, и перед вами появится диалоговое окно. Данное окно содержит поля, в которые вам необходимо внести ваши установки, в соответствии с которыми и будет работать ваш стиль:
Кроме того, вы можете установить два флажка:
Далее с правой стороны окна ввода уровней громкости для каждой партии в отдельности находится кнопка More — при нажатии на эту кнопку появляется окно для дополнительных установок в партии ударных инструментов. Теперь разберем, как создавать паттерны для различных партий. Есть два вида записи паттернов: пошаговый (только для ударных инструментов) и режим реального времени (для всех остальных партий). Для того чтобы записать партию баса, необходимо в окне изготовителя стиля выбрать переключатель Bass. Как вы видите, таблица в этом окне разделена на три части, в верхней части отражена информация о паттернах субстиля А, в средней части — информация о паттернах субстиля В. В самой нижней строке -- информация о паттернах окончания. Чем больше заполненных ячеек, тем сложнее и разнообразнее стиль. Пустые ячейки означают отсутствие паттерна. Число в ячейке означает вес (значимость) паттерна. Строка с наименованием 1 beat означает, что бас играет только в одной четверти такта; строка с наименованием 2 beat — бас играет в двух четвертях такта; строка 4 beat — бас играет во всех четырех четвертях такта; 8 beat — наиболее насыщенная игра баса. Выберите одну из свободных ячеек, нажмите кнопку Rec и сыграйте необходимые ноты в тональности До мажор. Запись осуществляется в течение двух тактов, после чего автоматически остановится и перед вами появится диалоговое окно установок басового паттерна. В этом диалоговом окне есть несколько раскрывающихся списков, в которых вы можете выбрать условия звучания данного паттерна.
Кроме того, в этом окне есть флажок OK to use Macro Notes — разрешить использование нот, характерных для данного стиля. Запись паттернов для партий Piano, Guitar, Strings Партии для вышеназванных инструментов создаются точно так же, как партия баса. Единственное отличие — по завершении записи паттерна появится диалоговое окно с большим количеством установок, основные из которых мы сейчас и рассмотрим:
Главное окно программы Как правило, установка программы происходит без проблем и никакого внешнего вмешательства не требуется, кроме просьбы назвать верный пароль. Будем считать, с этим вы справились. Единственное, что вам может понадобиться в адаптации программы к вашей звуковой карте для правильного подключения MIDI-клавиатуры, это отыскать в папке программы файл Sttup MME. Щелкните на названии файла левой кнопкой мыши, и перед вами появится диалоговое окно Steinberg Setup MME (рис. 4.1). Рис. 4.1. Диалоговое окно Steinberg Setup MME: Как вы видите, это окно состоит из двух полей. Верхнее поле называется MME Inputs и предназначено для установки драйвера MIDI-входа вашей звуковой карты. Нижнее поле - MME Outputs - - предназначено для установки драйвера MIDI-выхода. В первом и во втором полях достаточно выбрать название вашей карты, потом нажать на кнопку Move up внизу окна. Таким образом ваша MIDI-клавиатура будет " увидена" программой. Как подключить аудиовходы карты к программе, мы будем говорить позже, в тех главах, где будем рассматривать запись и воспроизведение аудиоинформации (см. главы 5 и 6). Поговорим сначала о том, из каких элементов состоит программа. Это система главного меню, пункты главного меню, различные редакторы, входящие в состав программы. Рассмотрим возможности, которые эти редакторы представляют, а также виды файлов, с которыми может работать данная программа. После запуска программы перед вами появится главное окно Cubase, которое может быть без панели инспектора или с панелью инспектора. Панель инспектора вызывается и убирается с помощью кнопки с треугольной стрелкой в нижнем левом углу окна. Перед вами вид окна, который записан в файле Def.All, находящемся в корневом каталоге программы (рис. 4.2, 4.3). Рис. 4.2. Главное окно без инспектора: Вы можете выбрать любой вид окна и записать его в файл Def.All, если хотите чтобы он в дальнейшем вызывался автоматически при открытии программы или под другим именем, если данное окно вам нужно только в каких-либо определенных случаях. Бывают ситуации, когда нет необходимости использовать главное окно в том виде, в котором оно представлено. Тогда вы можете его создать самостоятельно. Для этого выберите в главном меню File опцию New Arrangement, перед вами откроется главное окно, в котором вы можете создать нужное вам количество треков, как MIDI, так и аудио. Для того чтобы создать новый трек, необходимо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши в вертикальной колонке Track. Таким образом вы можете создать нужное вам количество треков для записи. Обратите внимание, что треки или дорожки бывают двух видов — Audio и Midi. Рис. 4.3. Главное окно с инспектором: Начнем рассматривать главное окно с панели Track Info (Инспектор). Инспектор может принимать различный вид, в зависимости от класса дорожки. Для начала рассмотрим два класса треков — Audio и Midi. На рис. 4.4 представлен инспектор MIDI-треков. Панель инспектора предназначена для виртуального изменения некоторых параметров трека или его части. Для MIDI-трека параметры следующие.
Панель инспектора аудиотрека содержит следующие элементы.
Рис. 4.5. Изменение класса трека и его параметров: В этой части главного окна дублируются некоторые функции инспектора, но в ней есть и несколько иные управляющие элементы, которые облегчают работу в главном окне. Как вы обратили внимание, панель состоит из восьми столбцов:
Для осуществления операции присвоения треку названия необходимо проделать следующие действия.
Подобное изменение названия трека не является чем-то обязательным и не вносит никаких изменений в работу программы и тем более вашей музыки, но доставит вам определенное удобство в работе. Особенно это будет заметно, когда вы неоднократно будете возвращаться к данной аранжировке или сонгу (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Измененные названия треков: Рис. 4.7. Диалоговое окно для вызова и обозначения инструмента трека: Рассмотрим некоторые из элементов управления, располагающихся в самой верхней части главного окна.
Рис. 4.9. Список Part Color, выбор цвета трека: Рис. 4.10. Установка разрядности записи: Еще одна очень важная деталь главного окна — Transport bar (Транспортная панель). Сама по себе данная панель напоминает по внешнему виду панель магнитофона (рис. 4.11). Рис. 4.11. Транспортная панель: Транспортная панель — это один из основных инструментов управления записью и воспроизведением. Данная панель вызывается или убирается путем нажатия на клавиатуре клавиши. Рассмотрим кнопки и окна панели слева направо.
Рис. 4.12. Кнопки установки локаторов: Если щелкнуть левой кнопкой мыши по локатору (верхнему), обозначенному буквой L, то в появившемся поле вы можете установить, с какого такта будет воспроизводиться трек или начнется запись. Если щелкнуть по нижнему локатору (буква R), то вы установите значение конца записи или правую границу цикла. Значения локаторов можно набрать и с клавиатуры. Для выбора значения левого локатора нажмите клавишу и введите номер такта, с которого вы хотите начать запись или воспроизведение, затем нажмите клавишу, значение будет зафиксировано. Соответственно, для установки правого локатора нажмите клавишу, далее — как в случае с левым локатором. Чтобы активизировать эти функции, нужно нажать соответствующие кнопки внизу окна локаторов. Кнопку AQ мы пока оставим в покое, поговорим о ней позже. В следующей части транспортной панели находятся поля индикации курсора и кнопки управления записью, воспроизведением и перемоткой. С ними вы без труда разберетесь самостоятельно. Единственное, что хотелось бы сказать, первый индикатор отражает позицию курсора в тактах и его долях, а второй — во времени (рис. 4.13). Рис. 4.13. Управляющие кнопки транспортной панели и индикаторы курсора:
Если щелкнуть по любому пустому месту главного окна правой кнопкой мыши, появится так называемый инструментальный ящик (рис. 4.14), который состоит из 16 инструментов. Удерживая кнопку мыши, вы можете выбрать один из инструментов ящика. Рис. 4.14. Инструментальный ящик: Первый инструмент в верхнем ряду обозначен пиктограммой в виде стрелки и ничем не отличается от вида курсора. С помощью этого инструмента можно производить следующие действия:
Второй инструмент обозначен пиктограммой резинки и предназначен для стирания любых MIDI-событий. Но следует добавить, что стереть любое MIDI-событие можно и не применяя резинку. Для этого обозначьте событие или группу событий с помощью стрелки и нажмите на клавишу Delete — все будет стерто. Следующий инструмент обозначен пиктограммой динамика. Если взять этот инструмент и удерживать его левой кнопкой мыши на каком-либо участке трека, то именно с этого места начнется воспроизведение трека в режиме соло. Четвертый инструмент имеет пиктограмму петли. С помощью этого инструмента можно добиться очень интересного эффекта. Предположим, у вас записаны две части какой-либо мелодии, захватите этим инструментом одну из частей и перетащите на другую. Как только вы отпустите кнопку мыши, появится диалоговое окно, в котором вы можете выбрать три варианта воздействия динамики одной части на другую. Поэкспериментируйте с этим инструментом. Пятый инструмент обозначен пиктограммой лупы и служит для увеличения масштаба изображения. Шестой инструмент позволит вам изменить в ту или иную сторону уровень громкости отдельной части, при этом не оказывая влияния на уровень громкости всего трека. Седьмой инструмент обозначен пиктограммой ноты с двунаправленной стрелкой, указывающей вверх и вниз, — этот инструмент позволяет транспонировать трек или его часть. Восьмой инструмент в верхней строке Gru вызывает диалоговое окно, в котором вы можете выбрать существующие в программе шаблоны квантизации. Первый инструмент в нижней строке имеет вид карандаша — данный инструмент позволяет создавать и корректировать MIDI-события. Например, нажав и удерживая левую кнопку мыши, можно нарисовать ноту любой протяженности. Для создания серии MIDI-событий нужны те же действия, но при нажатой клавише Alt. С помощью карандаша можно создавать и корректировать сообщения MIDI-контроллеров. Второй инструмент (пиктограмма — ножницы) позволяет разрезать трек или его части на более мелкие фрагменты, которые тоже становятся частями со всеми вытекающими из этого последствиями. Третий инструмент изображен в виде пиктограммы тюбика и предназначен для склеивания частей трека. Обратите внимание, что если щелкнуть по этой пиктограмме и потом по какой-либо части трека левой кнопкой мыши, то склеятся две ближайшие части, а если при этом нажать клавишу Alt и удерживать ее, будет склеен весь трек, независимо от того, из скольких частей он состоит. Четвертый инструмент (пиктограмма — диагональный крест) заглушит часть трека, не оказывая влияния на другие части. Для этого введите крестик в поле необходимой части и нажмите левую кнопку мыши. Пятый инструмент обозначен пиктограммой прямоугольника с направленной внутрь него стрелкой — данный инструмент позволяет вам обозначить (выделить) любой сколь угодно малый отрезок части или трека и перенести его в необходимое место. При этом он исчезает (вырезается из своего первоначального места). Следующий инструмент (пиктограмма двух динамиков с разнонаправленными стрелками) предназначен для изменения баланса в треке или его части. Седьмой инструмент, обозначенный как Log, — открывает диалоговое окно, в котором вы можете выбрать одну из записанных установок логического редактора, о чем будет сказано в дальнейшем. И последний инструмент с пиктограммой циферблата часов с карандашом предназначен для сжатия или расширения трека по времени, при этом все остальные параметры не меняются. Данный инструмент может быть очень полезен, когда придется подгонять темп MIDI-партий под семплы или вокальную партию. Для этого поместите карандаш в область редактируемого трека и при нажатой левой кнопке мыши уменьшите или увеличьте длину трека. Необходимо помнить, что описанные выше инструменты работают в главном окне программы. Каждый из четырех редакторов программы имеет собственные инструменты для редактирования, о которых мы будем говорить ниже в связи с изучением работы в конкретных редакторах. Меню File Команды данного меню предназначены для управления файлами и содержат стандартные команды, характерные для любого редактора. Рис. 4.46. Меню File: Рассмотрим несколько основных команд из меню File (рис. 4.46):
Меню Edit С помощью этого меню вы можете вызвать любой редактор программы, а также произвести различные действия с треками и их частями в пределах главного окно программы. Рис. 4.47. Меню Edit: Меню Edit состоит из следующих команд (рис. 4.47):
Меню Structure В данном меню собраны команды, позволяющие удобно располагать треки, создавать и распаковывать групповые треки, а также располагать локаторы в зависимости от вашей задачи. Рис. 4.48. Меню Structure: Меню Structure состоит из следующих команд (рис. 4.48):
Меню Functions Данное меню позволяет управлять различными видами квантизации, созданием и использованием ритмических шаблонов, а также корректировать и преобразовывать MIDI- и аудиоинформацию. Меню Functions состоит из следующих команд (рис. 4.49):
Меню Panel Данное меню содержит команды, управляющие различными микшерами, инструментами VST и виртуальными входами и выходами программы. Меню Panel состоит из следующих команд (рис. 4.51):
Рис. 4.51. Меню Panel: Меню Options В этом меню собраны команды, позволяющие оговорить многие условия записи и воспроизведения MIDI-событий, а также произвести предварительные установки программы. Меню Options состоит из следующих команд (рис. 4.52):
Меню Score Данное меню содержит команды, относящиеся к нотному изображению записанного материала. Меню, в основном, предназначено для подготовки нотного текста к публикации, хотя иногда используется и в качестве корректора записанной информации. Меню Score состоит из следующих команд (рис. 4.53). В этом меню мы разберем только основные пункты, поскольку задачей данной книги не является обучение редакторской деятельности. К нотному редактору мы будем обращаться только в том случае, если для редактирования музыки некоторые его функции будут удобнее. Итак, вот некоторые команды названного меню.
Меню Modules Данное меню предназначено для подключения различных виртуальных приборов, расширяющих возможности программы в целом. Меню Modules состоит всего из одной команды Setup — установить. При выборе этого пункта появляется диалоговое окно для установки различных устройств (рис. 4.54). В дальнейшем некоторые из них мы рассмотрим подробнее. Рис. 4.54. Диалоговое окно Setup: Меню Windows С помощью данного меню вы можете управлять окнами программы, расположив их так, как вам нужно, и запомнить все это для последующей работы. Рис. 4.55. Меню Windows: Меню Windows состоит из следующих пунктов (рис. 4.55):
Меню Help И последнее меню Help (Помощь) мы в данной книге подробно рассматривать не будем (рис. 4.56). Рис. 4.56. Меню Help: Форматы файлов Как и предыдущие версии программы, пятая версия использует многие форматы файлов, как для работы внутри программы, так и для связи с другими программами. Для сохранения различной информации в пределах программы используются следующие форматы файлов: Song, Arrangement, Part, Drum Map, Setup, Window Set, Keyboard Layout, Score Set, Preferences, Audio, ReCycle, Mixman, Grooves. Для связи с другими программами используются другие форматы файлов: MIDI, Cubase 3.x Grooves, а также Audio.
Программа Cubase работает еще с несколькими видами форматов файлов, но они не являются основными, поэтому мы будем говорить о них по мере надобности. " Горячие" клавиши Почти во всех пунктах меню присутствуют сочетания клавиш, вызывающих то же действие, что и сам пункт меню. Поскольку программа Cubase версии 5.0. существенно отличается от предыдущих версий, здесь будут приведены основные сочетания " горячих" клавиш. Надо сказать, что данная версия программы позволяет пользователю составить свой список " горячих" клавиш или расширить существующий. Чтобы вызвать окно, в котором есть список установленных производителем " горячих" клавиш, войдите в меню File, выберите пункт Preferences и в появившемся списке — команду Key Commands. Перед вами появится окно установок " горячих" клавиш (рис. 4.57). В табл. 4.1 приведен список " горячих" клавиш. Рис. 4.57. Окно Key Commands Preferences: Таблица 4.1. " Горячие" клавиши программы Cubase 5.0
Еще раз хочется вам напомнить, что в пятой версии программы возможны изменения значений " горячих" клавиш. Вы можете убрать ненужные вам сочетания или ввести новые. Все зависит от тех задач, которые вы решаете. Как говорилось ранее, вы можете настроить интерфейс программы так, как вам нужно.
Работа с контроллерами Дело в том, что когда вы записывали партии, то еще не предполагали, какие инструменты у вас будут звучать, поэтому вполне нормально, что аккомпанемент, например, звучит громче мелодии или бас слишком громкий. Вслушайтесь внимательно в звучащую партитуру и откорректируйте уровни громкости партий. Как вы помните, это можно сделать с помощью инспектора или инструментального ящика. Очень важным элементом сведения партитуры является панорамирование. Все вы знаете, что оркестр или группа любого состава не может находится в одной точке, т. е. на сцене все располагаются дальше или ближе воображаемого центра. Соответственно, зритель слышит определенную панораму: кто-то — слева, кто-то — справа, а кто-то — по центру. Причем " слева" и " справа" может быть " еще левее" или " еще правее", мало того, это может быть глубже или ближе. Индивидуальное положение инструментов на сцене и дает тот неповторимый колорит звучания каждого произведения. Для начала расставьте панораму для каждой партии в поле Pan в инспекторе. Помните, что партия баса, как правило, звучит по центру, то же относится и к бас-барабану и малому барабану. Хотя, как вы понимаете, каких-либо запрещений по этому поводу быть не может. Панораму звучания можно установить указанным способом на каждом треке индивидуально. Тогда установка будет действовать на весь трек и все его части. Если требуется в каких-либо частях трека менять панораму, то лучше это делать с помощью специального инструмента в виде двух громкоговорителей с разнонаправленными под ними стрелками. Такая установка будет действовать только в определенной части трека. Пределы панорамирования лежат от L64 (крайнее левое положение) до R63 (крайнее правое положение). Регулировать панораму можно еще несколькими способами. Например, если щелкнуть левой кнопкой мыши в самом веху колонки Track, появится раскрывающийся список контроллеров (рис. 5.30), в котором необходимо выставить флажок против контроллера Pan. Рис. 5.30. Раскрывающийся список контроллеров: Нажмите клавишу, и в главном окне рядом с колонкой Track появится новая колонка Pan (рис. 5.31). С помощью регуляторов напротив каждого трека можно установить нужное значение. Еще один способ — это из меню Panel с помощью команды MIDI Track Mixer вызвать MIDI-микшер и выставить панораму на нем. Все описанные способы равноценны и позволяют видеть панорамирование всех треков одновременно. Более тонкое и гибкое регулирование панорамы можно осуществить в редакторе Edit с помощью того же контроллера. 1. Два раза щелкните левой кнопкой мыши по нужному вам треку или его части и войдите в клавишный редактор (можно войти в клавишный редактор через команду в главном меню). После того как вы отрегулировали панораму, т. е. линейное или горизонтальное размещение инструментов, можно приступить к регулировке положения инструментов в глубину. Рис. 5.31. Колонка Pan в главном окне: Рис. 5.32. График изменения панорамы: Это можно сделать с помощью контроллера 91, который управляет уровнем реверберации. Если вы не собираетесь в процессе исполнения постоянно менять уровень реверберации, проще всего выставить ее уровень с помощью MIDI-микшера MIDI Track Mixer. 1. Вызовите MIDI-микшер MIDI Track Mixer с помощью соответствующей команды из меню Panels. Рис. 5.33. Дополнительная панель регулировки эффектов MIDI Track Mixer: 3. Нажмите черную кнопку Off, перед вами появится раскрывающийся список с перечислением устройств для регулировки эффектов (рис. 5.34). Если у вас в наличии только звуковая карта, выберите из списка пункт MU100R - Part Editor. Хотим вас сразу предупредить, что эффект реверберации нужно с большой осторожностью применять к партиям ударных инструментов и баса. Проставьте в каждой партии необходимые значения и послушайте результат. Но мы советуем вам ставить значения панорамы и реверберации в режиме реального времени. Для этого включите воспроизведение вашей партитуры в режиме Loop, нажав на транспортной панели кнопку с изображением кольца. После этого откройте MIDI-микшер и начинайте выставлять на пульте нужные параметры. Преимущества такого способа очевидны. Еще несколько советов. Всю эту работу необходимо делать при правильном расположении ваших акустических систем. Вы должны слышать реальную панораму, а не вычислять ее. Поскольку не каждый может позволить себе качественную звуковую аппаратуру, лучше пользоваться головными телефонами, они позволяют получить довольно реальную картину. Рис. 5.34. Раскрывающийся список редакторов эффектов: Рис. 5.35. Окно редактора эффектов Part Editor: Как вы обратили внимание, в редакторе Part Editor достаточно много ручек и ползунков для регулировок различных контроллеров, все эти контроллеры эффектов можно регулировать в режиме реального времени. Принципы и способы регулировки всех котроллеров редактора Part Editor одинаковы. Из раскрывающегося списка редакторов эффектов (см. рис. 5.34) вы при необходимости можете выбрать любой эффект. Они практически одинаковы функционально, только предназначены для работы с соответствующими синтезаторами, имеющими генераторы типа XG или GS, которые позволяют работать с большим количеством эффектов. При работе над усовершенствованием автоаккомпанемента мы с вами говорили о штрихах, но как мы уже отмечали, там это, как правило, не нужно. При сочинении собственных партий или переложений партий для других инструментов такая работа чаще всего просто необходима. Для примера поработаем со штрихами с партией гармонической фигурации (трек 2). Выберите для этой партии инструмент Viola в списке GM. Так как у нас записана данная партия, то звучать она будет штрихом легато. Допустим нам нужно, чтобы в первых четырех тактах, в каждом из них, первые шесть нот оставались со штрихом легато, а последние две были не сыграны стаккато. В последующих четырех тактах объединим штрихом легато по две ноты, т. е. первые две ноты соединяются легато, но при этом вторая звучит со штрихом стаккато. И так далее, до конца. Чтобы переделать данную партию, как мы хотим, нужно (рис. 5.36): 1. В тактах с 1 по 4 седьмые и восьмые ноты сократить по длительности не менее чем на половину. Больше или меньше — зависит от темпа и требуемой остроты стаккато. Естественно, вышеописанные штрихи и их сочетания являются простейшими, но из них рождаются более сложные штрихи и сочетания штрихов. Реализация в ваших будущих партитурах всего штрихового многообразия будет зависеть только от вашего опыта и творческой фантазии. Еще немного о контроллерах, которые наиболее часто применяются в корректировке записанной музыки.
Все вышеперечисленные контроллеры помогут вам оживить партию, только не забывайте, что все хорошо в меру. Дополнительные приемы " оживления" аранжировки При аранжировке какого-либо произведения вы можете столкнуться с тем, что звучание какого-нибудь инструмента (тембра) на слух воспринимается как плоское, невыразительное по тембру. Можно попробовать тембр данного инструмента смешать с близким по звучанию другим тембром, для этого нужно скопировать партию на другой трек и назначить ей нужный тембр. При этом потребуется регулировка параметра Volume в инспекторе. Но и этого может оказаться недостаточно. Для оживления тембра можно попробовать следующее: 1. Скопируйте партию на другой трек. С помощью варьирования этим параметром вы получите более объемный звук, не забудьте откорректировать соотношение параметра Volume, т. к. суммарная громкость увеличится. Здесь необходимо дать некоторые разъяснения. Параметр Delay, в отличие от других, выражен в " тиках", условных единицах программы, где тридцать вторая длительность содержит 1920 тиков. То есть параметр Delay можно отрегулировать достаточно тонко. Оживить отдельные партии вашей партитуры поможет и MIDI-процессор, который можно установить, войдя в меню Modules. 1. В меню Modules активизируйте команду Setup, перед вами появится диалоговое окно Module Setup (рис. 5.38). Рис. 5.38. Окно Module Setup: 2. Выберите из списка модулей пункт MIDI Effect Processor, в полях ACTIVE и PRELOAD поставьте значения Yes и закройте окно. Рис. 5.39. Меню команды MIDI Effect Processor: 4. Активизируйте в этом меню команду MIDI Processor, и перед вами появится окно процессора (рис. 5.40). 5. Сделайте нужные установки в списках Instrument, Output и Input и поле Channel и не забудьте установить флажок Status. Процессор готов к работе. Рис. 5.40. Окно MIDI Processor: Теперь можно подробнее рассмотреть работу модуля. В верхней части модуля расположено шесть регуляторов-ползунков (слайдеров):
Значения всех вышеперечисленных параметров можно ввести и с клавиатуры, предварительно дважды щелкнув мышкой в полях, где указаны значения параметров. Для создания партии гармонической фигурации вам может понадобиться модуль Arpeggiator, его можно открыть точно так же, как модуль MIDI Effect Processor. После того как вы активизируете и откроете модуль, у вас появится окно Arpeggio (рис. 5.41). Рис. 5.41. Окно Arpeggio: Арпеджиатор является стандартным блоком программы, начиная со второй версии, и практически не изменился к пятой версии. Как вы уже заметили, окно арпеджиатора состоит из шести модулей. Верхний модуль — общий для всех четырех каналов, остальные модули могут быть настроены индивидуально на каждый канал. Рассмотрим отдельно функции каждого модуля.
В программе Cubase есть модуль, который позволит вам обходиться без инструмента с автоаккомпанементом. С его помощью вы можете создавать собственные стили и использовать любые отрывки MIDI-аранжировок для создания новых стилей. С помощью этого модуля можно создавать библиотеки приемов игры на различных инструментах, например, вам удалось создать два такта для гитары приемом " бряцание" или интересное арпеджио. Вы имеете возможность с помощью этого модуля применять стиль в любой вашей аранжировке. Существует также библиотека стилей для Cubase. Речь идет о модуле Styletrax. Инсталлируется данный модуль точно по той же схеме, как и все предыдущие. Для того чтобы начать работу в Styletrax, нужно создать трек класса Style Track. Как говорилось ранее, каждый класс трека имеет свой вид инспектора, инспектор Style Track выглядит следующим образом (рис. 5.48). Рис. 5.48. Панель инспектора Style Track: С помощью инспектора Style Track вы можете в режиме реального времени управлять модулем. Чтобы загрузить какой-либо стиль, нужно щелкнуть по одной из пятнадцати кнопок под полем Style. После этого откроется диалоговое окно, из которого вы сможете загрузить какой-либо стиль. Стилевые файлы имеют расширение агг. Кнопка, с помощью которой вы загрузили стиль, станет активной. Всего в модуль можно загрузить пятнадцать стилей. Теперь подробнее разберемся с инспектором Style Track.
На рис. 5.49 показан вид инспектора в активном состоянии, т. е. когда в модуль загружен стиль. Рис. 5.49. Инспектор трека Style Track в активном состоянии: Важным элементом модуля Styletrax является его редактор Style Track Editor Вызывается Style Track Editor комбинацией клавиш Ctrl+E или из ме-ню Modules. Работа с данным редактором принципиально ничем не отлича-ется от работы на синтезаторе с автоаккомпанементом, которая подробно описана в главе 2. Но, как вы понимаете, двух абсолютно одинаковых устройств не бывает, и Style Track Editor, конечно, имеет свои особенности о их в основном мы дальше и поговорим. После вызова редактора вы увидите следующую картинку (рис. 5.50). Рис. 5.50. Окно редактора Style Track Editor: Как вы уже обратили внимание, редактор Style Track Editor условно можно разделить на три подмодуля. Верхний подмодуль состоит из раскрывающегося списка Mode, он аналогичен соответствующей кнопке в инспекторе. Далее следуют два информационных поля Scale и Chord. В первом поле отображается лад, во втором — тональность. Последние два раскрывающихся списка - Style и Variation - позволяют выбрать стиль и его вариацию. Второй подмодуль редактора состоит из пяти кнопок, позволяющих установить один из пяти режимов работы редактора. Первый режим - Tracklist - дает возможность редактировать треки стиля по различным параметрам. Все параметры редактирования дорожек вам уже знакомы. Второй режим - GM Map - существует для редактирования GM-карты, собственно, операцию редактирования GM-карты можно провести и в предыдущем режиме. Выбирайте, что вам удобнее Третий режим — Settings — режим установки модуля, это окно разделено на две части. Первая часть — Trigger Parameters — регулирует режимы смены вариаций, режимы перехода между ними, режимы фиксации смены аккордов и характер переключения вариаций. Все эти режимы описаны и аналогичны соответствующим в инспекторе. Вторая часть Scale Parameters. Редактор Style Track Editor может распознавать аккорды со специальной дорожки Chord Track или с MIDI-клавиатуры, все зависит от режима, выставленного в списке Mode. Редактор может преобразовать ладовое наклонение с помощью установок в списке Scale. Четвертый режим Remote - редактирует параметры дистанционного управления с MIDI-клавиатуры. Обратите внимание, что виртуальная клавиатура поделена на определенные участки, обозначенные разным цветом:
Последний, пятый режим модуля — Styles — предназначен для управления вариациями стиля, он дублируется на панели инспектора и в дополнительных объяснениях не нуждается. Третий, самый нижний подмодуль окна является вспомогательным и содержит уже разобранные выше информационные поля и управляющие кнопки, в зависимости от пяти режимов работы редактора, рассмотренных выше. Запись в модуле Styletrax В данном модуле могут осуществляться два вида записи: первый — когда вы хотите создать свой стиль, второй — вы уже поработали со стилем или стилями и хотите все, что у вас получилось, записать на обычные MIDI-дорожки. Разберем каждый вид отдельно. Запись стиля технически создается очень просто, необходимо помнить некоторые правила:
Записанный вами стиль, если вы соблюдали все вышеизложенные правила, будет иметь примерно следующий вид. Партии или части созданного вами стиля можно редактировать и обрабатывать стандартными средствами программы, точно так же, как и любую аранжировку. Обратите внимание, что в тех местах, где какой-либо инструмент не играет, видна пунктирная линия. Будем считать, что вы завершили предварительную работу над стилем, подготовили композицию, и теперь осталось записать сделанное на обычные MIDI-треки. 1. В инспекторе Style Track в поле Record поставьте значение On. Все треки модуля Styletrax будут записываться на те же MIDI-каналы, на которых они существовали в самом стиле. После того как запись завершится, ее, конечно же, нужно прослушать. Можно просто закрыть окно модуля и вызвать созданную композицию как обыкновенную аранжировку, этот вариант предпочтителен, если вы будете дописывать сольные партии или накладывать живые инструменты. Если вам нужно просто предварительное прослушивание, вначале стоит выгрузить стиль: нажмите клавишу Alt и щелкните мышкой по кнопке стиля в инспекторе. Или можно запретить модулю проигрывать стиль, указав значение Off в списке Mode инспектора. Если вы в процессе записи делали какие-либо важные установки и настройки и хотите все это сохранить, воспользуйтесь командой Save Setup из меню File окна Styletrax. Запись аудио Разговор об аудиозаписи мы начнем с того, что попробуем записать уже готовую MIDI-аранжировку. Мы надеемся, что ваше сочинение, которое получилось из гармонической последовательности, устраивает вас по звучанию и вы сделали в нем максимум того, что хотели. Для того чтобы осуществить запись, выполните следующие действия: 1. Сделайте активным аудиотрек, если он у вас уже есть, если нет, то создайте трек и назначьте ему класс audio. Рис. 6.13. Окно Select Folder for Audio: 3. В поле Track Info, в аудиоинспекторе, запишите название трека, чтобы в дальнейшем не путаться. Вот, в принципе, и вся процедура перевода MIDI-записи в аудиотрек. Стоит сказать о том, что иногда бывает необходимо перевести в аудио каждый MIDI-трек. Это может понадобиться, если вам нужно обработать MIDI-треки какими-нибудь аудиообработчиками. В этом случае вы проделываете вышеописанную процедуру с каждым треком в отдельности. При записи живого инструмента или голоса технически ничего не меняется, в принципе, запись MIDI от записи аудио ничем не отличается, все режимы записи MIDI применимы в аудиозаписи. Инструментальные ящики одинаковы и в MIDI, и в аудио, поэтому вы можете при необходимости пользоваться ими точно так же, как и при работе с MIDI-треками. Рис. 6.14 Окно VST Channel Mixer: Глава 1. Основы гармонии и теории музыки
В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например струны, металлического листа, деревянной пластины и т. п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, которые называются звуковыми волнами. Звуковые волны распространяются во всех направлениях и с одинаковой скоростью. Эти звуковые волны (колебания) улавливаются нашим слуховым аппаратом и передаются по нервной системе в головной мозг, возбуждая ощущения звука. Человек воспринимает достаточно большой звуковой спектр. Этот спектр можно разделить на два вида: звуки шумовой природы и музыкальные звуки, хотя это разделение несколько условно, т. к. в современной музыке равноправно используются и те и другие. Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота, громкость, тембр, длительность. Высота звука зависит от частоты колеблющегося тела (источника звука): чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот. Громкость зависит от размаха колебательных движений источника звука: чем больше размах колебаний (амплитуда), тем громче звук, и наоборот. Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника. Тембром называется качественная характеристика звука, т. е. его окраска. Именно благодаря этой характеристике мы различаем огромное количество музыкальных инструментов, голоса и даже шумовые звуки. Тембр звука зависит от наличия в нем " частичных" тонов или, иначе говоря, обертонов (гармоник), а также от их соотношения по громкости и присутствию или отсутствию в спектре звучания основного тона. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы