Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ ПО ВСЕМУ МИРУ
В данной статье мы возвращаемся к основной теме этой серии, а именно, к вопросу нравственности. Самые подробные и обширные отрывки, посвященные этическим наставлениям в Новом Завете, следует искать в так называемых Посланиях. Это письма, направленные Апостолами и другими христианскими деятелями церквям, часть которых была основана совсем незадолго до этого. В них содержатся подробные этические наставления по вопросам личной нравственности, семейной жизни и взаимоотношений в семье, отношений с ближними, посвящены взглядам на государство, повседневный труд, а также взаимоотношения между работодателями и работниками и т.д. Во многих случаях эти этические наставления занимают от четверти до трети такого послания. Подобные наставления должны были быть достаточно подробными и иметь доступную форму изложения, поскольку паства большинства этих новых церквей состояла из очень разных людей. Начнем с того, что в них были иудеи, которые еще до своего обращения к Христу прекрасно знали этику Ветхого Завета. Вместе с тем, там были и неиудеи, чье языческое воспитание и этические нормы весьма отличались, порой коренным образом, от того, что было свойственно иудеям. Кроме того, в разных частях Римской империи отмечались значительные национальные, культурные и социальные различия. Например, новообращенные христиане в Филиппах жили в городе, который, несмотря на свое географическое местоположение на территории Греции, был римской колонией. Его граждане этим гордились: они предпочитали носить римскую одежду и нередко говорили по-латыни. В их городе царили порядок и организованность. В противоположность этому, новообращенные христиане на Крите принадлежали к этнической группе, о которой сам же поэт-критянин писал: «Все критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Такие же города, как, например, Афины или Коринф, считались чудесами изысканной утонченности. Афины были «университетским» городом с великолепной архитектурой, снискавшим во всем мире известность отточенностью интеллекта, а Коринф был богатым купеческим центром. Когда афиняне впервые услышали проповедь Апостола Павла, их реакция, что было вполне для них характерно, оказалась весьма циничной: «Что хочет сказать этот суеслов? » (Деян. 17, 18). Полной противоположностью были жители Ли- стры в Ликаонии (область Писидии, к северу от Таврского нагорья), которые полагали, что Павел и сопровождавший его в миссионерском служении Варнава – это языческие боги Зевс и Гермес, спустившиеся на землю в человеческом обличье! Они собирались принести им жертвы, если бы Павел не остановил их (Деян. 14, 8-15). Таким образом, христианскую этику непросто было распространить в этих разных районах и среди столь непохожих одна на другую групп людей. А в таких огромных многонациональных городах, как Рим, столица империи, или Ефес, который был главным городом в Малой Азии, эта задача была вдвойне сложной. Ибо христианство – это не просто философия, которой человек в такой ситуации может спокойно придерживаться, замкнувшись в себе или ограничив общение рамками своей этнической группы или близкими по культуре людьми. Христианство – это образ жизни, требующий от человека активного общения с другими верующими. Независимо от того, кем были первоначально христиане: иудеями или язычниками, азиатами или европейцами, образованными или невежественными людьми, рабами или свободными, представителями римских правящих классов или малых народов, покоренных римлянами и включенных в состав их империи, все они, став христианами, должны были принимать, уважать и, безусловно, любить друг друга и с готовностью принимать активное участие в общении со своей местной многонациональной христианской церковью. Христианство, вне всякого сомнения, выдвигало к своим приверженцам серьезные требования. Здесь возникают естественные вопросы, и первый из них носит вполне практический историко-географический характер: I. КАК, КОГДА И ГДЕ ВОЗНИКЛИ ТАКИЕ ГРУППЫ НОВООБРАЩЕННЫХ ХРИСТИАН? В данный момент появляется возможность поработать совместно с вашими учениками над следующим проектом. 1. Возьмите готовую или нарисуйте большую карту стран Средиземноморья в том виде, в каком они выглядели в I веке н.э. Очертите также контуры границ Римской империи. 2. Пользуясь информацией из Деяний Апостолов, обозначьте на карте маршруты странствий первых христианских миссионеров и пути распространения христианской благой вести, начавшей свое победное шествие из малой горницы в Иерусалиме, где Христос дал завет Свой Апостолам и ученикам Своим (Лук. 24, 33-49; Деян. 2, 5-12; 28, 8-30). 3. Обратившись к Деяниям Апостолов и Посланиям, отметьте на карте города в Азии и Европе, где к 70 г. н.э. были созданы христианские церкви. 4. Ниже приводится несколько приблизительных дат, которые помогут вашим ученикам понять, что мы имеем дело не с легендами, а с имевшими место историческими событиями. Церкви были основаны: в Иерусалиме в 30 г. н.э.; в Антиохии в Сирии в начале 40-х годов; в Филиппах, Фессалониках, Верее, Коринфе в 50-52 гг. н.э..; в Ефесе, Колоссе, Лаодикии в 53-57 гг. н.э..; на острове Крит в 62-67 гг. н.э. Однако есть и другой вопрос, затрагивающий глубинную суть дела и касающийся основ проблемы этики, находящейся в центре нашего внимания. II. ЧТО ЖЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ВЕСТИ ТАК ДЕЙСТВОВАЛО НА СТОЛЬ НЕСХОЖИХ ДРУГ С ДРУГОМ ЛЮДЕЙ, ЧТО МНОГИЕ ИЗ НИХ ЛЕГКО ОТКАЗЫВАЛИСЬ ОТ ПРЕЖНЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И С РАДОСТЬЮ ПРИНИМАЛИ ХРИСТИАНСКУЮ ЭТИКУ? Для иллюстрации этого вопроса возьмем два крайних примера. А. Коринфяне (о посещении Павла см. Деян. 18). Коринф был большим и богатым городом, население которого (вместе с рабами) насчитывало около 650 тысяч человек. Это был также и порт. О его нравственности один из историков писал: «Как и любой другой крупный торговый город, Коринф был средоточием открытой и разнузданной безнравственности. Поклонение Афродите (богине чувственной любви) содействовало развитию проституции под вывеской религии. Было время, когда в храме богине служила тысяча «священных» проституток, отдававшихся всем, заходившим в храм. Безнравственность в Коринфе была настолько широко известна, что в греческом языке появился глагол «окоринфиться», что означало «предаваться половой распущенности». Вполне понятно, что Апостол Павел в своем послании к тем, кто впоследствии стали его обращенными в этом городе, категорически заявляет (1 Кор. 6, 9-11): «Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Впрочем, затем он добавляет: «И такими были некоторые из вас», имея в виду, что они были такими до обращения к Христу. Что же побудило их с готовностью отказаться от прежнего образа жизни? По собственному практическому опыту мы знаем, что такие люди обычно не любят ходить на лекции по этике, и уж, конечно, эти лекции не могут их изменить. Что же такое содержится в христианской вести, что коренным образом преобразило их? Б. Сам Апостол Павел Вот что сам Павел говорит о своем образе жизни до того, как он стал христианином и был известен под именем Савла из Тарса. «Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви (Божией), по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Фил. 3, 4-8). Здесь перед нами пример человека, дотошно выполнявшего обряды своей веры. По нашим меркам, разумеется, он был фанатиком, яростно преследовавшим всех, кого считал еретиками. Однако сам он себя в то время таковым вовсе не считал. Он считал, что его деяния объясняются любовью и преданностью Богу, на которого эти «еретики» возводят ужасную хулу. Помимо этого, он мог совершенно честно сказать, что предпринимал решительные усилия для того, чтобы сохранить нравственный закон Божий. И хотя он не был совершенным человеком, никто не мог обвинить или уличить его в нравственной распущенности. Так что же было в христианской вести, что заставило его задуматься в конце концов над тем, что ему необходимо переменить свой образ жизни или же над тем, что его собственная этика настолько слаба, что ему необходимо отбросить ее, как мусор? И в чем же заключалась христианская этика, превосходившая этику, которой он придерживался до сих пор? III. ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ДЕЙСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКОГО ЕВАНГЕЛИЯ Естественно, что на поднятые выше вопросы, ответы следует искать прежде всего в Деяниях Апостолов. В свое повествование Лука включил целый ряд проповедей и речей, произнесенными различными деятелями христианства перед самыми разными людьми. Здесь для удобства понимания приводится их перечень:
1. Петр, перед чернью в Иерусалиме (2, 14-36) 2. Петр, там же (3, 18-26) 3. Петр, перед старейшинами Иудейскими (4, 5-12) 4. Петр, там же (5, 29-52) 5. Стефан, там же (7, 2-53) 6. Петр, обращаясь к неким язычникам (10, 34-43) 7. Павел, в синагоге в Антиохии Писидийской (13, 16-41) 8. Павел, перед горожанами Листры (14, 14-18) 9. Павел, в афинском Ареопаге (17, 22-31) 10. Павел, перед пресвитерами Ефесской церкви (20, 18-35) И. Павел, перед толпой в Иерусалиме (22, 1-21) 12. Павел, перед Иудейским религиозным судом (23, 1-10) 13. Павел, перед Римским гражданским судом (24, 10-21) 14. Павел, перед царем Агриппой (26, 2-2) Конечно, Лука знакомит нас только со сжатым изложением этих речей и проповедей, а не с их дословным вариантом. Однако в них ясно показана основополагающая структура каждой речи и главные ее аргументы. И здесь мы приходим к интересному и чрезвычайно важному открытию: за исключением речи No. 10, которая была произнесена перед людьми, давно уже ставших христианами, и No. 13, в которой Павел защищается от обвинений в противозаконных действиях, вы вряд ли найдете во всех этих проповедях и речах хотя бы одну фразу, которая содержала бы хоть крупинку нравственного учения. В историческом плане это очень знаменательно. Нельзя отрицать, что христианство быстро утверждалось в древнем мире. В связи с этим мы хотим понять: как ему это удавалось? И ответ, который мы находим в Деяниях Святых Апостолов, заключается в том, что проповеди, которые побуждали людей отказаться от прежнего образа жизни и принять христианскую этику, не были сами по себе христианскими этическими наставлениями. Этика приходила позже, уже после обращения. Какая же весть вызывала обращение людей? Предлагаемое упражнение. Прочтите перечисленные выше проповеди и речи, а также описание последующих обращений в христианскую веру там, где они были. Если вы в ходе работы увидите, что в той или иной проповеди, или речи, или в их контексте присутствует любая из приведенных ниже тем, запишите номер этой проповеди или речи рядом с соответствующей темой: 1. Воскресение Иисуса и его значение. 2. Смерть Иисуса и дар прощения. 3. Дар Святого Духа. 4. Обетование второго пришествия Иисуса и предупреждение о Дне Господнем и дне Страшного суда. Темы, которые мы предлагаем, являются четырьмя основными элементами в проповеди ранних христиан, породившей в людях перемену сердца, веру в Господа Иисуса и готовность отречься от греховной жизни и следовать нравственному учению Христа, каковым бы оно ни было. И дело не только в этом. В последующих наших статьях мы рассмотрим вопрос о том, как эти четыре элемента христианской веры образуют основу этического учения, на которой в дальнейшем оно и строится, создают идеалы, к которым христиане должны стремиться, и придают побудительные мотивы и силы для того, чтобы еще больше приближаться к этим идеалам.
ВЛИЯНИЕ СМЕРТИ ХРИСТА НА ХРИСТИАНСКУЮ ЭТИКУ (а)
Для того чтобы полностью охватить в своем понимании христианскую этику, мы должны принять во внимание: 1. Многочисленные места в Новом Завете, в которых повторяются и подтверждаются этические наставления Ветхого Завета; 2. Многочисленные моменты, которыми этика Нового Завета отличается от этики Ветхого Завета. Так, например, в Ветхом Завете сказано: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20, 12). В Новом Завете эти слова повторяются и усиливаются упоминанием о том, что эта заповедь стоит первой среди десяти заповедей и дополняется обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 2-3; ср. Исх. 20, 12). «Люби ближнего твоего, как самого себя», – гласит Ветхий Завет (Лев. 19, 18). В Новом Завете эта заповедь не просто повторяется, а выделяется как основополагающий принцип новозаветной этической системы: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, ив лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в этом слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, 8-10; ср. Исх. 20, 13-17). С другой стороны, когда Христос давал повеление ученикам Своим любить друг друга, Он не просто повторял заповедь Ветхого Завета о том, чтобы они любили ближнего своего, как самих себя. Он сказал следующее: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоан. 13, 34). Что же здесь было нового? Прежде всего, новым был уровень любви, который Он перед ними поставил, добавив: «: как Я возлюбил вас». Он любил их, пока был жив; однако после Его смерти первые христиане стали относиться к Его смерти как к высшему проявлению любви Его к себе. И если именно этого уровня от них требовали в их любви друг к другу, тогда можно смело сказать, что придерживаться христианской этики действительно нелегко. «Любовь познали мы в том», – пишет Апостол Иоанн (1 Иоан. 3, 16), – «что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев». В дальнейшем мы рассмотрим, что все это значит на практике. Прежде всего следует сказать, что здесь мы сталкиваемся с простым и очевидным примером основных отличий христианской этики: влиянием смерти Христа на данную этическую систему. На этой теме мы теперь и сосредоточим свое внимание. Прежде всего, смерть Христа дала возможность людям НАЧАТЬ СОВЕРШЕННО НОВУЮ ЖИЗНЬ Вот как об этом говорят ранние христиане: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5, 17-21). Когда говорят «древнее прошло, здесь нет и намека на причудливые преувеличения. Речь идет о том, что смерть Христа разбила оковы вины, которые привязывали людей к их прошлой жизни и подавляли все их попытки перейти к обновленному образу жизни. Аналогия. Предположим, что человек предал родину и в попытке избежать наказания совершил ограбление, подделал деньги и совершил акт насилия. Возможно, ему очень хочется покончить с прежним образом жизни и начать все сначала. Однако, до тех пор, пока он не понесет наказания за прошлые проступки и не примирится с правительством и обществом в целом, он не может рассчитывать на нормальную и здоровую жизнь. А если наказанием за его преступления является смерть, то у него вообще нет никакого будущего! Вероятно, нам и в голову не придет, что мы виновны в таких чудовищных преступлениях, как этот человек, однако все мы нарушили закон Божий, перешагнули через Его заповеди и, как говорится в Библии, «совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53, 6). И у нас бы не было достойного будущего, как бы мы ни старались переделать себя, если бы Бог не смог простить нам прегрешений наших, не смог освободить нас от нашего прошлого и не смог примирить с Собой. «Бог во Христе примирил с Собою миру не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5, 19). «Мы примирились с Богом смертью Сына Его», – говорит Писание (Рим. 5Д0). «Ибо благоугодно было Отцу... примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его (Христа)» (Кол. 1, 19-20). В ветхозаветные времена, когда человек совершал какое-либо страшное преступление, его вначале казнили, а затем тело его оставляли висеть на дереве до захода солнца. Это делалось для того, чтобы показать народу проклятие Божие, т.е. глубокое отвращение Бога к прегрешению преступника (см. Втор. 21, 22-23). Аналогичным образом, согласно закону Божиему, провозглашалось проклятие Божие на любого, кто его нарушал (см. Втор. 27, 26). Таким образом, Сын Божий не только умер, заплатив за совершенные нами грехи; он также был публично повешен на деревянном кресте, чтобы показать перед всем миром, что Бог бескомпромиссно осуждает грехи людские. «Христос», – говорится в Библии (Гал. 3, 13), – «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»». Поэтому Бог может полностью простить всех, кто признается в своей греховности, покается и примет Сына Божьего как искупительную жертву за себя. Однако вместе с тем Бог ясно показал перед всем миром, что, прощая их, Он не смягчился в отношении греха! Помимо этого, смерть Христа дала Его ученикам НОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ Это условия Нового Завета, которые Христос, как сказано в Библии а) провозгласил и символизировал, когда за день до смерти дал чашу вина ученикам Своим, сказав: «Эта наша – новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20); б) на самом деле совершил, утвердил и гарантировал, умерев на кресте. Вот эти условия: ««Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более». А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр. 10, 16-18). Таким образом, этот Новый Завет устанавливает условия, согласно которым ученики Христа получают возможность жить и строить истинно христианский образ жизни. Во-первых, Христос влагает законы Свои в умы и сердца учеников Своих, и поэтому эти законы перестают быть просто внешним сводом правил и установлений и становятся неотъемлемой частью образа мыслей и чувств учеников, так сказать, их второй натурой. С другой стороны, это не означает, что ученики Христа в состоянии немедленно начать совершенно безгрешную жизнь. Воспользуемся аналогией, которая объясняет, почему дело обстоит таким образом: 1. Если вы хотите иметь компьютер для управления полетом самолета, вы должны ввести в компьютер соответствующую программу. Без такой программы даже самый лучший компьютер никак не сможет управлять самолетом. Таким же образом, если Христос не вложит законы Божии в наши сердца и умы, мы не сможем управлять своей жизнью, как подобает истинным христианам. 2. А теперь предположим, что компьютер, в который вы ввели программу, имеет определенные рамки своего функционирования, и в нем кроются некоторые дефекты. Возможно, он будет хорошо управлять полетом самолета 70 процентов времени, однако, то и дело, он будет совершать ошибки, и живому пилоту придется постоянно контролировать его и быть готовым исправлять его ошибки. То же самое можно сказать и об учениках-христианах. При рождении они унаследовали несовершенные гены и несовершенные тела, умы и чувства. Итак, Христос вложил в их сердца и умы законы Божии, и они исполнены решимости выполнять их. Они будут справляться с этой задачей все лучше и лучше. Однако, время от времени они будут допускать «срывы», и Христу, их «пилоту», придется поправлять их. Так имеют ли какое-то значение случаи, когда ученики-христиане нарушают закон и грешат? Конечно, имеют. И что происходит? Теряют ли они свое спасение и должны начинать все сначала? Нет! Именно здесь вступают в < действие заключительные положения Нового Завета. Бог предвидел это несовершенство, и смерть Христа уже заранее оплатила его. А поэтому Бог может заверить учеников Христа: «И грехов их и беззаконий их не вспомяну более». Конечно, ученики должны в своих прегрешениях исповедаться перед Богом, но Сам Бог обещает, что, «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, прошит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 9). А Святой Дух дает нам уверение в том, что более приношений жертвы Христа или каких-либо других жертв не требуется (Евр. 10, 18, см. выше). Христос заранее оплатил полную цену обучения учеников святости. Пример. Нельзя изучать химию, не производя экспериментов. Однако, когда школьник производит эксперименты, он неизбежно, время от времени, делает ошибки, и поэтому эти ошибки бывают опасными и дорогостоящими. В шкале, куда я ходил еще ребенком, родителям приходилось выкладывать школе задаток для оплаты ущерба, который своими ошибками могли причинить ученики во время изучения химии. Если ученик-христианин хочет научиться тому, как пользоваться своей новой силой, которую ему дал Христос, чтобы он жил святой жизнью, ему понадобится большая практика, и он неизбежно, время от времени, будет делать ошибки. Однако, как бы серьезны они ни были, это не перекрывает ему дорогу ко спасению. Смерть Христа уже оплатила вину за грех, и ученик может продолжать процесс обучения в общении с Богом. Кое-кто может сказать: «Если бы это было так, то разве это не подорвало бы этику и нравственность и не поощрило бы учеников к бездумности и нетвердости в поведении? » Ни в коем случае, если они – истинные ученики, поскольку, как мы увидим в следующей статье, смерть Христа создает новую этику любви, благодарности и нравственной последовательности. Например, Павел пишет: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 14-15). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы