Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 2. ЖЕНЩИНЫ-ОТЧАЯННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРКИ



ТЕРУАНЬ ДЕ МЕРИКУР

Начавшаяся революция выдвигала на первый план особый тип женщин: решительных, смелых, амбициозных. Такой была Теруань де Мерикур, несправедливо оклеветанная и непонятая «амазонка французской революции».

Родилась Анна-Жозефа Тервань 13 августа 1762 года в Маркуре, провинции Люксембурга, в честь которой и получила свое знаменитое имя. Детство у нее было печальным: девочка росла без матери на попечении тетки, обращавшейся с ней и ее братьями довольно жестоко. Жизнь с отцом, разорившимся фермером, была немногим лучше, из-за сварливой мачехи дети покинули родительский дом. Проживая в Париже и Лондоне, работая певицей, Теруань проводила время за чтением газет, политическое содержание которых было мало доступно для ее понимания. Однако по своей природе она любила свободу и постепенно втягивалась в революционную деятельность.

В 1789 году в Париже неустойчивый, бунтующий характер Теруань впитывает и воплощает в себе порывы масс и их протест. Она идет вместе с «людьми улицы», распевает революционные гимны, проклинает аристократов, поклоняется Мирабо и Лафайету, постепенно становясь организатором-вождем женщин.[26]

Об осаде Бастилии она сама рассказывала следующее: «Я находилась в Пале-Рояле, когда пришло известие о взятии Бастилии. Когда прибыл в Париж король, я пошла ему навстречу в одной шеренге с солдатами…Ежеминутно я видела пушки, мешки с мукой, французских гвардейцев, освобожденных из тюрьмы народом. Сильное впечатление на меня произвело зрелище всеобщего радостного настроения…В этот момент всеобщее движение смешивало богатых и бедных…Чувствуя этот великий подъем духа, нельзя было равнодушно смотреть на подобное зрелище.»[27]

Теруань де Мерикур играла невыясненную роль при взятии Версаля, за время событий 5 и 6 октября. Одни источники указывают на то, что она «верхом на лошади, с пистолетом в руках, в мужском костюме», предводительствуя толпой голодных женщин, двигалась к Версалю.[28] Другие утверждают, что ее по ошибке примешивают к этой процедуре во дворце, между тем как она не была ни подстрекательницей, ни руководительницей парижанок, отправившихся в старинную королевскую резиденцию в поисках за королем.[29] Однако ее популярность в массах была велика, что вызывало ненависть в среде роялистов.

Позже она организовала в Сент-Антуанском предместье клуб, где женщины собирались три раза в неделю, читали газеты и книги, обсуждали новости, учились отстаивать свои интересы. Она подняла женщин на революционную борьбу и сформировала «батальон амазонок».

Газеты уличали ее в разврате, приписывая множество любовников, товарищи по убеждениям высмеивали ее. В 1790 году Теруань, вынужденная скрываться от монархистов, уезжает в родную деревню Маркур. В 1791 году ее арестовали по обвинению в покушении на жизнь Марии-Антуанетты. Через год, вернувшись в Париж, она уже не встретила прежнего внимания к своей личности, ей отказали в принятии в полноправные члены якобинского клуба. Однако в момент народных восстаний вырастают и значение, и роль женщин. 10 августа 1792 года Теруань была в числе тех, кто двинулся в Тюильри, принимала непосредственное участие в расправе с Сюло, молодым роялистским писателем, который некогда осыпал ее насмешками в прессе. В сентябре она примкнула к жирондистам, становясь «проповедницей мира и согласия»[30].

15 мая 1793 года Теруань подверглась жестокой и постыдной пытке со стороны якобински настроенных женщин, считавших ее последовательницей Бриссо. Они избивали ее хлыстом, раздев догола, и только вмешательство мужчин спасло жизнь Теруань де Мерикур. Грубое нападение, оскорбление ее достоинства расшатало нервы революционерки, помутило ее рассудок, подорвало здоровье. Она опустилась, сошла с революционной сцены и кончила сумасшествием.[31] Ей удалось избежать эшафота, но ее наказание было более ужасным, чем смерть. Когда вся Франция праздновала свободу, «амазонка революции», всеми забытая и презираемая, вела борьбу со своими демонами в психиатрической лечебнице, где находилась до самой смерти в 1817 году.

 

 

                                                                                    

 

 

ШАРЛОТТА КОРДЕ

Из всех образов, явившихся на мрачном фоне французской революции, ни один не блеснул столь ярко и не исчез так внезапно, как образ Шарлотты Корде, правнучки великого французского трагика Пьера Корнеля. знаменитой убийцы Жана Поля Марата.

 Мари-Анна-Шарлотта Корде родилась в семье безземельного, но родовитого нормандского дворянина д'Армона, неисправимого мечтателя. Мать девочка потеряла еще ребенком. С тринадцати лет Шарлотта оказалась в женском монастыре в Кане. Её настоящими друзьями были книги. Она читала Рейналя, Руссо, Плутарха. «Снедаемая потребностью любить, она тем не менее буквально разрывала в клочья свое сердце, чтобы уничтожить узы, которые могли бы связать ее. Страсть, которую она питала бы к одному человеку, Шарлотта перенесла на отечество.»[32]

Казнь Людовика XVI потрясла Корде, она видела гибель Франции, видела жертвы и виновником бесчинств считала Марата. Говорили, что Марат уже составил списки лиц, предназначенных к преследованию, которые должны были пасть жертвой его злобы и жажды мщения.[33] Имея решительный, экзальтированный характер, Шарлотта твердо решила избавить родину от «кровавого террора» Марата, тем самым принести в жертву этой идеи свою жизнь. «1 июля 1793 года она прибыла в Париж. В это время Марат в своей газете «Ami du peuple» заявил, что для упрочения республики ему необходимо еще 200 тысяч голов французских граждан. В пылком сердце Шарлотты была решена судьба изверга.»[34] После полного игнорирования Маратом ее писем, Корде решилась на убийство революционера. Она хотела придать убийству вид торжественного заклания, которое повергло бы в ужас души подражателей тирана. 13 июля 1793 Шарлотта заявилась к нему домой. «Марат сидел в ванной, покрытый простыней, положив перед собой доску, на которой писал»[35]. Она сказала, что пришла сообщить ему известия из Нормандии и открыть имена бежавших в Кан депутатов. После угрозы Марата всех их отправить на гильотину Шарлотта выхватила спрятанный на груди кинжал и со сверхъестественной силой погрузила его по самую рукоятку в грудь Марата. Бежать она даже не пыталась. Позже Корде говорила, что «убила одного человека для спасения ста тысяч других».[36]

Суд приговорил Шарлотту Корде к смертной казни. 17 июля 1793 года женщину вывели на эшафот в алом платье-одежде, в которой было принято казнить отцеубийц, ее ни на минуту не покидало «геройское спокойствие». После казни палач поднял отрубленную голову и на глазах у толпы нанес ей пощечину. Одобрительный гул и ропот возмущения прокатились над площадью.

Мнения о Шарлотте Корде весьма неоднозначны: от легко внушаемой фанатички до героини, избавившей свою родину от тирана.[37] Её поступок можно действительно считать актом безрассудства, но она оказалась одной из тех, кто не побоялся противостоять жестокому деспотизму власти. Однако смерть тирана еще не означает конца тирании. Убийство Марата вызвало взрыв негодования и возмущения среди народа и вылилось в прославление Марата посредством работы эшафота. Но несмотря на мрачную иллюзию Корде, «взгляды потомства со странной симпатией обратились к этой красивой молодой девушке с душой римлянки.»[38]

 

                                                         

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь