Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 4. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИСКУССТВЕ.



Великая Французская революция 1789-1799 годов поразила весь мир, и, несомненно, открыла новый период в истории Европы. Женщины не остались в стороне, и, так или иначе, были затянуты в революционный водоворот событий. Ожесточенная классовая и политическая борьба нашла своё отражение в изобразительном искусстве и литературе, образы французских женщин революционной эпохи стали привлекать внимание писателей, художников разных направлений. В это время развивается революционный классицизм, пропагандируя прославление патриотизма, гражданской доблести. Появляется и другое течение, к которому активно обращаются – романтизм, отразивший разочарование в итогах революционной борьбы.

Образ Марии-Антуанетты, королевы Франции, казненной в 1793 году по решению Революционного трибунала, иконы стиля для модниц всего мира с 18 века до наших дней, в искусстве, вероятно, наиболее популярный. В дореволюционных бульварных и порнографических изданиях, стихах и частушках, Мария Антуанетта была описана шпионкой для Австрии, лесбиянкой, любовницей младшего брата короля, легкомысленной, злым гением наивного и слабого мужа.[53] Конечно, её «демонизация» очень часто затмевает объективные факты, но справедливости ради стоит все же упомянуть, что заслуженная репутация легкомысленной королевы, склонной к роскоши и праздной жизни, в конечном итоге и привела к трагедии.

Жизнеописанием Марии-Антуанетты серьезно занимались такие известные писатели, как С. Цвейг («Мария-Антуанетта»), Л. Фейхтвангер («Лисы в винограднике»), А. Дюма («Ожерелье королевы») и другие. Фейхтвангер весьма рьяно описывает сцены, где её порицают за растраты, принуждая вести более скромный образ жизни, описывает сцену, где император Священной Римской империи Иосиф II советует королю Франции Людовику XVI сделать обрезание, дабы Мария-Антуанетта наконец-то родила дофина. Такая «мемуарность» оборачивается слабой стороной книги: на первый план в ней выступают мелкие, частные события, и второстепенные придворные интриги обретают видимость исторической важности, которой в реальности они не обладали. В целом образ Марии-Антуанетты в книге Фейхтвангера- это образ пустой, взбалмошной, но доброй королевы. В произведении Цвейга больше пафоса, писатель «оплакивает» трагическую смерть «королевы-мученицы». Генрих Гейне посвятил Марии-Антуанетте свое стихотворение, в котором в свойственной романтизму манере возложил вину за «обезглавленных призраков Тюильри» на революцию, «Вольтера, Руссо и гильотину».

Мария-Антуанетта славилась красотой, и это бросается в глаза на портретах королевы работы М. ван Майтенса, Лиотара. Придворная художница и по совместительству подруга царской особы Э. Виже-Лебрен описывала ее как высокую, хорошо сложенную девушку с длинным, узким овалом лица, глазами почти голубого цвета и особенно обращала внимание на светящуюся и прозрачную кожу королевы. Элизабет Виже-Лебрен написано в общей сложности не менее тридцати портретов французской королевы Марии-Антуанетты, самый известный из которых изображает супругу Людовика XVI вместе с её детьми, долгожданными наследниками, которые, на их несчастье, после Революции больше не понадобятся Французской Республике. (1787) Мария-Антуанетта - это феномен своего времени, маленькая, хрупкая, она дала мощный стимул к развитию нового стиля во всех видах творчества и искусства. Ее образ вдохновляет дизайнеров, режиссеров, декораторов и до сегодняшних дней.

В музее Великой французской революции в Париже висит портрет молодой дамы, нарядно одетой по моде конца 18 столетия. Портрет принадлежит жене трибуна Первой республики Камилла Демулена- Люсили. Образ этой верной, красивой, нежной особы давно и прочно состыковался с историей Великой французской революции, перед которой у девушки не было особых заслуг, только отобранная в самом рассвете короткая жизнь и огромная любовь к супругу. Люсиль Демулен многократно воспета поэтами и историками, увековечена художниками. Жак-Луи Давид написал портрет Люсиль в окружении мужа Камилла и их маленького сына Ораса. (1792) На нем запечатлен момент семейной идиллии и счастья, от которого через два года останутся лишь воспоминания: Люсиль и Камилла казнят.

Образ Шарлотты Корде, скандально известной убийцы Марата, довольно популярен в изобразительном искусстве.  Судьба Шарлотты Корде вдохновляла многих художников (живописцы Шеффер, Бодрю, скульптор Клезанже). Однако особенно выделяются работы художника Жан-Жака Гауэра. 17 июля 1793 года на суде в зале заседаний Революционного Трибунала Шарлотта, ожидая оглашения приговора, заметила, что художник делает её карандашный эскиз, и пожелала, чтобы перед тем, как её казнят, он смог закончить её портрет. Гауэра допустили в тюремную камеру Шарлотты, где революционерка несколько часов позировала художнику у мольберта, разговаривала с ним на разные темы. Этот исторический эпизод лег в основу многих картин. ( Д.(Д. Бертран «Жан-Жак Гауэр пишет портрет Шарлоттыпортрет Шарлотты Корде в тюрьме», Шлезингер «Шарлотта Корде в ожидании казни») Оригинал портрета Корде, выполненный Гауэром пастелью, был приобретён Музеем Версаля у наследников художника в 1839 году за 600 франков, портрет, написанный маслом, тоже находится в Версале.

Женские образы Великой французской революции в искусстве чрезвычайно разнообразны, сюжеты начинают играть новыми красками, ведь впервые в истории женщины вышли на политическую арену не для того, чтобы развлекать мужчин и играть написанные ими роли. Они пришли рассказать о собственных проблемах и чаяниях.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политизация француженок началась за несколько десятилетий до революции 1789 года. Женщины из дворянства и средних слоев приняли участие в кружках чтения, политических салонах и даже в масонских ложах. Получение избирательских прав не был главным вопросом для многих женщин. Но, были такие, которые выступали за полное политическое равноправие для женщин. Актриса Олимпия де Гуж написала в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», повлиявшую на самосознание женщин последующих поколений.

Массовое участие женщин в революциях и контрреволюциях в новейшей истории началось с французской революцией. Бросается в глаза массовое женское участие в революционных движений. Якобинцы и главные политические клубы не приняли женщин в членство, но они имели право обычно посещать собрания клубов. Женские кружки составляли петиции на старинный лад и направляли их к Национальному Собранию. В этих обществах женщины подняли первое знамя борьбы за всеобщее избирательное право и затем за установление республики. Постепенно появляются лидеры, предводительницы среди женщин, такие, как Клер Лакомб, организовавшая в 1793 году «Общество революционных республиканок». Женщины наравне с мужчинами принимают участие в революционных действиях, во взятии Бастилии, участвуют в походе на Версаль. В народных ассоциациях, которые представляли собою прочные точки опоры для революции, женщины и мужчины действовали сообща, а женщины защищали не менее горячо интересы народа, пропагандировали демократические принципы, обличали врагов свободы, присоединялись к манифестациям и всякой деятельности, благоприятной новому режиму.

Женщины были не только безучастными зрительницами, или ярыми воительницами, некоторые из них являлись усердными помощницами мужчине, подвергаясь тем же опасностям, разделяя те же радости. (Люсиль Демулен, Симона Эврар) Конечно, отечество и свобода не могли бы быть спасены только ими, но они оказывали драгоценную помощь, и их вмешательство зачастую было полезно.

Столь яркие и противоречивые образы женщин времен ВФР- лиц эпохи, народных героинь, ярых революционерок, жен и верных соратниц вождей, видных лидеров Первой республики нашли отражение в искусстве.

В том числе и благодаря женщинам Париж стал не только королевской резиденцией и местом собрания народных представителей, он стал столицей революции.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. https: //lady.tsn.ua/zvezdy/sobytiya/lyubov-i-revolyuciya-348243.html

2. Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. Перевод К.К Богдзевича. 1907.-М., товарищество типографии А.И. Мамонтова. 303 С.

3. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. 1997.—М., « Прогресс». 832 С.

4. Богат Е. …Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей. 1986.-К., Веселка. 255 С.

5. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. 2001.- М., «Идея-пресс». 304 С.

6. Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». 1993.-М., «Кронн-Пресс». 204 С.

7. Ламартин А. История жирондистов., т.2. Перевод Н. С. Кутейникова. 2013.-М., Захаров. 116 С.

8. Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции. Перевод с французского Эльт. 1907.-СПб., типография И.Г.Брауде и К0, Морская, 19. 280 С.

9. Первушина Е. Мифы и правда о женщинах. 2012.-СПб., " БХВ-Петербург". 416 С.

10. Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. 1958.- М., государственное издательство художественной литературы. 160 С.

11. Соломатина О. Женщины-легенды. Сильный слабый пол. 2012.-М., «Эксмо». 272 С.

12. Фомин А., Миленький В. 50 знаменитых убийств. 2005.-Харьков., «Фолиант». 511 С.

13. Харитонова О. «Первая волна» феминизма. Литературное приложение № 29 к журналу «Остров», 2011.

14. Щепкина Е.Н. Женское движение в годы Французской революции. 1921. СПб., Первая государственная типография, Гатчинская, 26. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //istmat.info/node/37746. - Дата доступа: 15.05.2018.


[1] Щепкина Е.Н., Женское движение в годы Французской революции. Спб., 1921.

[2] Лассер А., Коллективное участие женщин в Великой французской революции. Спб., 2003.

[3] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. М., 1958.

[4] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. Перевод К.К Богдзевича., М., 1907.

[5] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина иЛучинина и В. Успенская.

[6] Ламартин А. История жирондистов., т.2. Перевод Н. С. Кутейникова (1872)

[7] Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. С. 23.

[8] Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. С. 27.

[9] Бовуар С. де. Второй пол. С.142.

[10] Харитонова О. Первая волна феминизма. С.7.

[11] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II.

[12] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 258.

[13] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 60.

[14] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 60.

[15] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II. С. 220.

[16] Первушина Е. Мифы и правда о женщинах. С. 123.

[17] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 244

[18] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 234.

[19] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина и В. Успенская.

[20] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина и В. Успенская.

[21] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина и В. Успенская.

[22] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 245.

[23] Первушина Е. Мифы и правда о женщинах. С. 127.

[24] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 250.

[25] Соломатина О. Женщины-легенды. Сильный слабый пол. С. 28.

[26] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С.17.

[27] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 40-41.

[28] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 18.

[29] Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции.

[30] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 23.

[31] Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции.

[32] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II.

[33] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 55.

[34] Нива: иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. С. 557.

[35] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 60.

[36] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II.

[37] Фомин А., Миленький В. 50 знаменитых убийств. С. 116.

[38] Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции.

[39] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 103.

[40] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 200.

[41] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 107.

[42] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 133.

[43] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 206.

[44] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 134.

[45] Богат Е. …Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей. С. 53.

[46] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 227.

[47] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 43.

[48] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 27.

[49] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 44.

[50] https: //lady.tsn.ua/zvezdy/sobytiya/lyubov-i-revolyuciya-348243.html

[51] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 38.

[52] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 27.

[53] http: //www.iarex.ru/articles/54082.html


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь