Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Связь с миром сокровенного



Несомненно, наши пречистые имамы (да будет мир с ними! ), являющиеся истинными наместниками Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство! ) и наследниками его божественных знаний, были наделены особенностями, которые Господь даровал Пророкам и святым. Одна из этих особенностей – связь с Господом Миров, другая – с миром сокровенного и обладание тайными знаниями, которые недоступны умам и воображениям. Подобно откровению, ниспосланному Пророкам, это знание истинно, с той лишь разницей, что наместники Пророка – имамы не были Пророками и не принесли новой религии, а только распространяли и сохранили религию Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство! ) и были руководителями исламской уммы. Как сказал Пророк Ислама Повелителю правоверных: «Ты по отношению ко мне, как Харун по отношению к Мусе, но с той лишь разницей, что после меня не будет пророка».

В исламских источниках содержится так много преданий, рассказывающих, что каждый имам обладал сокровенными знаниями, и любой осведомлённый мусульманин, не преследующий корыстных целей, не сомневается, что эти личности обладают глубокими знаниями и всякий раз, когда есть необходимость для наставления на путь истины их приверженцев, открывают частицу из своих знаний о сокровенном.

Итак, обратим ваше внимание на некоторые примеры этих знаний, которыми обладал имам Садык:

* После мученической смерти Зейда ибн Али, Яхья, старший сын Зейда, тайно отправился в Иран, и спустя некоторое время, собрав группу людей на востоке страны, восстал против омеядского халифа и, мужественно сражаясь, погиб. Его тело, как и тело его отца, было вывешено на всеобщее обозрение и оставалось так, пока не восстал Абу Муслим. После чего тело мученика было спущено и с почётом предано земле. В те дни, когда Яхья направлялся в сторону Хорасана, он встретился с одним из сторонников пророческой семьи по имени Мутаваккиль ибн Харун, который возвращался из хаджа и, проезжая через Медину, виделся с имамом. Мутаваккиль рассказывает: «Я встретил Яхью и поздоровался с ним. Он спросил меня, откуда я еду.

- Из хаджа, - ответил я.

Он расспросил о здоровье своих близких, родных и имама. Я рассказал ему всё, что знал и о том, что они огорчены смертью его отца.

- Мой дядя Мухаммад ибн Али (имам Бакир) предсказывал ему о его смерти, – сказал он и спросил: – а виделся ли ты с Джа’фаром ибн Мухаммадом?

- Да, – ответил я.

- Он ничего не сказал обо мне?

- Сказал.

- Что?

- Я не могу говорить тебе то, что слышал от его светлости.

- Разве меня напугаешь смертью? Говори, что слышал.

- Его светлость сказал, что вы погибните и подобно вашему отцу, ваше тело так же будет висеть…

После беседы Яхья передал мне лист из сборника молитв имама Саджада и попросил отдать его родственникам в Медине и сказал: «Клянусь Богом! Если бы ты не рассказал мне о том, как окончится моя жизнь, я не послал бы этот лист своей семье, но я уверен, что слова имама истинны. И эту истину он унаследовал от отцов своих»[447].

Не прошло много времени, как предсказания имама исполнились».

* Сифван ибн Яхья повествует: «Джа’фар ибн Мухаммад ибн Аш’ас спросил меня:

- Знаешь, почему мы примкнули к имаму, тогда как ничего не знали о шиизме?

- И почему же? – спросил я.

- Однажды халиф Мансур Даваники попросил моего отца представить ему понятливого, находчивого человека для выполнения важного поручения. Отец представил ему своего дядю. Мансур, вызвав его к себе, дал деньги и сказал: «Поезжай в Медину, найди Абдуллу ибн Хасана ибн аль Хасана, кое-кого из его семьи и Джа’фара ибн Мухаммада. Скажи им, что ты приехал из Хорасана и привёз им деньги от шиитов и заплати каждому понемногу с таким условием, чтобы они при получении денег расписались собственноручно и лист тот пусть будет у тебя».

- Дядя моего отца поехал в Медину и, спустя некоторое время, вернулся. Он пришел к Мансуру, а среди собравшихся был и мой отец. Мансур спросил, выполнил ли он его поручение.

- Я встретился со всеми и, вручив им деньги, взял с них расписки, кроме Джа’фара ибн Мухаммад, которого я нашел в мечети Пророка, застав читающим молитву. Я стал ждать, пока он завершит свой намаз. Когда он закончил, повернулся ко мне и сказал: «Побойся Всевышнего! И не обманывай семейство Пророка. Передай Мансуру, чтобы тоже побоялся Господа и не обманывал семейство Пророка! » Я спросил, что он имеет в виду.

«Сядь поближе, - пригласил он, и рассказал всё о нашем с вами плане, будто сам присутствовал при нашем разговоре»[448].

* Абу Басир рассказывает: «Я находился у имама Садыка, и речь зашла о Му’ли ибн Хунайсе. Имам сказал:

- О, Абу Басир! То, что я поведаю тебе о Му’ли ибн Хунайсе, держи в тайне.

- Да, да, обязательно, - уверил его я.

- Му’ли достигнет достойного звания мученика тогда, когда к этому приложит руку Давуд ибн Али.

- Что сделает Давуд?

- Он потребует его к себе и, отрубив ему голову, вывесит его тело на всеобщее обозрение. Это случится в будущем году.

На следующий год Давуд ибн Али стал правителем Медины и, вызвав Му’ли ибн Хунайса, потребовал выдать ему приверженцев имама Садыка. Му’ли отказался сделать подобное. Правитель с угрозой сказал:

- Если ты не назовёшь их, я убью тебя!

- Ты меня пугаешь смертью? Клянусь Богом! Если бы они были спрятаны под моей ногой, я не двинул бы ее и не выдал бы их тебе! Если ты убьёшь меня, то этим только осчастливишь, но сделаешь несчастным лишь себя! – мужественно изрёк Му’ли.

И Давуд предал его мученической смерти, так, как и предсказал имам»[449].

Садир Сирафи повествует: «Кое-что из имущества имама Садыка находилось у меня. Когда я возвращал их ему, удержал с них один динар, чтобы убедиться в том, что говорят о нём шииты. Имам сказал:

- О, Садир, ты совершил преступление, но ты не желал поссориться с нами.

- Но что случилось? - спросил я.

- Ты не всё вернул, желая испытать меня.

- Вы правы, я хотел убедиться в истинности слов ваших последователей.

- Разве не ведаешь, что мы осведомлены обо всём необходимом?! Мы хранители пророческих знаний и их наука воплотилась в нашей науке»[450].

 

Ученики имама

Как уже было сказано, правители династий Омейядов и Аббасидов всегда держали имамов под контролем, даже запрещая людям встречаться с ними. Но ввиду того, что в последние времена правления Омейядов и в начале правления Аббасидов, эти кланы были ослаблены междоусобными стычками, последователи имама, используя эту возможность, встречались с имамом Бакиром и имамом Садыком (да будет мир с ними! ), дабы получить от них знания, и извлечь пользу из их науки. Стремление получить знание из столь обильного источника подвигало жаждущих к тому, что они, не только в удобных случаях, но и в тягчайших обстоятельствах, любыми путями прорывались к имаму. Каждый из них получал знания от них соответственно своим умственным способностям и потребностям.

В школе имама Садыка воспитывалось большое число учеников, которые, овладев знаниями и различными науками в сфере Ислама, передавали их другим.

Шейх Туси в книге «Риджал» приводит имена четырёх тысяч его учеников, некоторые из которых были передатчиками хадисов, а некоторые стали крупными учеными.

Мы, высоко оценивая их положение, в благодарность за их труды в распространении науки, передаваемой потомкам, вкратце ознакомим с тремя из них.

 

Химран ибн А’ян Шибани

Большинство правоверных из семьи А’яна были особыми приверженцами имамов и последователями семьи Пророка. Химран и его брат Зураре были выдающимися личностями в шиитском обществе и одними из знаменитых ученых и законоведов своей эпохи. Они считались величайшими сподвижниками имама Бакира и имама Садыка.

Имам Садык говорил: «Химран ибн А’ян - праведный человек. Клянусь Аллахом, он никогда не отступится от своей религии».

А также говорил: «Химрану уготован рай! »[451]

Зураре рассказывает: «Молодым юношей, я приехал в Медину. В процессе совершения хаджа, я достиг места Мина и, придя к шатру имама Бакира, поздоровался. Имам ответил на моё приветствие, и я сел напротив него. Имам спросил:

- Ты один из сыновей А’яна?

- Да, я Зураре, сын А’яна, – ответил я.

- Я тебя узнал по сходству (с отцом). Присутствует ли твой брат в хадже?

- Нет, но он передал вам приветствие.

- Он один из истинных верующих, которые никогда не отступают от своей религии. Когда увидишь его, передай моё приветствие»[452].

Химран повествует: «Я спросил у имама Бакира, являюсь ли я истинным последователем его светлости.

- Да! Клянусь Всевышним, ты и в этой жизни и в следующей наш истинный последователь, - сказал имам»[453].

Асбат ибн Салим рассказывает: «Муса ибн Джа’фар изволил сказать: «В день Великого Суда послышится возглас: «Где ж хавариюны – истинные приверженцы Пророка Божьего – Мухаммада, которые не нарушили свой договор и покинули мир бренный, верными ему? » Поднимутся Салман, Абу Зарр и Микдад.

Затем позовут близких и истинных друзей каждого имама и встанут определённые люди, и когда очередь дойдёт до последователей пятого и шестого имамов, то встанут Абдулла ибн Шарик Амери, Зураре ибн А’ян, Барид ибн Муавия, Мухаммад ибн Муслим, Абу Басир Муради, Абдулла ибн Аби Я’фур, Амир ибн Абдулла, Хаджр ибн Заиде и Химран ибн А’ян»[454].

Юнус ибн Я’куб говорил, что Химран глубоко осведомлён в области теологии[455].

Хишам ибн Салим рассказывает следующую историю: «Мы с друзьями собрались в доме имама Садыка. Через некоторое время в дом вошёл некий сириец… Имам спросил:

- Тебе что-нибудь нужно?

- Я слышал, что ты ведаешь обо всём на свете. Я пришёл поговорить с тобой, – ответил мужчина.

- О чём?

- О Коране.

Имам представил ему Химрана, чтобы он провел дискуссию вместе с ним.

- Я пришёл поговорить с тобой, а не с ним! – возразил сириец.

- Если ты одержишь победу над ним, то считай, что победил и меня, - успокоил его имам.

Сириец начал задавать вопросы Химрану. Чтобы он ни спрашивал, получал исчерпывающие ответы, и дискуссия продолжалась, пока сириец не устал.

- Ну, каков был Химран? – спросил имам.

- Он - великий знаток, он ответил на все мои вопросы! – восхищенно сказал сириец» [456].

 

Абдулла ибн Аби Я’фур

Один из истинных последователей имама, достигший высокой степени в познании Бога, Пророка и имамов. Он настолько был предан имаму, что беспрекословно повиновался ему.

Однажды он обратился к имаму Садыку со словами: «Если Вы разломите гранат и скажите, что одна его половина недозволена, а другая – дозволена, для меня будет дозволенным и недозволенным то, на что вы указали». «Да помилует тебя Аллах! » - произнёс имам дважды[457].

Абдулла тяжело заболел. Его болезнь временами усиливалась, и для облегчения ему прописали вино. Он пришел к имаму и рассказал о своей болезни, о лечении и объяснил, что когда он принимает вино, ему становится легче. Имам сказал на это: «Вино является – запрещенным. Никогда не пей его. Это сатана желает, чтобы ты в виде лекарства пил вино. Если ты воспротивишься ему, он отчается и отступится от тебя».

Ибн Аби Я’фур вернулся в Куфу. Его болезнь усилилась и близкие принесли для него вино.

«Клянусь Богом! Я не выпью ни капли».

Несколько дней он провёл в тяжких мучениях, но Всевышний Аллах навсегда исцелил его[458].

Когда Ибн Аби Я’фур ушёл из жизни, имам Садык написал Муфаззалу ибн Умару письмо следующего содержания: «О, Муфаззал! Хочу наставить тебя, как когда-то наставил Аби Я’фура, да благословит его Аллах! Он покинул этот мир, сдержав своё обязательство пред Богом, Его Посланником и своим имамом. Он ушёл из жизни и Аллах Своей милостью простил его грехи и да будет приветствие его душе. В наше время не было никого покорней пред Богом, Пророком и своим имамом, кроме него. Он был таким, пока Господь не взял его душу, даровав ему рай…»[459]

 

Муфаззал ибн Умар Джу’фи

Один из выдающихся сподвижников имама Садыка. Он был его близким другом и большим законоведом в шариате[460]. Будучи приближенным к имаму, он был управляющим некоторых дел его светлости[461].

Однажды группа шиитов прибыла в Медину. Они попросили имама представить им такого человека, к которому бы могли обращаться по религиозным и правовым вопросам. Его светлость сказал, чтобы с вопросами они обращались к нему самому. Они настаивали, чтобы имам назначил кого-нибудь. Имам сказал: «Я назначаю для этого Муфаззала. То, что он скажет, принимайте, ибо говорит он только правду…»[462]

Имам Садык дал ему несколько уроков по единобожию и этот сборник известен под названием «Таухид Муфаззала». Ранее мы приводили уроки из этого трактата, и они свидетельствуют о том, какую благосклонность имел имам по отношению к Муфаззалу.

Муфаззал был настолько любим имамом, что однажды его светлость сам сказал ему об этом: «Я люблю тебя и тех, кто любит тебя»[463].

Имам Казим про Муфаззала всегда говорил, что он его истинный друг и его успокоение[464]. А когда Муфаззал умер, имам сказал: «Да помилует его Господь, он был мне отцом после отца, а теперь его душа успокоилась»[465].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь