Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
У.Шекспир: трагедии характеров и трагедии обстоятельств.(61-91)
Великие трагедии Шекспира в этом отношении занимают среднее положение между историческими драмами и комедиями. В некоторой степени их сюжеты историчны. Но скорее мы имеем здесь историю, превратившуюся (еще до Шекспира) в легенду (" Гамлет", " Король Лир" ). Забытую историю Макбета сам Шекспир переработал, придав ей легендарный характер. Для нас менее очевиден историзм " Отелло", но и там он есть, ибо вся трагедия доверия и ревности происходит на фоне войны Венеции против турок. Историзм здесь ограничен предполагаемой фактической достоверностью событий, но содержанием этих трагедий являются не столько государственно-политические конфликты, которые образуют лишь фон главного действия, а нравственно-философские вопросы. Жизненная правдоподобность ситуаций здесь колеблется от полной бытовой достоверности до всякого рода невероятностей и фантастики. В частностях здесь есть немало " допусков". Не говоря уже об элементах фантастики, принадлежащих к сфере наивно-поэтического сознания в " Гамлете" и " Макбете", о чем говорилось выше, ряд моментов действия не соответствует обычным житейским фактам. Толстой, например, совершенно верно указывал на неестественность того, что Лир не узнает переодетого Кента. Неузнанным остается и Эдгар, перерядившийся в сумасшедшего из Бедлама. Это - одна из условностей театра Шекспировской эпохи, где было общепринято считать, что переодевание делает человека неузнаваемым. Пожалуй, самое поразительное нарушение правдоподобия содержит наиболее реальная по сюжету трагедия - " Отелло". Здесь все житейски оправдано, за исключением центрального момента фабулы, связанного с платком Дездемоны. Он, как известно, играет роль " вещественного доказательства" измены Дездемоны. Зрителю совершенно очевидно, что Отелло мог легко дознаться, как платок попал в руки Кассио. Ему достаточно было спросить об этом своего лейтенанта, и истина мгновенно раскрылась бы. Почему это не происходит? Только ли потому, что без этого не получилось бы трагедии? Нет. Отелло интересует не вещь, а душа Дездемоны. Он проверяет не обстоятельства исчезновения платка, а реакцию Дездемоны на его требования показать платок. Он слушает ее голос, смотрит в глаза, ищет признаков вины в поведении жены. Точно так же и сам Шекспир в трагедиях часто не задается целью объяснить, как и почему произошло то или иное событие, а следит за душевным состоянием героев в предлагаемых обстоятельствах.
В этом отношении трагедии в принципе близки по художественным приемам комедиям, хотя характер предлагаемых обстоятельств, как это очевидно, в каждом жанре различен. При всем том, что обоснование отдельных элементов действия, с точки зрения рационалистических понятий об искусстве, оставляет желать многого и в трагедиях, все же, в отличие от комедий, фабула их является вполне жизненной. Комедии Шекспира - царство случайностей, трагедии в самом главном жизненно правдоподобны. Их ситуации, каким бы путем они ни возникли, вполне реальны. Правда, они несколько необычны и исключительны, ибо представляют крайние степени вражды между людьми, доходящей до кровавых расправ, но конфликты и психологические состояния, связанные с ними, жизненно типичны.
Драматургия Шекспира, таким образом, охватывает все формы художественного отражения действительности, находящиеся между двумя полюсами искусства - достоверной жизненной реальностью и поэтическим вымыслом, воплощающим реальность в романтически необыкновенном или в картинах символических. Очень строгого деления между ними нет. Реалистические драмы содержат романтику и символику, а пьесы романтические и символические- эпизоды предельно реалистические, доходящие до натурализма.
При этом все же возможно установить с достаточной определенностью несколько типов пьес. Исторические пьесы и трагедии являются драмами реальной жизни, и реальное в них несомненно преобладает, даже при наличии некоторых условностей и элементов фантастики. К данной группе пьес принадлежат также комедии - " Венецианский купец", " Мера за меру", " Конец - делу венец".
Точно так же богата и разнообразна палитра Шекспира в сочетании трагического и комического. Драматургия народного театра в эпоху Возрождения не была скована догматическими правилами. Очень верно охарактеризовал эту сторону драматургии Шекспира критик XVIII века Сэмюель Джонсон, который писал: " С точки зрения строгой критики, пьесы Шекспира не трагедии и не комедии, а произведения особого рода; они изображают реальную жизнь нашего подлунного мира с присущим ей добром и злом, весельем и печалью, перемешанными в бесконечном разнообразии пропорций и в бесчисленных видах сочетаний, выражая подлинное течение жизни, где несчастье одного создает счастье другого и где в одно и то же время весельчак спешит на выпивку, а убитый горем на похороны друга; где злонамеренность одного иногда терпит поражение от шутки другого и где многие злодеяния и благодеяния совершаются или отвращаются совершенно случайно" *.
Действительно, пьесы Шекспира содержат изображение трагических или драматически напряженных событий и положений наряду с комическими происшествиями или эпизодами балагурства. Преобладание тех или иных мотивов придает пьесам жанровую определенность. Но в некоторых случаях она отсутствует. Так, едва ли можно считать комедией " Венецианского купца" или " Меру за меру", хотя комические мотивы в них есть и они занимают значительное место в действии. С другой стороны, некоторые хроники при всем нагромождении убийств и мрачного исхода действия не могут быть названы трагедиями.
Задолго до того, как Дидро теоретически обосновал допустимость бесконечного разнообразия сочетаний комического и трагического, Шекспир и драматурги английского (а также испанского) Возрождения осуществили это в своей практике. У Шекспира мы встречаемся чуть ли не со всеми возможными вариантами сочетаний комического и трагического, за исключением того, что у него нет " чистых" трагедий - в каждой из них есть хоть малая доля шутовства, - и нет " чистых" комедий, ибо в действии каждой есть какой-нибудь серьезный драматический элемент.
Сказанное С. Джонсоном, однако, неполно характеризует эту сторону творчества Шекспира. В принципе такое сочетание печального или серьезного со смешным соответствует действительности. Но у Шекспира соединение комического и трагического имеет целью не стремление к правдоподобию, а, наоборот, усиление контрастов по сравнению с повседневностью. В этом отношении комическое и трагическое подобно светотени у Рембрандта. Обосновано или необосновано это сюжетом, Шекспир пользуется светлыми и темными красками в целях обострения эмоционального и идейного восприятия зрителя. Трагические характеры и обстоятельства взаимообусловлены. Эта конкретно-историческая взаимообусловленность порождает фабульный конфликт, а его эстетическая оценка определяет сюжетное соотношение комического и трагического: комичны близорукие посягательства исторических характеров на «мировую гармонию», но трагичны их усилия (Гамлет, Отелло) утвердить новую правду ренессанского человека. Трагичны усилия наивных мифологических характеров восстановить разорванную историческим временем «всеопоясывающую цепь бытия», но комично их непонимание необратимости временного потока (Лир). Если ожидания не оправдываются и многообещающие исторические характеры не в силах преодолеть инерцию консервативных обстоятельств, возникают такие трагедии, как «Ромео и Джульетта, 1595г.». В трагедиях обстоятельств, напротив, герой заявляет о себе как о носителе исторического сознания. Все это яркие исторические характеры, деятельность которых разрушительна по отношению к «мировой гармонии» и которым рано или поздно приходится сталкиваться с охранительной реакцией экосистемы, полагающей предел их злодеяниям. В «Ромео и Джульетте» свободный выбор любви возвышает героев над архаичной необходимостью кровавой вражды кланов Монтекки и Капулетти. Здесь традиция, увиденная ретроспективно, высвечивается Историей как консервативная. Эта трагедия преодолевает веселый оптимистический настрой завязки, которому суждено распаться под натиском враждебных обстоятельств.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы