Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогическая значимость идеала



Воспитание всегда ориентировано на достижение определённого идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Идеа́л (от лат. Idealis, греч. δέα — образ, идея). Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Нужно отметить, что в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ в рамках общий системы нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В XVIII веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых  эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции ДНР;

• согласно Закону «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования и задачам основных образовательных программ.

Выделим еще раз определение современного национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В целом понятие «идеал» можно трактовать с разных  позиций:

Идеал — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности — познавательной, трудовой, эмоциональной и  т.п.

Идеал призван сохранять устойчивость внутреннего  мира к изменяющимся, неблагоприятным обстоятельствам, помогать в преодолении трудностей, ошибок, решать сложные жизненные проблемы, обеспечивать сознательную нравственную позицию в обществе.

Идеал необходим как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других, так как формирует убеждения, которые выступают руководством к действию.

Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре, дружбе и любви.

Духовно-нравственный идеал — ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью

и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека.

Самоопределение человека по отношению к Нему и есть внутреннее признание или отрицание высшей ценности православной культуры.

Идеал становится нравственным эталоном, по которому формируется позитивная программа самовоспитания, если он внутренне принимается человеком, то есть приобретает личностно значимый смысл.

Поэтому одна из главных воспитательных задач педагогов — формирование личностно значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий. Идеалы формируют нравственное сознание и поведение личности. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий характеризовал христианское мировоззрение следующим образом: «В основе христианского мировоззрения лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству.

Христианская мораль - мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. В основе христианской морали лежит учение Христа о любви к человеку. Наивысшим проявлением нравственности, согласно учению Христа, является готовность спасти человека: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Как известно, показателем сформированности того или иного типа мировоззрения являются не знания, а конкретная деятельность, поступки людей. Какие же знания, качества души и поступки людей могут характеризовать христианина? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен воспитателю для понимания православного идеала воспитания, поскольку он должен достаточно четко представлять себе, какие же собственно знания он будет вкладывать в ребенка, какие качества души он будет возбуждать в ребенке, к какой деятельности побуждать его, преследуя цель становления христианского мировоззрения воспитанника.

Первым и главным условием жизни христианина является, как было уже отмечено выше, вера в Бога как в Творца Мира.

Основными качествами души православного христианина, определяющими его поступки, можно назвать следующие:

· Благодарность Богу и людям.

· Целомудрие.

· Личная ответственность.

· Стремление и навык оказания помощи.

· Послушание.

· Сострадание.

· Умение просить прощение и  прощать.

· Благожелательность ко всем людям.

· Патриотизм, любовь к Родине.

Обобщая все вышеперечисленные качества, характеризующие православное христианское мировоззрение, отметим, что все они, в конечном счете, являются проявлением любви. Поэтому основой христианского мировоззрения можно считать любовь: любовь к Богу, к ближним, которая проявляется через милосердие, сострадание, готовность пожертвовать собой ради жизни ближнего, любовь к Родине, отвращение к злу в различных его проявлениях.

 

Содержательный модуль 3. Технологические аспекты духовно-нравственного воспитания.

Взаимодействие образовательных организаций с социальными институтами по духовно-нравственному воспитанию

Реализация воспитательных целей Стандарта возможно, если в педагогический процесс будут включены все субъекты воспитания. В России традиционно субъектами воспитания являлись семья, государство и Церковь (соответственно: семья – школа – церковь  (родители-педагог-священник)).

Согласно Концепции новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В связи с этим в школе должна быть сосредоточена как интеллектуальная, так и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. А это возможно лишь тогда, когда в школе имеет место объединение педагогических усилий школы, семьи, церкви и других общественно-культурных организаций. В этом отношении Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу организации взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

О педагогическом взаимодействии школы с семьей. Одним из важнейших направлений деятельности школы является объединение ее усилий по воспитанию детей с усилиями семьи. В настоящее время предполагается, что школа призвана быть важнейшим социальным институтом, который осуществляет не только воспитание детей, но и педагогически управляет семейным воспитанием. Действительно, школа может расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание и т. п. Но для этого нужна целенаправленная и систематическая работа, которая складывается годами путем отбора ее рациональных форм и методов. При этом необходимо помнить, что нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям и т.п. Чтобы проводить такую работу, педагог сам, прежде всего, должен обладать высокой профессиональной педагогической культурой. Это касается как вопросов повышения его квалификации, так и вопросов общения с семьей, которое должно быть в высшей мере тактичным, а предъявляемые требования - обоснованными и правомерными во избежание конфликтов с родителями. Установление контактов с семьей школьника должно быть основано на знании ряда психолого-педагогических положений.

Например:

а) в основе работы с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Чаще всего родители знают свои обязанности по отношению к воспитанию детей, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть. Родителям важно знать не только, что делать, но и как делать. Поэтому нормой взаимоотношений между педагогом и родителем должно стать взаимное уважение, на основе которого станет возможным совет, совместное обсуждение, принятие единого решения и т.п. Нельзя допускать такой ситуации, при которой у родителей «душа не лежит идти в школу, где об их детях говорят только плохое». Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между отцом и матерью, что в конечном итоге отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям и школе в целом;

б) по отношению к воспитательным возможностям родителей со стороны педагога должно быть доверие. Психологически родители готовы поддержать все требования и начинания школы, поскольку большинство из них с пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей;

в) предъявляя определенные требования, учитель должен соблюдать педагогический такт; недопустимо неосторожное вмешательство в жизнь семьи;

г) в решении проблем воспитания обязательно нужно опираться на положительные качества, как самого ребенка, так и семьи в целом, на сильные стороны воспитания в данной семье.

Существуют коллективные и индивидуальные формы работы с семьей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь