Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности методов, средств и форм воспитания традиционной педагогики



Православная педагогика на протяжении длительной истории своего существования разработала разнообразные методы, часть из которых используется современной системой образования. Обобщая эти методы, святитель Филарет Московский сказал кратко:

«Наставляй добродушно, обличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением» [6].

· Метод наставления(научения). Этот метод состоит в том, что

дети слышат от своих воспитателей определенные правила деятельности.

В первых христианских и дореволюционных русских школах детей наставляли, опираясь на Священное Писание, творения святых отцов и наставления подвижников благочестия. Для научения грамоте педагогами использовалось Священное Писание, на уроках обучения письму детям давали прописи, состоящие из библейских изречений. Душа ребенка постепенно привыкала к этому полезному для души чтению, находя в нем опору для себя на всю последующую жизнь.

· Метод предостережения. Предостережение — это наставление, обращающее внимание детей на недостоинство и вредные последствия некоторых действий. Этот метод основан на учете возрастных особенностей детей и исходит из того, что дети неопытны, опрометчивы и любопытны, к тому же нежны и слабы. То, что не наносит ущерба взрослому, может быть весьма вредным и опасным для ребенка. Удалить от детей все вредоносное невозможно. Поэтому необходимо, чтобы дети постепенно сами привыкли различать вредное и опасное от хорошего и доброго. Для этого пользуются предостережением.

Требования к методу предостережения:

1. Предостережение должно быть умеренным. Им нужно пользоваться только там, где оно оказывается необходимым. Частые предостережения остаются бесполезными.

2. Необходимо избегать всякого преувеличения. Если дети рано или поздно распознают обман, они перестанут верить наставникам и родителям.

3. Предостерегая, надо «применяться» к внутренней расположенности детей, к тому, что не все (предостережения) на разных детей производит одинаковое впечатление. Лучше объяснять с помощью примеров. Особенно предостережение действует на воспитанника, если ему указывают на его собственный опыт.

4. Предостережения всегда должны быть ласковыми, с благоразумным применением к обстоятельствам. Такие предостережения дети принимают охотно.

5. Предостережения не должны выходить за рамки опыта детей. Если что-то вредно для них, но детям незнакомо, необходимо предостерегать их от этой опасности только в общих  выражениях.

Метод ограждения от соблазнов. Соблазны препятствуют духовному совершенствованию человека. «Соблазн бывает или учением, или жизнью», то есть соблазн проявляется двояко: как ложное еретическое учение, суеверие или как безнравственное действие, развращенная жизнь. Соблазн возбуждается через зрение и слух. Дурной пример родителей, педагогов, взрослых является причиной бедственного состояния детей. Главное средство к избежанию соблазнов — ограждение от них детей.

Необходимо предохранять детей от сближения с предметами и обстоятельствами, которые могут произвести на их сердце вредное впечатление. Детей удаляют от всего того, что может возбудить в них недобрые, злые мысли, чувства и действия (шумные общественные зрелища, игры, соблазнительные художественные сочинения и пр.). Их ограждают также от общения с людьми антиобщественного поведения, в случае необходимости – даже от общения с лицами другого возраста и пола с тем, чтобы те своим поведением, нравами, даже своим внешним обликом не могли возмутить тихое и чистое детское сердце.

· Метод примера. Ограждая детское сердце от соблазнов,  родители

и воспитатели используют особые средства для насаждения и укоренения в нем добродетелей. Первым из них после устного и письменного наставления является пример благочестия, который показывают в своей жизни воспитатели.

«Лучше можно научить дитя примером, нежели словами», — пишет блаженный Иероним. При этом нужно помнить, что дурные примеры производят на ребенка более сильное воздействие, чем примеры добрые.

Большое внимание уделяет доброму поведению наставника преподобный Исидор Пелусиот. Он пишет, что наставнику «надлежит быть скромным в наружности», тщательно следить за своим поведением.

Святитель Григорий Богослов предостерегает от дурного примера, который гораздо сильнее, чем добрый, оказывает влияние на окружающих и без всяких трудов усвояется  ими.

Уча детей своим примером, воспитатели должны заботиться о том, чтобы знакомить своих воспитанников только с такими людьми, которые своим примером не разрушали, но утверждали в юной душе положительные начала.

Православная педагогика говорит о необходимости обращения к примерам жизни великих людей, прежде всего, святых. В книгах и примерах религиозно-нравственного содержания ребенок найдет удовлетворение всем высшим потребностям своего духа, здесь он встретит указание на то, как надо жить и к чему стремиться. По мнению С.А. Рачинского, жития святых — это «живое училище благочестия», крепкой веры, неумирающей надежды и любви, готовой на все страдания. Это — практическая школа христианского подвига и самоотвержения.

· Метод приспособления (к личным особенностям, времени, возрасту, степени развития ребенка). Метод приспособления (сообразности) хорошо известен современным педагогам.

Как он использовался в традиционной русской школе можно проследить на примере знакомства детей со Священным Писанием и святоотеческим наследием.

Сначала детям преподавали Священное Писание устно, а только затем позволяли читать. Но знакомили их не со всеми текстами, а лишь с теми, которые приближены к пониманию детей. Это способствовало наполнению детского сердца высокими чувствами.

По замечанию святителя Иоанна Златоуста, само наставление для «первого возраста» должно быть кратким, ибо «нежные умы» не могут усвоить пространного учения. В дальнейшем, по мере взросления ребенка, также необходимо сообразовываться с его возрастными и личными особенностями, приспосабливать педагогические воздействия к времени, месту, обстоятельствам воспитания.

· Метод воздержания (ограничения). Этот метод вытекает из необходимости уметь подчинить низшее — высшему, тело — духу.

Для достижения этого детей приучают к скромности в одежде, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питье. По мнению святых отцов, невоздержанность является причиной не только физических расстройств и болезней, но и душевных болезней.

Для детского возраста необходимы «особые распоряжения» относительно не только количества и качества пищи, но и времени сна и бодрствования.

Чтобы помочь детям упорядочить беспорядочные движения сердца и воображения, их с малых лет приучают к трудолюбию.

· Метод награды. Для того чтобы детей не только удерживать от плохих поступков, но и побуждать их к точному исполнению своих обязанностей, употребляются награды. За всякий труд педагог должен уметь поблагодарить ученика, утешить и ободрить его выражением своей признательности.

Вместе с тем, поощряя детей, следует остерегаться приучить их все делать ради награды. Чрезмерные похвалы и награды могут причинить вред ученику, привести к развитию гордости. Кроме того, педагогу следует опасаться, чтобы награды не получили значение цели, руководящей поступками ученика. Добро будет цениться настолько, насколько оно сопровождается наградой. Педагог должен говорить детям, чтобы они вели себя хорошо из чувства долга, а на получаемые награды смотрели как на знак благоволения.

Одобрение – высокая награда, доверие родителей и воспитателей — высочайшая.

· Метод наказания. Святые отцы говорят, что воспитывать должна одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости. Той и другой необходимо удерживать человека на прямом пути.

Святитель Киприан Карфагенский отмечает, что любовь в воспитании должна быть разумной, она должна не покрывать пороки учеников, но искоренять их.

Традиционная педагогика предъявляет ряд требований к применению наказания:

1. Наказание не должно быть опрометчивым. Кто наказывает часто и без

2. крайней нужды, тот делает наказания  недейственными. Наказания необходимы тогда, когда воспитанник нарушает нравственные нормы, когда словесным вразумлением нельзя призвать воспитанника к порядку.

3. В наказании необходима мера благоразумной строгости.

4. Наказание не должно вредить здоровью, подавлять в воспитаннике чувство стыда и чести, возбуждать какое-либо вредное чувство (например, презрение, жестокосердие и др.).

5. Наказание должно быть сообразно с намерением и свойствами провинившегося.

6. Степень наказания необходимо определять по тому, каким оно должно быть, чтобы произвести желаемое действие. Поэтому маловажные, но обратившиеся в привычку проступки иногда требуют более сильного наказания, чем проступок, который воспитанник совершил нечаянно — был вовлечен в него обстоятельствами вопреки своему расположению.

7. При выборе наказания нужно учитывать личные качества провинившегося, его физическое состояние, темперамент, возраст, пол, звание, чувствительность и прежнее с ним  обращение.

8. Необходимо предусматривать, какое впечатление произведет наказание также и на товарищей наказываемого. Оно должно послужить для них спасительным предостережением. Следует отметить, что проступок, оставленный без наказания, бывает причиной другого проступка. Угроза наказания удерживает человека. Наказание — это предостережение для  него.

· Словесные методы воздействия. В традиционной педагогике им уделяется особое место. «Слова есть видимое обнаружение ума». Педагог должен говорить благоразумно и обдумывать каждое свое слово. В беседах нельзя допускать оскорбительных и соблазнительных слов, злоречия, осуждения, непристойных шуток. Речь педагога должна быть краткой, ясной, одушевленной, благовременной. Она должна покорять истиной. Словесные методы являются особым средством нравственного воздействия на учеников.

Средства воспитания

Средства воспитания – с одной стороны, - это различные виды деятельности (игровая, трудовая, познавательная, общение), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания.

В светской педагогике к объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.

При использовании воспитательных средств необходимо соблюдение следующих условий:

1) с данным объектом должна быть связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) информация об объекте должна быть выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией должен быть включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

В православной педагогике особенно подчеркивается назначение средств воспитания: «… средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется служения государству и обществу» - Глинский иеромонах Порфирий (Левашов).

К традиционным средствам духовно-нравственного воспитания относятся средства приобретения добродетелей и искоренения грехов и пороков:

1) покаяние (очищение совести);

2) воздержание (пост);

3) духовное чтение;

4) рассуждение и др.

Дисциплина. Для воспитания добрых навыков особое значение имеет порядок в жизни общества и каждого отдельного человека. Истинный смысл дисциплины заключается в сознательном установлении такого порядка, который создает наилучшие условия для воспитания добродетелей и искоренения пороков. Главное значение дисциплины состоит в таком развитии воли ученика, чтобы он сам стремился к нравственному совершенствованию.

Цель этих упражнений — урегулировать волю человека, приучить человека к самообладанию и сделать способным к нравственному подвигу и подчинению своего самолюбия нравственному долгу и воле Божией.

Привыкая под руководством родителей и близких обуздывать самого себя, подчинять свои низшие потребности высшим, отсекать самоволие, ребенок тем самым постепенно приобретает христианское настроение и твердость в подвигах добродетели. На этом фундаменте впоследствии человек будет всю жизнь свободно и непринужденно совершенствоваться.

Формы обучения относительно духовно-нравственного воспитания. В православной педагогике существуют следующие формы обучения истинам веры и другим наукам, способствующие усилению воспитательной направленности процесса обучения: акроаматическая (повествовательная), эротематическая (вопросно-ответная),                                 катехизическая, эвристическая, диалогическая.

Задачи духовно-нравственного воспитания могут решаться через следующие направления воспитательной работы:

• приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;

• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств;

• формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;

• знакомство с русской православной культурой;

• создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется особыми методами и средствами. Их существенная черта - одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств). Духовно- нравственное воспитание должно быть не просто содействием усвоению некоторых сведений нравственного характера и упражнениями в нравственном поведении. Оно должно закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью. Извне навязанное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне  необходимым.

Поэтому основным средством духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, которая бы, духовно обновляла и формировала личность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь