Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коллективные формы работы школы и семьей



Педагогический лекторий. Целью его проведения является привлечение внимания родителей к проблемам воспитания, вооружение их знаниями по основам теории воспитания.

Университет педагогических знаний по сравнению с педагогическим лекторием предполагает более сложные формы работы с родителями по овладению теорией воспитания: предусматривается как лекционный курс, так и семинарские занятия, а также, например, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.

Вечера вопросов и ответов, которые могут проводиться с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями, где родители могут ознакомиться с требованиями к организации работы по различным предметам и высказать свои пожелания.

Родительский клуб, имеющий своей целью вовлечение родителей в обсуждение вопросов воспитания. Посещение его добровольно, на основе взаимной заинтересованности.

День открытыхдверей или родительскийдень. Обычно он проводится перед началом очередной четверти и требует достаточной подготовки:  школа специально оформляется, продумывается программа его проведения. Как правило, для родителей учащихся организуется концерт, затем - встреча в классах. Младшие школьники готовят для родителей сувениры. Старшие школьники организуют всевозможные выставки. Вариантов праздника может быть много, главное - привлечь родителей к вопросам  воспитания.

Различные формы совместной познавательной деятельности: творческие отчеты учителей по предметам, открытые уроки, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск газет, походы, экскурсии, паломнические поездки и т. п. Родители могут помочь в подготовке поощрительных призов, в оформлении, оценке результатов, непосредственно участвовать в воспитательном мероприятии. Также весьма целесообразно участие родителей в совместной с детьми и учителями трудовой деятельности по оформлению кабинетов, благоустройству и озеленению школьного двора, созданию классной или школьной библиотеки, организации выставки и т. п.

Классные родительские собрания. Один из подходов к его проведению - проблемная формулировка его темы. Собрания не должны превращаться в монолог учителя. Они должны представлять собой взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Заинтересованному проведению такого собрания может помочь заранее составленный вопросник. Проводиться собрание может в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением специалистов, в форме консультации специалиста и т. п.

Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам. Это посещение семьи, педагогическое поручение, педагогические консультации и т. п.

При посещении семьи школьника необходимо помнить о том, что оно должно осуществляться по приглашению и к нему необходимо подготовиться: определить самое интересное, положительное в своем воспитаннике, осмыслить и оценить это так, чтобы слова учителя прозвучали психологически тонко и педагогически  правильно.

Также формой работы по установлению контактов является общение родителей и классных руководителей в процессе выполнения первыми педагогических поручений. Это могут быть руководство кружком, спортивной секцией, содействие в проведении экскурсий, в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, в решении материально-хозяйственных задач. Все названное далеко не исчерпывает всех видов общественной работы и поручений. Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы.

О педагогическом взаимодействии школы с церковью. Современному педагогу   необходимо    знание традиционных основ духовно-нравственного воспитания, поскольку в настоящее время вопросы относительно духовно- нравственного просвещения, воспитания и образования детей обоснованы образовательной политикой страны.

Русская Православная Церковь на протяжении веков ревностно заботилась о воспитании детей и взрослого населения. Церковь наблюдает за точным исполнением родителями и детьми взаимных обязанностей «в духе учения Христова». Согласно православному учению, духовное совершенствование совершается только в Церкви Христовой.

В истории общественного развития и становления в России Православная Церковь определяла все стороны жизни русского народа, из века в век формировала общество духовно и нравственно, учила их различению добра и зла. Об этом свидетельствуют не только выдающиеся церковные деятели, но и такие известные русские писатели, и ученые, как Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский и др.

Православная Церковь на протяжении истории России определяла все для успешности процесса воспитания. Традиционная дореволюционная русская педагогика признавала необходимость взаимодействия Церкви и государства. В нашем понимании Церкви, общеобразовательной школы и семьи.

Выявление роли священника как субъекта воспитания дает очень многое для понимания особенностей традиционной русской православной педагогики в целом. Именно  духовность священника является важным источником, ведущим народ к нравственному совершенствованию. Педагогический аспект его служения заключается в следующем: согласно учению святых отцов, пастырь «обязан быть воспитателем, исправлять поведение  человека».

На Руси священники традиционно являлись «святыми вождями нравственности».

Священнику должны быть хорошо известны начала истинно христианского воспитания. Высокое звание обязывает его:

- как в церковных своих поучениях, так и в частной беседе учить родителей их обязанностям, обращать их внимание на ошибки и всегда уметь подать им добрые советы в деле  воспитания;

как учителя благочестия и как воспитателя детей, действовать на них сильно и благотворно «Истинный пастырь благодатию Божией меняет сердца», — пишет, в соответствии со святоотеческим учением, схиархимандрит Иоанн (Маслов).

«Главная черта пастырского духа, — продолжает он, — сострадание греховной немощи людей, скорбь о согрешающих людях и пламенное желание приблизить их к Богу. Искренность и сострадание к ближним настолько сближает его (священника) с паствой, что он прекрасно понимает ее духовные запросы. Истинный пастырь носит в душе своей все то, чем нравственно живут его пасомые, сливает их духовные нужды со своими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми.

Воскресная школа как часть духовно-педагогической среды является одной из самых распространенных форм православного образования и воспитания.

Воскресная школа Русской Православной Церкви для детей – это структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья,

монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви.

В воскресной школе занятия для детей проводятся в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты.

Воскресная школа - это условное наименование данного типа учебных заведений, существующих при храмах. Занятия в них также могут проходить в любой день недели.

Церковная школа, отмечал В.В. Зеньковский, должна быть «внутренне нужной и дорогой всему народу». Поскольку такая школа должна вести человека к Церкви, то, прежде всего, в ней должна присутствовать православная духовная атмосфера. Далее нужен особый организационный подход. Так, например, целесообразно создавать не только школы разного типа, но и группы в каждой из них по возрастному принципу. В процессе своего развития школа или группы одного типа могут переходить в школы или группы другого типа. Принято считать, что основная задача православных воскресных школ - это просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. В то же время протоиерей Глеб Каледа считал, что церковная школа должна быть, прежде всего, школой воспитания благоговения и христианской нравственности, школой радости, выполняющей задачу «культивирования» интереса к богословскому просвещению, поскольку «жить одной верой, без христианского просвещения, очень трудно». Поэтому на самом деле основной задачей воскресных школ является не передача информации о Священной и Церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям.

Через воскресные школы возможно налаживание педагогического сотрудничества между социальными субъектами воспитания - школы, семьи, вуза и Церкви.

Таким образом, современный педагог должен владеть воспитательным потенциалом педагогического взаимодействия основных субъектов воспитания (школы, семьи и церкви) и компетентно использовать в профессиональной деятельности.

Использованная литература :

1. Библия. – М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1992.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. – М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

4. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. – М.: Изд-во ПСЕГУ, 2004. – 195 с.

5. Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани. – Шуя: изд- во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 172 с.

6. Джишкариани Т.Д., Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Е.А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. http://elibrary.ru/item.asp?id=24206817

7. Джишкариани Т.Д., Расстригина Н.А. Инновационные подходы к реализации воспитательного компонента ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – Журнал. – Шуя: Изд-во Шуйский филиал ИвГУ. – 2015. – № 3.6. – С. 44-46. http://elibrary.ru/item.asp?

8. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ. – http://old.spbda.ru/news/a-551.html

9. Ильминский Н.И. Беседы о народной школе. – СПб., 1889.

10. История педагогики в Росси: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е издание. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – № 17. – сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации – www.vestnik.edu.ru/proect.html

12. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1994.

13. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики. – М.: Самшит-издат, 2007. – 544 с.

14. Миропольский С. Общая дидактика. – С-Пб., 1905.

15. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М.: Пед. общество России. – 2000.

16. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М., 1997.

17. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов; сост. А. Н. Алексюк, Г. К. Савенок. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.

18. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс: учебник для студентов вузов: в 2-х кн. Кн. 2 : Процесс воспитания / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2003.

19. Поселянин Е. Идеалы Христианской жизни. – СПб., 1994.

20. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. Ред. Горского В.А. – М.: Просвещение, 2011.

21. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС – http://kochegarova.ucoz.ru/sistemno-dejat.podkhod.doc

22. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1953. – Т.1.

23. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

24. ФГОС общего образования: нормативно-методологические основания, ключевые особенности и механизмы реализации – http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/17/fgos_oyushchego_obrazovaniya.docx.

25. ФГОС общего образования: о внеурочной деятельности обучающихся. – http://76308s019.edusite.ru/DswMedia/pedsovetvneurdeyat-t-.doc

26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

27. Шестун Е. (протоирей). Православная педагогика: учебное пособие / Е. Шестун; Координационный совет по взаимодействию Мин. обр. РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. – 2-е изд.; испр. и доп. – М.: Православная педагогика, 2001. – 560 с.

28. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред.   Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001. – 267с.

В/ф «Крещение Руси».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь