Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АЛЁША КАРАМАЗОВ КАК ОБРАЗ «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА»



В 1873 году Достоевский пишет: «Красота есть нормальность, здоровье. <…> Красота есть гармония, в ней залог успокоения, она воплощает человеку и человечеству его идеалы» [12]. Но люди привыкли проходить мимо прекрасного, не замечать красоту и не пользоваться ей. В связи с этим Лев Мышкин говорит: «Я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! <…> А сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребёнка, посмотрите на божию зарю, посмотрите на травку, как она растёт, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят...» [9]. Князь говорит устами ребёнка, душа которого ещё способна воспринимать то, что люди, погрязшие в интригах и злых страстях жизни, привыкли не замечать. Достоевский убеждён, что такой истинной красотой и чистотой переполнены и сами дети, ещё не тронутые превратностями судеб. В «Подростке» он писал: «Смеющийся и веселящийся ребёнок – это луч из рая, это откровение из будущего, когда человек станет так же чист и прост душой, как дитя» [10]. У него был замысел написать роман о русских детях, которому не суждено было сбыться, но, тем не менее, эта тема встречается почти в каждом произведении писателя. В романе «Идиот» дети сравниваются автором с «птицами небесными». Достоевский находит в детях райское обетование: «Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете» [9]. Дети у Достоевского порой ведут себя как мудрые опытные взрослые, и наоборот – детские черты могут проявляться во взрослых людях: в Кириллове из «Бесов», в Мышкине и Лизавете Епанчиной из «Идиота», в Катерине Ахмаковой из «Подростка». Ребёнок, ещё не поддавшийся влиянию общества, для Достоевского – сосредоточение чистоты, искренности, доброты и любви. Тем не менее, эти качества присущи не только детям. В творчестве писателя есть такое понятие как «детскость», описывающее состояние души взрослого человека, сохранившего чистоту, доброту и открытость. Такое сохранение детской непосредственности приближает человека к Христу как к идеалу, и именно эти качества были для него описанием лучшего человека, которого он искал как в жизни, так и в своих произведениях.

Один из таких идеальных для Достоевского людей является переполненный духовным светом Алексей Карамазов. Как говорил сам писатель, его последний роман – «жизнеописание» Алёши. Изначально этот персонаж был задуман близким к образу Ивана Карамазова, но в окончательном варианте романа Достоевский сделал его склонным не к высокому интеллектуализму, а к мудрым размышлениям, поэтому по чистоте души и бескорыстности Алёшу можно сравнить со Львом Мышкиным из «Идиота». Как и князь, Алёша легко находит общий язык с детьми, что свидетельствует о его открытости и чистоте сердца, так как у детей есть свойство очень тонко чувствовать фальшь в общении. Именно эти черты – основа «положительно прекрасного человека».

 Ещё до написания первого романа Достоевский думал о его второй части, которая должна была стать основной и действие которой происходит  спустя 13 лет, в год, когда Алексею исполняется 33. Параллель с Христом проводится не случайно: на его христоподобность Достоевский  не раз указывает и в первой части романа и тем самым выражает свою мечту о пришествии русского Христа. По свидетельству А.С. Суворина, писатель хотел провести Алёшу через монастырь и сделать революционером. «Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» [19].

Образ Алёши был одним из ключевых для Достоевского не только в «Братьях Карамазовых», но и во всём его творчестве, несмотря на изначальное несоответствие с получившимся в итоге характером. Он испытывал глубокую симпатию и огромную любовь к своим героям с абсолютно детской чистотой души. Алёша Карамазов, Лев Мышкин – вот образы «положительно прекрасного человека» Достоевского, образы человека с душой ребёнка, христоподобные образы истинной красоты, воплощающей в себе гармонию и несущей человечеству его идеалы.

Итак, идеал Достоевского – «положительно прекрасный человек» – и истинная красота в его творчестве неразрывно связаны с христианством как эстетически, так и нравственно. Такой красотой писатель наделяет своих любимых и, пожалуй, самых важных персонажей: Соню Мармеладову, Льва Мышкина, Алексея Карамазова. Так способна ли их красота спасти мир?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь