Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СПАСИТЕЛЬНАЯ МИССИЯ ЛЬВА МЫШКИНА



Итак, князь Мышкин оказался бессильным в спасении красоты из демонического плена. Реализовал ли он себя как «положительно прекрасный человек»? Выполнил ли свою спасительную миссию?

Известно, что многие исследователи считают Мышкина виновным в смерти Настасьи Филипповны. Но мог ли он повлиять на её судьбу, предотвратив её гибель? Предсказывая будущее Настасьи Филипповны, князь говорит о Рогожине: «Женился бы, а через неделю, пожалуй, и зарезал бы её». Находясь в квартире Парфёна, он несколько раз берёт в руки тот самый нож, которым будет убита Настасья Филипповна. Князь чувствует и понимает, что она изначально обречена на жертвенную смерть. По убеждению Достоевского, нет спасения вне церкви, поэтому князь ведёт Настасью Филипповну венчаться. Чтобы спасти её, чтобы тем самым создать «образ чистой красоты». Но она не желает спасения, не желает воскрешения. Она должна погибнуть, она хочет погибнуть: смотря в зеркало, она видит, что «бледна как мертвец». Она сама бросается на нож Рогожина.

Но не потерпел ли Мышкин поражение, крах своей спасительной миссии? Не потерял ли статус «положительно прекрасного человека», сойдя с ума? Достоевский в своём романе отвечает и на этот вопрос: судьба Мышкина определена, как и судьба Настасьи Филипповны, которая в свою очередь предчувствует судьбу князя: потому и пытается его уберечь, спасти от себя самой, от «уличной», сбежав из-под венца. Это борьба двух жертв: оба пытаются спасти друг друга, но в итоге уносят свои души в одну и ту же бездну, распинают самих себя на кресте. Предсказание судьбы князя даётся в «Рыцаре бедном» Пушкина, которое Аглая прилюдно читает по просьбе Лизаветы Епанчиной и замену букв в котором князь принял за злобную насмешку, так уязвившую его:

Возвратясь в свой замок дальний

Жил он, строго заключен,

Всё безмолвный, всё печальный

Как безумец умер он. [17]

Смерть Настасьи Филипповны, приводит его не к болезни, не к сумасшествию, а к подвигу исихазма, к непрерывной умно-сердечной молитве, которую можно сравнить не с безумием, а с мудростью. Символ христианского исихазма – восхождение Моисея на гору с целью Богообщения и нисхождение к народу с откровением – напоминает «явление» князя.

На картине Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос в гробу» люди видят  лишь измождённое тело, не веря в воскрешение Христа, подобно тем, кто не верит в удачу спасительной миссии Мышкина. Если князь потерпел крах, значит и Христос умер на кресте, потерпев поражение. Если Христос искупил грехи человечества, то и Мышкин, погрузившись в исихазм, не погибает. Князь должен спасти не кого-то из персонажей романа, он должен спасти читателя, воздействуя на его душу, жертвуя собой, воплощая в себе тот истинный идеал, который необходимо достичь, хоть и ценой духовных усилий и страданий.

Но и в жизни почти каждого персонажа романа князь сыграл благотворную роль. Все герои произведения поддаются загадочному обаянию его личности, тянутся к нему и нередко становятся лучше самих себя. Мышкин словно преображает окружающих великой силой собственного божественного дара. «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» [15]. Брошенное Львом Мышкиным нравственное зерно прорастает в душах Коли Иволгина и сестёр Епанчиных. Писатель отдаёт князю своё социальное убеждение о том, что «экономическое учение о бесполезности единичного добра есть нелепость и что всё-то, напротив, на личном и основано». Явление князя и его усилия, направленные на спасения человечества, нельзя считать напрасными. Такая красота спасительна, но судьба её трагична. Она не выдерживает давления жестокого общества и вытесняется его безумием, хотя и успевает сделать часть этого мира нравственнее и прекраснее. Она погибает, потому что современное общество целенаправленно уничтожает её, имея свои собственные убеждения о норме. Но красота не сопротивляется: она готова принести себя в жертву, взять на себя все страдания человечества, чтобы потом вновь воскреснуть и спасти мир от жестокости, эгоизма и зла, пробудив к жизни сердца людей. Именно эта красота, переполняющая князя Мышкина и других «положительно прекрасных людей» в романах Достоевского, — единственная сила, способная спасти человечество, указать ему путь истинного идеала, который и в наше время остаётся неизменным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способна ли красота спасти мир? На эту тему можно очень долго размышлять с разных точек зрения. Но опровергнут ли этот путь спасения человечества в романе «Идиот»? Если говорить о красоте по Достоевскому, и эстетической, и нравственной, то ответ будет определённо положительным. Красота способна спасти мир. В творчестве Достоевского она многогранна; эстетическое и нравственное мировоззрение писателя всегда находилось в непрерывном движении: от дуальности прекрасного он пришёл к определению красоты как идеала духовного развития человечества по Христу. Это христианский аскетизм, христоподобность и образ Мадонны. Это союз трёх «шиллеровских» качеств, восходящий к ещё древнегреческому понятию калокагатии. Это падение человека и его спасение, ведущее к идеалу, и достижение этого идеала через страдания. Это красота и абсолютная чистота детской души, нетронутой превратностями судьбы и злыми страстями общества. Это образ «положительно прекрасного человека», который воплощает в себе Лев Мышкин. Сумма нравственных качеств такого человека является той красотой, о которой говорил сам князь.

Красота Достоевского неразрывно связана со страданием, без которого невозможно достижение идеала. В романе «Идиот» страдание, жалость и сострадание неразрывно связаны с любовью: любовью князя к Настасье Филипповне. Достоевский связывает этих двух персонажей неразрывной нитью. Красота чистой души Мышкина стремится восстановить Настасью Филипповну, создать «образ чистой красоты». Созерцание её красоты рождало в князе веру в силу красоты, в её созидательный характер, в то, что она способна спасти мир. Он потому-то и служил красоте, что она для него — божественная концентрация жизни, её нравственный стимул. Вот из чего рождается стремление защитить красоту от грязи и унижений, вот отчего налицо безусловное служение ей.

Хотя «положительно-прекрасный человек» и оказался бессильным в спасении красоты Настасьи Филипповны из демонического плена, в жизни почти каждого персонажа романа и в жизни читателя он сыграл благотворную роль. Он выполнил спасительную миссию, пожертвовав собой и погрузившись в безмолвие. Если Христос искупил грехи человечества, то и Мышкин, не погибает. Таким образом, именно духовная красота человека, подобная красоте души князя Мышкина, — единственная сила, способная спасти человечество в жестоком мире, указать другим путь истинного идеала. Мышкинский путь спасения человечества нельзя назвать опровергнутым, несмотря на трагическую судьбу красоты.

Итак, на ключевой вопрос моей курсовой работы: «Способна ли красота спасти человечество?» можно ответить цитатой самого Достоевского: «Красота присуща всему здоровому... Она есть гармония, в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству идеалы. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» [12].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданов, Н.А. Священная болезнь князя Мышкина - morbus sacer Федора Достоевского / Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т.А. Касаткиной. – Москва, 2001. – 340 стр.

2. Богданова, О.А. «Образ чистой красоты» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». – Знание. Понимание. Умение. – 2007. – №2. – С. 101-104.

3. Богданова, О.А. Спасёт ли мир красота? Проблема красоты и женские характеры в романном творчестве Ф.М. Достоевского / Новый филологический вестник. – 2013. – № 4. – С. 74-93.

4. Богословие красоты / под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. – Москва: ББИ, 2013. – 228 с.

5. Достоевская, А.Г. Воспоминания. – Москва: Бослен, 2015. – 768 с.

6. Достоевский, Ф.М. Бесы. – Москва: АСТ, 2008. 603 с.

7. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 464 с.

8. Достоевский, Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях. – Москва: Рипол Классик, 2005. – 54 с.

9. Достоевский, Ф.М. Идиот. – Москва: АСТ, 2011. – 670 с.

10. Достоевский, Ф.М. Подросток. – Москва: АСТ, 2005. – 560 с.

11. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание. – 3-е изд. – Москва: Детская литература, 1981. – 400 с.

12. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. – Санкт-Петербург: Ленинград «Наука», 1993. – Т.11: Публицистика 1860-х годов. – 385 с.

13. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. – Санкт-Петербург: Ленинград «Наука», 1996. – Т. 15: Письма. 1834–1881. – 864 с.

14. Климова, С.М. Страдание у Достоевского: Сознание и жизнь. – Вестник РГГУ. Серия Философия. – 2008. – №7. – С. 186-197.

15. Новый завет. Евангелие от Иоанна. – Санкт-Петербург: Вита Нова, 2015. – 304 с.

16. Померанц, Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. – Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 416 с.

17. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. – 4-е. изд. – Санкт-Петербург: Наука, 1977. – Т.2: Стихотворения 1823–1836. – 496 с.

18. Романов, Ю.А. Феномен красоты в интерпретации Дмитрия Карамазова / Достоевский и современность. – Материалы XXIV Международных Старорусских чтений 2009 года. – Великий Новгород. – 2010. – 442 с.

19. Суворин, А.С. Дневник. – Москва: Новости, 1992. – 526 с.

20. Труайя, А. Фёдор Достоевский. – Санкт-Петербург: Амфора, 2015. – 384 с.

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Ганс Гольбейн Младший. «Мёртвый Христос в гробу».

1521 – 1522 гг. 30,5 x 200 см. Холст, масло.

Художественный музей, Базель, Швейцария.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рафаэль. «Сикстинская Мадонна».

1513 – 1514 гг. 265 x 196 см. Холст, масло.

Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь