Хукм владения джарасом, доказательства на это и высказывания учёных об этом.
Передал Муслим в своём «Сахихе»(3950) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джарас – мазамиру шайтан» (т.е. звонок – дудка шайтана). Затем также в сборнике у Муслима (2942) от Абу Хурайры, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует собака и джарас».
Сказал имам ан-Науауи в «Шарх Муслим»: В хадисе содержится запрет на сопровождение в путешествии собаки или джараса, и так же ангелы не присутствуют в обществе, в котором имеется одна из этих вещей, и под ангелами подразумеваются ангелы Милости и прощения, а не оберегающие, и причина в их удалении в его схожести с колоколами, подобными христианским. Так же было высказано мнение, что причина запрета – его звук. И это усиливает то, что пришло в риуаяте: «джарас – дудка шайтана».
И я сказал: И это является более правильным мнением, вместе с тем, что во мнении о всего лишь его нежелательности есть недобор. Далее имам ан-Науауи продолжил: И то, что мы упомянули из того, что указывает на порицаемость джараса, обобщено (т.е. порицается не только его использование). Наш мазхаб, мазхаб Малика и других учёных на том, что запрет джараса указывает на нежелательность, и он является тем, от чего следует отстраняться. И сказала группа из учёных Шама, живших ранее: Запрещён джарас большого размера, а малого нет. И я (автор) скажу, что нет на это никакого основания, и нет довода на такое разделение до тех пор, пока в джарасе будет присутствовать такая особенность, как звон, и даже если будет различаться сила их звучания, по причине разницы в размере сосуда, из которого он состоит, или будут различаться их мелодии и тональности, то всё равно это будет называться звоном джараса.
Сказал Ибн Хаджар в «Фатх» (2/142): Сказал ан-Науауи: «Джумхур на том, что запрет на джарас указывает лишь на его нежелательность, и сказали некоторые из учёных: Указывает на запретность. И так же кто-то сказал, что запрещается до появления нужды в нём.
И сказал Мухаммад ибн Ахмад аль-Гъранаты в «Аль-Кауанин аль-фикхыя» (1/294): И не дозволенно подвязывать на верховом животном верёвки слишком сильно и подвешивать на него колокольчики. Потому что на это существует запрет в хадисе. А это джаляджиль (колокольчики, бубенчики) крупного размера, исключая небольшие. Конец его слов.
И я сказал: Поистине нет никакого основания для того, чтобы делать различия между звонками малого размера и большого. Как это придёт далее в опровержении некоторых современников Шама.
В «Мусонниф» у Ибн аби Шейбы (32594): Рассказал нам Уаки`, который сказал: рассказал нам Джа`фар ибн Буркан от Язида ибн аль-Асыма, который сказал: `Аиша испытавала неприязнь к звуку джараса. И кароха (неприязнь или ненависть) у них указывает на запрет. Но Язид услышал это сообщение от Абу Хурайры, Маймуны и Ибн Аббаса, и не известно было ли это услышано от `Аишы.
И подкрепляющим свидетельством этому асару является то, что привёл имам Ахмад в своём «Муснаде»(24859) и Абу Дауд в «Сунан»(3695), по пути Ибн Джурейджа, от Бунаны, вольноотпущенницы `Абдур-Рохмана ибн Хайана аль-Ансари, от `Аишы, матери правоверных. Бунана сказала: В то время когда я была рядом с ней, впустили служанку на которой были бубенчики или колокольчики, издающие звук, увидев это, `Аиша сказала: Не впускайте больше её ко мне, до тех пор, пока не будут срезаны её колокольчики. И Бунана спросила её об этом, на что она ответила: Я слышала как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не входят ангелы в дом, в котором джарас, и не сопровождают то общество, в котором джарас». И в этом хадисе тадлис ( фальсификация) Ибн Джурейджа, а также является неизветстной Бунана. Но имеется другой шахид (подкрепляющий хадис), а это предыдущий хадис, в котором содержится указание на ненавистное к этому отношение ‘Аишы, о котором сказал ан-Науауи: Иснад хадиса хороший вместе с тем, что в нём есть недостаток, как это известно, однако хадису: «Не входят ангелы в дом, в котором джарас…», существует подкрепляющий его хадис (шахид), со стороны матна (текста) хадиса. А это хадис, приведенный у «Муслима»: «Не сопровождают ангелы общество, в котором присутствует собака или джарас». И поднимается этим хадисом до степени хасан ли гъойрихи (хороший по причине подкрепления) иншаАллах.
И хадису, в котором содержится ненавистное отношение к джарасу со стороны `Аишы ас-Сыддыка, да будет доволен Аллах ими обоими, имеется подкрепляющее свидетельство, а это то, что передает Ахмад в своём «Муснаде» (24032): Рассказал нам Ибн Джурейдж, который сказал, что ему сообщил `Абд аль-Карим, которому сообщил Муджахид, то что слуга `Аишы сообщил ему, что если она, да будет доволен ей Аллах, слышала звук джараса, исходящего от верхового животного, которое вели за поводья в то время, когда она находилась на нём, то она приказывала: Останови!! И верховое животное не двигалось с места до тех пор, пока этот звук не переставал быть слышным. А если она слышала этот звук позади себя, то приказывала: Быстрее увези меня, чтобы я не слышала его. И сказала: Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, за ним следует джинн». И иснад этого хадиса сахих. Это и есть подкрепляющее сообщение хадису, который передал Абу Дауд(369), по пути Ибн Джурейджа, которому сообщил `Амир ибн `АбдуЛлах, который сказал, что Али ибн Сахль ибн аз-Зубейр, сообщил ему, что их наложница пришла вместе с дочерью аз-Зубейра к `Умару ибн аль-Хаттабу, и на её ноге аджрас (мн. от джарас – т.е. колокольчики или бубенчики), и `Умар сорвал их, затем сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Поистине с каждым джарасом шайтан». И в иснаде этого хадиса `Умар ибн Хафс, о котором сказал аз-Захаби: Достойный доверия, и сказал Ибн Хаджар: Макбуль. То есть макбуль, в случае если имеются подобные сообщения, а если нет, то его хадисы слабые. И о том, что он достойный доверия, сказал Ибн Хиббан.
И после того как я упомянул в этой главе хадисы, сообщения сподвижников и разногласия учёных в этом вопросе, становится ясно, что является более правильным запретность джараса, а запрет указывает на то, что он харам, а не действие, от которого желательно отстраняться.
То есть он является запретным по следующим причинам:
Первая: Потому что он прогоняет ангелов, одинаково как из общества, в котором он присутствует, так и из дома, как это пришло в хадисе, который предал Муслим в своём «Сахих»: «Не сопровождают ангелы то общество, в котором присутствует собака или джарас». И если они не сопровождают даже общество, то как тогда кто-то может сказать: Заходят в дом, в котором он присутствует [Именно поэтому упомянутый ранее хадис `Аишы «Не входят ангелы в дом, в котором присутствует собака или джарас» подкрепляется этим хадисом Муслима]. И не дозволенно прогонять ангелов, по этой же причине запрещено развешивать в домах изображения живых существ, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который привёл Бухари в своём «Сахих» от `Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Поистине ангелы не заходят в дом, в котором присутствует собака или изображение». И так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении джараса. Ибн Хазм сказал: Если демонстрируется изображение, то удаляются ангелы, а прогонять ангелов не дозволенно. И я говорю: Таким же образом не дозволенно их прогонять при помощи джараса, и никто не может сказать о нежелательности (макрух) или дозволенности (джауаз) приобретения предмета, являющегося причиной прогнания ангелов милости.
И если прогнание верующих не по причине греха или другой шариатской причины является запретным, из-за причинения им неудобств и неприятностей, то каково тогда будет прогонять тех, которые не ослушаются Аллаха в том, что он им приказывает, и совершают всё, что он им велит?!
Сказал шейх аль-ислям Ибн Таймия: Шариат пришёл с идентичными и схожими друг с другом вещами, и не сделал различия между двумя сходными вещами, и также не объединил между двумя различными вещами, и говорить о запрете прогонять ангелов джарасом, подобно тому, что говорить о запрете их прогнания суратом (изображением). И поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изменился (прим. перев.- т.е. в лице) и остановился возле двери и не вошёл по причине того, что в нём находилось из изображений живых существ, потому что ангелы не входят в дом, в котором изображение. И таким же должно быть к этому отношение и владельца квартиры, в котором джарас.
Польза: Сказал автор «`Аун аль-ма`буд»: И внешний смысл указывает на всеобщность, и входит туда джарас маленький и большой, и без разницы, он будет на ушах, ногах или шее животного, и без разницы, из меди он будет, железа, серебра или золота. («Книга о перстне»), хадис: «Поистине с каждым джарасом шайтан». см. `Аун аль-ма`буд шарх сунан Аби Дауд».
Вторая: Мазамир (дудки) шайтана, и мазамир множественное число от мизмар (дудка), сказал автор «Лисан аль-`араб»: Аль-мизмар (дудка) – это инструмент, при помощи которого играют свирели, сказал аль-Джухарий: аль-мизмар – это единственное число от мазамир, и мизмар и аз-замара – дудка, флейта. Всё то, на чём играют свирели.
И если всё это так и есть, то дудки шайтана – это его инструменты, которые предназначены для забавы и для того, чтобы испортить сына Адама, и то, что является причиной для запрета, является также запретным.
Сказал автор «аль-Миркат»: И приписал его к шайтану по причине того, что его звук не перестаёт отвлекать человека от поминания и размышления.
И я сказал: И если цель шайтана заблуждение сына человеческого и его искушение, как сообщил об этом Всевышний в Коране: «Я непременно совращу их всех» [аль-Хиджр:39]. Тогда становится обязательным выведение из строя инструмента, при помощи которого он воюет с нами, и который помогает ему в победе над сыном Адама в сражении, как сказал Всевышний: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это – прямой путь. Он уже ввёл в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?» [Йа Син:60-62]. И тот, кто помогает установить его инструменты, при помощи которых он заблуждает сынов Адама, подобно струнным музыкальным инструментам и дудкам, то нет у него разума.
И если джарас и есть тот самый мизмар (дудка), о котором сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что он мизмар шайтана, то тогда нет другой пользы в упоминании Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, этого сообщения, кроме как для указания на его запретность. Из этого представляется, что любой инструмент, власть над которым Всевышний Аллах дал шайтану – искушение, которым испытывается сын Адама. И в использовании шайтаном этих инструментов не будет никакой другой цели, кроме как исполнение его обещания совратить сына Адама или отвлечь его от поминания Аллаха, который сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» [Лицемеры:9]. И основа в запрете, что он указывает на харам, как это установлено в науке «Основы фикха», и если вещь, которая в своей основе является дозволенной, запрещает Пророк, то как же тогда то, что является оружием шайтана, и его инструментом, а это джарас – дудка шайтана?!
И не дозволенно помогать дудкам шайтана доходить до ушей мусульман. Также не дозволенно отвлекать их от того, ради чего они были сотворены из единобожия, поминания ар-Рохмана и ослушания шайтана.
И если кто-то скажет: Но как тогда быть с некоторыми из современных звонков, используемых лишь в определённый момент, как, например, телефонный звонок или звонок в школе? Мы ответим, что шариат не разделил запрет на звонок в определённый момент, один раз или несколько, и мусульманин не знает – возможно, в эти моменты шайтан и набрасывается на свою добычу и находит себе небрежное сердце, и губит сына Адама. А дозволенно ли использовать для прослушивания музыки музыкальные инструменты или радио и ему подобные устройства в определённые моменты? И если ответ будет: Нет, как это и есть на самом деле, то тогда скажем, что шариат пришёл с подобными друг другу вещами.
В третьих: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил порицание на то, что называется мазамир шайтана (дудки шайтана). Из этого следует, что для нас является обязательным запрещать то, что называется мазамир шайтана.
Передаётся в «Сахих аль-Бухари» (949,987) от` Аишы, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки, певшие песню”. В другой версии хадиса сказано, что они играли на бубне. “Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у Пророка?!” Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника». Доказательством в этом хадисе является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил правильность того, что Абу Бакр назвал совмещение между разрешёнными песнями и ударами в бубны дудкой шайтана. И не порицал его за это. А подтвердил, что в основе осуждение им того, что они делали было обоснованным, кроме как в праздничные дни. И причиной, по которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Абу Бакру оставить их порицание, были именно праздничные дни. И это указывает на то, что вещь, называемая дудкой шайтана, является порицаемой, и не является дозволенным ничего из этого даже в праздничные дни, кроме того, на что указывает довод, а это бубен. И запрещено использовать бубен кроме как в праздничные дни, и разрешено порицание этого, а порицать дозволено лишь запретные вещи.
В четвёртых: Если владение собакой, живущей в доме, вместе с нахождением с ней в одном обществе является запретным, потому что это прогоняет ангелов, то таким же образом необходимо относиться и к джарасу, так как и собака, и джарас упомянуты в одном хадисе: «Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует собака или джарас». Передал Муслим. И является обязательным, чтобы у этих двух вещей был один хукм.
В пятых: Ненавистное отношение `Аишы к нему и другие обстоятельства являются доводом на то, что это ненавистное отношение, указывающее на запрет. И нет никого из сподвижников, кто бы противоречил этому, как это было указано выше.
В шестых: Нет никакого довода, который бы склонял тех, кто считает, что джарас макрух, в пользу того, что он является нежелательным.
В седьмых: За каждым джарасом следует джинн, как это уже упоминалось в хадисе `Аишы в «Муснаде имама Ахмада». Из внешнего смысла понимаем, что этот джинн – шайтан. И возможно, что этот идущий следом облегчает сердцу беспечное отношение и отвлечение его от поминания Аллаха, поэтому `Аиша приказывала ехать быстрее, чтобы не слышать его. И является обязательным запрещать всё то, что звенит, тем самым прекратить облегчать шайтану отвлечение сердец.
Восьмое: По более правильному мнению, нет разницы между запретом на маленький или большой джарас, старинный или современный, есть ли в этом нужда или нет, приводится в действие при помощи электрического привода или при движении верхового животного. И до тех пор, пока в нём будет присутствовать звон, который исходит от удара язычка джараса с сосудом или колоколом из меди, железа, золота или серебра, он будет запретным. И заходит в джарас любой звонок, и нельзя делать разрешёнными звонки в школах, часах, детских играх, телефонах и многих других современных устройствах. И является обязательным сломать его, вывести его из строя, тем самым покончить с этим делом. Ведь, поистине, они являются дудками шайтана, как об этом сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посланный от ар-Рохмана.
Сказал автор «`Аун аль-ма`буд фи шарх Аби Дауд»: И явный смысл слов, запрещающих джарас, и объясняющих его запретность, указывает на всеобщность, и входят в неё большие и маленькие звонки, и всё равно, будут они в ухе, на ноге или шее животного, как всё равно, будут они изготовлены из меди, железа, серебра или золота.
Я (аль-Кохтани) скажу: Нет причины для того, чтобы исключать школьные, телефонные и другие новоизобретённые в этом веке звонки, если описание их звука и свойств соответствует тем звонкам, которые были во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это уже было упомянуто в разделе «Качества запрещённого звонка», в котором были приведены слова хафиза Ибн Хаджара.