Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отрывок из лекции от 4 мая, 2003 года.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Содержание Предисловие. Рисуя картину прошлого. - 5 - Вступление Знакомство с Верховным Господом Кришной.. - 14 - Глава 1 Как встать на путь Рагануга Бхакти. - 23 - 2 глава Освещая путь, ведущий к Рагатмика Бхакти.. - 49 - 3 глава Пять принципов рагануга-бхакти.. - 77 - 4 глава Божественное великолепие или сладость?. - 112 - Послесловие Молитва о служении.. - 142 - О Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махарадже. - 146 - Контакты.. - 148 -
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж Предисловие. Рисуя картину прошлого.
Это были 1960-е- время поиска света в этом темном мире. Разочаровавшись в родителях, учителях, религиозных деятелях, политических лидерах, разочаровавшись в политике Правительства, касающейся войны, правах человека и смысле жизни, многие иззападной молодежи привлеклись политической идеологией левого крыла. Многие находились в поисках просветления, не до конца осознавая, на что это похоже или чем это не является. Не понимая значения этого понятия, думая, что, возможно, просветление включает в себя беспорядочные половые связи, как у животных, они искали любовь, мир и духовность. Они создавали новых героев, ища своих лидеров в певцах фольклорных групп, которые были этакими "борцами за свободу". Экспериментируя с галлюциногенными и другими, изменяющими восприятие, наркотиками, они знали лишь то, что им нужно "что-то другое", что-то не западное, что-то духовное. В попытках раскрыть собственную суть, свое истинное эго, они задавались вопросом: "Кто я? Почему я нахожусь в этом мире? Почему страдаю? Почему весь мир страдает? Существует ли Господь на самом деле? Если да, то является ли он всепроникающим Нечто, что, по сути,представляет собой Ничто? Являюсь ли я этим Нечто?" В районе ИстВиллэдж были низкие цены на аренду жилья. Этот район поражал своим пейзажем из ветхих готичных зданий, он был известен интеллектуализмом битников (представители так называемого "разбитого поколения" 1950-х - начала 1960-х гг.; слово придумано писателем Джеком Керуаком) и движением антирасизма, и, казалось, он как нельзя лучше подходил тем, кто хотел избежать "американского мейнстрима". Именно в районе ИстВилледж собралась вся разочаровавшаяся молодежь, для того чтобы смотреть психоделические световые представления и слушать фолк-рок. Это был расцвет культуры хиппи, движения за свободу и гражданские права, расцвет ядерного фатализма и западного мистицизма. Шли месяцы, и многие из молодежи начинали понимать, что что-то было не правильно в их новой альтернативной культуре. Лидеры этой новой культуры говорили, что за все мировые проблемы стоит винить индустриально-военный комплекс, но у самих лидеров не было внушающих доверие предложений по решению этих проблем. Самый прославленный фолк певец тех времен Боб Дилан, спел тогда очевидное "Времена, они меняются", он также заверил поколение 60-х, что "Ответы носятся по ветру". Но ни он, ни кто-либо другой не могли поймать те ответы, которые носились по ветру и предъявить их поколению, которое ждало перемен. Сажая семечко. Именно тогда, в тех культурных условиях запада появился великий осознавший себя духовный учитель, Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж, который прибыл из Индии в 1965 году. Сначала он поселился на Манхеттене, а затем переехал в ИстВилледж. Там, будучи уже 70 летним, он решил построить первый храм Сознания Кришны и начать сажать семена вечного духовного знания древней Ведической Индии в сердца ищущих. Он говорил им:"Мы не являемся физическим телом, мы -духовные души, частички Верховной Личности Господа Кришны. Наше единственное занятие и наше единственное счастье- служение Ему". Многие люди считали религию частью общей истории, ведь религиозные движения влияли и формировали течение событий в течение веков. В случае с движением Сознания Кришны, Кришна,верховный основатель религии, использовал социальную, экономическую и политическую ситуации для достижения высшей божественной цели. Ведические учителя говорят, что ни Вьетнамская война, ни движение за гражданские права не явились прямой причиной поиска людьми духовности. Это был лишь вопрос времени, которое наконец-то пришло. Мы читаем в древних индийских трактатах, что Верховный Господь Кришна, источник времени, появляется тогда, когда приходят в упадок принципы чистой жизни и начинают превалировать безбожие и материализм. Он появляется тогда, когда нужно освободить землю от тяжести накопленных грехов и освободить праведников от цикла рождений, старения, болезней и смерти. Он приходит, когда люди готовы принять его. Когда Он явился на этой Земле 5 000 лет назад, мир находился под гнетом вооруженных для войны демонов, которые родились как земные цари. Незадолго до Его явления весь мир уже стоял на пороге кромешного ада. Этот же самый Кришна, в его форме времени, теперь уже в 1960-х, создал социальный фон экспериментализма и антигосударственных настроений. Он обеспечил идеальную атмосферу для того, чтобы его божественный посланник Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж создал революцию в жизнях заблуждающихся граждан западной цивилизации. Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа, впоследствии известный по всему миру как Шрила Прабхупада, предложил лишенной гражданских прав и неудовлетворенной молодежи, а позднее и всем людям на земле, то, чего они так жаждали и даже больше. Он вдохновил их, рассказав о смысле жизни, а также показал путь к достижению этой цели. После того, как Шрила Прабхупада ушел из этого бренного мира, его близкий друг, самый старший ученик и великий духовный последователь, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, дал разъяснения в своих лекциях, описывающих славу Прабхупады и его миссию. Шрила Нараяна Госвами Махарадж, известный по всему миру как Шрила Гурудев, дал новую жизнь надеждам тысяч страждущих, кого вдохновлял Шрила Прабхупада, но кто ослабел в связи с его уходом. Он направил тех, кто никогда лично не встречались со Шрилой Прабхупадой, но кто был вдохновлен его переводами древней ведической литературы. Он дал жизньтем душам, кто совсем не знал Прабхупаду и страдал под воздействием иллюзорной энергии Кришны, впоследствии он дал им знание о славе Прабхупады. Ниже мы приводим отрывки из некоторых лекций Шрилы Гурудева, в которых он делится подробностями своих духовных отношений со Шрилой Прабхупадой.
Цветы на авансцене. В ранние 1990-е, Шрила Гурудев дал сотни даршанов нескольким из старших учеников Шрилы Прабхупады. В течение тех нескольких лет, они просили его обсуждать с ними некоторые ГаудияВайшнавские труды, которые являются сутью древней ведической литературы, такие как Джайва-дхарма и 10-я песнь Шримад-Бхагаватам, в особенности главы Шримад-Бхагаватам,напрмиер,Раса-лила, Вену-гита, Бхрамара-гита и Гопи-гита. Также они хотели слушать и обсуждать книги Харинама-чинтамани, Вилапа-кусуманджали и Рага-вартма-чандрика. В 1991 году, Шрила Гурудев провел 4 беседы по Рага-вартма-чандрике Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, которого считают воплощением Шрилы Рупы Госвами, и кто пришел, чтобы далее освещать его миссию.
Годы спустя, Шрила Гурудев попросил, чтобы все его утренние прогулки и даршаны были опубликованы в многотомниках, он также попросил, чтобы даршаны 1990 года были также опубликованы вместе с ними. Поэтому мы счастливы поделиться этими беседами по Рага-вартма-чандрике в этой книге под названием "Сокровенный путь преданности"(оригинальное название "TheHidden pathofdevotion"). Мы молимся о том, чтобы вы осознали глубокое значение этой книги в вашей жизни, и о том, чтобы вы простили нам возможные ошибки, допущенные в ней.
Звуковые файлы всех этих даршанов доступны к скачке на www.purebhakti.tv (сайт и записи на английском языке), где вы можете найти ссылку под названием "Raga-vartma-candrika" под заголовком "MediaArchive".
В дополнение к этим беседам по Рага-вартма-чандрике были выпущены другие книги по беседам, которые нам удалось транскрибировать. Эти книги, такие как Гопи-гита, Вену-гита, доступны к бесплатному скачиванию на www.purebhakti.com(на англ. яз.). В бумажном виде их можно заказать на сайтеwww.bhaktistore.com(на англ. яз.)
В стремлении служить Хари, гуру и Вайшнавам, Издатели английской версии книги.
Картикка, 2011 год. Вступление Глава 1 Глава Шри Рупа Манджари очень опытна и лучше всех подходит для того, чтобы совершать подобное служение. Мы всегда должны помнить, что она делает, и мы должны перенимать ее настроение. Однако, пока мы не получим своюстхаи-бхаву (наше изначальное положение), которое проявляется при помощи хладини-шакти, мы можем лишь молиться о таком служении, как это делал Рагхунатха дас Госвами в Вилапа-Кусуманджали. Мы не можем совершать такое служение на нашем теперешнем уровне, гуру предупреждает своих начинающих учеников, чтобы они не пытались. Мы можем лишь молиться:"Когда судьба будет благосклонна ко мне, и я в действительности смогу совершать служение как Рупа Манджари, Ананга Манджари и другие гуру нашей парампары?" Слова тад-бхава-липсуна-карья(из Бхакти-расамрита-синдху 1.2.295) показывают, что в своей садхака-рупе, преданный с истинной духовной жаждой достичь манджари-бхаву следует настроениям и практике Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и своего собственного Гурудева. А в своей сиддха-рупе, он следует Рупе Манджари, Рати Манджари и Лаванге Манджари и их служению Шри Шри Радхе-Кришне. Наконец, "враджа-локанусаратаха" значит "следовать по стопам определенного спутника Кришны во Вриндаване (Враджа-локе). Те, кто имеют истинную духовную жажду, делают все по примеру Враджаваси. Здесь под Враджаваси подразумевается Рупа Манджари и остальные манджари. Кришна совершает два вида игр: айшвария-лилу (игра в Божественном настроении) и мадхурия-лилу (игра в человекоподобном настроении сладости). Что такое айшвария-лила? Кришна-обладатель 6-ти Божественных достояний: всей красоты, силы, богатства, славы, знания и отречения. Он всегда выказывает их, несмотря на то, находится ли он в своей форме Нараяны или в своей изначальной форме Кришны. Мы видим, что Кришна обладает всеми этими божественными достояниями даже во Вриндаване: Он никогда не бывает отделен от них. Когда он убил Путану, ему было всего несколько дней от роду. Путана попыталась сбежать, когда он взял ее грудь в свой рот и не дал ей уйти. Он как бы сказал ей:"Я выпью твое молоко, а также твою жизнь. Ты всегда будешь рядом со мной, я никогда не оставлю тебя". Демоница-Путана обладала силой 10 000 слонов, но она не могла справиться с малышом-Кришной. Он не делал ничего особенного, как обычный ребенок, он держал ее за грудь, но тем не менее он лишил ее жизни. Это поистине айшвария-лила, но Кришна не менял своей формы. Он оставался просто маленьким ребенком и просто продолжал держать грудь Путаны. Все жители Вриндавана играют с Кришной в нара-лилу, Его сладостные, подобные человеческим, игры. Эта игра, убийство Путаны, находится в категории нара-лилы, даже не смотря на то, что Путана была убита айшварией Кришны. Во Врадже также присутствует айшвария, но она тесно граничит с мадхурией. Более того, гопи и другие враджаваси видят лишь мадхурию, а не айшварию. Айшварияприсутствует, но она покрыта мадхурией. Нельзя сказать, что во Вриндаване нет айшвария-лилы. На самом деле, айшвария Враджа более великая, чем в Двараке или даже на Вайкунтхе, но она всегда покрыта мадхурией. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал, что если бы в Кришне была лишь нара-лила безайшварии, то он был бы обычным человеческим младенцем, который совершает обычные человеческие поступки. Без качества айшварии Он не может быть Богом, он не может быть поклоняемым Божеством различных рас. Он не мог бы быть объектом поклонения для гопи. Здесь есть интересный нюанс, о котором стоит упомянуть. Мы видим, что Нанда Баба, Яшода и все остальные гопы и гопи считают Кришну сыном Нанды и Яшоды или своим другом, и они ведут себя в соответствии с этим. Когда все увидели, как семилетний Кришна поднял холм Говардхан на своем мизинчике левой руки, пастухи сказали Нанде Бабе:"Это необычный ребенок. Он подобен Нараяне, или, возможно, он и есть сам Нараяна". Не веря их словам, Нанда Баба ответил:"Во время церемонии наречения именем Кришны, я слышал это от ГаргаРиши. Но даже если он Нараяна, Он все равно останется моим сыном". ГаргаРиши рассказал Нанде Бабе и всем Враджаваси, что Кришна не меньше Нараяны и что в прошлом он был сыном Васудевы. Поэтому теперь все пастухи говорят:"Не обращайся с ним, как со своим сыном, не привязывай и не наказывай его. Не наказывай его. Не называй его "маленький воришка", "обманщик" или "негодяй" (см. примечание 1). Нанда Баба тут же рассмеялся и сказал:"Вы говорите, что Он Господь и что он держал Говардхан на своем пальце. Я вижу, что всем вам уже за шестьдесят, поэтому, возможно, вы не очень хорошо соображаете. Кришна постоянно просит у своей матери: "Мама, дай хлеба!Мама, дай масла!" Он постоянно плачет. Если он не получает того, что хочет,он приходит в ярость, он гневается. Иногда он ворует. Все это очень не похоже на поведение Господа. Поэтому неважно держал ли он Говардхан или нет, Онмой сын. "Более того, по моему мнению, это не Он поднял холм, это Нараяна, наше домашнее Божество поднял Говардхан. Мы молились Нараяне и он внял нашим молитвам. Это только так показалось, что Кришна сделал это. Кришна мой сын. Если ради того, чтобы поспорить вы будете говорить, что он Бог, он все равно остается моим сыном. Я буду наказывать его, я буду воспитывать Его, я буду делать все, чтобы научить его правильному поведению. Я всегда буду рядом с ним". Здесь Нанда Махарадж признает, что достоинства Кришны делают его похожим на Господа. Но, несмотря на то, что Кришна совершил Божественный поступок, Нанда Махарадж не может отбросить это чувство, что Кришна его сын. Однако у Васудевы и Деваки было другое отношение. После того, как Кришна и Баларама убили Камсу, они пришли к ним и сняли оковы с рук и ног Васудевы и Деваки. Эти два мальчика хотели предложить поклоны своим отцу и матери, но те стояли перед ними сложив ладони и молились ему:"О,Всевыший Господь, мы знаем, что это ты, мы видели Тебя". Тамал-Кришна Махарадж:На борцовской арене? Шрила Гурудев:"Мы видели тебя, когда ты явился в своей изначальной четверорукой форме, и теперь ты опять явился нам". Тогда Кришна подумал:"Мои игры будут испорчены из-за их настроения айшварии". Поэтому он призвал Йогамайю. Йогамайя явилась, и в тоже самое время Кришна забрался на колени Деваки и начал плакать. Затем, покрытаяЙогамайей, Деваки также начала плакать, и Баладева упал к ногам Васудевы, который также зарыдал. Но, несмотря на это, Васудева и Деваки никогда не воспринимали Кришну как своего сына, они видели в Нем Бога. Здесь мы видим настроение айшварии Васудевы и Деваки. Их настроение сопровождается какой-то мадхурией, но ее так мало, что мадхурия не может покрыть айшварию. Во Врадже, с другой стороны, даже если будет переизбыток айшварии, Яшода и Нанда никогда не забудут, что Кришна лишь их сынок. К примеру, их сердце переполняется гордостью, когда они думают:"О, Кришна поднял Холм Говардхан? Мой сын сделал это? О, теперь весь Враджможет видеть, насколько силен и могущественен мой сын" (см. примечание 2). Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур привел эти прекрасные примеры, также он привел примеры для тех, кто находится в мадхурия расе. Что касается гопи, как пример он приводит случай, когда Уддхва отправился во Врадж, чтобы успокоить их. Тогда Уддхава услышал, как Радхика говорит шмелю: "О, шмель, улетай прочь! Убирайся отсюда. У нас не будет сандхи с Кришной". Что значит слово "сандхи"? Буриджанадас: Связи. Шрила Гурудев: Когда две стороны в суде приходят к согласию, как это называется на английском? Дхаранудхара Махарадж: Соглашение. Шрила Гурудев:Обоюдное соглашение. Гирирадж Махарадж: Я посмотрел в "Бхрамара гите", там это было названо "примирение". Шрила Гурудев:Да. "Мы не можем помириться с ним. Мы знаем, кто он такой. Мы знаем, кем он был в течение многих жизней, не только в этом рождении". Это так называемое настроение айшварии Радхики и гопи. Так они осознают Божественность Кришны. Они говорят:"Пурнамаси рассказывала нам о Кришне, а мы имеем полную веру в ее слова. Она говорила, что в предыдущем рождении Он был Рамой и имел такой же оттенок кожи как Кришна (темно-зеленый цвет также называется шьям). Он настолько сильно любил Ситу, что стал ее слугой. Когда он отправился в лес, то взял ее с собой и исполнял каждое ее желание. Рама не мог жить один, также как Кришна не может жить один. Кришне постоянно необходимо находиться в компании девушек". "Однажды Сита сказала Раме:"О, посмотри на этого золотого оленя! Пожалуйста, иди и принеси его мне живым или мертвым. Если ты принесешь его живым, я заберу его в Айодхью, когда время нашего изгнания подойдет к концу, я подарю его матери Кайкейе или Бхарате. А если ты принесешь его мертвым, я сделаю мягкуюасану из его шкуры. В любом случае, я хочу этого оленя". "Лакшман предупредил Раму:"Мне кажется, этот олень- иллюзия, созданная демонами. Не ходи!" "Но мы знаем, что даже Господь Брахма не может изменить ум женщины, если она уже что-то решила, так что уж говорить о Раме, который был как слуга своей жене. Поэтому, несмотря на предупреждения Лакшмана, Рама отправился на поимку оленя. В другой разШурпанакха (демоница-людоед), изменив облик, пришла к Раме. Она сказала:"Япрекрасна и ты красив, я бы хотела за тебя замуж. Твоя жена ведь не так красива, как я. Я в полном твоем распоряжении". Рама ответил:"Лучше иди к Лакшману, он не женат. Моя жена здесь, поэтому я не могу принять тебя.Но мой братсвободен". Шурпанакха подошла к Лакшману со своим предложением. Лакшман спросил ее:"Ты бы хотела стать служанкой или царицей?", она ответила:"Я бы хотела стать царицей". Лакшман ответил ей:"Яслуга Рамы. Если ты выйдешь за меня, ты станешь служанкой. Рама может жениться множество раз и каждая его жена будет царицей, поэтому ступай к Раме". Вновь Шурпанакха приблизилась к Рамачандре, который в свою очередь отправил ее к Лакшману. В конце концов, она пришла в ярость и была готова съесть Ситу заживо. Лакшман предупреждал брата:"Не шути с ней, может случиться великая беда". Никогда не шутите с женщинами, не смешите их и не смейтесь вместе с ними. Гопи продолжали:"Рама был так жесток и сластолюбив. Зачем он отрезал Шурпанакхе нос и уши? Он намеренно не женился на ней и сделал ее настолько уродливой, что никто никогда не взял бы ее в жены, даже ее муж отказался бы от нее. В своем следующем рождении Шурпанакха стала Кубджей, она опять родилась такой уродливой, что никто не хотел жениться на ней. Вы видите, какой он? Посмотрите, насколько он жесток. "Затем, в Сатья-югу, Кришна явился как Вамана, без какой-либо причины он обманул Бали Махараджа, сказав ему:"Мне нужно всего три шага земли". Бали Махарадж согласился: "Да, конечно, я тебе их дам". Но когда Вамана начал делать шаги, он стал настолько огромным, что 2 его шага покрыли все 3 планетарные системы, он даже проткнул оболочку вселенной пальцами левой ноги. Ему понадобилось место, куда бы он мог сделать свой третий шаг, и Бали Махарадж предложил ему свою голову, но он все еще не был удовлетворен. Он связал Бали Махараджа веревками и бросил его прямо в Ад. Вот, что мы знаем об этой личности, поэтому наше примирение с ним невозможно. Убирайся сейчас же отсюда!" Вот что сказала Шримати Радхика шмелю. Здесь Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур утверждает, что гопи слышали от Пурнамаси, что Кришна -Бог, что он приходил как Рама, Вамана и все другие инкарнации, но, несмотря на это, они всегда считают его лишь своим возлюбленным. Таким образом, айшвария присутствует во Врадже, но она всегда покрыта мадхурией. Более того, это настроение айшварии проявляется только во время разлуки, но не во время встречи. Настроение айшварии Враджаваси подобно соломинке в 3-4 манах (1 мана= 40 кг) кипящего на очень большом огне, молока. Когда постепенно молоко станет таким горячим, что начнет кипеть, соломинка будет то показываться на поверхности, то снова скрываться. Таким образом, в жаре разлуки проявляется это настроение кажущейся айшварии. Оно остается невидимым большую часть времени. Более того, даже когда они замечают эту айшварию, все равно для гопи Кришна прежде всего их возлюбленный. Они никогда не думают о нем, как о Боге. Когда айшвария питает нара-лилу, или, другими словами, когда Шри Кришна продолжает действовать как обычный человек, несмотря на то, что проявляет Божественное могущество, тогда это мадхурия. Сейчас я приведу пример мадхурья-бхавы, которая иногда возникает в сердцах Деваки и Арджуны: Когда Кришна стал править колесницей на поле Курукшетра, Арджуна сказал ему:"О, Кришна, выведи мою колесницу на середину поля боя". И Кришна сделал это. Но потом, когда Арджуна увидел вишварупу Кришны, его вселенский образ, он испугался и сказал:"Я больше никогда не назову Тебя Другом, потому что Тысам Господь". Бхуриджанадас:Айшвария покрыла Арджуну. Шрила Гурудев:Айшвария была более могущественной. Арджуна преисполнился айшварьей и забыл о том, что Кришна был его другом. Настроение Арджуны, как и других спутников Кришны изДварака-лилы, исполнено айшварии. Иногда у них возникает мадхурия, но она всегда в итоге побеждается настроением благоговения и почтения. Преданный-рагануга считает Кришнувозлюбленным всех гопи, в особенности он считает Кришну Радха-кантой, возлюбленным Шримати Радхики. Таким образом, подобно тому, как гопи служат Радхе и Кришне в нара-лиле, мы также должны стать квалифицированными, чтобы служить Им как манджари. Таково значение фразы "враджа-локанусаратаха" или "следовать по стопам определенного спутника Кришны". Нанда Баба, Яшода и гопи относятся к Кришне также, как обычные люди относятся друг к другу, даже не смотря на то, что они не люди. Это и есть нара-лила. (Шрила Гурудев говорит Бхуриджанадасу) Ты можешь посмотреть значение в Шри Бхакти-расамрита-синдху. Бхуриджанадас: Вот весь стих целиком (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.296) сева садхака-рупена, сиддха-рупеначатра хи тад-бхава-липсунакарья, враджа-локанусаратаха
Следует служить Всевышнему Господу, Шри Кришне, в трансцендентной обители Враджи (Шри Враджа-дхаме) с чувствами, подобными чувствам Его спутников. Следует принять прямое руководство определенного спутника Кришны и идти по его стопам. Этот метод применяется как на стадии садханы (духовной практики, совершаемой в обусловленном состоянии), так и на стадии садхьи (осознание Бога), когда личность становится сиддха-пуруша или духовно совершенной душой (см. примечание 3).
Шрила Гурудев: Это вторая шлока, которую цитирует Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, а это третья: шраваноткиртанадинивайдха-бхакти-удитани ту йанианганичатанивигнейаниманишибхих Бхакти-расамрита-синдху (1.2.296)
В вайдхи-бхакти человек должен практиковать такие составляющие бхакти как шравана, киртана и т.п. в соответствии со своей квалификацией. Таким же образом, ученые, сведущие в принципах бхакти, советуют также следовать этим составляющим и в рагануга-бхакти. Шраваноткиртанадини: это относится ко всем девяти составляющим бхакти, и в особенности к пяти главным: садху-санга (общение с чистыми преданными), нама-киртан (воспевание святых имен Господа), бхагавата-шраван (слушание повествований из Шримад-Бхагаватам от чистых преданных), матхура-васа (проживание в святой дхаме, такой как Враджа, Навадвипа или Пури) и шри-муртирашраддхаясевана (служение Божеству с верой). Все составляющие вайдхи-бхакти также исполняются в рагануга-бхакти. Только настроение при этом совершенно другое. В другой раз я расскажу об этой теме подробнее. Тамал-Кришна Махарадж: Когда мы воспеваем нашу джапу, мы думаем о служении, описанном Рагхунатхойдасом Госвами в его Вилапа-кусуманджали, как он подготавливает беседку рядом с Радха-кундой, где Радха с Кришной вскоре встретятся, как Рупа Манджари массирует стопы Кришны, а Рати Манджари массирует стопы Шри Радхики (на самом деле, это концепция противоречит заключениям Гаудия Вайшнавов- см. примечание 4) Это нормально, если я буду думать о таком служении во время воспевания? Мы ведь не думаем, что сами это делаем, мы думаем о том, как они выполняют это служение. Шрила Гурудев:Да. Думайте об этом и имейте жажду служить подобным образом. Более того, если вы будете слушать более глубокие объяснения игр Кришны, вы ощутите больше счастья и станете способны памятовать с большей духовной жаждой. На данном этапе, делай так, как ты делаешь, а позже, когда Кришна и Гурудев откроют тебе твое служение, ты будешь выполнять его. Тамал-Кришна Махарадж: Я могу задать еще вопросы? Когда мы медитируем на действия Шри Рупы Манджари и Шри Рати Манджари, мы знаем, что наш гурудев также помогает им. Поэтому я хотел бы узнать, когда вы медитируете на вашего гурудева, вы также медитируете на то, как помогаете ему в служении Рупе Манджари? Шрила Гурудев:Да, мы делаем это как помощники Виноды Манджари. Тамал-Кришна Махарадж: Как делает это ученик... Вот вы как ученик как медитируете на помощьВиноде Манджари? Шрила Гурудев:Я расскажу тебе об этом потом. Ты также узнаешь, кем является твой Гурудев по его милости и станешь в соответствии с этим медитировать. Тамал-Кришна Махарадж:Я спрашиваю об этом, потому что вы говорите, что нам нужно медитировать на Рупу Манджари или Рати Манджари. Поэтому я всего лишь хочу узнать, должны ли мы медитировать на нашего гурудева, как вы медитируете на служение Виноде Манджари. Шрила Гурудев:По примеру нашихачарий, мы медитируем на нашего гурудева, как на очень близкую и дорогую сакхи Шри Рупы Манджари, которая обладает качествами подобными Рупе Манджари, но не в точности такими же. Тамал-Кришна Махарадж:Таким же образом, как мы помогаем Гурудеву в нашей садхака форме, также мы будем помогать ему в духовном мире? Шрила Гурудев:Внешний вид вашего гурудева, который вы видели и которому служили, определенно явится вам, поэтому вы можете также молиться ему, чтобы в вашем сердце проявилась его форма как сакхи. Затем, когда он даст вам такой даршан, медитация для вас станет очень легкой. Со всей уверенностью могу сказать, что он каким-то образом даст вам понятие об этой форме, после этого вы будете способны осознать ее и служить ему там. А сейчас вы можете просто молиться ему:"Пожалуйста, прояви себя в том виде, в каком ты служишь в Кришна-лиле". Бхуриджанадас:Тан но гурухпрачодайат. Шрила Гурудев:Да, это гуру-мантра. Мы должны знать, что наш гуру абсолютно точно является сакхи Рупы Манджари и совершает разнообразные служения Шримати Радхике под руководством Рупы Манджари. Сейчас вы можете осознать, что вы видели и кому вы служили, глядя на то, как он занимался садхана-бхаджаном. Тамал-Кришна Махарадж:Я могу потерпеть до следующего раза, если вы захотите, но у меня есть вопрос для вас, касающийся Чайтанья-лилы. На самом деле, у меня есть несколько вопросов по этому поводу. Например, какую форму имеет наш Гурудев в Чайтанья-лиле? Шрила Гурудев:Такую, какую вы видели. Тамал-Кришна Махарадж:Но мы видели его на протяжении многих лет и мы видели, как его тело изменялось. Шрила Гурудев:Вы можете помнить о той форме, что вы видели. Шри АдвайтаАчария был старым, ШринивасаАчария был уже зрелым человеком как и многие другие. Тамал-Кришна Махарадж:У меня есть сомнения на этот счет. Мы понимаем, что сиддха-деха, духовное тело, вечно юное, подобно тому, как сам Кришна вечно юный (нава-йована). Но тело нашего Гурудева было телом пожилого человека. Вы хотите сказать, что на ШветадвипеГолока-дхаме у него тело старого человека? Шрила Гурудев:По милости своего Гурудева, вы осознаете это. Что касается его формы садхаки, вам стоит помятовать о том, что вы видели. Тамал-Кришна Махарадж:Правда ли, что человек может также получить другое тело в Чайтанья-лиле? Шрила Гурудев:Для тебя крайне необходимо узнать, что ни твой Гурудев, ни наш гурудев не имели материального физического тела. Их тела духовны. Их тела не похожи на тела обусловленных душ. Их тело, ум и душа- это сат-чит-ананда. Мы видим его духовное тело как творение иллюзорной майи, потому что мы сами находимся под влиянием иллюзорной майи. Возможно, мы не видим его истинную форму, как она есть, но мы можем вспоминать его облик садхака. Мы можем помнить об этой форме, тут не нужнакалпана (воображение). Потом, попрошествии какого-то времени, ваш гурудев возможно увидит необходимость в том, чтобы показать вам форму, в которой он служит Чайтанье Махапрабху. Он может раскрыть вам эту форму. Тамал-Кришна Махарадж:Так же, как ваш Гурудев показал вам свою вечную форму Виноды Манджари, он также может иметь вечную форму и в Чайтанья-лиле. Шрила Гурудев:Я не совершаю никакой калпаны... Бхуриджанадас: Не воображаю. Шрила Гурудев:Не воображаю. Я видел, как наш гурудев служил Чайтанье Махапрабху в своем теле. Подобно тому, как я видел своего Гурудева, вы также видели вашего. Мы всегда должны помнить о нем таким, каким мы его знали. Это его форма садхаки, но у него есть другая сиддха-шарира (духовная форма гопи, служанки с ГолокиВриндаваны), для того, чтобы служить Радхе и Кришне. Тамал-Кришна Махарадж:Что насчет Чайтаньи Махапрабху? Я не могу уловить все эти тонкости, потому как Радха и Кришна на Голоке Вриндаване, а Вриндаван проявлен здесь. Поэтому какая-то часть Голоки является Навадвипой. Шрила Гурудев:Он может явиться там в той форме, которую ты видел, я твердо верю в это. А если все-таки что-то сокрыто, то он проявит это все, когда придет время. Наш Гурудев всегда служил, всегда думал о Чайтанье Махапрабху и всегда проповедовал Его послание и учение. В гаура-лиле, Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами служили Ему различными способами, среди которых было написание книг. Ваш Гурудев также делал все это. Когда он лично присутствовал в гаура-лиле в то время, не факт что он совершал такое же служение. Он играл такую роль в наши дни, но во времена Махапрабху, возможно, он делал что-то другое. Он проповедовал по всему миру. Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами служили только в Навадвипе, в Майяпуре, во Вриндаване, в Пури. А ваш Гурудев совершал служение по всему миру. Нам не нужно самим ничего выдумывать. Мы должны понять, что в садхака-шарире, которую мы видели, он служил Чайтанье Махапрабху. Что касается его формы, как парикара (спутника) Махапрабху, он раскроет ее тебе, когда посчитает нужным. Тамал-Кришна Махарадж:У меня один последний вопрос, касающийся Шримати Туласи-деви. Правда ли, что в каждом деревце Туласисоедржится индивидуальная джива? Шрила Гурудев:Каждое растение-это полное проявление Туласи-деви. Туласи может проявиться где угодно, подобно тому, как Кришна или Радхика могут проявиться где угодно. Они могут проявиться в бесчисленных вселенных, а также в форме мурти. Таким же образом, Туласи-деви проявляется в бесчисленных вселенных и во множестве мест в виде деревца. Тамал-Кришна Махарадж:Я не то имел ввиду. В обычном дереве присутствует душа, джива. Так, поскольку существует очень много деревьев Туласи, значит... Шрила Гурудев:Мы можем понять это на примере шалаграма-шил. Существует множество шалаграма-шил, но это не значит, что в каждом из них разный Нараяна. Тут принцип не такой, как с дживами. Подобно этому Туласи всегда едина. Все деревья Туласи- это одна единственная личность Туласи-деви. Они не различаются. Тамал-Кришна Махарадж:Они не дживы? Шрила Гурудев:Конечно, нет. Мы видим так много Говардхана-шил, тысячи миллионов.И Говардхан присутствует во всей своей полноте в каждой из них. Все шилы не отличны от Говардхана, Туласи также всегда едина. Во Вриндаванских играх Кришны мы видим, что Вринда-деви-это одна личность, а Туласи-манджари совершенно другая. Также есть еще одна Туласи, которая является дути, посланницей, Вринды-деви. Растение Туласи- это проявление Вринда-деви. Иногда именем "Туласи Манджари" называют Рати Манджари, которая в форме садхака известна нам как Рагхунатха дас Госвами. В своей сиддха форме у Рагхунатхи даса Госвами два имени: Рати Манджари и Туласи Манджари. Тамал-Кришна Махарадж:Это одна и та же личность? Шрила Гурудев:Да это одна личность. Тамал-Кришна Махарадж:Рагхунатха дас Госвами- это Туласи Манджари? Он под покровительством Вринды-деви? Ее посланница? Шрила Гурудев:Нет, Туласи- это отдельная личность. Туласи Манджари-это одна личность, а Туласи-другая. Туласи- посланница, а не манджари. Позже тебе все станет ясно. Постепенно ты все это поймешь.
[Примечания]
1.[Фрагмент даршана Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа в ДжагганатхаПури, Октябрь 13, 2001]
Шрила Гурудев:Только в состоянии вирахи (разлуки) гопи и другие Враджаваси иногда говорят:"Он сам Бог, Верховный Господь". Но в каком контексте они говорят это? Они говорят:"Нам рассказал это ГаргаАчария" или "Пурнамаси сказала это нам". Каким-то образом они услышали об этом, но они сами не имели прямого осознания, что Кришна- это Верховная Личность Бога. ПремПрайоджадас: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур всегда использует слово "гьяна". "Они обладали гьяной, что Кришна- Бхагаван, что ОнПарамешвара". Шрила Гурудев:Они "знали", но "знать" в этом контексте означает "слышать от других об этом". Это не означает: "Я знаю, я имел прямое осознание этого". Это означает, что они скорее лишь понаслышке знают, что Кришна- Господь.
2.[Фрагмент даршана с Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем из Голландии, 28 Июня, 2002 г.]
Шьямаранидаси: В середине лекции вы говорили о том, что никто из Враджаваси не знает или не верит в то, что Кришна- Всевышний Господь. Шрила Гурудев:Да. Шьямаранидаси:Однажды кто-то, кто поставил под сомнение этот принцип, спросил вас:"А что насчет той игры, когда Кришна стал Вишну, а Радхика- Лакшми?" Вы ответили:"Нет. В этой игре есть более глубокое значение". Шрила Гурудев:Они всего лишь играли в это. Шьямаранидаси:Вы можете объяснить поподробнее? Шрила Гурудев:Это была всего лишь игра. Никто из спутников Кришны: ни трава, ни лианы, ни попугаи, ни птицы, что уж говорить о таких Враджаваси как Нанда Баба или Яшода Ма, никогда не верил в то, что Кришна- Всевышний Господь. Кришна может быть Господом. Богом всех Богов. Он может Им быть. Но для Враджаваси Кришна- друг, сын или возлюбленный. Только так. Шьямаранидаси: Так значит, они всего лишь играли в игру? Шрила Гурудев:Да, эта игра была для развлечения и отдыха (мано-ранджана) Радхи, Кришны и гопи. На самом деле Враджаваси не знают. Они все более великие, чем Брахма, Шанкара и даже Нарада. Они могут поучить Бхакти НарадуМуни, но все-таки они не знают, что Кришна- Верховный Господь. Если кто-то скажет им, что ОнБог, Враджаваси с насмешкой ответят:"О, да, вы, конечно, правы. Это просто замечательно. Если Он Всевышний Господь, тогда я хочу, чтобы все достигли бхакти к Его лотосным стопам". На этомбас (слово на Хинди означающее "стоп"). Они больше не испытают никаких чувств по этому поводу и не станут говорит более об этом.
3.[Перевод стиха со стр.68 этой книги взят из комментария к Нектару наставлений Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами Махараджа. Мы заменили перевод, который вслух прочитал Бхуриджанадас, этим, потому что доступный тогда перевод Бхакти-расамрита-синдху, который он прочел, изобиловал множеством не совсем точных Индийско-английских фраз. Мы посчитали, что читателю будет сложно понять тот первичный вариант. Но мы приводим ниже этот "оригинальный" перевод, который вслух прочитал Бхуриджанадас]: "В этой Врадже человек занимается духовной практикой, будучи подчиненным жителям вечного Враджа, со страстным стремлением следовать настроениям бхав, чувств и ощущений того единственного спутника Кришны, нужно служить им обоим, Шри Кришне и его дорогой Шри Радхе или Шри Нанде и Яшоде в другом случае. Нужно делать это как на стадии садхаки (стадия духовной практики в состоянии обусловленности), а также на стадии сиддха (когда человек достиг объекта своей духовной практики).
4.[ Отрывок из беседы со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем на тему Вилапа-кусуманджали, Матхура, Индия, 1991 год]
шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах Вилапа-кусуманджали (стих 72) Тут приведено два комментария. Один о том, что Шри Рупа Манджари поклоняется стопам Кришны, другими словами, она массажирует стопы Кришны. Радха и Кришна лежат на кровати, голова Шримати Радхики покоится на коленях Кришны и он нежно придерживает ее голову. Рагхунатха дас Госвами молится: "О Сваминиджи, О Шримати Радхика, благословишь ли ты меня, чтобы я мог послужить твоим стопам в такое время?" Комментарий, который дают бабаджи с Радха-кунды, неверный. Мы не принимаем его, они не достаточноразмышляли об этом. Мы следуем анугатья-дхарме, принципу следования по стопам гуру и гуру-парампары. Мы находимся под их руководством и принимаем их остатки. Бхакти всегда совершается в анугатье, под руководством старших. Если Рупа Манджари служит стопам Кришны, а Рати Манджари-Шримати Радхики, тогда Рати Манджари не находится в анугатье с Рупой Манджари. Манджари желают служить Радхике больше, чем Кришне. Поэтому невозможно,чтобы гуру-сакхи Рати Манджари- Рупа Манджари, служила бы Кришне, а Рати Манджари, которая занимает подчиненное к ней положение, служила бы стопам Шри Радхики. Гуру и Вайшнавы считают так: Кришна сидит. Шримати Радхика, переполненная радостью, становится свадхина-бхартрикой, героиней подчиняющей своего героя. Если она скажет ему: "Встань!", Он встанет. Находясь под полным ее контролем, Он скажет: "О, конечно". Если Она скажет Ему:" Надень на меня серьги. Причеши и укрась мои волосы", Кришна непременно сделает это. При этом присутствуют только Рупа Манджари и Рати Манджари. Голова Шримати Радхики покоится на коленях Кришны. На самом деле Кришна сидит, а Радхика легла и положила свою голову ему на колени. Если бы они оба лежали, как бы она смогла положить Кришне на колени свою голову? Радхика положила свою голову на колени Кришне, а он очень нежно гладит ее волосы своими руками. Он приглаживает выбившиеся локоны, и Радхика очень довольна его служением. В это время Рупа Манджари служит стопам Шри Радхики, а Рати Манджари молится Рупе:"Я бы так хотела получить остатки (прасад) твоего служения". Что означает слово "остатки" (прасад) в этом случае? Рати Манджари молится:"Ты служишь стопам Радхики. Возможно, ты прикажешь мне также послужить Ее стопам?". Тогда Рупа Манджари помещает одну стопу Радхики на колени Рати Манджари, и они обе принимаются делать Ей массаж. Это называется настроением анугатьи. Эта трактовка очень хороша и дарует удовлетворение, поэтому мы принимаем именно ее и никакую другую. Мы всегда должны стараться быть в анугатье нашего гурудева, парама-гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, кто является Наяной Манджари, паратпара-гурудева, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, кто является Камалой Манджари, Нароттамы Тхакура, кто является Виласой Манджари, Рупы Манджари, Ананги Манджари, Лаванги Манджари и т.п. Это принципанугатья-дхармы, которой мы всегда подчиняемся.
Глава Глава Послесловие Молитва о служении Сатсварупа Махарадж:В своих беседах по Рага-вартма-чандрике вы говорили, что мы совершаем внутреннюю арчану, думая о лилах Радхи и Кришны, в то время, как мы совершаем преданное служение такое как джапа и другое. Мне кажется, что у меня, по вашей милости, есть немного этой духовной жажды, но я чувствую, что неквалифицирован совершать внутреннее служение. Одна из причин- это страх. Является ли такая медитация сахаджией? Шрила Гурудев: Я говорил лишь о том, что нужно молиться: "Могу ли я надеяться стать даси? Могу ли я служить Шримати Радхике? Могу ли я служить Рупе Манджари?" Только совершайте молитву. Не представляйте, что вы в настоящее время служите. Не пытайтесь имитировать тех, кто уже заняты в таком служении. Ты понял? Сатсварупа Махарадж:Да. Шрила Гурудев: Я молюсь Кришне и его спутникам:"Я хочу служить Тебе". Мы не квалифицированы, но все же мы жаждем служить. Мы возносим молитвы, которые прочитали в Вилапа-кусуманджали Шрилы Рагхунатхи даса Госвами иСтава-мале Шрилы Рупы Госвами. Следуя по стопам этих махаджан, мы молимся:
вриндаваневихараторихакели-кундже матта-двипа-правара-каутука-вибхрамена сандаршайасвайувайорваданаравинда- двандвамвидхехи майи девикрипампрасйда
Шри Ганхарва-сампрартанаштака (1) «О,Деви Радхика! Словно опьяненный царь слонов, резвящийся со своей царицей-слонихой, Шри Кришна предается с Тобой нектарным любовным забавам в тенистых кунджах Вриндавана. О,Гандхарвика! Будь довольна мной и милостиво позволь увидеть Ваши лотосоподобные лица».
Шрила Рупа Госвами молится Шримати Радхике: "Я хочу получить ваш с Кришной даршан в реальном Вриндаване, апраката Вриндаване (Голока Вриндаване), в то время как вы бродите изкунджи в кунджу. Вам служат Лалита, Вишакха и другие сакхи в то время, когда вы совершаете в рощахвихару, забавы, полные счастья. Могу ли я обрести Твою милость и увидеть вас с Кришной в такое время?" Это одна молитва.
Вторая прартхана (молитва) такая:
хадевикаку-бхара-гадгадайадйавача йаченипатйабхувидандавадудбхатартих асйапрасадамабудхасйаджанасйакритва гандхарвикениджа-ганегананамвидхехи
Шри Ганхарва-сампрартанаштака (2)
«О,ДевиГандхарвика! Я тяжело страдаю в разлуке с Тобой. В полном отчаянии я падаю ниц перед Тобой и с дрожью в голосе смиренно молю явить милость этому глупцу и принять его в круг Твоих близких служанок».
Здесь Шрила Рупа Госвами молится:"О, Шримати Радхика, ты Божество, которому я поклоняюсь. Будь довольна мной. По твоей милости, смогу ли я стать достойным войти в круг твоихдаси? Ха деви! каку-бхара-гадгадайадьявача - я молю тебя и плачу у твоих лотосных стоп. Я не могу сказать ни слова, слезы текут из глаз. Я так подавлен. Пожалуйста, услышь мою молитву. "Удбхартих- Я молюсь Тебе, находясь в очень плачевном состоянии. Я беспомощен. У меня нет никакого знания. У меня нет никакого прибежища, кроме Твоих лотосных стоп. Меня утешает только то, что Ты очень добра и великодушна. Я припадаю к Твоим лотосным стопам, Ты моя единственная надежда". "Я довольно глуп, но все же я жажду служить тебе. Поэтому я молю, находясь у Твоих лотосных стоп, внеси меня в список Своих даси".
Тут не нужна квалификация. Мы просто страстно молим о милости. Нам необходимо совершать такие молитвы. Ты понял? Сатсварупа Махарадж: Да, я понял. Шрила Гурудев: Нечего бояться. Но обязательно должна быть жажда, иначе не будет самого настроения молитвы. Сатсварупа Махарадж:Другая трудность в том, что это требует контроля ума. Кажется, что это что-то вроде медитации... Шрила Гурудев: Нет, нет. Требуется только жажда. Если в молитве присутствует жажда, тогда она будет совершенной и успешной. Если в молитве нет страсти, тогда придет множество препятствий. Там, где есть духовная жажда, нет никаких трудностей. Бхуриджана дас: Тогда ничто не сможет остановить ее. Сатсварупа Махарадж:Можем ли мы начать, имея незначительную жажду? Шрила Гурудев: Но мне кажется, что ее вообще нет. Если есть духовная жажда, тогда йукти, логические доказательства, не смогут повлиять на ваше решение: стоит или не стоит молиться о достижении того, о чем говорится в молитвах. Если есть жажда, тогда доводы ума не понадобятся. Мы будем хранить нашу рагануга-садхану в секрете, как что-то очень личное. И мы всегда будем хотеть встретить на нашем пути тех, кто сильно заинтересован в такой садхане. Мы не станем обсуждать темы рагануга-садханы ни с кем другим. Тогда нам не понадобятся йукти шастр, не будет надобности убеждать себя при помощи доводов из книг или логикой. Предположим, что женщина любит мужчину, а мужчина любит женщину. Нет какой-то логической причины, почему женщина влюблена: она просто смотрит на своего возлюбленного и ощущает это в сердце. Духовная жажда похожа на это. Мы должны стараться всегда совершать вайдхи-бхакти с такими мыслями:"По милости Кришны, кто так сострадателен, я совершаю вайдхи-бхакти". Духовная жажда появится позже. Эти две практики на самом деле едины, между ними нет разницы. Все же есть разница, но не такая сильная. Если слепой молит о чем то, то в этом нет ничего зазорного. "Я хочу попасть во Вриндаван". Что плохого в этом желании?" Я хочу служить моему Гурудеву на духовной Голоке Вриндаване". В таком желании нет ничего плохого. Но мы должны избегать таких мыслей:"Ягопи, манджари. Я совершаю такое-то и такое-то служения". Мы не квалифицированы попасть туда, поэтому мы молим об обретении этой квалификации.
Контакты
Адреса проповеднических центров Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, а также лекции и аудио на русском, вы можете найти на сайте: www .р urebhakti . ru – раздел "Наши адреса"
Редкие записи бесед Шрилы Гурудева с учениками (на английском языке) вы можете найти на сайте www .р urebhakti . tv
Дорогие читатели, братья и сестры в Боге, а также друзья! Мы просим прощение, если допустили какие-то ошибки в тексте данной книги.
Над русским изданием книги работали: Перевод с английского, дизайн обложки- Говинда Мохини даси (Санкт-Петербург) Редактура, верстка- Вадим Муратов (Челябинск), [1] «Вечные развлечения Господа Кришны (нитья-лила) во Вриндаване называются ашта-калия-лила. Одни сути (24 часа) Шри Шри Радха Кришны поделены на 8 частей, начинающихся с Их нишанта-лилы (игры перед рассветом), пратах-лила (утренние лилы), пурвахна-лила (дневные лилы), мадхйахна-лила (игры середины дня), апарахна-лила (полуденные игры), сайама-лила (игры на закате), прадоша-лила (вечерние игры) и ратри-лила (ночные развлечения)» (Лекция Шрилы БВ Нараяны Гсовами Махараджа в Навадвипе, 17 марта 2005 год). [2]ХитхариВамша был учеником Шрилы ГопадаБхатты Госвами. Однажды, во время Экадаши, он появился перед гурудевом, жуя пан (дурманящее кушание со специями и бетелем, которое предлагают Божествам). Гурудев был разгневан и спросил, почему тот не соблюдает Экадаши. Он ответил: "Как же я мог пренебречь таким прасадом?" Тогда Гопала Бхатта Госвами отверг его. Прошло уже много времени, но Госвами не принимал его обратно, тогда ХитхариВамша утопился в Ямуне. Его последователи в наши дни также не следуют Экадаши. На Экадаши они устраивают большой пир, где едят различные зернобобовые. Последователи ХитхариВамши называют себя Радха-Валлабхасампрадаей". (Пояснения Шрипада Бхактиведанты Тиртхи Махараджа).
[3]"Существуют различные уровни анукула-бхавы. Это не так, что все на одном уровне, но в тоже время все они- бхава-анукула. Туласи важнее, чем другие объекты поклонения и личности, поэтому Гаудия Вайшнавы особенно поклоняются ей. Но мы, конечно, должны выражать почтением и всем остальным". (Объяснения Шрипада Бхактиведанты Тиртхи Махараджа)
[4]Выдержка из "Джаива-дхармы", глава 20: Виджай: Как следует почитать деревья, такие как ашватта и амалаки? Рагхунатха дас Бабаджи: Ашваттха-туласи-дхатри-го-бхуми-сура-вайшнавахапуджитахапраната-дхьятахакшапаянтинринамагхам- Все грехи уничтожаются, если человек помнит, что нужно совершать пуджу и предлагатьпоклоны деревьям амалаки и пиппала, Туласи, коровам, брахманам и Вайшнавам". (СкандаПурана). Тот, кто квалифицирован к вайдхи-бхакти, должен продолжать путешествие по жизни, оставаясь в этом мире. Чтобы сделать это, он обязан поклоняться, медитировать, заботиться и предлагать поклоны полезным деревьям, дающим тень, таким как пиппала, фруктовым деревьям, таким как амалаки, деревьям, достойным поклонения, таким как Туласи, коровам и другим полезным животным, брахманам, которые защищают общество, давая наставления по дхарме, и Вайшнавам. Вайдхи-бхакти этими действиями защищают этот мир.
Содержание Предисловие. Рисуя картину прошлого. - 5 - Вступление Знакомство с Верховным Господом Кришной.. - 14 - Глава 1 Как встать на путь Рагануга Бхакти. - 23 - 2 глава Освещая путь, ведущий к Рагатмика Бхакти.. - 49 - 3 глава Пять принципов рагануга-бхакти.. - 77 - 4 глава Божественное великолепие или сладость?. - 112 - Послесловие Молитва о служении.. - 142 - О Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махарадже. - 146 - Контакты.. - 148 -
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж Предисловие. Рисуя картину прошлого.
Это были 1960-е- время поиска света в этом темном мире. Разочаровавшись в родителях, учителях, религиозных деятелях, политических лидерах, разочаровавшись в политике Правительства, касающейся войны, правах человека и смысле жизни, многие иззападной молодежи привлеклись политической идеологией левого крыла. Многие находились в поисках просветления, не до конца осознавая, на что это похоже или чем это не является. Не понимая значения этого понятия, думая, что, возможно, просветление включает в себя беспорядочные половые связи, как у животных, они искали любовь, мир и духовность. Они создавали новых героев, ища своих лидеров в певцах фольклорных групп, которые были этакими "борцами за свободу". Экспериментируя с галлюциногенными и другими, изменяющими восприятие, наркотиками, они знали лишь то, что им нужно "что-то другое", что-то не западное, что-то духовное. В попытках раскрыть собственную суть, свое истинное эго, они задавались вопросом: "Кто я? Почему я нахожусь в этом мире? Почему страдаю? Почему весь мир страдает? Существует ли Господь на самом деле? Если да, то является ли он всепроникающим Нечто, что, по сути,представляет собой Ничто? Являюсь ли я этим Нечто?" В районе ИстВиллэдж были низкие цены на аренду жилья. Этот район поражал своим пейзажем из ветхих готичных зданий, он был известен интеллектуализмом битников (представители так называемого "разбитого поколения" 1950-х - начала 1960-х гг.; слово придумано писателем Джеком Керуаком) и движением антирасизма, и, казалось, он как нельзя лучше подходил тем, кто хотел избежать "американского мейнстрима". Именно в районе ИстВилледж собралась вся разочаровавшаяся молодежь, для того чтобы смотреть психоделические световые представления и слушать фолк-рок. Это был расцвет культуры хиппи, движения за свободу и гражданские права, расцвет ядерного фатализма и западного мистицизма. Шли месяцы, и многие из молодежи начинали понимать, что что-то было не правильно в их новой альтернативной культуре. Лидеры этой новой культуры говорили, что за все мировые проблемы стоит винить индустриально-военный комплекс, но у самих лидеров не было внушающих доверие предложений по решению этих проблем. Самый прославленный фолк певец тех времен Боб Дилан, спел тогда очевидное "Времена, они меняются", он также заверил поколение 60-х, что "Ответы носятся по ветру". Но ни он, ни кто-либо другой не могли поймать те ответы, которые носились по ветру и предъявить их поколению, которое ждало перемен. Сажая семечко. Именно тогда, в тех культурных условиях запада появился великий осознавший себя духовный учитель, Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж, который прибыл из Индии в 1965 году. Сначала он поселился на Манхеттене, а затем переехал в ИстВилледж. Там, будучи уже 70 летним, он решил построить первый храм Сознания Кришны и начать сажать семена вечного духовного знания древней Ведической Индии в сердца ищущих. Он говорил им:"Мы не являемся физическим телом, мы -духовные души, частички Верховной Личности Господа Кришны. Наше единственное занятие и наше единственное счастье- служение Ему". Многие люди считали религию частью общей истории, ведь религиозные движения влияли и формировали течение событий в течение веков. В случае с движением Сознания Кришны, Кришна,верховный основатель религии, использовал социальную, экономическую и политическую ситуации для достижения высшей божественной цели. Ведические учителя говорят, что ни Вьетнамская война, ни движение за гражданские права не явились прямой причиной поиска людьми духовности. Это был лишь вопрос времени, которое наконец-то пришло. Мы читаем в древних индийских трактатах, что Верховный Господь Кришна, источник времени, появляется тогда, когда приходят в упадок принципы чистой жизни и начинают превалировать безбожие и материализм. Он появляется тогда, когда нужно освободить землю от тяжести накопленных грехов и освободить праведников от цикла рождений, старения, болезней и смерти. Он приходит, когда люди готовы принять его. Когда Он явился на этой Земле 5 000 лет назад, мир находился под гнетом вооруженных для войны демонов, которые родились как земные цари. Незадолго до Его явления весь мир уже стоял на пороге кромешного ада. Этот же самый Кришна, в его форме времени, теперь уже в 1960-х, создал социальный фон экспериментализма и антигосударственных настроений. Он обеспечил идеальную атмосферу для того, чтобы его божественный посланник Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж создал революцию в жизнях заблуждающихся граждан западной цивилизации. Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа, впоследствии известный по всему миру как Шрила Прабхупада, предложил лишенной гражданских прав и неудовлетворенной молодежи, а позднее и всем людям на земле, то, чего они так жаждали и даже больше. Он вдохновил их, рассказав о смысле жизни, а также показал путь к достижению этой цели. После того, как Шрила Прабхупада ушел из этого бренного мира, его близкий друг, самый старший ученик и великий духовный последователь, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, дал разъяснения в своих лекциях, описывающих славу Прабхупады и его миссию. Шрила Нараяна Госвами Махарадж, известный по всему миру как Шрила Гурудев, дал новую жизнь надеждам тысяч страждущих, кого вдохновлял Шрила Прабхупада, но кто ослабел в связи с его уходом. Он направил тех, кто никогда лично не встречались со Шрилой Прабхупадой, но кто был вдохновлен его переводами древней ведической литературы. Он дал жизньтем душам, кто совсем не знал Прабхупаду и страдал под воздействием иллюзорной энергии Кришны, впоследствии он дал им знание о славе Прабхупады. Ниже мы приводим отрывки из некоторых лекций Шрилы Гурудева, в которых он делится подробностями своих духовных отношений со Шрилой Прабхупадой.
Отрывок из лекции от 4 мая, 2003 года.
«Он мой шикша-гуру и духовный брат моего духовного учителя. Он принял санньясу, отреченный уклад жизни от моего духовного учителя, Шрилы БхактипрагьяныКешавы Госвами Махараджа, я также принял санньясу у него, поэтому мы с Бхактиведантой Свами Махараджем также гуру-братья. Мы-очень близкие друзья. Я знаю его с 1946 года, с тех же пор я служу ему и подчиняюсь его воле. Он хотел, чтобы я поехал с ним в страны запада, особенно он звал меня в Нью-Йорк, место, где он впервые начал проповедовать за пределами Индии. Он просил меня выслать ему все его книги, что я и сделал. Я также послал ему Божества Радхи и Кришны, мриданги, караталы, различные сладости и другие параферналии. Он написал мне более 100 писем, и в одном из писем он признался мне, что нас связывает духовная дружба, которая не может быть уничтожена. Как он отправился в Америку? На корабле СиндияШиппингЛайнс, не на самолете, а на грузовом корабле. Он взял с собой лишь Бхагават Гиту и свои переводы Шримад-Бхагаватам. Он прибыл в Америку без копейки в кармане, сначала в Бостон, а потом и в Нью-Йорк. Он обычно пел в одном из парков, аккомпанируя себе на караталах и прикрыв глаза:"Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Шри Адвайта, Гададхара, Шривасади Гаура Бхакти Вринда" и "Харе Кришна Харе Кришна КришнаКришна Харе ХареХаре Рама Харе Рама РамаРама Харе Харе". Слезы струились из его глаз в то время, как он пел, его сердце таяло от любви к Кришне. В том парке было много молодых хиппи, которые пили алкоголь, курили и занимались другими непотребствами. Они окружили его. В то время когда он пел, они танцевали, а иногда предлагали ему свои бутылки со спиртным. Через какое-то время он превратил этих хиппи в "хэппи" (счастливых), и их жизни полностью поменялись. Они начали медитировать и поклоняться Верховному Господу, становясь еще более счастливыми. Свами Махарадж писал мне отовсюду, где бы он ни проповедовал. Закаких-то пару лет он перевел многие индийские писания и написал множество книг, эти книги были переведены на многие языки мира. Он проповедовал в горах, на островах таких, как Гавайи, в лесах (таких, как Шаранагати, в Канаде), в пустыне и во множестве стран по всему миру. Его голос разнесся далеко, а его книги помогли бесчисленному количеству душ осознать истины о Сознании Кришны. Он основал бесчисленное количество проповеднических центров, ферм, где защищают коров и школ».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы