Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как встать на путь Рагануга Бхакти.



 

Тамал Кришна Махарадж: Вы сказали, что сегодня вы поговорите с нами о книге « Рага-вартма-чандрика », что расскажете ее суть.

Шрила Гурудев: Перед тем, как начать говорить о Шри « Рага-вартма-чандрике »,сначала я бы хотел вознести молитвы моему Гурудеву, Шри ШримадБхактипрагьянеКешаве Госвами Махараджу и Шри ШримадБхактиведанте Свами Махараджу, затем Шриле Рупе Госвами и Шриле Рагхунатхедасу Госвами и затем автору, Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру. Мы настоятельно молим их о милости,в особенности мы молим о милости Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура.

В своей« Рага-вартма-чандрике »Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакуррассказывает нам то, что он осознал о природеанураги Шри Шри Радхи Кришны, об их вечно свежем чувстве глубокой привязанности друг к другу. Анурага (см. записи в конце главы)- это стадия Премы, которая предшествует Махабхаве. После Премы идутСнеха, Мана,Праная,Рага,затемАнурага.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит нам о том, что все это он познал благодаря милости Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами, далее он говорит: «Я написал эту книгу для очень удачливых личностей,у которых есть жадное стремление к этой раге (см.примечание 2),но кто пока не знает, как ее достичь. Эта книга станет проводником-лучиком (candrik ā), который осветит путь (vartma), ведущий к любовному служению жителей ГолокиВриндаваны (Рага). Этот путь практически неизвестен в этом мире».

Во время амавасья-ратри, когда луна не видна, ночь непроглядно темная. Где-то в темноте есть узкий путь, но мы не видим его. Если бы луна была на небе, она бы осветила путь своими лучами. Эта книга, подобно лунному лучу candrik ā, который освещает путь Раги или спонтанного любовного служения. Поэтому она имеет такое название.

Вы должны знать, что этот путь очень узок, это значит, что он предназначен лишь для немногих квалифицированных личностей, он не для всех. Хотя Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур советует неквалифицированным личностям не читать книгу, но, по большому счету, в этом материальном мире не существует такой квалификации, чтобы читать ее и вступить на этот путь. Единственная квалификация-это лоббха, или сильная жажда.

В Бхагават Гите говорится "apicetsud ā r ā carobhajatem ā mananya - bh ā k ".

Человек может быть полон анартх, плохих привычек и мыслей, но если он общается с рагануга бхактой и под его руководством читает 10 песнь Шримат Бхагаватам, такой человек может привлечься и получить очень сильную духовную жажду иметь такое же трансцендентное настроение, как у Враджаваси. Он может привлечься сакхья расой, дружбой с Кришной, ватсалья расой-родительской любовью к Кришне или мадхурья расой- отношениями с Кришной как с возлюбленным. Просто с верой слушая Шримат Бхагаватам, где описываются настроения Гопи, или родителей Кришны, или его друзей, такой человек может начать испытывать такие настроения в своем сердце.

Однако Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге не описывает сакхья и ватсалья бхавы, он раскрывает только настроения Гопи. Чтобы достичь бхавы Гопи, человеку в особенности стоит слушать части 10 главы Шримат Бхагаватам, где Гопи обсуждают свои отношения с Кришной. Это Гопи-гита, Югала-Гита, Бхрамара-Гита, Праная-Гита, Вену-Гита.

У тех, кто обладает достаточными впечатлениями (самскарами) в сердце от благоприятного общения в прошлых жизнях,сможет развиться такое жадное стремление к гопи-бхаве просто благодаря чтению шастр, ему не нужно полагаться на логику шастр, чтобы убедить себя.Для таких личностей, этот трактат подобен лунному лучу, позволяющему открыть для себя путь Рагануга Бхакти.

Первым делом автор объясняет, что существует два вида шраддхи или веры, вайдхи и рагануга, которыеприводят к двум разным видам Бхакти(вайдхи бхакти и рагануга бхакти соответственно). Оба типа шраддхи достигаются через общение с квалифицированнымивайшнавами.

Вайдхи бхакти основано на страхе. В шастрах сказано, что все должны поклоняться Кришне, так как это единственный путь избежать ада. Одни могут заниматься вайдхибхакти из страха, другие могут убедить себя заниматься бхакти,благодаря юкти, высшим доводам. Например, в шастре говорится:

 

савайпумс ā м паро дхармоятобхактирадхокшадже

ахайтукиапратихат ā й ā й ā тм ā супрасидхати.

Шримат Бхагаватам (1.2.6)

 

Наивысшее занятие для всего человечества- это Чистое бхакти, которое совершается для удовлетворения трансцендентного Господа Адхокшаджи, Кришны, всеми усилиями тела, ума и души человека. Такое высшее бхакти (уттама бхакти), должно совершаться постоянно, без эгоистических желаний и без перерывов. Только таким образом может быть полностью удовлетворена душа человека.

 

Услышав это наставление многие люди начинают практиковатьвайдхи бхакти.

С другой стороны, бхакти, которое основано лишь на подлинной жажде следовать по стопам Гопи, называется рагануга-бхакти. Такая жажда рождается от слушания об играх Кришны с Гопи, описанных в Шримат Бхагаватам, от чтения книг Госвами, и в особенностиот общения с рагануга-бхактами,так как без общения рагануга-бхакт игры Кришны и Гопи могут быть поняты не верно.

Какова природа этой жажды? Как понять: истинная наша жажда или нет? Когда садхака (тот, кто занимается духовной практикой) слушает об очаровательных играх Кришны, особенно его играх с гопи, от расика рагануга Вайшнавов из таких книг как Шримад Бхагаватам, Кришна Каранамрита, Удджваланиламани, Радха-раса-судха-нидхи, или других подобных книг- в его сердце (читта-вритти) появляется страстное желание обрести настроения близких спутников Кришны. Тогда он погружается в облик Кришны, его качества и игры.

Вы знаете, что такое читта-вритти?

Тамал-Кришна Махарадж: Духовное...внутреннее… Какое слово подобрать… внутреннее...

Шрила Гурудев: Какое слово?

Тамал-Кришна Махарадж: Сознание? Внутреннее сознание?

Шрила Гурудев: В этом контекста читта-вритти означает ум или сердце. Когда наша читта-вритти страстно желает стать подобным кому-то из близких спутников Кришны, иметь такие же настроения, как у этих спутников, такое состояние сердца является истинным и естественным в противоположность состоянию, когда сердце утвердилось в своей погруженности в материальное. На этой стадии преданный не заинтересован в изучении указаний шастр. Все чего он хочет- это достичь настроения как у его ашрая-гопи, той гопи к чьему настроению он развил истинную жажду. Понятно? Вы можете объяснить, что значит лоббха, чистая духовная жажда?

Тамал-Кришна Махарадж:Лоббха- это когда человек слушает описания из Шримад-Бхагаватам о Радхе и Кришне, а затем размышляет о том, что чувствуют Гопи к Кришне.

Шрила Гурудев:Можешь пояснить, чего желает такой человек?

Тамал-Кришна Махарадж:Он сильно жаждет иметь такие же чувства, какие испытывают они.

Шрила Гурудев:Верно, но ты упустил одну вещь. Те, кто обладают лоббхой, не связаны указаниями и ограничениями шастр. Они даже не касаются их.

Тамал-Кришна Махарадж:Они не соблюдают правила и предписания?

Шрила Гурудев:Правила и предписания шастр им не нужны вообще.

Тамал-Кришна Махарадж:А иначе это будет Вайдхи?

Шрила Гурудев:К примеру, человек видит свежие сладости: расагуллы или рабри. У него может совсем не быть денег, но, тем не менее, у него тут же может возникнуть сильное желание их съесть. Он облизывается и приговаривает:"Как вкусно!" Таким же образом, неважно на какой стадии духовного развития находится человек, если он искреннее думает: "О, настроения гопи сладостны и очаровательны. Каким-то образом я должен достичь их!" - такая жажда не связана ограничениями и указаниями шастр. Если мы начинаем оценивать, квалифицированы мы или неквалифицированы, если мы думаем, что то, что мы хотим слишком возвышенно для нас, это значит, что у нас нет жажды. Вы понимаете?

Тамал-Кришна Махарадж:Пожалуйста объясните еще.

Шрила Гурудев:Если я хочу расагуллу, но думаю:"В моем кармане нет денег, чтобы купить ее, поэтому я не могу себе ее позволить", это означает, что у меня нет настоящего желания съесть эту сладость. Человек во власти желания думает: "Не мытьем, так катанием я добуду ее..."

Тамал-Кришна Махарадж: Выпроси,заработай или, на худой конец, укради.

Шрила Гурудев:Такой человек не будет думать о своей квалификации или неквалифицированности. Он не размышляет о том, в состоянии он или нет получить такое бхакти. Он просто думает:"Я должен получить это!" Это истинная жажда. Теперь понимаете? Его желание должно быть подпитано образом, качествами и играми Кришны. Тогда считается, что он обладает истинной духовной жаждой.

Садхака, обладающий такой жаждой, может размышлять: "Я слышал от расика Вайшнавов, как Лалита, Вишакха, Читра, Рупа Манджари и другие спутники служат Кришне, и я бы хотел служить также, как они". Его не останавливают оценки своей квалификации к достижению самаджатия-бхавы (идентичного настроения, которое он жаждет), также он не ждет никаких логических доводов, чтобы убедить себя делать это.

Тамал-Кришна Махарадж:Ему не нужны доказательства?

Шрила Гурудев:Духовная жажда не опирается на доводы разума. Если нужны доводы, чтобы убедить себя- это уже не жажда.

Рассмотрим следующий вопрос: Итак, человек развил жажду, как ему достигнуть желанной цели? Это произойдет в общении с расика рагануга Вайшнавами. Человек должен в их компании читать книги, такие как Удджвала-ниламани, Бхакти-расамрита-синдху, Враджа-рити-чинтамани, Кришна-карнамрита, Радха-раса-судха-нидхи, Гита-Говинду Шрилы Джаядевы Госвами, книги КавиКарнапура и всех наших Госвами, и в особенности Рага-вартма-чандрику. Прочитав эти книги, человек задумается: "Каким образом легче всего достигнуть этих настроений: "мытьем или катанием"? Какой самый легкий способ достигнуть этого?" Такой должен возникнуть вопрос.

Все наши ачарии, включая Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура и Шрилу Бхактивиноду Тхакура, запечатлели на бумаге очень практичный путь, как они сами достигли цели, и как достигли ее другие садхана-сиддха-гопи. Их записи- это подлинные шастры. Мы должны найти описания их метода в шастрах и принять процесс, который там описан, потому как, не следуя шастре, не следуя пути Шри Рупы Госвами, человек станет сахаджией (см. примечание 3) или атеистом.

Прошу обратить внимание на важный момент: человек, обладающий жаждой, никогда не оценивает, квалифицирован он или нет. И все же он с рвением примет помощь от этих книг. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур лично сейчас не присутствует на земле, но он присутствует в своих книгах.

Важно понять, что эта духовная жажда не приходит как результат только личных усилий. Она приходит лишь по милости Кришны и рагануга-бхакты. Без их милости никто не может развить в себе эту жажду.

Бхакта-крипа (милость Вайшнавов), бывает двух видов: практана (берущая начало в предыдущих жизнях) и адхуника (берущая начало в этой жизни). Практана указывает на милость, которую человек получил отпрактики бхакти в прошлой или этой жизнях. Если человек имеет самскары (впечатления) из практики преданности прошлой жизни и получает милость Вайшнава в этой жизни, тогда он просто и легко продвигается в Бхакти. Возможно, ему не придется вновь получать дикшу, примером тому были некоторые изнаших Госвами. Или, если он получает дикшу, то он начинает продвигаться очень быстро по пути бхакти.

Шрила Харидас Тхакур, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рай Рамананда не говорили никому что-либо о своей Гуру-парампаре: они получили общение со Шри Чайтаньей Махапрабху и таким образом достигли желанной цели. Это примеры милости, достигнутые благодаря пурва-самскарам, впечатлениям, полученным в прошлых жизнях. Вы все поняли? Сейчас я проверю вас.

Тамал-Кришна Махарадж:Хорошо.

Шрила Гурудев:Вы знаете значение слово "самскара"?

Тамал-Кришна Махарадж:Это накопленные благочестивые поступки, результатыочищения, преобразующие процессы.

Шрила Гурудев:Мы будем разбирать все, что связано с самскарами, поэтому попытайтесь понять значение.

Адхуника крипа- это когда человек, не имеющий самскар из прошлой жизни, каким-то образом обретает духовную жажду по беспричинной милости квалифицированного гуру или Вайшнава. Такой человек получает дикшуот рагануга Вайшнава гуру. Если у человека уже была дикша, он, ведомый духовной жадностью, может принять рагануга Вайшнава гуру своим шикша-гуру. В некоторых случаях ученика с шикша-гуру могут связывать более тесные взаимоотношения, чем с анустхана-дикша-гуру (гуру, который дал посвящение в мантры в соответствии с панчаратрика-видхи). Такой пример мы видим у Шьямананды Прабху, Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами.

Шрила Рагхунатха дас Госвами получил дикшу от ЯдунанданаАчарии, а затем Шри Чайтанья Махапрабху поместил его в руки Шри Сварупы Дамодара. Позднее, когда Рагхунатха дас отправился во Вриндаван, он получил близкое общение с Шрилой Санатаной Госвами и в особенности со Шрилой Рупой Госвами. В конце концов, он страстно молится именно Шри Рупе Госвами,чтобы обрести лелеемое в сердце желанное служение. Эти молитвы были описаны в Вилапа-кусуманджали.

Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами не раскрыл имя своего дикша-гуру, возможно из-за того, что он не получил желаемого настроения в бхакти у него. Напротив, он выражает признательность Рупе и Рагхунатхе, так как от них он получил все свои настроения в преданном служении.

В конце каждой главы его Шри Чайтанья-Чаритамриты он молился:

 

шри-рупа-рагхунатха-паде яра аша

чайтанья-чаритамритакахекришнадаса

Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, всегда жаждущий их милости я, Кришнадас, веду повествование Шри Чайтанья-Чаритамриты, следуя по их стопам.

Почему Шрила Рагхунатха дас Госвами молится Шриле Рупе Госвами? Шри Сварупа Дамодар- это Лалита деви, она естественным образом занимает более высокое положение, чем Рупа Госвами, который является Рупой Манджари. Рагхунатха дас молится лишь Рупе Госвами. Почему? Потому что он не желает быть наякой Кришны(героиней-возлюбленной), такой как Лалита или Вишакха.

Тамал-Кришна Махарадж:Он желает получить манджари-бхаву?

Шрила Гурудев:Только лишь манджари-бхаву.

Кто такиеманджари? Мы слышали о манджари лотоса или манго (прим. манджари-бутон). Многие цветы и лианы имеют манджари. Сначала появляется бутон (манджари), а потом цветок. Манджарирасположены над цветком. Когда прилетает шмель и садится на цветок, чтобы насладиться медом, манджари трепещут от радости.

Таким же образом, когда шмель-Кришна приходит к Шримати Радхике, она одаривает его милостивым взглядом, и оба погружаются в према виласу (любовные игры). Хотя этот "шмель" не касается манджари, манджари трепещут, ощущая все, что ощущает Шри Радхика. Все переживания "цветка" во время этих игр проявляются в манджари, поэтому нет необходимости этому "шмелю" касаться их. Если шмель целует цветок, то манджаричувствуют: "О, этот шмель поцеловал меня".

В действительности, манджари ощущают даже то, чего не ощущает сам цветок, в том смысле, что сам цветок не трепещет, как это происходит с манджари. Таким же образом служанки Радхики ощущают удовольствие оттого, что служат ей. Радхика не может ощущать этого. Это удовольствие называется бхава-уласса рати (см. примечание 4).

Шрила Рагхунатха дас Госвами хотел быть манджари, а не "цветком". Другими словами, он не желал сакхи бхавы, настроение подруг Радхики таких, как Лалита и Вишакха, которые имеют непосредственные любовные отношения с Кришной.

В этом выражается особенность манджари. Внашейсампрадае никто не хочет быть сакхи Радхики, все хотят стать ее кинкари. Вы понимаете, о чем я говорю? Вы знаете, что означает кинкари?

Тамал-Кришна Махарадж:Слуга.

Шрипад Мадхава Махарадж: Служанка.

Шрила Гурудев:В английском нет эквивалента для того, чтобы объяснить значение слова "кинкари". Это такое прекрасное санскритское слово, которое подразумевает что-то очень благоуханное, мягкое и очень сладостное.

Мы не сможем постичь эти истины, лишь читая книги. Никакие книги не прояснят для вас эти тему лучше, чем наша беседа. Обсуждая эти темы со мной, вы можете достичь больше, чем вам когда-либо удастся достичь, лишь изучая книги.

ШрипадМадхава Махарадж:Эти истины постигаются только методом осознания.

Шрила Гурудев:Я не заявляю, что обладаю какими-то осознаниями. Но я обрел милость Бога и милость моего Гурудева.

В первом стихе Вилапа-кусуманджали, Шрила Рагхунатха дас Госвами утверждает, что, несмотря на то, что муж Рупы Манджари уехал далеко из дома, он видит отметины на ее губах. Как же такое возможно? Кришна не целовал Рупу Манджари, он поцеловал Радхику, и это губы Радхики хранят след поцелуя. Но эти отметины тут же проявились на губах Рупы Манджари.

Тамал-Кришна Махарадж:Я спрашивал вас об этом в Бомбее.

Шрила Гурудев:Следы на лице и теле Шримати Радхики не отражаются на телах Лалиты и Вишакхи, но они полностью отражаются на телах манджари. Мыпоследователи Рупы Госвами, который является Рупой Манджари.

Мне кажется, вы будете помнить это учение всю жизнь, и не сможетезабыть его.

Бывает так, что человек принимает дикшу формально (анустханикидикшу), думая: "Многие вокруг приняли дикшу, и я тоже хочу". Он получает брахманский шнур, кантхи-малу (бусы на шею), участвует в огненнойягье, но ему не объяснили глубокого настроениядикши. Именно внутреннее настроение является основой истинной дикши.

Дикша-это процесс, это не сиюминутное дело. Процесс получения дикшизанимает длительный период времени. Если кто-то имеет преимущество в виде впечатлений из прошлой жизни, такой человек легко принимает дикшу и быстро достигает цели, но у того, кто не имеетсамскар из прошлого, процесс может идти очень медленно.

Тамал-Кришна Махарадж:Пока человек не получит общение рагануга Вайшнава.

Шрила Гурудев:Такой ученик также должен быть квалифицированным. Если ученик не обладает нужными самскарами и пока не обрел духовную жажду, он не сможет нужным образом получить все эти истины от своего дикша-гуру, который может быть очень квалифицированным, но которому не хватило времени, чтобы подробно рассмотреть эти темы. Позже, когда у ученика начнет развиваться духовная жажда, он может принять шикша-гуру, нет нужны для этого оставлять своего дикша-гуру. Иногда ученик отдает предпочтение в большей степени своему шикша-гуру, или обоим гуру одинаково, в соответствии с их квалификацией. Постепенно он услышит от них все эти истины.

Если дикша-гуру присутствует, ученики должны получить все эти знания у него. Бывает так, что Гурудев с радостью может приказать идти получать наставления у другого, более квалифицированного Вайшнава. Так случилось в ситуации со Шьяманандойпрабху, Шрилой НароттамойдасомТхакуром, Шри Шринивасомачарией.

Как я уже упоминал ранее, если человек обрел духовную жажду благодаря впечатлениям из прошлого или самскар из этой жизни, он начнет искать во всех шастрах, слушая и читая их, особенно он будет уделять внимание тем шастрам или комментариям, которые написал Шрила Рупа Госвами и его последователи, рупануга Вайшнавы.

Каково истинноезначение слова рупануга? В своих книгах, Шрила Рупа Госвами описал, находясь в татастха-бхаве (беспристрастном настроении), различные расы (вкусы служения). Вы знаете, что значит слово татастха?

Тамал-Кришна Махарадж:Пограничная?

ШрипадМадхава Махарадж: Нейтральная.

Шрила Гурудев:Он написал с нейтральной позиции обо всех расах: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Если кто-то обладает духовной жаждой обрести какое-то из этих настроений, такой человек станет раганугой-бхактой, но не обязательно рупанугой.

Что значит рупануга? Даже если кто-то следует Удджвала-ниламани, он может быть раганугой, но не быть рупанугой. Человек является рупанугой, если он следует тому, как Шрила Рупа Госвами служит Радха Кришне внутренне, в своем облике Рупы Манджари, глубоко погрузившись в качества и настроения (бхавы), которыми Рупа Манджари служит Им.

ШрипадМадхава Махарадж: Все рупануга-бхакты являются раганугами, но не все рагануги являются рупанугами.

Шрила Гурудев:Садхака будет искать в различных шастрах методы, с помощью которых можно обрести эти настроения. Он послушается совета рупанугаВайшнава, который скажет ему читать Шримад-Бхагаватам, Удджвала-ниламани, Кришна-карнамриту, Радха-раса-судха-нидхи, Гита-Говинду Джаядева Госвами, книги Чандидаса, Видьяпати и других подобных Вайшнавов.

Рупануга Вайшнав также посоветует искать только те настроения преданности (бхавы), к которым у человека развилась духовная жажда. Такая личность узнает обо всех расах, но будет служить только в одном настроении, настроении его стхайи-бхавы (в постоянных, соответствующих его природе отношениях с Шри Шри Радха Кришной). Стхайи-бхава проявляется лишь по достижению премы, но жажда обретения стхайи-бхавы проявляется перед этим. Подлинная духовная жажда, которая не меняется ни в этой, ни в последующих жизнях называется гадха-самскара (см. примечание 5). Если кто-то обладает подлинной духовной жаждой, такой, какая была у Шри Рупы Госвами, тогда жажда обретения конкретной стхайи-бхавы у такой личности останется неизменной в любом рождении.

Санака, Сананда, Санатана и СанатКумары имели стхайи-бхаву в шанта расе. Поэтому они могут рассказывать весь Шримад-Бхагаватам.

Тамал-Кришна Махарадж:Как это так? Я помню, что задавал вам уже этот вопрос раньше.

Шрила Гурудев:Они могут это делать, так как находятся в нейтральном настроении. Они знают все о различных расах, но на личном опыте они не испытали расы, которые превосходят их шанта-расу.

Тамал-Кришна Махарадж:А что насчет Шукадева Госвами?

Шрила Гурудев:Шукадев Госвами имеет какой-то непосредственный опыт, потому что он Шука- попугай Шримати Радхики. Поэтому он обладает стхайи-бхавой Враджа.

Тамал-Кришна Махарадж:Вы только что раскрыли очень важную вещь о Шукадеве Госвами.

Шрила Гурудев:Как попугай Шримати Радхики, он сидит на ветвях деревьев тамала и кадамбы. Он наблюдает за всеми сокровенными играми Радхики и Кришны и от этого становится очень и очень счастливым. Но все же, он не может служить так, как делает это Рупа Манджари.

Тамал-Кришна Госвами: Он видит все. Так каким же видом бхавы он обладает?

Шрила Гурудев:В шастрах говорится, что он обладает шанта-бхавой.

Тамал-Кришна Махарадж:Потому что он нейтрален?

Шрила Гурудев:Но нужно понимать, что он находится во Врадже, а там невозможнашанта-бхава. Мы сами должны решить, какой расой он в действительности обладает. Когда Шри Шри Радха Кришна утром еще спят, Шука (имя Шукадева Госвами в виде попугая Радхики) говорит множество прекрасных речей, чтобы пробудить их.

Тамал-Кришна Махарадж:По описанию это не похоже на шанта-бхаву.

Шрила Гурудев:Да, это не она.

Тамал-Кришна Махарадж:Должно быть,Шука обладает многими бхавами.

Шрила Гурудев:Да, позже мы рассмотрим все эти истины.

Тамал-Кришна Махарадж:Почему тогда в шастрах говорится, что он в шанта-бхаве?

Шрила Гурудев:Это говорится для шанта-бхава бхакт.

Тамал-Кришна Махарадж:Итак, вы говорите, что внешне это выглядит как...

Шрила Гурудев:Но...

Тамал-Кришна Махарадж:Но на самом деле этим не является в точности.

Шрила Гурудев:Коровы во Врадже находятся в ватсалья-бхаве, поэтому Шука точно не может быть обладателем лишь шанта-расы.

Чтобы проиллюстрировать то, как найти нужный процесс обретения плода духовной жажды, Шрила Вишванатха Тхакур приводит пример человека, который желает выпить молока. При виде молока у человека появляется желание его выпить, поэтому он прибегает к процессу, благодаря которому он сможет это сделать.

Он спрашивает у того, кто пьет молоко, откуда тот его взял. Затем он покупает корову, у которой есть теленок, иначе молока она давать не будет. Он берет корову и теленка и приводит в свой дом. Он смачивает ей вымя водой или смазывает его маслом, затем он подпускает теленка, чтобы пошло молоко. Как только теленок попил, человек омывает вымя водой и доит ее. Затем он кипятит молоко, добавляет по вкусу различные приправы: розовую воду, кевру (экстракт ароматного цветка), камфору и т.п.

Подобным образом, хотя садхака, обладающий истинной духовной жаждой, не нуждается в доводах и убеждениях из шастр, чтобы заниматься Бхакти, он внимательно изучает шастры, которые дадут ему войти в процесс, позволяющий достигнуть его цели.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит нам, что, когда человек обладает истинной жаждой, он также следует составляющим вайдхи-бхакти. Однако такое бхакти нельзя назвать чистым вайдхи-бхакти, скорее это рагануга бхакти. Такой преданный вовлечен в процессы шраванам, киртанам, вишнохсмаранам, падасеванам и т.п. С самого начала он будет тщательно совершать гуру-чаранашраю: он примет прибежище у лотосных стоп Гуру и с верой будет служить ему в вишрамбхабхаве.

Тамал-Кришна Махарадж:Что значит вишрамбха?

Шрила Гурудев:Это значит не иметь подобострастного страха, проистекающего из духа благоговения и почтения. Ученик служит Гуру, как служил бы родному человеку, самому лучшему другу. Он не думает: "О, я такой падший, а он такой возвышенный", он скорее думает: "Гуру-мой, а я-его".

Наглядный пример: когда маленький сын видит своего отца, он тут же забирается ему на колени, треплет его за плечо, гладит его лицо, берет за руку, служит ему с большой любовью.

Более того, личность, наделенная подлинной духовной жаждой, служит своему Гурудеву даже с большей любовью, чем сын служит отцу, потому что он получил знания обо всех духовных истинах от Гурудева, а также настроение, которым он сейчас обладает. Такое близкое сокровенное служение является обязательным.

Гуру-чаранашрая означает "принять прибежище у самоосознавшего себя гуру", это первый пункт из 64 действий в преданном служении.Затем, следуя второму пункту, человеку следует принять дикша инициацию от такого гуру. Шри Бхакти-расамрита-синдху описывает 64 действия в преданном служении, первые 5 из которых непосредственно связаны с гуру.

На пути регулируемого преданного служения, человек должен следовать пяти действиям:

1) принять квалифицированного духовного учителя;

2) принять у него инициацию;

3) служить ему;

4) получать от него наставления и вопрошать, чтобы узнать больше о преданном служении;

5) следовать по стопам предыдущих ачарий и следовать наставлениям, данным своим гуру.

Рагануга бхакты следуют тем же процессам, но их настроение кардинально отличается от настроения вайдхибхакт.

Вайдхибхактабудет сидеть на коленях перед гурудевом и со сложенными ладонями будет молиться:"Гурудев, пожалуйста, дайте мне приказ. Какое служение мне сделать?" Когда ученик подобно слуге получит приказ, он пойдет его исполнять. А тот, кто обретет истинную духовную жажду будет служить в настроении, которое я описал ранее. Без раболепия и страха. Он будет думать "Я-его, а он-мой".

Рагануга вайшнавы также выполняют все процессы вайдхи-бхакти, но...

Тамал-Кришна Махарадж:В чем различие?

 

Шрила Гурудев:Только в настроении. Если кто-то отвергнет практику вайдхи, он будет не в состоянии войти в раганугу.Его духовная жажда уйдет, поэтому он должен следовать.

Для личности, которая обрела подлинную духовную жажду и хочет следовать процессу рагануга-бхакти, Шримад-Бхагаватам говорит, что Верховный Господь приходит к ним в виде чайтья-гуру и дикша-гуру вместе. В этой связи вам стоит знать, что гуру-это акханда-таттва (целостный и неделимый принцип гуру), проявление Нитьянанды Прабху, Баладевы Прабху. Так как гурудев дает все, что пришли дать Нитьянанда Прабху и Баладева Прабху, так как его наставления- это Их наставления- гурудев считается Их проявлением.

В Бхагават Гите (10.10) говорится:

тешам сатата-юктанам

бхаджатамприти-пурвакам

дадамибуддхи-йогам там

йена мам упайанти те

 

Того, кто с любовью совершает бхаджан и жаждет стать моим вечным спутником, я наделяю трансцендентным знанием, с помощью которого они могут достичь меня.

 

Если человек предается Кришне и обладает подлинной духовной жаждой, если его сердце чисто и он обладает достаточнымисамскарами, Господь проявляет все в его сердце как чайтья-гуру. Кришна утверждает в Бхагават-гите: "Я даю ему мудрость, чтобы постичь мое бхакти". Он не дает мудрость открыто, но через сердце. Он благословляет своего преданного спхурти (внутренним видением), вдохновляя его изнутри, и лично проявляет все сиддханты в его сердце. Также он дает наставления извне, в форме дикша-гуру и шикша-гуру.

Тамал-Кришна Махарадж:Вы говорите, Кришна раскрывает все в сердце?

Шрила Гурудев:Да. Он все раскрывает прямо в сердце. Определенно.

Люди могут удивляться, видя, что у такого преданного нет гуру: "Как он может знать все эти истины?". Ответ прост - сам Кришна раскрыл все эти истины в его сердце, он проявил себя самого внутри, несмотря на то видит ли это кто-нибудь или нет. Я иногда испытывал это сам. Я чувствовал это внутри себя. Бывало так, что,несмотря на то, что я не читал об этом, не слышал и не видел, но прекрасные картины проявлялись в моем сердце. Возможно, вы тоже переживали подобный опыт? Наверняка вы чувствовали это, так как всякий, кто служит своему гурудеву, обретет подобные осознания. Даже если гурудев не присутствует перед нашим физическим взглядом, он может проявить все эти истины.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в начале цитирует 3 ключевые шлоки из Бхакти-расамрита-синдху (1.2.294-296), осознав которые, человек может встать на путь рагануга бхакти.

Первая:

 

кришнам смаран джанамчасья, прештамниджа-самихитам

тат-тат-катха-ратаскашау,курьядвасамврадже сада

Помня о Кришне вместе с его возлюбленными спутниками, кому мы желаем следовать, полностью погрузившись в обсуждения их игр, мы должны жить во Врадже. Если это не возможно физически, во Врадже нужно жить умом.

 

Вторая шлока:

 

сева садхака-рупена, сиддха-рупеначатра хи

тад-бхава-липсунакарья, враджа-локанусаратаха

На пути рагануги, человек должен следовать близким дорогим спутникам Кришны и их последователям, которые постоянно погружены в свое служение. Это следует делать как в садхака-рупе (внешнем материальном теле и в текущей обусловленности) а также в сиддха-рупе (посредством внутреннего совершенного духовного тела, которое подходит для выбранного типа служения Шри Кришне, которого так жаждет сердце). Человек должен жаждать обрести бхаву, особое любовное настроение присущее тем спутникам, кому он хочет следовать.

 

Третья:

 

шраваноткиртанадинивайдха-бхакти-удитани ту

йанианганичатанивигнейаниманишибхих

 

В вайдхи-бхакти человек практикует такие составляющие бхакти как шравана, киртана и т.п. в соответствии со своей квалификацией. Таким же образом в рагануга-бхакти, ученые, сведущие в принципах бахкти советуют также следовать этим составляющим.

 

Шрила Вишванатха Тхакур затем комментирует каждую шлоку, одну за другой. Эта тема очень многогранна и глубока. Давайте разберем первую шлоку.

Тамал-Кришна Махарадж:Где находится эта шлока? В какой части Бхакти-расамрита-синдху она находится?

Шрила Гурудев:Ты можешь найти ее в конце пурва-вибхага (восточная часть). Кришнам смаран означает "помнить о Кришне". Джанамчасьяпрештхамниджа-самихитам указывает на памятование его прештха, его дорогих спутников. Эти спутники могут быть в дасья-расе, сакхья-расе или ватсалья-расе, но Шрила Вишванатха Тхакур говорит особенно о тех, кто в мадхурья-расе.

Тот, кто развил духовную жажду достичь настроения гопи, памятует о Кришне, когда тот находится на Сева-кундже или Вамшивате. На его лице играет чарующая улыбка, он подносит к губам прекрасную флейту. Его большие, как у олененка, глаза подвижны и словно кого-то ищут тут и там. Видя приближение гопи, он переполняется радостью, в такие моменты он полностью утрачивает контроль над своими телом и мыслями. Хотя онсам Верховный Господь, но в такие моменты он забывает обо всем. Не осознавая как он стоит и как выглядит, он замирает в свое позе трибханга-лалита (изогнутая в трех местах), он непревзойденно прекрасен.

Тысячи и тысячи гопи стоят перед ним, но косыми взглядами он ищет одну единственную гопи, но она задерживается. Какое-то время спустя он, издалека, видит, как она приближается. Кто же эта гопи? Это Шри Радха. Рагануга садхака медитирует на облик Кришны именно в такие моменты.

Эта смаранам, памятование о Кришне, включая все эти детали и все благоприятные качества. В Джайва-дхарме мы читали о качествах Кишора-Кришны, Кришны в своем облике мальчика-подростка в шрингара-расе (мадхурья-расе). Качества Кришны в сакхья-расе не похожи на те, которые появляются у него, когда он общается с гопи. Качества Кришны, когда он общается с родителями: Нандой, также отличаются. В каждой расе Кришна обладает разными качествами.

Помните Кришну, обладающего всеми качествами, которыми он украшен в мадхурия-бхаве. Помните Его, когда он пытается обыграть гопи в кости, а они в ответ обманывают его и пытаются украсть его флейту. Помните Кришну вместе с его прийа-джана, Его возлюбленными спутниками.

Каковы манеры, качества и природа гопи, особенно Шримати Радхарани? Что делает та гопи, которой мы страстно желаем следовать? Эта гопи не Радхика, Лалита или Вишакха, это Рупа Манджари. Нам чрезвычайно интересно, чем она занимается, ведь именно ее настроение мы хотим перенять. Когда Шримати Радхика довольна, Рупа Манджари также становится довольна. Она выполняет бесчисленное количество служения: она приносит воду в золотом горшке, иногда она очень медленно и аккуратно омахиваетчамарой...

Тамал-Кришна Махарадж:Она делает массаж?

Шрила Гурудев:Да, когда она видит, что Шри Шри Радха и Кришна очень устали, она служит в соответствии с их потребностями. Мы хотим тщательно наблюдать, что делает эта манджари и как она выполняет свое служение.

Метод, как войти в эти игры и служение, основан на беспрерывном памятовании. Джанамчасья означает помнить обо всех гопи, в особенности о той гопи, которой я хочу следовать.

Тамал-Кришна Махарадж:Медитировать на это?

Шрила Гурудев:Это метод рагануга-садхана-бхаджана. Тат-тат-катха-ратаскашауотносится к шикша-гуру, такому преми-гуру или рагануга-гуру, от которого мы слушаем. Он будет рассказывать нам то, как все сакхи служат Кришне, особенно он будет говорить о служении Рупы Манджари и о служении нашего гуру в форме сакхи. Этот гуру должен обсуждать их игры с Кришной, как это иногда обсуждаю я с вами.

Такие преданные всегда находятся во Вриндаване. Если нет возможности находиться телом, то нужно непременно поселиться там умом. Такой любви невозможно достичь, не живя во Вриндаване.

Эти три практики чрезвычайно важны: кришна-смарана, памятование о Кришне вместе с его дорогими спутниками, тат-тат-катха-ратаскашау, постоянное обсуждение их игр, и курьядвасамврадже сада, всегда пребывать во Вриндаване (по крайней мере, в уме), в таких местах игр Кришны, как Сева-кунджа, Санкет, Яват. И, если вы обладаете квалификацией, в полдень вы можете приходить на Радха кунду. Проведите весь день с Радхикой и с той гопи, чьему настроению вы хотите следовать.

На сегодня это все. Возможно я закончу объяснять следующие две шлоки в ближайшие три дня.

Тамал-Кришна Махарадж:Вы будете давать объяснения еще три дня?

Шрила Гурудев:Если я продолжу шаг за шагом объяснять вам эти темы в ближайшие несколько дней, тогда вы сможете понять что-то. Если я дам объяснение в спешке,быстро, тогда эти беседы не принесут вам полного блага.

(Вопрос на Бенгали)

Шрила Гурудев:Она спросила: если кто-то хочет жить во Вриндаване умом, разве тело не последует туда же? Ответ такой: тело автоматически последует за умом и придет во Вриндаван, если это единственное, чего желает человек.

Иначе, если этот человек не настолько квалифицирован, он придумает себе тысячу дел, думая:"Мне надо сделать другие дела, выполнить мою работу. К тому же дом, в котором я живу такой удобный". Поэтому находясь вдалеке, такая личность думает о том, чтобы жить во Вриндаване, но в действительности он получает очень небольшое благо.

Те, кто как Шрила Рагхунатха дас Госвами думают:"Гори он огнем, мой уютный дом. Что случится с моими родителями, детьми, женой, если я уеду во Вриндаван? Я не знаю, как они будут жить,будут ли у них сложности или все с ними будет в порядке. Теперь все этоне моя забота"..

С другой стороны, начинающий преданный может сказать: "О, Гурудев приказал мне проповедовать, я должен исполнить его наказ. Это моя обязанность, поэтому мне можно не медитировать на Вриндаван". Когда наша духовная жажда полностью расцветает, мы забудем обо всем остальном. На этом уровне для нас не будет никаких обязанностей.

Весь мир будет воспринимать такого чистого преданного как гуру. Например, даже сейчас мы следуем Рупе Госвами и Рагхунатхедасу Госвами как нашим гуру. Что мы проповедуем? Мы проповедуем лишь их слова и слова нашего Гурудева.

Если другие увидят, что слова Тамала-Кришны Махараджа и Гирираджа Махараджа являются словами Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, если они увидят, что ваши слова соответствуют гуру и гуру-парампаре, им ничего не останется делать, как только принять ваши наставления. Тогда не будет вреда от вашей проповеди и другой севы, именно тогда ваша проповедь станет истинной. Я не знаю, сколько раз вам придется родиться, чтобы достигнуть этой стадии.

Однажды вам придется оставить свои проповеди и стать квалифицированными для того, чтобы отправиться на ГолокуВриндавану, где нет проповеди, а есть только служение. Тогда оттуда, подобно тому, как Шрила Рупа Госвами пришел в этот мир вместе с Шри Чайтаньей Махапрабху, вы также сможете вернуться и проповедовать вместе со своим духовным учителем.


 

[Примечания]

 

1.

( 1) снеха- любовь

(2) манн - стадия премы, когда снеха достигает наивысшего состояния, когда возлюбленные переживают сладость друг друга всегда по-новому. И когда наяка (романтическая героиня) впадает в трансцендентный гнев, возмущается, переживая ревность в любви.

(3) праная- одна из высоких ступеней премы, когда манн приобретает качества особенной, всепоглощающей близости, которая называется вишрамбха, или уверенность, в которой нет никаких ограничений и формальностей.

Это уверенность заставляет возлюбленную считать свою жизнь, ум, разум, тело и все, чем она владеет, безраздельно единым с жизнью, умом, разумом и телом возлюбленного.

(4) рага

(а)стадия, когда према усиливается и появляется неутолимая любовная жажда (премамаи-тришна) к объекту любовного влечения, к Кришне. Рага побуждает к спонтанному и интенсивному погружению в мысли о Нем, чувства настолько сильны, что кажется, если не предвидится возможности порадовать Кришну, то возлюбленная окажется на пороге смерти.

(б) когда праная ощущается в сердце, как очень большое удовольствие. Если для того, чтобы встретиться с Кришной, нужно преодолеть какие-то трудности, тогда эти трудности начинают восприниматься как большая радость. И наоборот, если счастье не дает шанса встретиться с Кришной- тогда это источник страдания.

(5) анурага- одна из высоких ступеней премы. Так о ней говорится в Удджвала-ниламани (14.146): "Хотя возлюбленная часто встречается с любимым и хорошо знает его, вечно обновляющееся чувство сильнейшей любви заставляет возлюбленную воспринимать своего любимого каждый раз по-новому, как будто бы они раньше никогда не встречались".

(6) бхава

(а) любовная эмоция. Определенное любовное настроение, в котором преданный служит Кришне.

(б) стадия усиления премы, которая в "Удджвала-ниламани" приравнивается к маха-бхаве. Она наступает тогда, когда анурага достигает особой стадии сильного восторга и наслаждения.Такое состояние можно ощутить лишь благодаря анураге, в другойбхаве это не возможно.

(7) махабхава- самая зрелая стадия премы.

 

2.(Выдержка из Рага-вартма-чандрики, стих 2, пояснения Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа)

Прежде всего, необходимо понять, что означает рага, рагануга и рагатмика. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что сильная привязанность к разным видам удовлетворения чувств, возникающая у материалистов в результате контакта с объектами чувств, называется рага.

Точно также, как глаза естественным образом влечет к прекрасной форме, все остальные чувства жаждут удовлетворения, и в сердце развивается привязанность (рага) к объектам чувств. Когда объектом раги становится только Кришна, это называется рага бхакти. Шрила Рупа Госвами определил эту рагу следующим образом: иштесварасикирагахпарамавиштата — «Полная поглощенность объектом преданности, возникающая в результате неутолимой любовной жажды, называется рага» (Б-р-с, 1.2.272).

Такая полнаяпогруженность в кришна-бхакти, присущая исключительно враджаваси, вечным жителям Враджа, называется рагатмика-бхакти. Проще говоря, рагатмика-бхакти – это неутолимая любовь враджаваси к Кришне. Бхакти, которая проникнута настроениями рагатмика-бхакт, называется рагануга. Другими словами, когда по милости Шри Кришны и Его преданных человек совершает бхакти, страстно желаяобрести настроение одного из близких спутников Кришны, это называется рагануга-бхакти.

 

3. (Сахаджия- отрывок из книги "Учение Господа Чайтаньи", глава 13, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж)

 

Группа так называемых преданных (которые известны под именем пракрита-сахаджия) следуют выдуманным ими же идеям и, представляя себя Радхой и Кришной, занимаются различными непотребствами. Это ложное преданное служение и те, кто ему следуют, неминуемо катятся в адскую пропасть. Это не является примером преданности, рагатмики. Общество пракрита сахаджиевна самом деле -это общество обманутых и очень несчастных людей.

 

4.(Бхава-улласа рати- отрывок изВену-гиты, стих 7, комментарий Шрилы Нараяны Госвами Махараджа)

Как правило, преданные одного настроения (сваджатия) со сходными желаниями (васана-вишишта) питают друг к другу самые дружеские чувства (сухрид-бхава). Поэтому любовь и привязанность (прити и рати), которую Лалита и другие сакхи испытывают к Шримати Радхике, называется сухрид-рати. Когда их сухрид-рати такая же или чуть слабее привязанности к Шри Кришне (кришна-рати), она называется санчари-бхавой (временно приходящей эмоцией). Другими словами, когда сухрид-рати становится равной по силе волнам в океане их постоянной привязанности к Кришне, она и является санчари-бхавой. Однако в случае манджари-сакхи, их сухрид-рати (к Шримати Радхике и ко всему, что с Ней связано), которая намного превосходит ихкришна-рати и усиливается с каждым мгновением благодаря полной погружённости в Радхику, называется бхава-улласа-рати, несмотря на то, что она — санчари-бхава. Таково особое качество мадхурья-расы. Среди пяти видов сакхи только нитья-сакхи и прана-сакхи, являющиеся манджари, обладают этой бхава-улласа-рати в качестве постоянной эмоции (стхайи-рати).

Они исполнены глубочайшей и нежной привязанности (снехи) к Шримати Радхике.Можно видеть, что лианы всегда стремятся обнять деревья, но их листья, цветы и бутоны (манджари) даже не пытаются сделать это. Когда же лиана обвивает дерево, радость цветов, листьев и бутонов возрастает сама собой. В Шри Вриндаване наивысшая среди гопи — Шримати Радхика. Она известна как исполняющая все желания лиана (калпа-лата) любви к Шри Кришне. Одни Её сакхи имеют природу листьев, другие – цветов, а третьи – бутонов (манджари). Они всегда жаждут устроить встречу Шримати Радхики с Кришной, и тонут в блаженстве Их единения.

 

5.(Отрывок изДжайва-дхармы, глава 28)

Враджанатх: Прабху, о каких глубоких впечатлениях (гадха-самскарах) вы говорили в этом контексте?

Гопал-гуру Госвами: Баба! Ты вращаешься в круговороте кармы жизнь за жизнью, поэтому из-за привязанности к мирским чувственным наслаждениям, твое сознание (читта) состоит из двух видов впечатления (самскар): тех, которые ты получил в прошлых жизнях (практана), и тех, которые ты получил в этой жизни (адхуника).В это время чистые наклонности сердца, которые присутствуют в чистом существовании твоей атмы, искажаются. Сейчас, под влиянием духовных заслуг (сукрити), накопленных за многие прошлые жизни, ты достиг сат-санги в этой жизни, совершая бхаджан в компании садху, ты создаешь новые самскары. Когда эти самскары вытеснят те искаженные, тогда в твоем сердце проснутся изначальные самскары. Ачинтья-таттва проявится в твоем сердце ровно настолько, насколько сильны и глубоки твоисамскары. Это называется гадха-самскара.

6).стадия усиления премы, которая в "Удджвала-ниламани" приравнивается к маха-бхаве. Она наступает тогда, когда анурага достигает особой стадии сильного восторга и наслаждения.


 



Глава


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.179 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь