Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Шрила Бхактивинода Тхакур на тему Свакии и Паракии
Шрила Бхактивинода Тхакур дал прекрасное, детальное объяснение на эту тему в своем комментарии на шлокуананда-чин-майя-раса-пратибхавитабхих (Брахма-самхита, 37 стих). Мы представляем отрывок из него на благо всех садхаков. "В своих комментариях на эту шлоку на Удджвала-ниламани, в Кришна-сандарбхе и других своих работах,наш почитаемый ачария Шрила Джива Госвами говорит, что праката-лилы устраиваются Йога-майей. Из-за того, что они связаны с иллюзорной реальностью, кажется, будто бы они приобретают некоторые мирские качества, которые не могут присутствовать в сварупа-таттве, основополагающей реальности. Примеры таких игр: убийство демонов, привлечение чужих жен, рождение и т.п. Основополагающей истиной является то, что гопи- сварупа-шакти Кришны, продолжение Его собственной силы, поэтому они свакия Кришны, всецело принадлежат Ему одному.даже вопроса об этом не стоит. Для них невозможно быть чьими-то другими женами. Но мы видим, как в праката-лиле, кажется, что гопи являются женами других мужчин, но это всего лишь чары Йога-майи. Существует секретное значение в этом утверждении Дживы Госвами и если узнать его, то сами собой пропадут все сомнения. Почтенный Джива Госвами, самый главный последователь Шрилы Рупы и Санатаны Госвами, является таттва-ачарией всех Гаудия Вайшнавов. Более того, в Кришна-лиле он является манджари. Поэтому нет таких секретов, которые были бы ему неведомы. Те, кто не понимают его скрытых намерений, выдвигают аргументы за и против его идей, предлагая свои собственные надуманные интерпретации. Исходя из видения Шри Рупы-Санатаны, не существует разницы между праката и апракаталилой- они идентичны. Единственное различие в том, что одна лила проявляется в материальном мире, а другая -за его пределами. Единственная тонкость, которую здесь стоит упомянуть: подобно тому, как Голока, божественная истина за пределами иллюзорной действительности, является полностью безупречной и чистой, также и Бхаума-Гокула, несмотря на то, что она проявлена в материальном мире силой чит-шактиБхагавана (Йога-майей), является безупречной и никогда не оскверняется. Что касается праката и апраката: в них не существует даже малейшего материального изъяна, деградации или несовершенства. Их воспринимают по-разному, исходя из квалификации того, кто наблюдает лилу. Изъян (осквернение), безнравственность, иллюзия, невежество, отвращение, заблуждение, раздражительность- все это дживавоспринимает через свои обусловленные глаза из-за того, что ее разум и ложное эго порабощены материальной природой. Этих недостатков не существует в духовной реальности. Чем больше человек освобождается от пороков, тем больше он наделяется способностью видеть духовную истину. Истина раскрывается в шастре, но чистота осознаний того, кто взялся постигать эти таттвы, будет зависеть от его квалификации. Согласно точкизрения Шрилы Рупы и Шри Санатаны, какие бы лилы не проявлялись в Бхаума-Гокуле, теже самые присутствуют и на Голоке в своей чистой форме, без малейшей примеси майи. Поэтому паракия-бхава, в той или иной форме, абсолютно точно присутствует на Голоке в своем непостижимо чистом,беспримесном виде. Все формы, проявленные Йога-майей, являются безукоризненно чистыми. Поэтому пара-дара (паракия) бхава, творение Йога-майи, присутствует в чистой обители Абсолюта. Джива Госвами доказал, что не существует разницы между лилами Голоки и Гокулы, поэтому стоит признать, что все игры берут свое начало в Гокуле. Тот, кто берет замуж невинную девушку, в соответствии со свадебными обрядами является мужем (пати). А тот, кто, будучи сраженным страстью, попирает все установленные нормы морали для того, чтобы завоевать жену другого мужчины, называется любовник (упапати). На Голоке не существует религиозных обязательств, которые связывают человека супружескимдолгом. Поэтому там нет понятия "мужа" как такового. В этой связи, гопи, которые являются личной энергией Кришны, получаются незамужними. Также получается, что они не являются пара-дара, женами других гопов. Более того, невозможно разделить свакию и паракию. В проявленных играх, которые происходят внутри иллюзорной реальности, супружеские ограничения существуют, но Шри Кришна находится за их пределами. Паракия-раса является сутью всех рас. Отрицать ее присутствие на Голоке, значит принижать эту обитель. Невозможно себе представить, чтобы в наивысшей обители Голоки отсутствовала раса, приносящая наивысшее удовольствие. Шри Кришна, источник всех аватар, наслаждается этой расой одним способом на Голоке и другим в Гокуле. Поэтому, несмотря на то, что материальному восприятию кажется, что это нарушение дхармы, тем не менее, эта истина также присутствует на Голоке. "Атмарамо пи арирамат- Кришна совершает любовные игры, несмотря на то, что Он-атмарама, удовлетворенный внутри себя". (Шримад-Бхагаватам 10.29.42) "Атманиаваруддха-шаурата-Сатья-кама- Шри Кришна, чьи желания всегда исполняются, хранит в своем сердце хаву, бхаву и другие анубхавы(различные духовные экстатические проявления), которые рождаются из его любовных развлечений". (Шримад-Бхагаватам 10.33.25) "Реме рамешовраджа-сундарибхирйятхарбхакахсва-пратибимбавибрамаха- Подобно тому, как невинный ребенок играет со своим отражением, не претерпевая никаких изменений, также и Рама-рамана (тот, кто очаровывает Богиню Удачи) Бхагаван Шри Кришна, наслаждается с юными красавицами Вриндавана". (Шримад-Бхагаватам 10.33.16) Мы можем понять из этих объяснений шастр, что основополагающая природа Шри Кришны - это быть самоудовлетворенным. Шри Кришна проявляет свою собственную шакти (как Лакшми) на планетах, где царит айшвария и имеет с Ней отношения в свакия-бхаве. Там, где превалирует настроение свакии, раса достигает только уровня дасьи. Но на Голоке, Кришна проявляет миллионы гопи и, забывая настроение свакии, постоянно наслаждается с ними. В концепции свакии на пути встречи мужчины и женщины нет никаких препятствий, поэтому наслаждение расой не является чем-то исключительным. Поэтому гопи, которые естественным образом наделены присущим им настроением пародхи, вечно имеют представление о себе, как о женах других мужчин. Кришна, отвечая на их настроение, берет на себя роль их возлюбленного и с помощью своей близкой подруги, флейты, которую он зовет "моя прия-сакхи", совершает раса-лилу и другие лилы. Голока, вечно совершенная и свободная от иллюзии, является раса-питхой, обителью божественного восторга. Поэтому поток расы в виде концепции любви вне брака являет здесь свое совершенство. На Вайкунтхе не присутствует даже ватсалья-раса из-за айшварии, царящей там. Но на Голоке, которая является главным источником наивысшей сладости (которая находится во Врадже), не существует ничего, кроме изначального представления о расе. Там присутствуют и Нанда и Яшода, но нет самого факта рождения. А без факта рождения само родительство не может существовать по-настоящему. Нанда и Яшода имеют лишь настроение (абхиман) родителей Кришны. Это подтверждается в стихе "джаятиджана-нивасо дева-джанмавада". Этот абхиман (представление о себе) является вечным ради совершенства расы. Таким же образом обстоит дело и сошрингара-расой. Так как пародха и упапати-бхава попросту являются вечным представлением о себе для гопи, это не является ошибкой или нарушением шастр. Когда вечная, духовная реальности Голоки проявляется в праката Гокуле, оба эти представления становятся видимыми мирскому взгляду. Принимают ощутимую форму. Это единственное различие. Ватсалья-раса, родительское настроении Нанды и Яшоды, становится ощутимым через факт рождения и другие лилы. А в шрингара-расе, идея Враджа-деви о том, что онижены других мужчин, принимает ощутимую форму в виде их свадеб с Абхиманью, Говардхана-маллой и другими. Но в действительности, у гопи нет отдельно существующих мужей ни в Гокуле, ни на Голоке. По этой причине шастры провозглашают:"На джатувраджа-девинампратибхихсахасангама- Враджа-деви никогда не имели интимной связи со своими мужьями". Поэтому раса-таттваачария Шрила Рупа Госвами, повелитель истин о расе, написал:"В удджвала-расе, вкусах романтической любви, существует два типа найаков (героев): пати и упапати". Шрила Джива Госвами в своем комментарии на эту шлоку написал:"Найяка молодых женщинДвараки называется пати, законный муж, а во Врадже, найака Шри Кришна является упапати всех враджа-ванита". Это высказывание показывает, что Шрила Джива Госвами принимал Кришну, как пати наВайкунтхе и в Двараке и как вечного упапати в Голоке-Гокуле. В повелителе Голоки-Гокулы характеристики возлюбленного проявлены в наивысшей степени. Отсюда следует, что на Голоке существуют как свакия так и паракия-расы. Их различия и единство непостижимо для материального разума (ачинтья-бхедабхеда). Можно сказать, что между ними не существует разницы, а также то, что между ними есть разница. Почему? Сутью паракии является свакия-нивритти, или любовное наслаждение,не поддерживаемое законным браком. А сутью свакии является паракия-нивритти, воздержание от незаконных связей. Кришна не имеет незаконных связей с гопи, так как они- Его сварупа-шакти, Его личная энергия. Поэтому свакия и паракия являются одной расой, и они вечно существуют в двух вариантах. Более того, несмотря на то, что формы расы в Гокуле такие же, мирской взгляд видит все наоборот. В наивысшей степени сладостную и великолепную форму этой бхагавад-расы можно попробовать через четыре типа духовно разнообразных ингредиентов: вибхава, анубхава, саттвика и вьябхичари, которые вечно присутствуют на Голоке и Вайкунтхе. Йога-майя устраивает так, что эта самая раса Голоки проявляется в форме враджа-расы в этой материальной действительности для блага всех преданных. Вы должны знать, что все расы, которые вы видите в Гокуле абсолютно точно должны быть и на Голоке в своем беспримесном сияющем виде. Поэтому удивительное разнообразие нагара и нагари (Кришны и гопи), многообразие расы в них, все окружение и параферналииГокулы, включая землю Враджа, реки (Ямуну, Манаси-гангу), горы (Говардхан) места проживания (Яват, Нандагаон и т.п.), кунжи, коровы, ворота и т.п. - существуют в такой же форме и на Голоке. На пути чистого-бхакти (бхакти-марга) очень важно отринуть любую тему, которая, если принять ее, вызовет в конечном итоге нирвишеша(имперсональные) осознания.Чистаяпаракия-раса свободна ото всех мирских концепций, как это описано в Голока-лиле, и очень-очень редко достижима. Преданные-рагануги должны принять это идею и заниматься садханой. Следуя этому, они достигнут эту высоко благоприятную изначальную истину через совершенство. Когда человек, обладающий грубым материальным разумом, пытается следовать паракия-бхакти, обычно это выливается в аморальную деятельность в материальной сфере. Сведущий в истине, таттва-ачарья Шрила Джива Госвами, принял это во внимание и представил свою точку зрения из-за большого беспокойства по этому поводу. Дух чистого Вайшнавизма- это принять самую суть его заявлений. Будет оскорблением пренебречь ачарией, пытаясь установить другую теорию.
2) (Выдержка из книги "Ачарьякешари Шри Шримад Бхатипрагьяна Кешава Госвами, его жизнь и учение", 5 часть)
Рати в форме стхайи-бхавы является основой расы. Раса возникает из соединения четырёх ее составляющих: вибхавы, анубхавы, саттвики и вьябхичари. Вибхава бывает двух типов: аламбан иуддипан. Аламбан, в свою очередь, тоже разделяется на два типа:ашрая и вишая. В парамартхик-расе Кришна — это единственныйвишая (объект) расы, а поклоняющийся Ему — это ашрая (вместилище) расы. Качества Того, кому поклоняются, и всё, что с Нимсвязано, носит название уддипана. Когда танец, пение, зевание,икота и проч. выражают чистуюбхаву в сердце, их называют анубхавами. Изменения в теле, например, остолбенение, испаринаили мурашки по коже — называются саттвика-бхавами, поскольку они проявляются из саттвы. Существует тридцать три видавьябхичари-бхавы, среди которых — самоуничижение, отчаяние исмирение. Эти бхавы устремлены к океану стхайи-бхавы и увеличивают его, поэтому их называют вьябхичари-бхавами (ви — этосуффикс усиления; абхи означает «по направлению к», а чари —«двигаться»). Раса бывает двух видов — мукхья (главная) и гауна(второстепенная). Пять главных рас — это шанта (пассивное преклонение), дасья (служение), сакхья (дружба), ватсалья (родительские чувства) и мадхурья (любовные супружеские отношения). Семь второстепенных рас составляют хасья (смех, шутки), адбхута (удивление), раудра (гнев), вира (соперничество, борьба), бхаянак (страх, ужас) и вибхатса (отвращение). Шрила Рупа Госвами дал неизвестное прежде исчерпывающееопределение бхакти:
анйабхилашиташунйамгйана-кармадйанавритам анукулйенакришнанушиланамбхактируттама
«Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага 1.1.11
«Деятельность, которая направлена только на удовлетворениеШри Кришны, то есть представляет собой непрерывный потокслужения Ему всеми силами тела, ума и речи, а также различнымидуховными эмоциями (бхавами), служения, которое не покрытогогьяной (знанием, имеющим целью слияние с безличным Брахманом) и кармой (корыстной деятельностью) и свободно от всех желаний кроме желания доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти (чистым преданным служением)».
Когда бхакти-садхану совершают в таком духе, пробуждаетсярати. Когда рати ещё более «сгущается», она превращается в прему. По мере того, как према созревает и «сгущается», она проходитчерез такие стадии, как снеха, мана, праная, рага, анурага, бхаваи маха-бхава. Кришна-рати бывает пяти видов в зависимости отпяти категорий преданных — шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- имадхура-рати. Среди них мадхура-рати — наивысшая. Кришна-према бывает двух видов — айшварья-мишрита и кевала-према(шуддха-према). Послесловие Молитва о служении Сатсварупа Махарадж:В своих беседах по Рага-вартма-чандрике вы говорили, что мы совершаем внутреннюю арчану, думая о лилах Радхи и Кришны, в то время, как мы совершаем преданное служение такое как джапа и другое. Мне кажется, что у меня, по вашей милости, есть немного этой духовной жажды, но я чувствую, что неквалифицирован совершать внутреннее служение. Одна из причин- это страх. Является ли такая медитация сахаджией? Шрила Гурудев: Я говорил лишь о том, что нужно молиться: "Могу ли я надеяться стать даси? Могу ли я служить Шримати Радхике? Могу ли я служить Рупе Манджари?" Только совершайте молитву. Не представляйте, что вы в настоящее время служите. Не пытайтесь имитировать тех, кто уже заняты в таком служении. Ты понял? Сатсварупа Махарадж:Да. Шрила Гурудев: Я молюсь Кришне и его спутникам:"Я хочу служить Тебе". Мы не квалифицированы, но все же мы жаждем служить. Мы возносим молитвы, которые прочитали в Вилапа-кусуманджали Шрилы Рагхунатхи даса Госвами иСтава-мале Шрилы Рупы Госвами. Следуя по стопам этих махаджан, мы молимся:
вриндаваневихараторихакели-кундже матта-двипа-правара-каутука-вибхрамена сандаршайасвайувайорваданаравинда- двандвамвидхехи майи девикрипампрасйда
Шри Ганхарва-сампрартанаштака (1) «О,Деви Радхика! Словно опьяненный царь слонов, резвящийся со своей царицей-слонихой, Шри Кришна предается с Тобой нектарным любовным забавам в тенистых кунджах Вриндавана. О,Гандхарвика! Будь довольна мной и милостиво позволь увидеть Ваши лотосоподобные лица».
Шрила Рупа Госвами молится Шримати Радхике: "Я хочу получить ваш с Кришной даршан в реальном Вриндаване, апраката Вриндаване (Голока Вриндаване), в то время как вы бродите изкунджи в кунджу. Вам служат Лалита, Вишакха и другие сакхи в то время, когда вы совершаете в рощахвихару, забавы, полные счастья. Могу ли я обрести Твою милость и увидеть вас с Кришной в такое время?" Это одна молитва.
Вторая прартхана (молитва) такая:
хадевикаку-бхара-гадгадайадйавача йаченипатйабхувидандавадудбхатартих асйапрасадамабудхасйаджанасйакритва гандхарвикениджа-ганегананамвидхехи
Шри Ганхарва-сампрартанаштака (2)
«О,ДевиГандхарвика! Я тяжело страдаю в разлуке с Тобой. В полном отчаянии я падаю ниц перед Тобой и с дрожью в голосе смиренно молю явить милость этому глупцу и принять его в круг Твоих близких служанок».
Здесь Шрила Рупа Госвами молится:"О, Шримати Радхика, ты Божество, которому я поклоняюсь. Будь довольна мной. По твоей милости, смогу ли я стать достойным войти в круг твоихдаси? Ха деви! каку-бхара-гадгадайадьявача - я молю тебя и плачу у твоих лотосных стоп. Я не могу сказать ни слова, слезы текут из глаз. Я так подавлен. Пожалуйста, услышь мою молитву. "Удбхартих- Я молюсь Тебе, находясь в очень плачевном состоянии. Я беспомощен. У меня нет никакого знания. У меня нет никакого прибежища, кроме Твоих лотосных стоп. Меня утешает только то, что Ты очень добра и великодушна. Я припадаю к Твоим лотосным стопам, Ты моя единственная надежда". "Я довольно глуп, но все же я жажду служить тебе. Поэтому я молю, находясь у Твоих лотосных стоп, внеси меня в список Своих даси".
Тут не нужна квалификация. Мы просто страстно молим о милости. Нам необходимо совершать такие молитвы. Ты понял? Сатсварупа Махарадж: Да, я понял. Шрила Гурудев: Нечего бояться. Но обязательно должна быть жажда, иначе не будет самого настроения молитвы. Сатсварупа Махарадж:Другая трудность в том, что это требует контроля ума. Кажется, что это что-то вроде медитации... Шрила Гурудев: Нет, нет. Требуется только жажда. Если в молитве присутствует жажда, тогда она будет совершенной и успешной. Если в молитве нет страсти, тогда придет множество препятствий. Там, где есть духовная жажда, нет никаких трудностей. Бхуриджана дас: Тогда ничто не сможет остановить ее. Сатсварупа Махарадж:Можем ли мы начать, имея незначительную жажду? Шрила Гурудев: Но мне кажется, что ее вообще нет. Если есть духовная жажда, тогда йукти, логические доказательства, не смогут повлиять на ваше решение: стоит или не стоит молиться о достижении того, о чем говорится в молитвах. Если есть жажда, тогда доводы ума не понадобятся. Мы будем хранить нашу рагануга-садхану в секрете, как что-то очень личное. И мы всегда будем хотеть встретить на нашем пути тех, кто сильно заинтересован в такой садхане. Мы не станем обсуждать темы рагануга-садханы ни с кем другим. Тогда нам не понадобятся йукти шастр, не будет надобности убеждать себя при помощи доводов из книг или логикой. Предположим, что женщина любит мужчину, а мужчина любит женщину. Нет какой-то логической причины, почему женщина влюблена: она просто смотрит на своего возлюбленного и ощущает это в сердце. Духовная жажда похожа на это. Мы должны стараться всегда совершать вайдхи-бхакти с такими мыслями:"По милости Кришны, кто так сострадателен, я совершаю вайдхи-бхакти". Духовная жажда появится позже. Эти две практики на самом деле едины, между ними нет разницы. Все же есть разница, но не такая сильная. Если слепой молит о чем то, то в этом нет ничего зазорного. "Я хочу попасть во Вриндаван". Что плохого в этом желании?" Я хочу служить моему Гурудеву на духовной Голоке Вриндаване". В таком желании нет ничего плохого. Но мы должны избегать таких мыслей:"Ягопи, манджари. Я совершаю такое-то и такое-то служения". Мы не квалифицированы попасть туда, поэтому мы молим об обретении этой квалификации.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы