Дифференциации и их идентификация.
Всего, существует три вида совозникновения, а именно, совозникновение, как основание, путь и завершение существования. Спонтанное совозникновение, как основание существования, означает присущую уму ясность, которая составляет базис или сердцевину всех вещей – сансары и нирваны. Совозникновение, как путь, заключается в постижении свойственной всем феноменам пустотности, достигнутое как объединённый результат знания полученного посредством изучения [дхармы], размышления и медитации. Совозникновение, как завершение, представляет собой совершенствование опыта на пути и, тем самым, перевод ума с уровня существования в сдвоенным состояниям чистоты. И это, в самом деле, совозникновение завершения. Помимо этого, Хеваджра-тантра и другие тексты упоминают два вида совозникновения, а именно: врождённое совозникновение и совозникновение в блаженном состоянии. Последнее – это метод, когда в дело впрягается творящий флюид [в центральной нервной системе] при посредстве внутреннего огня с совозникновением блаженства и пустоты. Об этом упоминается в текстах Друбнинга. Сущетвует три рода процессов. Врождённое совозникновение означает сияющую ясность ума, под которой здесь подразумевается махамудра, как совершенная реальность. Совозникновение в блаженном состоянии означает сияющую ясность, которая появляется вследствие улучшения качества "бодхичитты" [т.е., творящего флюида центральной нервной системы]. Предельная сияющая ясность в недвойственном состоянии означает совозникновение блаженства и присущей ему пустотности. Подходящими для данной стадии являются перечисленные уважаемым Такпопой два вида совозникновения, а именно, совозникновение присущего ума и совозникновение внешних явлений. Дже Гомчунг, наоборот, отделял совозникновение эмоционального различения от измерения явлений. Делая так, он, по-видимому, принял в рассмотрение определённое различие, существующее между явлениями внешних объектов – которые воспринимаются большинством индивидов, как результат их совместной кармы – и явлениями различающих чувств. Как говорилось выше, совозникновение присущего ума означает, что сущность ума или его самоприрода представляет собой ясность, неразличение и недвойственность. Совозникновение видимости означает, что внутренняя сила или свойства ума беспрестанно проявляются в разнообразных сторонах сансары и нирваны. Самопроизвольное происхождение эмоционального различения считается развёртыванием всевозможных ментальных неприятностей таких, например, как три яда221. Последние два [вида совозникновения] надо рассматривать, как принадлежащие к совозникновению видимости. Соображение, по которому термин "совозникновение" применяется к ним было изложено ранее. Термин "совозникновение" означает спонтанное сосуществование – с самого начала – свойств вещей или феноменов и присущей им реальности или неотъемлимой пустоты, примерно также как сосуществуют кусок сахара и его свойство сладости, или же огонь и его жар. Совозникновение присущей уму природы и совозникновение видимости считаются нераздельными, подобно солнцу и его свету, или сандаловому дереву и его благоуханию. Нагарджуна объясняет:
По своей самоприроде кучок сахара – сладкий, а огонь – жаркий; потому говорится, что присущая всем вещам природа – лишена [субстанции].
И потом он продолжает:
Видимая реальность объявляется пустой; пустота означает видимую реальность, ибо то, что они не исключают друг друга – также несомненно, как и взаимосвязь между обусловленной и их временной природой.
Уважаемый Гампопа наставляет:
Совозникновение присущего ума символизирует дхармакаю; совозникновение видимости символизирует свечение дхармакаи.
Совозникновение присущего ума означает истинное или действительное состояние ума, тогда как совозникновение видимости – все вспоминаемые или различающие мысли. Эти два вида совозникновения неделимы, как солнце и свет или сандаловое дерево и его благоухание. Дже Гомчунг снова утверждает:
Совозникновение ума – действительная дхармакая; совозникновение видимости – свечение дхармакаи; совозникновение эмоционального различения – поток дхармакаи. [Все три совозникновения, как] неделимое совозникновение – смысл дхармакаи.
Хорошо, но теперь интересно узнать, могут ли также ум и явления, воспринимаемые простыми людьми, не быть тем же самым совозникновением. Реализуют ли искатели на пути нет ли спонтанное совозникновение, оно сопроисходит [имманентно в каждом индивиде]; следовательно, оно не подвержено изменению и не прекращает существовать. Например, масляная лампа и солнце светят не различая. И единственные люди, которые не воспринимают сияние – слепые. Сараха поясняет в такой же манере:
Даже если пылает жилище, слепцы по-прежнему остаются в темноте. Подобно этому, совозникновение охватывает всё и находится близ каждого. Лишь невежественные умы удаляются от него.
Вирупа подводит итог:
Таким образом, все видимые вещи, появляющиеся или существующие, лишены какой-либо сущности, и обладают лишь концептуальной или номинальной подлинностью. Не существует ни малейшего различия между обозначением и природой вещей, которые оно символизирует, ибо есть постоянное совозникновение, которое нельзя осознать используя внешние средства.