Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идентификация совозникновения ума.




Ум приводится в естественное состояние, настроенное на его нетронутую чистоту, не становясь рассеянным из-за тупости или чувственного побуждения, ожидания или отвращения. Затем, когда ум наблюдает собственную присущую ему природу или способ существования, всевозможные мысли, сильных или слабых видов, растворяются или затихают сами без давления. Ум остаётся в неопределяемом состоянии врождённой ясности и покоя. Такое созерцательное состояние называется успокоением. Теперь, чтобы добиться постижения, от медитатора требуется поддерживать то же самое спокойное состояние, и не допускать его ясности и внимательности превратиться в угрюмость, невнимательность, или же нейтральную инертность. Изучая природу ума, медитатор с непрестанной ясностью и самокристаллизацией следит за ним в состоянии осознавания. Он находит точный способ, каким эта самокристаллизация и самопознание пробудились в нём. Ум не поддаётся определению, и тем меньше опыт остаётся переживанием яркого осознавания и чувства несомненности. Сутраламкара определяет успокоение и постижение:
Установившись в присущем ему состоянии, ум сперва концентрируется на себе, а затем надлежащим образом дифференцирует все воспринимаемые реальности. Таковы успокоение и постижение соответственно.
Это описание перекликается с коренным текстом Сутраламкары и его комментариями. Хотя успокоение и постижение трактуются как раздельные аспекты, они, фактически, суть нераздельное [совозникновение]. Успокоение неотъемлемо от постижения самоосознавания и самокристаллизации, вместе с тем как постижение неотъемлемо от спокойной природы ума. Успокоение и постижение являются поэтому совозникающим состоянием, концентрирующимся сосредоточено и без разделения, потому что постижение само по себе понимает и кристаллизует состояние успокоение незапятнанное никакими воспринимаемыми отметинами. Самадхинирмочана-сутра описывает это недвойственное состояние:
[Вопрос:] В каком состоянии успокоение и постижение могут смешаться и прийти в ровное состояние?
[Будда:] Только когда ум созерцает с сосредоточенностью.
Идентификация успокоения и постижения и поясняющие выдержки были даны в предыдущем разделе об общем описании успокоения и постижения. Считается, что соединение успокоения и постижения с умом является совозникновением предельного ума [дхармакаи]. Многие используемые для данного обозначения термины будут даны позднее. Тот, кто осознал присущую уму чистоту или открыл его тождество, называется йогином. Поддержание этого состояния именуется медитацией или спокойным погружением. Джнянамудра-сутра сообщает:
Все вещи отмечены печатью ума; ум отмечен несубстанциональностью. Тот, кто раскрывает тождество ума, живёт в присущей уму чистоте.
Самадхинирмочана комментирует:
[Вопрос:] Как долго может медитировать бодхисаттва?
[Будда:] Он должен постоянно созерцать присущие уму свойства.
Самадхираджа учит:
[Будда:] О юноша, то, что было обозначено спокойным погружением, есть точное осознавание присущей уму природы, являющейся врождённой [пустотой].
Снова тот же текст говорит:
Потому как оно [состояние] свободно от любой мысли или различения, и находится вне чувственного познания и интеллектуального определения, состояние, в котором ум сам невообразим, описывается, как спокойное погружение.
Намкха Табую Тингнге Дзингъи Дхо объясняет:
Благодаря амброзии святого наставника поймёшь, что ум сродни пространству. Оставаться нерассеянным, осознавая смысл этого состояния, называется спокойным погружением.
Много похвального было сказано по поводу медитации неразличающего осознавания. Будда-аватамскара-сутра заявляет:
Тот, кто желает войти в мир победоносных будд должен успокоить ум, подобный пространству. Путём избавления от мысли, различения и цепляния к двойственным представлениям, он должен входить в этот мир с умом, как пространство.
Лалитавистара утверждает:
Я открыл эту подобную амброзии дхарму, которая глубока, спокойна и недвойственна, ясная и несоставная.
Сампута говорит:
Когда вырываются из сети мыслей, опыт добродетели расширяется. Священный путь изложенный Татхагатой не следует ни идеализировать ни ставить ниже других. Дискриминация означает огромное неведение. Она бросает в океан сансары. Если ум приведён в неразличающее погружение, он реализует незапятнанную чистоту, подобную пространству.
Самвародая сообщает:
Подобным же образом медитируя на уме, как одном арамате, равном пространству, Выйдешь за границы плоскостей высшей формы и бесформенности. Тот, кто оставляет диалектический скептицизм, и кто усмиряет все ментальные события в погружении с осознаванием, сольётся с присущей природой [будды], имманентной каждому чувствующему существу. Подобно бесформенному состоянию, растворённому в пространстве.
Сутры, тантры и живые наставления, – все согласны с таким значением [совозникающего осознавания]. Я не дал никаких дальнейших разъяснений. Ученики поймут его из того, что было и, что будет сказано. Различные обозначения [совозникновения], содержащиеся в иных текстах, имеют то же самое значение. Дристисамксепта перечисляет различные обозначения:
Сокровенное осознавание, незапятнанное дуалистическими мыслями, и свободное от всех различений – это недлящаяся (nondwelling) нирвана222. Оно – неразрушимое бытие [Ваджрасаттва], оно – шестая мистическая форма Будды [Ваджрадхара], оно – шестая семья [всех будд], оно – Великолепная Нежная Юность [Манджушри-кумара], оно – Верховный Просветлённый [Вайрочана], оно – предельная природа вещей [дхармакая] и великое блаженство, оно ещё – недвойственное состояние блаженства и присущей ему пустоты, оно – состояние, осуществляемое в четвёртом посвящении, оно – радость спонтанного совозникновения, оно – врождённая чистота.
Далее этот текст говорит:
Оно также – это просветлённый ум [бодхичитта], оно – семья просветлённых, оно – присущая будде природа [татхагатагарбха]. От аромата переживания его рождается великое блаженство.
Тот же текст продолжает:
Оно – сокровенное осознавание. Как осознавание, оно сияет; как самопознающее осознавание, оно не различает.
И снова он сообщает:
Неразличающее осознавание – действительный базис циклического существования, оно – окончательное успокоение [нирвана], оно – великий срединный путь. Его должно наблюдать, медитировать на нём, и реализовать.
Итак, оно [совозникновение] – основание и корень разнообразных обозначений, таких как предельная природа всех вещей, великое блаженство, совозникающее осознавание, самовозникающее осознавание, самопознающее осознавание, предельный просветлённый ум, сущность татхагаты и таковость внутренней реальности. Чакгъя Ченпо Рабту Минейпай Гью резюмирует:
Эта [совозникающая] махамудра не запятнана никаким осквернением; её нельзя ни отрицать ни утвердить; её невозможно обработать на духовном пути ни с помощью противоядий; такое совершенное строение всех просветлённых – вот источник всех превосходных достоинств и спонтанных исполнений.






































Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь