Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чатурмасья и месяц Пурушоттама
В статье о чатурмасье, напечатанной в «Гаудие» от 7 июля 1928 г. (том 6, номер 46, стр. 1) упомянуто, что из-за вставки дополнительного месяца во время чатурмасьи, ее продолжительность увеличивается на один месяц. В своей статье о чатурмасье Кешава Махарадж («Гаудия-патрика» 10.5) уточняет, что если адхика-маса (месяц Пурушоттама) выпадает на время чатурмасьи, то обетам месяца, который он разделяет пополам (см. мою отдельную статью о месяце Пурушоттама) необходимо следовать на протяжении двух месяцев, включая адхика-маса. Это противоречит традиции смарт, которые в месяц Пурушоттама прерывают свои обеты и ограничения, а после его окончания — возобновляют их, но полностью соответствует традиции вайшнавов. Например, именно так следуют чатурмасье во время адхика-маса в Мадхва-сампрадайе. Во многих современных вайшнавских календарях это не учтено и перед Пурушоттама-масой в чатурмасью написано «Чатурмасью не соблюдают во время Пурушоттама-адхика-маса», что не соответствует действительности и традиции вайшнавов, но взято из традиции смарт. Вишварупа-махотсава Ровно посередине чатурмасьи отмечается праздник Шри Вишварупа-махотсавы. Иногда говорят, что старший брат Господа Чайтаньи, Шри Вишварупа, принял санньясу в этот день (так, например, было написано в объявлении о том, как Шрила Прабхупада принял санньясу в «Гаудия-патрике» от 18 октября 1959 г.). Хотя в биографиях Господа Чайтаньи нет прямого упоминания об этом, этот день упоминается в «Чайтанья-бхагавате» (Мадхья-кханда 19.106) в связи в пребыванием Господа в Варанаси: вишварупа-кшаурера диваса дуи ачхе «За два дня до дня вишварупа-кшауры Господь втайне ушел, чтобы Его никто не видел». Объясняя слова «вишварупа-кшаура» в своей «Гаудия-бхашье», Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «Экаданди-санньяси предписано брить голову раз в два месяца в день полнолуния. Бритье посередине чатурмасьи, то есть спустя два месяца от ее начала, известно под именем «бритье Вишварупы». Правила чатурмасьи запрещают бритье и другие наслаждения. Но для того, чтобы соблюсти традицию бритья раз в два месяца, в день пурнимы, относящийся к месяцам Шраван и Бхадра для экаданди-санньяси существует особое предписание совершать бритье. Это не нарушает их соблюдение обетов чатурмасьи. После вишварупа-кшауры предписано провести определенные ритуалы, такие как гуру-пуджа и чтение главы из «Бхагавад-гиты», где описана вишварупа [11-я глава]». Чтобы показать, что Он не является одной из обусловленных душ или санньяси-маявади, Шри Чайтанья Махапрабху ушел из Каши за два дня до Вишварупа-махотсавы, очень важного для них дня, чем, по их ошибочному мнению, нарушил свою дхарму. Принятие санньясы Шрилой Прабхупадой в день Вишварупа-махотсавы 17 сентября 1959 г. в Кешавджи Гаудия Матхе в Матхуре. Новые санньяси, а также их санньяса-гуру Шрила Бхакти Прагьян Кешава Махарадж, строго соблюдавший обеты чатурмасьи и неустанно побуждавший других следовать им, на этой фотографии, сделанной в день Вишварупа-махотсавы, запечатлены с чисто выбритыми головами. Вместе со Шрилой Прабхупадой в тот день получил санньясу его духовный брат Санатана дас адхикари, ставший Бхактиведанта Муни Махараджем. Ему в то время было 87 лет.
Необходимость чатурмасьи Как я уже писал в первой части, шастра и ачарьи говорят о том, что чатурмасья предписана для всех ашрамов. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей статье о чатурмасье цитирует приведенный в «Хари-бхакти-виласе» (15.116) стих из «Бхавишья Пураны»: йо вина нийамам мартйо вратам ва джапйам ева ва «Тот, кто проводит время чатурмасьи, не следуя никаким правилам, обетам и не повторяя мантры, несомненно, глупец. Он считается мертвецом, хотя и дышит». В описании Карттика-враты «Хари-бхакти-виласа» (16.19) цитирует разговор между Брахмой и Нарадой в «Сканда Пуране»: нийамена вина чаива йо найет карттикам муне «О мудрец! Человек, который не следует никаким предписаниям в месяц Карттика, а также в период чатурмасьи, является убийцей брахмана и низшим среди своих родственников». Комментируя этот стих, Шрила Санатана Госвами пишет: татха чатурмасйам ити чатурмасйа-вратасйапи нитйатвам даршайитва дриштантатвенатродахритам ити. евам агре’пи — «Здесь сказано «а также в чатурмасью» — в этом стихе на этом примере показано то, что уже было описано ранее [в 15-й виласе] — вечность обета чатурмасьи». Далее Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур продолжает: «Те, кто неспособны соблюдать все четыре месяца чатурмасьи, в соответствии с описанными выше тремя способами начала и конца враты, должны серьезно настроиться на соблюдение предписаний и ограничений карттика-враты и совершить ее по всем правилам, повторяя свою мантру и выполняя другие виды нийама-севы. Выполнение урджа-враты особенно предписано [в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.221] как одна из составляющих процесса бхакти». В своей статье о чатурмасье, которая была опубликована в «Гаудия-патрике» в 1958 году когда Шрила Прабхупада был одним из ее редакторов, Шрила Бхакти Прагьян Кешава Махарадж пишет: «Многие из нас соблюдают только карттика-врату или дамодара-врату, не соблюдая при этом чатурмасью. Такие люди говорят: «Шрила Рупа Госвами в перечислении 64 анг бхакти ничего не говорит о чатурмасья-врате, помимо «Почтительного выполнения урджа-враты». Поэтому мы не следуем чатурмасье, а только почитаем урджа-врату или дамодара-врату». Но таким людям нужно вспомнить о том, что Шрила Рупа Госвами написал «урджадаро вишешена йатра джанма-динадишу» (БРС, 1.2.90) — «Нужно особым образом почитать урджа-врату и отмечать праздники, такие как Джанмаштами». Я бы хотел привлечь внимание наших друзей, соблюдающих враты, к этому слову вишешена , «особым образом». Если мы говорим об особом соблюдении карттика-враты или дамодара-враты, то неизбежно нужно будет соблюдать и всю чатурмасью, в течении которой картттика-врату или дамодара-врату нужно будет соблюдать особым образом, то есть всеми силами, во всех отношениях — вот что он хочет дать понять. Карттика-врата — последняя врата во время чатурмасьи. Мы можем видеть, что в шастре особо подчеркивается соблюдение последней части любой враты» («Гаудия-патрика», том 10, номер 5, стр. 167 от 16 июля 1958 г.). Исходя из этого объяснения, становится понятным почему в изданиях «Джайва-дхармы» на хинди и английском, выпущенных в «Гаудия-веданта-самити» (20 глава) 58-я анга бхакти представлена в виде «Observing the vow of cаturmаsya and especially niyamasevа in the month of Kаrttika», хотя в оригинале Бхактивинода Тхакур говорит: карттика-масера самадара, «очень почтительное отношение к месяцу Карттика». Принятие обетов «Хари-бхакти-виласа» дает следующие мантры для начала чатурмасьи, с которыми нужно обратиться к Господу рано утром после омовения в первый день чатурмасьи: чатуро варшикан масан девасйоттхапанавадхи «Я буду следовать таким правилам и ограничениям в течении четырех месяцев сезона дождей, аж до пробуждения Господа [Уттхана-экадаши]. О Господь Ачьюта! Пожалуйста, устрани препятствия в моем совершении этой враты» (15.115). Далее человек должен перечислить свои обеты и еще раз попросить у Господа благословений («Хари-бхакти-виласа» 15.123-124. Эти же стихи с небольшими изменениями содержатся в «Гаруда Пуране», 1.121.2-3): идам вратам майа дева грихитам пуратас тава «О Господь! Я принял этот обет перед Тобой. Пусть же по Твоей милости, о Кешава, у него не будет препятствий и пусть он станет успешным». грихите ‘смин врате дева панчатвам йади ва бхавет «Если во время исполнения чатурмасья-враты я оставлю свое тело («Гаруда Пурана: йадй апурне мрийамй ахам — «если я умру не завершив свой обет»), то пусть он будет завершен по Твоей милости, О Господь Джанардана! »
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы