Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правила и ограничения в чатурмасью



Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур цитирует «Хари-бхакти-виласу» (15.117) относительно запрещенных продуктов в разные месяцы чатурмасьи:

шраване варджайеч чхакам дадхи бхадрападе татха
дугдхам ашвайудже маси карттике чамишам тйаджет

«В месяц Шраван (первый месяц — июль-август) нужно отказаться от всех видов зелени; в месяц Бхадра (второй месяц чатурмасьи — август-сентябрь) нужно отказаться от простокваши; в месяц Ашвин (третий месяц — сентябрь-октябрь) нужно отказаться от молока, а в месяц Карттика нужно отказаться от невегетарианской пищи и той пищи, которая приравнивается к ней».

В «Хари-бхакти-виласе» сказано, что это стих из беседы между Брахмой и Нарадой в «Нагара-кханде» «Сканда Пураны». Мне удалось найти его в современном издании «Сканда Пураны» (Венкатешвар Пресс), только там он уже приводится в беседе между Сутой Госвами и мудрецами Наймишараньи (Нагара-кханда, 219.15), а стихов, следующих за ним в «Хари-бхакти-виласе», там нет. Аналогичный стих также есть в «Падма Пуране» («Патала-кханда», 79.51).

С этим перечислением продуктов, от которых нужно отказаться в разные месяцы чатурмасьи, часто возникают вопросы, которые, по-сути, сводятся к одному: «А что именно имеется в виду под этими словами — шак, дадхи, дугдха (или в «Сканда Пуране» — кшира) иамиша»? С простоквашей и молоком наиболее понятно (хотя даже здесь иногда возникают вопросы насчет сгущенного молока или бурфи). Во всех остальных случаях, включая переводы «Хари-бхакти-виласы» на бенгальский язык, санскритские названия многих продуктов часто оставляются без изменений.


Шак

Самый известный и распространенный толковый словарь санскрита «Амара-коша» (2.4.368) объясняет слово шак как «патрапушпади» — «листья, цветы и проч.». Кширасвами, комментируя это утверждение, говорит, что в более широком смысле «шак» означает «шакйате анена бхоктум» — «то, чем можно питаться», или «шйати дехам», «то, что истощает тело». Далее он цитирует стих (в руководстве по чатурмасье, изданном в Мадхва-сампрадае, сказано, что это стих из «Адитья Пураны»), в котором описаны виды шака:

мула-патра-карирагра-пхала-кандадхирудхакам
твак пушпам кавакаш чаива шакам даша-видхам смритам

«Корни, листья, побеги, проростки, плоды, стебли, пророщенные зерна, кожура, соцветия и грибы — таковы десять разновидностей шака».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур упоминает, что некоторые люди под словом «шак» имеют в виду любые приготовленные овощи (то, что чаще называют словом «сабджи». Такой стандарт — вообще никаких овощей и фруктов в этот месяц — принят среди строгих последователей Мадхва-сампрадаи). Шрипада Кешава Махарадж уточняет, что шаком в западной части Индии называют сабджи. Исходя из этих описаний, становится понятно, почему иногда в описаниях чатурмасьи можно встретить запрет на все виды овощей. Но это самый строгий стандарт в первый месяц. Более распространен другой стандарт — запрет на все виды овощей с большими зелеными листьями (огурцы, кабачки, капуста и т. п.). А базовый стандарт для первого месяца — не принимать в пищу любую зелень. Именно такой смысл имеет слово «шак» в бенгальском языке — толковый словарь издательства «Самсад» определяет его как «съедобные листья и другие части растений».


Дадхи

Словом дадхи называют простоквашу или йогурт. Определение дадхикшироттаравастха-бхавах — «альтернативное состояние молока [наступающее со временем]».

 

Дугдха (молоко)

Дугдха это буквально «то, что можно выдоить» из коровы и других млекопитающих. К этому запрету относится цельное молоко и все, что из него сделано, включая сгущенное.

 

Амиша (плоть)

Слово амиша («мясо, плоть») происходит от глагольного корня ам, что значить «болеть» или «идти», поэтому (в соответствии с «Унади-сутрой» 1.45) слово амиша может означать «то, из-за чего болеют [поедая его]» или «то, при помощи чего передвигаются», другими словами «мясо», «мышцы», «плоть» и т. д. Вегетарианцев на санскрите и бенгали называют нирамишаши — «не (нир) поедающий (аши) плоти (амиша)».

Но ведь вайшнавы уже отказались от невегетарианской пищи, что для них значит этот запрет в Карттику? Объясняя это слово в приведенном выше стихе из «Сканда Пураны», Санатана Госвами пишет:

свата евамиша-тйага-нивритти-дхарма-нираташ

чамиша-стхане машан тйаджет

«Те, кто естественным образом следуют обычаям нивритти (уменьшению материальной жизни) и поэтому уже отказались от плоти, должны выполнить это предписание, отказавшись от разновидностей маша» («Диг-даршани-тика» к «Хари-бхакти-виласе» 15.117).

Хотя под словом маш в запрете в Карттику чаще всего упоминается урад-дал, множественное число, в котором находится это слово, может указывать и на другие виды маша, прежде всего урад-дал (машкалай, черная чечевица, черный маш — см. статью в русской Википедии и английской Википедии), мунг-дал (обычный зеленый маш — рус. Вики и англ. Вики), радж-маш (красная фасоль или красная чечевица) и т. д. «Все блюда, которые готовят из урад-дала — коржи, шарики, папады и сладости — все это должно быть оставлено в Карттику», — уточняет статья Ш.Б.П.Кешавы Махараджа. Он также добавляет, что слово «амиш» в более широком смысле включает в себя и другие виды пищи, как об этом сказано в статье Бхактивиноды Тхакура «Пурушоттама-маса-критья». В ней Тхакур цитирует стихи из «Карттика-махатмьи» «Падма Пураны» («Уттара-кханда», 94.7-9), где Сам Шри Кришна объясняет Своей жене Сатьябхаме славу Карттики и правила, соблюдаемые в этот месяц:

пранй-ангам амишам чурнам пхале джамвирам амишам
дханйе масурика прокта чаннам парйушитам татха

«Части тела живых существ и мясной порошок называется «амиш». Также среди фруктов амишем является — джамбир [цитрон — см. статью в Википедии: рус. и англ.. Это дерево, джамбир, упоминается в «Чайтанья-Бхагавате», Антья, 5.282. Оно росло во дворе Рагхавы Пандита и однажды Господь Нитьянанда захотел, чтобы оно зацвело цветами кадамба зимой. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в комментарии говорит, что джамбир — это лайм или цитрон]. Среди зернобобовых амишем является масур-дал (красная чечевица) и любая несвежая зерновая пища.

аджа-го-махиши-кширад анйа-дугдхади чамишам
двиджа-крита-расах сарве лаванам бхуми-джам татха

«Среди видов молока амишем является любое молоко помимо козиного, коровьего и буйволиного (т. е. овечье, верблюжье, лошадиное, ослиное и т.д.). Все виды соли, которую продает брахманамиш (в другом переводе — любая жидкость), также как и соль, произведенная в земле (возможно имеется в виду каменная соль)».

тамра-патра-стхитам гавйам джалам чармани-самстхитам
атмартхам пачитам чаннам амишам тат смритам будхаих

«Молочные продукты, хранящиеся в медной посуде, а также вода, хранящаяся в кожаном мешке (другие версии «Падма Пураны» дают иное прочтение — палвала-самстхитам, что значит «вода в небольших водоемах»), также как пища, приготовленная для себя — все это мудрецы относят к категории «амиша», неприемлемой пищи».

Статья в «Гаудие» (том 4, номер 48) также включает в понятие «амиша» все виды бобовых (калай), орехи бетеля (тамбул), красная разновидность малабарского (индийского) шпината (ракта-путика или пуй-шак, англ. и рус. Вики), красная чечевица (масур-дал) и чеснок (лошун). Также, хотя Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в «Анубхашье» к «Чайтанья-чаритамрите» (2.4.169) просто цитирует вышеприведенный стих с запретами в чатурмасью, Шрила Прабхупада объясняет слово «амиша» следующим образом: «Невегетарианская пища — это рыба и мясо. К ней также относят масура-дал и урад-дал. Эти виды дала содержат много белка, а пища, богатая белком, считается невегетарианской».




Строгий стандарт

Более строгий стандарт ограничений в пище описан далее в «Хари-бхакти-виласе» (15.118-120). Его также описывает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей статье о чатурмасье. Судя по всему, он более применим к Индии, где растут упомянутые в нем овощи, тем не менее за этими ограничениями стоит общий принцип — Шрила Санатана Госвами объясняет его после описания конкретных наименований продуктов, запрещенных по строгому стандарту:

ручйам тат-тат-кала-лабхйам пхала-мулади варджайет

«Нужно отказаться от плодов, корнеплодов и проч., которые растут в период чатурмасьи и приносят человеку наслаждение».

Комментируя эти слова, Санатана Госвами пишет:

чатурмасйа джайамана пхалади-мадхйе ниджа-прийам

кинчид варджйам итй артхах

«Нужно отказаться от некоторых плодов и прочих растений, которые растут в чатурмасью и нравятся человеку».

Объясняя эти слова в своей статье, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит: «Под фруктами, овощами и корнеплодами, которые появляются во время чатурмасьи, имеются в виду те фрукты и овощи, к которым у дживы возникает жадность их попробовать и наслаждаться их вкусом, из-за чего она забывает о Господе Хари. Если излишне употреблять их, то развивается чрезмерная поглощенность материальными объектами, поэтому в чатурмасью нужно отказаться от них и совершать киртан Господа Хари».

Что касается упомянутых в «Хари-бхакти-виласе» конкретных наименований, то я все же приведу их для полноты информации: определенные виды бобовых («нишпава» или «шим», что может означать все виды бобовых), урад-дал, семена и другие части растения калинга (Райтия? англ.Вики, горький олеандр. Ее семена похожи на зернышка ячменя), все разновидности патола (овощ похожий на огурец или небольшую тыкву — англ. Вики) и все виды баклажанов. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур добавляет, что белый баклажан (или европейский баклажан) вообще не пригоден для пищи, так как считается нечистым. А патол и баклажаны считаются очень вкусными овощами, поэтому в чатурмасью от них лучше отказаться. Кешава Махарадж также упоминает тыкву («лау» на бенгали, калебас или Botlle gourd на английском, из нее делают вины и ситары (см. статью в Википедии — англ. и рус.). Именно такая тыква росла на крыше у Кхолавечи Шридхары — см. ЧБх, 1.12.205). Помимо этих видов овощей перечислены также все виды сандхитани, что указывает на все виды квашенной или маринованной пищи (распространенные в Индии пиклз и ачар), а также на любую несвежую (вчерашнюю) пищу (такое значение также дает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

 

Другие ограничения

Помимо ограничений в пище в чатурмасью также советуется следовать определенным ограничениям, связанным с наслаждениями и комфортом. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей статье пишет следующее: «Невозможно одновременно следовать всем различным ограничениям, поэтому в зависимости от личных способностей каждого нужно оказаться от тех вещей, от которых он может отказаться. Карми привязаны к наслаждению (бхога), поэтому в шастре описаны плоды таких ограничений, чтобы привлечь карми к их соблюдению. В конечном итоге благодаря ограничениям (тьяга) ослабевает погруженность в материю и возникает благоприятная возможность развития влечения к Господу. В процессе развития нашей вечной склонности души — преданного служения Господу Хари — наш энтузиазм в служении Ему увеличиться ровно настолько, насколько мы можем уменьшить склонности нашего тела и ума, руководствующиеся материальными вкусами».

Далее Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описывает все дополнительные ограничения, перечисленные в «Хари-бхакти-виласе», при этом регулярно добавляя слово «самбхава-пара» или «самартхаван», что значит «способный», «тот кто может». Вот эти строгие правила: есть только один раз в день; омываться каждый день; быть решительно настроенным строго следовать своим обетам; ежедневно поклоняться Божеству Господа Хари; спать на земле или на полу и полностью отказаться от развлечений и возлежания; отказаться от соли, масел, меда, масляного массажа (абхьянга), от цветов и наслаждения ими; отказаться от всех видов вкусов — острого, кислого, горького, сладкого, соленого и вяжущего; заниматься йогой (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что самая славная йога среди всех видов йогибхакти-йога, так как является вечной деятельностью души, тогда как раджа-йога или гьяна-йога представляют собой преходящую деятельность ума, а карма-йога или хатха-йога состоят из деятельность тела и, в меньшей степени, деятельности ума, поэтому они также не вечны). В чатурмасью нельзя жевать бетель. Если у человека есть такая возможность, он может не принимать в этот период вареной пищи и может отказаться от молока, простокваши (йогурта) и сыворотки (пахты), а также от приготовления пищи в посуде. Нужно полностью и во всех отношениях отказаться от таких вещей как вино, мед и мясо. Способный человек может поститься через день. Не стоит брить лицо и голову, а также стричь ногти. Все четыре месяца нужно соблюдать обет молчания, мауна-врату, тогда появляется возможность совершать несмешанный ни с чем хари-киртан. Если принимать пищу без посуды прямо с земли, то развивается естественное смирение, свойственное служению Господу Хари, и не возникает препятствий в гладком течении бхаджана. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур добавляет: «Нужно положительно относиться к правилам и ограничениям чатурмасьи как к тому, что помогает в духовной жизни. Шастра предписывает соблюдать определенные ограничения в то время когда Господь Хари спит:

тасмин кале ча мад-бхакто йо масамш чатурах кшипет
вратаир анекаир нийамаих пандава-шрештха манавах

«Во время этих четырех месяцев Мой преданный следует многим обетам и ограничениям, о лучший из Пандавов! » («Хари-бхакти-виласа», 15.158).

Помимо этого, в чатурмасью можно совершать следующие действия: принимать пищу только ночью; принимать в пищу панча-гавью; омываться в священных местах; принимать в пищу только то, что обретается без просьбы; петь и играть на музыкальных инструментах в храме Господа Хари; даровать людям радость, объясняя им священные писания; омываться не используя масло. Все плоды этих действий описаны для исполненных желаний карми, потому что гьяни и бхакты не нуждаются в плодах как этого, так и иного миров. Бхакты отвергают даже плоды в виде освобождения, которые приходят к стремящимся к освобождению гьяни. Когда человек становится преданным Господа, то для него стремление к освобождению теряет свой вес. Если человек сможет развить исключительное стремление к служению Кришне всеми способами, тогда он обретает конечный плод от следования чатурмасье». («Саджджана-тошани», том 23, номер 3/4, стр. 74-78, май-июль 1920).

В своей статье о карттика-врате Шрила Бхактивиноды Тхакур добавляет к списку правил и ограничений следующее: «Нужно отказаться от пищи, приготовленной для других людей, от чужой постели и использования медной посуды. В Карттику нужно слушать или читать «Шримад-Бхагаватам» и подобные ему писания в кругу вайшнавов после принятия прасада. Нужно непрестанно повторять или петь святое имя и памятовать о Господе».

Статья о чатурмасье в «Надия-пракаше» (от 12 июля 1930 г.) также объясняет, что в чатурмасью нельзя вступать в половые отношения и спать днем, но зато необходимо совершать служение в храме Господа, например убирать его или поклоняться Божествам, получать Их даршан, петь для них и читать молитвы, принимать от Них маха-прасад и чаранамриту, а также жить вместе с преданными.

Для нас, жителей современного мира, стоит подчеркнуть совершенно элементарные вещи — в чатурмасью, а особенно в Карттику, нужно всячески постараться отказаться от действий, приносящих наслаждение чувствам, но при этом никак не связанных с Кришной — например, не слушать мирскую музыку, не смотреть кармические фильмы, не тратить время в праздных играх и беседах и т. д.

Идя по стопам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, я также не буду описывать здесь плоды этих различных ограничений в чатурмасью. О них можно прочитать в «Хари-бхакти-виласе» (15.125-158).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь