Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура приключения: трансформации



Разница скоростей обитания создает не­четкость контуров, иллюзион, близкий к принципу дополнительности Бора-Гейзен-берга. Номад появляется на горизонте при­глянувшейся ему устойчивой ниши сразу и ве­дет себя так, как будто обитал здесь всегда. Затем исчезает, чтобы вынырнуть в другой за­мкнутой нише, составляющей устойчивый жизненный мир (Lebenswelt) для ее оседлых обитателей. Такую способность, обретаемую на высоких скоростях, можно назвать транс­формацией.

Один из сквозных сюжетов фантастики состоит в том, что внеземное существо (не­что) для вступления в контакт с землянами вынуждено принимать некую стационарную оболочку; подобная трансформация пред­стает как дань или уступка земным обычаям. Скопированный облик поневоле воспроиз­водит некоторые антропологические осо­бенности: пол, расу, возраст, — ясно, одна­ко, что для самого трансформера все эти детали несущественны. После нескольких проб внеземной пришелец выберет тот об­лик, который вызывает меньше всего вопро­сов. Номад поступает аналогичным образом: когда его траектория проходит через густо­населенные слои Lebenswelt, он облачается в своеобразный «скафандр», в устройство которого помимо деталей внешнего облика включаются и инерционные психические структуры: «черты характера », свойства, ро­левые установки и другие опознавательные признаки, отличающие обитателей черты оседлости. Подобная техника была и теоре­тически и практически разработана в даос­ской философии.

Когда Клирик предстает перед Кюйсмансом как «предупредительный таможенник», он просто выбирает самую экономичную трансформацию, позволяющую минимизи­ровать потери времени. Изъятие документов завершает трансформацию. Скафандр необ­ходим, чтобы избежать ненужных вопросов, например, чтобы не пришлось спрашивать: «За кого ты меня принимаешь? » Как и всякий номад, Клирик знает, что оседлый мир устро­ен так: либо тебя за кого-то принимают, либо не принимают вообще. Причем для номада первый вариант отнюдь не всегда предпочти­тельней, все зависит от особенностей траек-тории? от точки прегиба, которую вдруг за­хотелось рассмотреть поближе (например, «захотелось увидеть вашу страну»; Клирик мог бы сказать и «вашу планету»).

Ипостаси, в которых Клирик предстает в каждой из трех историй, далеки друг от дру­га как следы на плоскости. Однако для само­го Клирика «таможенность», «игра в своего» в рязанском ресторане и, например, интерес к химии, суть вещи одного порядка, скафанд­ры, пустотелые оболочки, пригодные для той или иной среды. Такими же съемными доспе­хами являются для номада практически все элементы идентификации и самоидентификации принятые в черте оседлости.

С высокой номадической орбиты достаточ­но странно выглядят меры взаимной признанности и озабоченности признанием. Вот жи­вет человек и совершенно точно знает о себе, что он Сидоров Василий Петрович, таможен­ник, имеет двоих детей, прописку в Москве и государственную награду.

Две вещи непостижимы для номада: во-пер­вых, на чем основана подобная уверенность, и во-вторых, почему она так важна. Ведь если разобраться, удостоверение личности весьма мистическая вещь. И отнюдь не безобидная. От­ношение к «удостоверениям личности» можно считать эмпирическим критерием номадизма. Для странствующего все эти драгоценные бу­мажки ситуативны, «действительны» только на короткий участок траектории. Ведь назваться именем нужно не для себя, а для «часового», который не пропустит без пароля установлен­ного образца. Вот почему большинство марш­рутов закрыто для нас — ведь у каждой пещеры свой сезам, а мы все долбим свой приговор, свою подписку о невыезде: Сидоров Василий Петрович, таможенник, женат, двое детей...

В сущности, очень глупо быть доброволь­ным заключенным в тюрьме одного и того же имени. Да еще всякий раз вздрагивать: а вдруг скажут, что ты никто и звать тебя никак. Соб­ственное имя номада впервые было произне­сено хитроумным Одиссеем в ответ на требо­вание циклопа Полифема; все остальное только псевдонимы, вынужденные уступки миру, обитатели которого приговорены к по­жизненному заключению в тюремно-именительном падеже.

Эта жизнь и бытие-заново

Жизнь дается человеку один раз — вот тезис, который представляется некой акси­омой, в том числе и в аспекте долженство­вания, в перечне требований к этой единст­венной и неповторимой жизни. Следует беречь честь смолоду, беречь доброе имя, не терять свое лицо... Одним словом, сбере­гать и экономить (и дорожить) — так советуют скупые рыцари гуманизма, творцы и организа­торы всех его эксцессов, от коммунистичес­кой морали до экологического маразма.

Одноразовый характер жизни требует, однако, некоторого уточнения. Речь идет о самотождественности той субстанции, ко­торую мы именуем живым, вернее, живущим существом. От решения этого вопроса будет зависеть, живет ли капустница одну или, скажем, три жизни (учитывая полный цикл метаморфоза). Такая же неясность сущест­вует и в отношении человека: даже если со­гласиться с тем, что человек проживает одно (свое) тело, отсюда еще вовсе не следует, что он живет один раз. Этим единственным те­лом может жить совсем другой человек, если прежний, например, сошел с ума. Ну а если человек заявляет: я начинаю новую жизнь? Такое начинание может быть достаточно ра­дикальным — и что тогда остается от преж­ней жизни? Прежде всего то, что документи­ровано, вменено в самотождественность — имя, фамилия и другие паспортные данные. Есть еще, правда, биографическое единст­во — коллективная санкция в виде памяти обо мне моих ближних и разных прочих зна­комых, но эта санкция может и не подпи­раться автобиографическим единством.

Как бы там ни было, социум принимает меры, чтобы жизнь давалась человеку толь­ко один раз, всячески пресекая попытки бытия-заново. Ясно также, что множество по­добных «жизней» на высоких скоростях предстают как участки номадической траек­тории. Во-первых, выбирается персонаж для идентификации — некоторые компьютерные игры предлагают целый набор таких персо­нажей, и избранный человечек (мое пробное тело) пускается в странствие. В пути он мо­жет поймать «еще одну жизнь» и тогда прежнюю можно меньше экономить, нара­щивая авантюрность игры. Наконец подрос­ток, увлеченно играющий в игру, через ка­кое-то время говорит: «Что-то я себе надоел» — и меняет фишку. В данном случае мы имеем дело с вытесненными в сферу сим­волического стратегиями чистого авантюр­ного разума, но стратегии обнаруживают се­бя и за пределами дисплея.

Уже дорога, используемая как простейший трансцензор, демонстрирует возможность сменить фишку, на номадических орбитах возможность становится действительностью, а самопроизвольное оскучнение (исчерпание) становится достаточным основанием для пре­кращения «этой жизни».

Но возникает закономерный вопрос: кому и для чего потребовалось максимальное ограничение количества жизней, вбрасы­ваемых в среду обитания человека? Каков источник сверхмощного силового поля, сжимающего веер жизней в весьма нудную непрерывную линейную последователь­ность «этой жизни»? Кто несет ответствен­ность за грабительский обвес и недостачу? С одной стороны, у окошка раздачи стоят органы правопорядка, следящие за тем, чтобы жизнь давалась только один раз (не больше одной фишки в одни руки), с другой стороны, репрессивный экзистенциальный заказ выполняет гуманистическая филосо­фия, воспевающая долг, ответственность и прочую атрибутику прирученности и одо­машнивания. Что ж, если долженствование имеет всеобщий характер, если все друг дру­гу должны и живут, сгибаясь под тяжестью круговой задолженности, что же мешает произвести взаимозачет, так сказать, спи­сать долги и выбросить векселя, и прежде всего самые кабальные векселя всеобщей за­долженности, пожизненные удостоверения личности?

Итак, имя собственное — самый прочный ошейник, которым мир удерживается в состо-янии долговой тюрьмы, насильственная иден­тификация с единственной фишкой. В прин­ципе, согласия с этим главным приговором уже достаточно, чтобы отбыть срок. Даже ес­ли мы отклоняем зов совести, на который, со­гласно Хайдеггеру, должен всегда откликать­ся Dasein. Ну, например:

— Родина-мать зовет!

— Ну и пусть зовет.

— Но она зовет обедать.

— А, это другое дело.

Так может выглядеть внутренний отклик на зов совести любого каталы из бригады Лехи Шалого. Радикальное отличие номада состоит в том, что он слышит полным текст зова:

— <Сидоров, с вещами>, Родина-мать зовет!

— Ну и пусть зовет.

— Но она зовет <Сидорова> обедать.

— А, это другое дело.

«Сидорову» ничего не показалось подо­зрительным, он откликнулся и тем самым признал приговор. Клирик поступает иначе. Он, прежде всего, совершенно игнорирует мнимую персональность позывных, посколь­ку ему совершенно неважно, за кого его при­нимают; всегда примут за кого-то. Номад попадает в число призванных, минуя пред­дверие званых. Если ты слышишь, что зов об­ращен не к тебе, а к «Сидорову», то это еще не повод сидеть сложа руки — примерь ска­фандр, соверши трансформацию и будь «Си­доровым» на здоровье — пока не наскучит. И наоборот, пусть сколько угодно озвучива­ют записанное в твоем удостоверении лич­ности — номад остается спокойным, по­скольку знает: «имя собственное» является собственным не для тебя, а для того, кто ок­ликает.

Обретенная свобода состоит в умении из­бирательно реагировать на позывные. На кратчайших отрезках пути ответ номада «да» или «нет» в высшей степени разборчив, иными словами, он произносит «да» и про­износит «нет», но никогда не отвечает «Я!»

Именно такова номадическая без-ответственность высшей пробы — в отличие от наивной избирательности Антошки, героя небезызве­стного мультфильма. Бытие, не отвечающее на вопрос «кто?» (ибо сначала требуется узнать «зачем?»), не является Dasein. Значит ли это, что бытие номада неаутентично, неподлинно? С позиций «Sein und Zeit» так оно и есть. Но на деле речь идет лишь о несоизмеримости дис­танций и скоростей. То, что для обитающего в черте оседлости есть «жизнь» с ее заданностью и, как говорит Бахтин, «нудительностью», для номада является разомкнутым в обе сто­роны фрагментом траектории.

Исходя из этой несоизмеримости и разво­рачивается иллюзион времени. Почему мани­фестация номада, только что обладавшая ги­перреальностью, вдруг утрачивает четкость? Да потому, что для него картинка исчерпана, «эта жизнь» уже прожита, тогда как для Dasein, втиснутого в однократность присут­ствия, жизнь продолжается: пусть картинка и застыла, но она все еще транслируется, действующие лица медлят разойтись и пере­минаются с ноги на ногу. В номадическом го­ризонте подобного рода жизнь не может быть ни единственной, ни подлинной. Такой феномен, как «жизнь, дающаяся один раз», возникает из воспрепятствования бытию-за-ново. Траектория номада складывается из множества «этих жизней», она теряется где-то за горизонтом жизневместимости или об­рывается внутри какой-нибудь из жизней.

Номад не нуждается в утешениях и увеще­ваниях, генерируемых гуманистической философией с целью скрасить присутствие. Все воображаемые и символические компенса­ции типа бессмертия души, оставления о се­бе доброй памяти и прочее сотканы из мате­рии надежды — а эта заведомо ветхая материя никогда не используется для ска­фандра номада даже как драпировка. Душа, вдавленная в тяжелое тело и привыкшая к тяжкому бремени, «сидит на игле» и не способна существовать без ежедневной инъ­екции надежды. Номад же прекрасно знает, что «надежда умирает первой, а крыса по­следней» (А. Драгомощенко), но не делает из этого трагедии, ибо мир просто устроен так — как по эту, так и по ту сторону черты оседлости. И даже то, что нельзя купить за тридцать серебреников, можно приобрести за десять эскудо.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь