Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Концепты бытия и со-бытия субъекта
«Человек» - весьма неопределенный концепт, под которым можно понимать все, что угодно вплоть до представления каждого из нас в качестве природного марсианина. Поэтому следует выделить ВАЖНЫЕ ДЛЯ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ и, разумеется, - существенные, - признаки, представленные в соответствующих категориях, адекватных природе и культуре «человека рода Хомо Сапиенс». Эти наиболее значимые свойства или признаки, - в свете интересующей нас проблемы эволюции человеческого субъекта, - нуждаются хотя бы в рабочих, но, тем не менее, - в авторских, концептуальных определениях, необходимых в процессе обсуждения заявленной темы исследования. 1. Тело: комплекс (конструкт) живых клеток самого различного назначения, обеспечивающий при координированном функционировании выживание «человека» в материальном мире. Поддается протезированию, но в целом недолговечно. Тело служит человеку: а) средством переработки приносящих химическую энергию веществ; б) инструментом совершения действий в физической реальности; в) системой поддержания гомеостазиса, то есть некоторого постоянства внутренней среды; г) антенным комплексом для приема сигналов внешней и внутренней среды. Благодаря перцептивным возможностям приема сигналов и возможностям кинетики, тело служит «каналом» обмена энергией и информацией с внешним миром. 2, Мозг: сложно организованный и относительно недолговечный комплекс (конструкт) нейронов, обменивающихся электрохимическими сигналами. Посредством мозга осуществляется функция активного отражения объективной реальности, вот почему он служит инструментом координации информационных процессов, частично обеспечивающих вышеуказанные функции а) и в). Мозг практически полностью координирует функции тела по пунктам б) и г). Он способен к специфическим реакциям и к активным сигналам в зависимости от физико-химических стимулов, также как на основе собственных ритмов и врожденных биологических программ (инстинктов). Кроме того, отражающий реальность мозг и его электрохимическая активность неизвестными естественной науке способами служат тому, что человек не только погружен в бытие, но и является провозвестником своего со-бытия, своего общественно необходимого самоутверждения, как формы снятия наличного бытия. Состоявшись в со-бытии, человек тем самым предстает как новейшее событие в жизни человечества, свидетельствующее о том, что еще один представитель человеческого рода приобрел качество социально-исторической, а не только биологической или психологической новорожденное Другое дело, что эта форма новорожденное доступна не всем индивидуумам и не одновременно, то есть гетерохронно. Заново родившись, то есть составив оппозицию со-бытия к бытию, человек является субъектом и носителем его индивидуальной, субъективной реальности. Событие новорожденного субъекта есть феномен, относящийся к иному классу явлений, трансцендентных физической реальности, ибо инструментально оные не обнаруживаемы. Элементы субъективной реальности заметнее выделяются, если, например, попытаться сравнивать то, что есть ФИЗИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ и то, что есть ОЩУЩЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ. Подобно можно сравнивать химический состав клубники и ее вкус, и так далее. Понятно, что ощущения существуют исключительно в субъективной реальности. В материальной форме, в бытии человека они не даны. Они требуют события, в форме установления отношения человека к бытию. Продолжая мысль С.И. Гессена в область психологии человека, можно сказать, что ощущения для человека заданы, то есть с момента его субъективной и субъектной новорожденности, они представляют те или иные ЗАДАЧИ.(З) Нам ДАНЫ только материальные причины и условия (факторы) бытия, как ОСНОВАНИЯ активно порождаемых человеком процессов ощущения, то есть процессов, отличающихся со-бытийным, также как вне- и над-бытийным характером. 3. Субъект: что это доподлинно такое, из чего именно состоит и как он возникает? Это наиболее трудноопределимый концепт, хотя для большинства людей субъект якобы погружен в его наличное бытие, а поэтому он и есть не более и не менее, чем некоторая ДАННОСТЬ в форме «Я», но отнюдь не ЗАДАН-НОСТЬ. Поэтому субъектность известна человеку чаще всего сугубо индивидуально. В шутку говоря, до сегодняшнего дня о его существовании свидетельствовали только обладатели МОЗГА, что заставляет предположить то, что существует некоторая связь, или корреляция мозга и субъективности его носителя. По отзывам и согласно множеству общеизвестных философских дискуссий, главным признаком субъекта является волшебное слияние воспринятых телом и трансформированных мозгом сигналов внешнего мира, сигналов внутренней среды, а также собственных сигналов мозга в единую картину, составляющую целостную субъективную реальность. К тому же, весь этот комплекс сигналов представляется доступным изнутри, при возможности как целостного наблюдения, так и анализа со стороны гомункулуса, попросту обозначаемого словом «я». Кратко говоря, такая картина человеческого мира составлена ощущениями, образами, эмоциями, ожиданиями и намерениями, и в этом творческом хаосе и обитает некоторое «я», неотъемлемое от субъекта. То есть субъектность данного человека в каждый момент времени его жизни, есть нечто производное от его внутреннего, душевного и духовного богатства. При этом субъектность человека оказывается до известной степени зависимой от функционирования многих мозговых структур и подвержена как влияниям явных для его сознания сигналов (ощущения света, звука), так и сигналов неявных (ощущения слабой тревоги, переживание ясности мышления или, наоборот, - сумеречности восприятия ближайшего окружения с тенденцией проявления «охоты к перемене мест»). Важнейшими характеристиками качества субъектности для человека являются: а) свойство непрерывности и целостности, существующей в каждый конкретный момент времени; б) ситуативность, сиюминутность, или буквально говоря, - своеобразная «наличность», объясняемая тем, что каждый новый субъективный элемент порождается прежде всего самим субъектом в) реальная или кажущаяся «воля к жизни», как способность непрерывно жить и действовать, постоянно модифицируя (или только обещая это делать) то, что представляется субъективным пространством, - в соответствии или в кажущемся соответствии с решаемыми субъектом задачами. Оговорка «кажущаяся способность» здесь важна, так как на сегодняшний день не существует способа установить, является представляющееся произвольным действие субъекта именно и истинно произвольным, то есть зависящим только от него самого, как не связанного внутренними обстоятельствами индивидуума. 4. Психика: иногда этот концепт определяется, как вся сфера отражения, доступная субъекту. Однако такое определение представляется весьма туманным. Не исключается тавтология понятий психики и личности, психики и субъекта, вследствие чего обессмысливается содержание теории и практики активной эволюции человека. Так, совершенно непонятно, относится ли деятельность ретикулярной формации, регулирующая смену фаз «сон» - «бодрствование», к психике? В случае «медленного сна» субъекту эта форма жизнедеятельности организма, очевидно, - недоступна. Вместе с тем, человеку доступен результат медленного сна, и этот результат очень важен для субъекта. С другой стороны, безусловный «коленный» рефлекс организован вне участия субъекта; и хотя субъект может регистрировать этот рефлекс зрительно и кинестетически, как факт бытия и сознания, но изменить что-либо по существу этого рефлекса субъект не имеет возможностей. Поэтому мы будем понимать под психикой любые, вне зависимости от уровня, функциональные механизмы мозга, которые в процессе или результате их срабатывания порождают НЕПОСРЕДСТВЕННО обнаруживаемые и/или активируемые субъектом эффекты. Таким образом, вырисовывается достаточно четкая граница сферы психического, как деятельности, в которой или по отношению к которой существует субъект, определяющий ее форму и в то же время ей не принадлежащий. Например, яркий свет, влияющий на сетчатку, генерирующую электрохимический сигнал, который проводится в мозг, где срабатывает безусловный рефлекс сужения зрачка, попадает в сферу психического только тогда, когда он проходит зрительный анализатор и порождает субъективный эквивалент света или образа. Сужение зрачка и рефлекторная дуга этого процесса не относится к психическому. Вместе с тем, зрение, как анализатор обладает субъектным и внесубъек-тным планами, и эти два плана определяют внешнюю границу психики в случае зрительного восприятия. Аналогично, совершение движения требует от субъекта создания специфического ощущения, служащего сигналом для моторной зоны головного мозга, далее самостоятельно координирующего соотношение тонуса, порядок и степень сокращения мышц, обеспечивающих то самое движение, идеальный эквивалент которого был создан субъектом. Этот эквивалент и выступает в данной ситуации конституиирующей движение проективной его формой. Мотори-ка, активируемая со стороны коры головного мозга, также выступает в данном случае непосредственной границей психики. Подобным образом, если некоторое воспоминание порождается в сфере субъективного, то, соответственно, генерирующие это воспоминание механизмы памяти, находятся за границей сферы психического, тогда как механизмы, хранящие это воспоминание и обеспечивающие его генерацию относятся к внесубъектному плану психики. Таким образом, одни и те же механизмы способны, в зависимости от инициированной субъектом задачи, выдавать разные результаты. В целом, область психического и в пространстве, и во времени несколько обширнее пространства наличной субъективности, но меньше области церебрального и телесного, выступающих по отношению к субъекту в качестве периферических расширений. Но, разумеется, более корректным является сопоставление психики, мото-рики и субъектности в динамике и диалектике взаимосвязи формы и содержания сопоставляемых процессов и механизмов и функций. Так или иначе, важно отметить, что при указанном сопоставлении понятие психики включает в себя объективные механизмы самоактуализации субъекта, тогда как понятие субъекта выступает, скорее, как субъективная изнанка этих механизмов, по существу являясь формообразующим и регулирующим их началом, - подобно золотнику в его отношении к поршневому механизму двигателя. 5. Сознание: некая «часть» субъекта соотносима со сферой сознания, как областью, или концептом, проясняющим существо процессов рефлексии и самоотчета. Подразумевается, что элементы этой области субъективной реальности могут быть выделены вниманием, они могут быть осознаны и стать предметом и концептом мышления. Эти элементы в целом составляют набор субъективных переменных, используемых для конструирования ПРОИЗВОЛЬНОЙ внутренней жизни. При этом именно в сознании продуктивно регистрируются переживания и результаты восприятия, увязываемые с иными элементами субъективной реальности. В сознании создаются смыслы и абстракции и формируется сокровищница субъективного опыта. Благодаря сознанию, произвольно активируются эффекторные части психики, способные транслировать сигналы к мышцам тела человека. С различной степенью эффективности сознание способно действовать даже в так называемых «измененных состояниях», включая фазы «быстрого сна» индивидуума. Следует заметить, что в измененных состояниях сознания часть его функций вполне сохранна, а поэтому представляется неправильной позиция некоторых авторов, предлагающих считать, что в этих состояниях сознание является «отсутствующим», - только на том основании, что люди подчас не запоминают содержание самих актов рефлексии. 6. Субъективно-бессознательное: лишенный непосредственности ясного сознания, но в принципе представляемый концепт, раскрываемый в отношении к самосознанию субъекта. Действительно, не каждый элемент субъективного пространства может быть абсолютно осознан, однако каждый из них не лишен того или иного отношения к сознанию субъекта. Любое впечатление человека присутствует в его осознанном переживании, даже находясь за порогом сознания. Например, так называемое «плохое настроение», основывается на реальных фактах психической и телесной жизни человека, также как на фактах его общественной жизни. Осознать эти факты удается не сразу и не одновременно, а тем более затруднительно осознать все без исключения элементы наличного настроения человека. Но при всей «рассеянности» компонентов настроения, все без исключения слабо осознаваемые и случайные впечатления, хотя и не становятся в центре нашего внимания, но составляют тот самый его фон, или контекст, наличие которого может кардинально изменять восприятие «текста» ситуации. Что важно подчеркнуть, при определенных обстоятельствах сосредоточения, многие слабоосознаваемые элементы самосознания субъекта могут быть довольно детально актуализированы. Это заставляет нас предположить, что существующее разграничение сфер сознательного и бессознательного является не принципиальным. В противном случае следовало бы констатировать ограниченные возможности неких механизмов человеческой психики, ответственных за регистрацию и осознание фактов наличного бытия человека. На деле, человек постоянно демонстрирует практически безграничные возможности осознания прошлого и настоящего, и, благодаря этому, хотя и отчасти, -осознания будущего. 7. Подсознание, или индивидуально-психическое бессознательное: Этот концепт настолько трудно формулируем, насколько сложной является дифференциация содержания соответствующей области психической деятельности отдельно взятого человека. Поэтому данный концепт зачастую именуется как «подсознание» человека. Это еще один нечетко определенный концепт, хотя и необходимый для обозначения кумулятивно устроенных областей и механизмов психики, действующих относительно независимо от проявления реактивных ее свойств, по поводу наличных ситуаций человеческого бытия. Дляпримера можно сказать, что работа подсознания скорее может быть ассоциирована с общей индивидуальной и личностной тревожностью, в то время как субъективно-бессознательное состояние человека, а тем более, - его осознанное состояние, скорее всего определяются ситуативной или реактивной тревожностью. Примечательно, что такого рода отношение подсознания и сознания не исключает направленного их «взаимодействия», в смысле инициирования субъектом, при участии сознания, специальных провоцирующих мнемических и мыслительных действий, оказывающихся весьма результативными, «вытаскивая» из глубин психики человека тот материал, который непроизвольно уже им синтезирован и крайне необходим для произвольно осуществляемого творческого познания действительности и для адекватного управления поведением. Именно с возможностями актуализации содержания бессознательного и подсознания увязываются ресурсы интуиции человека. 8. Личность: концептуально значительно более сложная категория, нежели все предыдущие, особенно имея в виду субъектность человека. Биологические особенности структуры и функциональные особенности тела, индивидуальные особенности мозга и связанные с ним биологические возможности, индивидуальный, запечатленный в памяти опыт, смыслы и ценности, а также многие другие компоненты представляют такие сложные структуры, которые в любой момент сосуществует как в субъективном, так и в объективном планах бытия человека. При этом именно качество личности определяет характер динамического взаимодействия субъекта с окружающей средой - примерно так же, как начатая шахматная партия создает и возможности, и ограничения для продолжающего эту партию шахматиста. Таким образом, траекторию линии субъект-объектного взаимодействия человека с окружающим миром в течение его жизни с объективной точки зрения можно представить так:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы