Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Самосознание - ( X ) психика - ( X ) мозг - ( X ) тело - ( X ) мира (объект)
При такой траектории взаимодействия в единственном и неповторимом качестве выступает одна только сознательная сфера субъекта. Причем, по отношению к субъектной самоактуализации человека связь психика-мозг - тело -мозг - психика может быть индифферентна к заменам биологических компонентов на любые функциональные аналоги, к примеру, - электронные средства (робот-процессор вместо тела и мозга). С точки зрения субъекта, центральной частью реальности выступает преимущественно его самосознание, а все необходимые для субъективной жизни переменные в форме внешних и внутренних сигналов ему поставляет психика, - непосредственно или опосредованно, благодаря наличию избыточных, неосознаваемых компонентов ее активности. Та или иная ценность информации о реальности также определяется только самим субъектом. При этом субъект и объективная реальность относятся к разным мирам. Их взаимодействие осуществляется на уровне субъекта к трансферу смыслов информации, что требует ничтожно малых количеств энергии, необходимой при функционировании линий связи для информационных потоков. Практически, такого рода взаимодействие несводимо к материальному обмену, а поэтому можно утверждать, что оно имеет энергоинформационную природу. Существенно, что субъект никогда, по определению, не имеет дела непосредственно с объективной реальностью: среда существования субъекта ей трансцендентальна, являясь реальностью субъективной. Опосредствующим звеном взаимодействия субъекта с миром выступает его психика. Несколько упрощая эту ситуацию взаимодействия, можно сказать, что, во-первых, виды энергии при обмене субъекта с миром многократно трансформируются, так что с точки зрения субъекта необходимая ему энергия привносится в виде смыслов или конструктов восприятия мира, то есть представлена для него в особой, ценностно-смысловой форме, и этот же самый, идеализированный вид энергии смыслов позволяет субъекту осмысленно и, поэтому, адекватно управлять психикой, передающей необходимые импульсы изменений в поведении еще далее, в сферу объективной реальности при помощи объективных же форм энергоинформационного взаимодействия.*) *)Такой переход энергии «из мира, - через его осмысление субъектом, - в мир», то есть от реального к идеальному и обратно может представляться нарушением обычных законов энергообмена, в том числе и закона сохранения энергии. Но это на первый взгляд. На самом деле ценностно-смысловая форма самоакгуализации субъекта выработана эво люционным образом, в среде сугубо материального взаимодействия. Но при этом нужно иметь в виду, что любая форма активности в природе и в обществе не может быть определена как абсолютно идеальная и абсолютно самодостаточная. Идеальное существует постольку, поскольку существует материальное. Как уже было отмечено выше, более корректно объединение, а не отождествление и противопоставление материального, -как «вещи», - и идеального, - как формы этой «вещи». Понятно, что диалектика связи формы и содержания, активности и деятельности, управления и организации, процесса и результата, информации и энергии гораздо более продуктивна и конструктивна в понимании того, как ничтожно малое количество энергии может вызвать лавинообразный информационный поток, изменяющий объективные условия существования человека.
Во-вторых, распределение этого энергоинформационного потока, а, значит, и переносимая информация в результате ее преломления в активной среде субъекта, также изменяются, причем замечательно то, что в результате такого преломления информация в большей степени принимает субъектный, авторский характер, во многом не соответствуя оригиналу исходной информации. Информационный пакет не преобразуется полностью, но его элементы становятся материалом для трансформации знаков, как орудий для означения, - то есть для конструирования тех или иных смыслов и ценностей, позволяющих по-новому управлять энергетикой жизни человека. Таким образом, характер энергоинформационного обмена субъекта с окружающей средой подчиняется не столько законам среды, сколько законам субъекта, и один и тот же сигнал в разное время может вызвать совершенно разные эффекты субъект-субъектного и субъект-объектного взаимодействия. Следовательно, поставленный во введении вопрос о возможности дальнейшего энергоинформационного развития человека как РАЗУМНОЙ СУЩНОСТИ вполне уместно рассматривать с точки зрения именно субъекта, а, значит, и субъективно, и эгоистично. При этом смыслы этих понятий не должны восприниматься как чреватые псевдонаучными спекуляциями, невольными заблуждениями и нравственной недостаточностью. Наоборот, постановка субъекта в центр нашего внимания предельно возвышает научные и нравственные требования к желаемому качеству исследования и к самому его объекту, - то есть к человеку. Вот почему предметом настоящего исследования становится субъект, свобода и ответственность которого и определяют то, что философско-научный анализ перспектив человека следует вести изнутри, основываясь на его общественно-исторически определенной сущности и на его активной личностной позиции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы