Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Санатана Госвами самадхи стхали



В это место можно попасть, пройдя по пути вриндавана-парикрамы или же по дороге, проложенной вдоль храма. Оно расположено позади изначального храма Радха-Мадана-Мохана и немного вниз от храма. Здесь находится изначальное самадхи Шри Санатаны Госвами, грантха-самадхи и пушпа-самадхи Тапана Мишры и Чандрашекхары, а также многих других. Этот район самадхи, насыщенный духовными вибрациями, являет собой мирную обитель для местных попугаев.

В стороне от дороги, пролегающей мимо храма и ведущей к самадхи Санатаны Госвами, находится самадхи Шри Сура даса Мадана Мохана Госвами, ученика Шри Санатаны Госвами. Его купол покрыт слоем извести и напоминает по форме храм Мадана Мохана. «Бхакти-мала» рассказывает о том, что однажды Сура дас сбежал во Вриндаван, с тысячами рупий налогов, собранных им для императора Акбара. Он потратил эти деньги на служение преданным.

Его бхаджан заключался в написании текстов песен и смиренного служения. Когда в храм заходили вайшнавы, он следил за тем, чтобы обезьяны не украли их обувь. Чтобы обрести благословения преданных, он съедал пыль, осыпавшуюся с их подошв. Иногда гаудии возносили молитвы, сочиненные Сура дасом: Шри Говинда мукхаравинда нираки мана вичароу, чандра коти, бхану коти, коти мадана варунаоу, «Обрати свой взор на красоту лотосного лика Шри Говинды, сияющего ярче миллионов Солнц и Лун и более привлекательного, чем миллион Камадевов (Купидонов)».

 

Молитвы, обращенные к Шри Рупе Госвами и Шри Санатане Госвами

«Во Вриндаване Рупа Госвами и Санатана Госвами были сосудами истинной любви и милосердия. Они были лучшими среди преданных. Океанами доброты и друзьями бедных. Они обладали непоколебимой преданностью Радхе и Кришне. Оставив все мирские наслаждения, они постоянно воспевали славу рощ Вриндавана и лотосных стоп Шримати Радхарани. Поэтому эти два брата стали дарами Шри Чайтаньи Махапрабху, океана милосердия. С их уходом я превратился в сироту» («Бхакти-ратнакар»).

«Слава Шри Санатане Госвами и Шри Рупе Госвами, бездонным колодцам према-бхакти-расы. Они олицетворяют уджджвала-расу. Они – деревья желаний, чья милость способна освободить каждого от боли и скорби. Книги этих двух великих душ недвусмысленно объясняют природу према-бхакти. Услышать о них – принести радость душе, ибо они – ашрая-виграха мадхурья-расы. О Рупа и Санатана, вы наделены богатством божественной любви, премы Радха-Кришны, которая в ваших руках подобна тысячам золотых стрел Купидона. О Рупа и Санатана, пожалуйста, даруйте мне этот кладезь любви, пронзив мое сердце этими драгоценными стрелами» («Према-бхакти-чандрика»).

«О мой язык, всегда воспевай имя Шри Рупы. О мой ум, всегда помни о Шри Рупе, олицетворении доброты. О моя голова, всегда склоняйся перед стопами Шри Радхики, воплощением милосердия» («Садхана-дипика»).

«Если Шри Рупа не явится в Кали-югу, кто же тогда распространит по всему миру любовь к Кришне? Кто отречется от всех удовольствий, станет поклоняться Вриндавану и разъяснит содержимое книг, описывающих науку бхакти? Кто сможет понять природу игр Кришны во Вриндаване? И кто сможет прочувствовать любовь Шри Радхи и Шри Кришны без милости Шри Рупы?» («Бхакти-ратнакар»).

ададанаш тринам дантайр идам йаче пунах пунах

шримад рупа падамбходжа-дхулих шьям джанма-джанмаи

«Зажав в зубах пучок соломы, я рождение за рождением, снова и снова умоляю позволить мне стать крупицей пыли на лотосных стопах Шрилы Рупы Госвами» («Мукта-чарита», Шри Рагхунатха Госвами).

 

Самадхи Шрилы Санатаны Госвами

Шри Санатана Госвами

Шри Санатана Госвами явился в 1488 году, за пять лет до рождения Шри Рупы Госвами, в семье бенгальского сарасвата-брахмана. Санатана вместе с двумя своими братьями, Рупой и Анупамой, с самого раннего детства были погружены в бхава-бхакти. Храня в памяти Вриндаван, они назвали леса, в которых им доводилось играть, именами священных лесов Враджи (Талавана, Мадхувана, Камьявана, Мадхавана). Они назвали свои любимые пруды Радха-кундой и Шьяма-кундой.

В свои юные годы Шри Санатане приснилось, что красивый мальчик-брахман подарит ему «Шримад-Бхагаватам». Почувствовав экстаз, он проснулся. Но не увидев рядом с собой ни мальчика, ни книги, опечалился. Но как только он приступил утром к совершению пуджи, Сам Кришна, переодевшись юным брахманом, подошел к нему и сказал: «Возьми эту книгу «Шримад-Бхагаватам», постоянно изучай ее и таким образом ты обретешь совершенство».

В «Кришна-лила-ставе» Шри Санатана Госвами прославляет «Шримад-Бхагаватам»: «О священный «Бхагаватам», ты мой единственный спутник, мой единственный друг и мой гуру. Ты – сокровищница и мой личный спаситель. Ты – символ моей необычайной удачи и само воплощение экстаза. Я предлагаю тебе свои поклоны».

Вынужденные подчиниться мусульманским властям, Шри Рупа и Шри Санатана стали министрами и поселились в Рамакели. Но их настоящая деятельность заключалась в преподавании шастр, которые они изучили под руководством Видьявачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Пандиты и брахманы со всей Индии приходили в этот город, чтобы учиться под их руководством. Шри Рупа и Санатана были провозглашены «лучшими среди ученых Гаудия-вайшнавов». После того, как Господь посетил Рамакели и устроил их освобождение, они отреклись от всего ради служения Господу Гауранге. Шри Чайтанья Махапрабху приказал Шри Рупе Госвами и Шри Санатане Госвами переехать во Вриндаван и выполнить четыре задачи: разыскать утерянные места игр Шри Кришны; установить Божества и начать проводить пуджи; написать бхакти-шастры и проповедовать принципы бхакти-йоги. «Занявшись служением Господу Чайтанье, они решительно отказались от власти, богатств и положения в обществе только для того, чтобы поселиться во Вриндаване, и, став смиренными нищими монахами, погрузились в бхаджан. Преданный не сможет должным образом совершать кришна-бхаджан до тех пор, пока не отречется от всех материальных привязанностей, как внешне, так и внутренне, и не воплотит в своей жизни принцип простоты и смирения» («Шри Враджа Мандала Парикрама»).

Они странствовали по всей Враджа-мандале, открыв множество лила-стхан Радха-Мадхавы. Не найдя для себя постоянного прибежища, они практически не смыкали глаз (отдыхая не больше полутора часов в сутки в тени дерева или кустарника). Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами все свое время тратили на литературный труд, обсуждение лил Кришны и воспевание Его святых имен.

Чтобы поддерживать свое существование, Санатана собирал в качестве подаяния немного муки, скатывал из нее шарики, предварительно смочив муку в воде Ямуны, и клал их в тлеющие угольки. После чего он предлагал этот бати (несоленые запеченные хлебцы) своему Божеству Мадана Мохана. Оставив все мирские увеселения, Госвами приняли наибеднейший способ жизни отшельников. Они ели ровно столько, сколько было необходимо для поддержания души в теле.

Радха-Мадана-Мохана Мандир был основан Санатаной Госвами и стал первым храмом, открытым шестью Госвами во Вриндаване. Описанный как «личная экспансия тела Шри Чайтаньи Махапрабху», Шри Санатана стал идеальным духовным учителем, ибо именно он дарует прибежище у лотосных стоп Мадана Мохана. Три Божества Вриндавана (Мадана Мохана, Говиндаджи и Гопинатха) стали жизнью и душой Гаудия-вайшнавов. Божество Мадана Мохана обладает особым качеством помогать начинающим преданным в понимании природы их вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога, Господом Шри Кришной.

Имя «Мадана Мохана» указывает на поразительно красивого Кришну, привлекающего даже Купидона, Камадеву. Санатана Госвами является самбхандха-ачарьей, дарующим знание о наших взаимоотношениях с Кришной. А его Божество Мадана Мохана помогает нам преодолеть привязанность к материальному чувственному наслаждению (Купидону) и сосредоточить наши умы на преданном служении.

Шри Санатана Госвами посвятил сорок три года странствиям по деревням Вриндавана. Враджаваси с любовью встречали его, относясь к нему, как к собственному отцу. С терпением и заботой он всегда был готов выслушать их проблемы. И всегда приносил им радость своей проповедью и практическим советом обо всем – от сбора урожая до решения семейных конфликтов.

«Отвергнув все мирские удовольствия, Санатана Госвами всегда был смиренным, отреченным и погруженным в изучение писаний. Махапрабху часто говорил, что Санатана Госвами был Его любимым преданным. Будучи океаном любви и милосердия, Санатана превзошел всех остальных преданных в способности сострадать страждущим душам» («Бхакти-ратнакар»).

В последние годы своей жизни он передал поклонение Божеству Мадана Мохана своему ученику Кришна дасу Брахмачари. Он совершал свой бхаджан на берегах Манаси-Ганги неподалеку от Чакалешвары Махадевы на Говардхане. Каждый день он отправлялся в двадцативосьмикилометровую парикраму вокруг холма Говардхана (по изначальной дороге). Несмотря на свой преклонный возраст (65 лет), он следовал своему обету ежедневного предложения холму Говардхана 1008 поклонов, а также предложения поклона каждому встречному вайшнаву.

Понимая, как трудно приходится Его чистому преданному, Шри Мадана Мохана появился однажды и сказал: «Баба! Ты слишком стар. Тебе не стоит каждый день обходить холм Говардхан».

Санатана ответил: «Но таков мой бхаджан. Я должен продолжать следовать этому обету».

«Так как ты очень стар, – сказал Мадана Мохана, – ты можешь перестать соблюдать этот обет».

Как всегда собравшись в путь, Санатана ответил: «Я никогда не поступлюсь своими религиозными принципами».

Твердая решимость Санатаны Госвами придерживаться своей ежедневной практики принесла радость Шри Мадане Мохане (Кришне). Но в любовных отношениях между Господом и Его чистыми преданными, желание Кришны принести удовлетворение Его преданному часто одерживает верх над желанием преданного удовлетворить Его. Поэтому, испытывая сострадание к Своему преданному, Шри Кришна поставил Свою стопу на плоский камень (говардхана-шилу), принесенный с Гирираджа, и заиграл на Своей неотразимой флейте. Говардхана-шила в экстазе расплавилась, сохранив на себе отпечаток лотосной стопы Кришны.

Передавая его Санатане, Кришна сказал: «Ты должен каждый день обходить эту шилу, тогда будет считаться, что ты обходишь вокруг холма Говардхана. Так ты сможешь и дальше следовать своему обету, не поступаясь религиозными принципами». Увидев, что Сам Гирираджа (Шри Кришна) даровал ему шилу, Санатана Госвами с благодарностью принял ее. Эта шила до сих пор хранится в храме Радха-Дамодары.

Шри Бхактивинода Тхакур написал в своей «Джайва-дхарме»: «Санатана Госвами обладал особым даром разъяснять глубинные эзотерические аспекты проявленных и непроявленных враджа-лил Кришны». Санатана Госвами оставил после себя много ценных работ, ставших классикой гаудия-сампрадайи, например, такие, как «Хари-бхакти-виласа», «Брихат-Бхагаватамрита» и «Брихад-вайшнава-тошани».

В нитья-никунджа-лиле Радха-Мадхавы Санатана Госвами служит как Вишакха-сакхи. Самадхи Санатаны Госвами расположено позади храма Радха-Мадана-Мохана.

 

Шрила Санатана Госвами

 Однажды ему во сне явился прекрасный странник и велел у не слишком привязываться к мирской жизни, которую вел Санатана, отправиться во Вриндаван, найти забытые святыни, связанные с играми Кришны и проповедовать повсюду любовь к Богу. Когда на следующее утро он рассказал об этом сне Рупе, тот ответил, что он уже знает о содержании сна и что Санатане явился Сам Кришна, который сейчас низошел на нашу планету в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Вдохновленные видением Господа Чайтаньи, два брата решили оставить государственную службу и полностью посвятить себя служению Богу, но они ждали знака. В конце концов, они обратились за советом к своей матери и та сказала им написать письмо Самому Шри Чайтанье. Они так и сделали, но ответ пришел лишь после неоднократных обращений. В письме Чайтанья привел лишь цитату из священного писания о том, что если у женщины появляется любовник, она с особым усердием начинает относится к своим домашним делам, но в глубине души она только и мечтает о том, как бы поскорее встретиться с возлюбленным. Рупа и Санатана поняли, что Шри Чайтанья хотел сказать этим и продолжили службу в мусульманском правительстве Бенгалии.

 Однако спустя некоторое время Шри Чайтанья принял санньясу, то есть отреченный образ жизни, и вскоре Он отправился проповедовать по Северной Бенгалии, где в городе Рамакели он встретил братьев. Эта встреча стала поворотным пунктом в истории гаудия-вайшнавизма. Шри Рупа смог сразу же отречься от своей мирской жизни и он расстался со всеми своими богатствами, заработанными во время службы, пожертвовав половину вайшнавам, четверть отдав своим родственникам и спрятав четверть на случай непредвиденных расходов. Но Санатана был вынужден продолжить работу в правительстве. Однако он притворился больным, а сам в это время пригласил к себе домой 10 или 12 самых ученых брахманов в Рамакели и ежедневно изучал с ними «Шримад-Бхагаватам». За многие версты стекались туда пандиты и преданные, чтобы послушать, как читает «Бхагаватам» Санатана Госвами.

 Но вскоре Хуссейн Шах заподозрил что-то неладное и послал к Санатане своего врача. Тот, конечно же сказал потом, что Санатана совершенно здоров, и тогда правитель сам предстал перед собранием вайшнавов. Санатана тогда сказал ему, что со стороны последнего было бы очень великодушно пригласить на государственный пост кого-нибудь другого. Хуссейн Шах разгневался на эти слова и прокричал: "Твой старший брат живет как охотник, и если ты отойдешь от управления государством, всему придет конец". Говорят, что Хуссейн Шах относился к Санатане, как к своему младшему брату, и так как большую часть своего времени он проводил в военных походах и на охоте, он очень сильно зависел от Санатаны в делах управления государством. В бешенстве правитель приказал бросить Санатану за решетку.

 Узнав, что его старший брат арестован, Рупа Госвами передал ему, где он оставил десять тысяч золотых монет и сказал ему использовать эти деньги для побега. Санатана предложил тюремщику сначала 5 тысяч золотых, но видя, что тот все же колеблется, он разыграл перед ним комедию, сказав, что свобода ему нужна лишь для того, чтобы отправится в паломничество в Мекку. Кроме того, он добавил, что тот, кто освобождает узника из тюрьмы, сам получает освобождение из тюрьмы материального мира. Чтобы окончательно уговорить тюремщика, Санатана пообещал ему еще пять тысяч золотых и сам придумал историю своего побега.

 Так как Санатана Госвами был теперь вне закона, он и его слуга Ишана пробирались через непроходимые джунгли, пока они не дошли до гористой местности Патажа в Бихаре. Там они остановились в гостинице, но хозяин гостиницы узнал у находящегося на его службе астролога, что у Санатаны Госвами есть с собой золотые монеты. Тогда он решил убить их и украсть деньги. Для осуществления своего замысла он очень почтительно обратился к ним, так что Санатана Госвами почувствовал неладное. Он спросил у Ишаны, сколько у них денег. Тот ответил, что у них осталось 7 монет (еще одну он решил оставить для себя). Тогда

Санатана Госвами добровольно отдал эти деньги хозяину. Раскаявшись, тот оказал ему всяческое содействие и помог перебраться через горы. А Ишану, хоть он и остался со своим золотым, Санатана прогнал.

 Продолжая свой путь, Санатана Госвами встретился со своим богатым шурином, и тот посоветовал ему остаться жить в его доме, но Санатана помнил о том, какую важную миссию возложил на него Господь Чайтанья и отклонил это предложение. На прощание шурин подарил ему очень хорошее шерстяное одеяло.

 Через несколько дней Санатана Госвами пришел в Бенарес и отправился к тому дому, где остановился Шри Чайтанья. Когда он подошел к дому, Господь сразу же сказал хозяину, что у дверей стоит великий вайшнав, которому надо оказать всяческое почтение. Но когда хозяин вышел он увидел пред собой лишь какого-то нищего странника в изодранных одеждах и не пустил его в дом. Но Шри Чайтанья сказал, что именно его Он и хочет видеть, и когда Санатана Госвами вошел, Он подбежал и обнял его.

 Затем Господь попросил, чтобы Санатану привели в человеческий вид, причем после омовения он отказался надевать новые одежды и лишь после долгих уговоров он согласился взять поношенную одежду у одного возвышенного преданного, что очень понравилось Господу. В тот день Санатана Госвами и Шри Чайтанья обедали вместе и Санатана заметил, что Господь кинул мимолетный взгляд на его дорогое одеяло. И хотя Он не сказал ему ни слова, Санатана понял, что это Ему не понравилось. Он тотчас же отправился на берег Ганги и обменял свой подарок на старое стеганное одеяло.

 Шри Чайтанья Махапрабху оставался в Бенаресе 2 месяца и все это время он объяснял Санатане Госвами философию любви к Господу. Затем Он повелел ему отправится во Вриндаван и писать там работы, освященные правилам и регулирующим принципам преданного служения. Эта книга стала известна как Хари-бхакти-виласа. Когда Санатана Госвами прибыл во Вриндаван, там не было ни одного храма. И первый храм, который был построен во Вриндаване, - Мадан-Мохан Мандир - появился там усилиями Санатаны Госвами. Кроме того, этот великий преданный Господа известен такими своими произведениями, как «Брихат-Бхагаватамрита», «Дашана-типани» и «Дашима-чарита». Также он внес свой вклад в нахождение древнейших святынь в месте детских игр Кришны.

 Санатана - один из самых знаменитых среди Госвами Вриндавана и значение его жизни и творчества невозможно переоценить. Кави Карнапур в книге «Шри Гаура-ганоддеша-дипика» раскрывает сокровенную тайну личности Санатаны Госвами: "Самая близкая подруга Рупы Манджари, известная под именами Рати Манджари и Лабанги Манджари, низошла в этот мир в облике Санатаны Госвами. Его почитали все и он считается манифестацией трансцендентного тела Шри Чайтаньи Махапрабху. Санатана Кумар, один из четверых Кумаров, что известны в древних писаниях, самый выдающийся среди всех мудрецов. Он вошел в его тело и поэтому Санатана Госвами также является воплощением Санатана Кумара.

……………………………..

Источник: http://vtext.ru/none_025/00000001.htm

 

Пятой Волны «Бхакти-ратнакары»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь