Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Газета Вектор СОШ №6 Январь 2013 г. №6



Русь с картин косынкой машет, По траве босой идёт. Мастер кисти - гордость наша- Был талант и патриот. А. Голосная.

 Юбилей художника—земляка Прошлый год вошёл в историю нашей страны не только как год юбилея победы над наполеоновской армией. В ноябре 2012 года культурная жизнь Калачеевского района была освещена 100-летием нашего земляка, известного далеко за пределами Воронежской области, - художника М. Е. Ткачёва (1912—2008). Знаменательному событию было посвящено мероприятие, подготовленное сотрудниками городской библиотеки и проведённое ст. зав. методотделом Т. Д. Сиряковой «Солнечный художник». Истинные ценители таланта замечательного художника: его друзья, коллеги по искусству и ученики - вспоминали Михаила Евдокимовича как настоящего патриота родного края, с честью и достоинством прошедшего трудный путь художника. Всем присутствующим был предложен интересный видеоматериал с рассказами живописца о себе и своих картинах. О юбиляре вспоминали: Г. Карабутова, 27 лет дружившая с мастером и считающая его своим учителем, М. Г. Ткачёва, однофамилица и поклонница художника, занимающаяся его творческим наследием, в котором около 8 тысяч работ - пейзажей, портретов, натюрмортов, графики и изделий из дерева; поэт и композитор Н. Н. Садовский—инициатор присвоения нашему знаменитому земляку звания «Почётный гражданин Калачеевского района»; житель х. Гринев И. С. Серебряков, посвятивший своему учителю картину; не раз встречавшиеся с Михаилом Евдокимовичем художник и скульптор А. Г. Козинин и поэт Виктор Грищенко. «Холстами смотрит русская душа» - в этой строке из стихотворения калачеевской поэтессы А. Голосной в честь юбиляра, - суть таланта Ткачёва, чьи картины можно увидеть в разных странах Европы. О нём создан документальный фильм (автор - фотожурналист С. Касимов), журнал «Подъём» в 2010г. поместил очерк московской писательницы Л. Сычёвой «Сила таланта». Имя мастера вошло в каталог «Выдающиеся художники Санкт-Петербурга» и внесено в список 77 импрессионистов России. Материал подготовлен Е. Зеленковой и С. Ефремовой.

 

 

Список использованной литературы:

1. Выставка произведений ленинградских художников. 1917-1957. Ленинград: Художник РСФСР. 1958.

2. Ленинград. Зональная выставка. Каталог.- Ленинград: Художник РСФСР, 1964.

3. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1970 года.- Ленинград: Художник РСФСР. 1972.

4. Hidden Treasures: Russian and Soviet Impressionism 1930-1970. USA: FFCA Publishing Company.1994.

5. Живопись: 1940-1990. Ленинградская школа. Каталог выставки.- Санкт-Петербург. 1996.

6. Кононихин Н. Живопись Ленинграда - Санкт-Петербурга. Из частных коллекций. CD-ROM. - СПб. 1998.

 

 

После начала Великой Отечественной войны был призван на службу в Военно-Морской флот. Участвовал в боях на Ленинградском фронте в составе батальона особого назначения 5-й бригады морской пехоты. Командовал взводом разведки. Был ранен и дважды контужен. Войну закончил в Кёниксберге. Награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны 1 степени», медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией»[3].

После демобилизации в 1946 вернулся к работе в Ленизо. С 1951 регулярно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал пейзажи, портреты, жанровые и батальные картины, этюды с натуры. В 1955 был принят в членыЛенинградского Союза советских художников. Ведущие темы творчества — малая Родина художника и память военной поры. В живописном отношении наиболее интересны натурные этюды с родительским домом и окрестностями Калача. Колорит работ сдержанный, с преобладанием зелёных и охристых тонов. Живопись строится на передаче светотеневых эффектов, тональных отношений и конструктивной роли рисунка.

Среди произведений, созданных Ткачёвым, картины «Между боями»[4], «После разведки»[5] (обе 1944), «Уборка урожая», «Район города Калач», «Весна»[6], «Колхозный сторож» (все 1951), «Весенняя пора»[7] (1953), «На колхозной бахче»[8] (1954), «Солнечное утро»[9] (1955), «Уборка ячменя»[10], «Жаркое лето»[11] (обе 1956), «Мальчик. Этюд»[12] (1957), «В районе Калача», «Осень»[10], «Последний снег»[13] (все 1958), «Здесь будет дорога»[14] (1959), «Уборка»[15] (1964), «Автопортрет» (1983), «Год урожайный», «Моя мастерская. В сентябре»[4] (обе 1985), «Корпус С. Будённого в Калаче» (1987), «У моего дома»[16] (1991), «Натюрморт» (1999) и другие. Персональные выставки произведений Ткачёва состоялись в Ленинграде (1986) и Петербурге (1992) в залах Союза художников. Ткачёв был удостоен почётного званияЗаслуженный художник Российской Федерации (1997), избран действительным членом Петровской Академии наук и искусств.

 

 

Приложение

- Десантировали нас однажды с самолета, а у меня парашют не раскрылся. Сто пятьдесят метров падал и прощался с жизнью. Дело было зимой, выручила воронка от бомбы, снегом заполненная. В неё я бухнулся, сознание потерял. От страха - жить-то охота! Очнулся, обглядел себя - всё целое. Пошел своих искать… А вообще на войне весело было! Сколько мы смеялись! Молодые потому что. А страшно - в первой атаке. Ты видишь врага, он тебя. Все поджилки трясутся. А потом привыкаешь, конечно…

Из тягостных воспоминаний: однажды он стал свидетелем прямого попадания мины в командирский блиндаж. Их комиссару оторвало обе ноги – кровь, ужас, боль… Он тоже мог погибнуть и внутренне был к этому готов. И всё равно в каждую свободную минуту делал наброски в блокноте, мечтал: «Если выживу, буду рисовать».

Это чудо, что он – защитник Невской Дубровки, выжил. Самое кровопролитное место боев на Ленинградском фронте, число погибших здесь достигло трёхсот тысяч человек. Уже после войны историки подсчитали - кубический метр земли с «Невского пятачка» содержит около 10 килограммов металла – пули, гильзы, осколки… А рядом – блокадный Ленинград, где каждый день под бомбёжками, в муках голода умирали женщины, дети. Враг наступал, топтал и жёг русскую землю. Казалось, нет силы, которая могла бы остановить эту страшную армаду.

…Он был первым выдающимся человеком из мира искусств, который встретился на моём пути, и, конечно же, вольно или невольно повлиял на моё становление. Я увидела богатство его духовной жизни, скромность его повседневного быта, его картины, которые рождались здесь же, во дворе, или у нашей небольшой, затиненной речки. Я почувствовала, что творческая работа может приносить не только мучение, но и счастье – зримое, материальное, чудесным образом запечатлённое на его холстах. Я поняла, что счастье это возможно и для меня, если я буду идти к своей, пока ещё смутной цели, преодолевая постоянные сомнения и бытовые «баррикады», возникающие на этом пути…

…Поступив на рабфак Института живописи, скульптуры и архитектуры Ленинградской Академии молодой художник не смог закончить курс – его отчислили по решению товарищеского суда. Дед так объяснял это своё жизненное крушение: «Один из парней, поступавших вместе со мной, не прошел по конкурсу. Его оставили служить в пожарной команде, он мог пользоваться академической библиотекой. И тогда парень открыл свой «бизнес» - вырывал из книг цветные репродукции и продавал студентам. При обыске две картинки нашли и у меня»…

… Шел 1933 год. Летом он поехал в Калач, куда к этому времени вернулась с Кубани их семья, но мать его встретила лепёшками из лебеды – голод был страшный. Тогда он вернулся в Ленинград, устроился на фабрику-кухню оформителем, там же питался, жил. Ночевал на столе, зимой ходил в пиджаке и кепочке – на теплую одежду не было денег. И всё равно учился – в Таврическом художественном училище. Молодой человек, один в большом городе, без родни, без «блата», и какая целеустремлённость!.. Поразительно!...

 

           …Жил он скромно – не от жадности (напротив, дед был на редкость щедрым человеком), а от того, что главным для него была работа, творчество. Я никогда не видела на нём роскошной одежды, и это не вызывало у него особой тоски; переживал он за другое – ему не хватило холстов, привезённых из Ленинграда. И тогда в дело шли картонки, крышки от посылочных ящиков (один из этюдов, подаренных мне, как раз на такой основе). Он сам сбивал рамы для картин – чуть ли не из расщеплённых пополам черенков для лопат (получалось здорово!), сам варил клей для грунтовки из рыбьих костей и чешуи... Его бытие на улице Герцена – гимн труду и житейской стойкости: представить только - 80-летний, а позднее и 90-летний старик сам себе готовил еду, стирал, сажал и убирал огродик, а главное, творчески работал – и как!..

Каждое новое лето, шагая к его домику после годового перерыва, я внутренне напрягалась – вдруг живопись деда стала немощной и старчески-беспомощной, и мне придётся его хвалить и подбадривать из вежливости?! И каждый раз он опровергал мои сомнения – среди двух-трёх десятков этюдов и картин, наработанных к августу (обычный месяц наших встреч) всегда находилось несколько безусловных шедевров. Да, это были повторы или вариации привычных калачеевских тем – «Родной домик», «Мой двор», «Летний натюрморт», «Старое дерево», «У реки» - но всё это было свежо, живо, неповторимо, будто бы написано впервые и ни на кого не похоже! Картины его дарили радость и особенное наслаждение полнотой жизни. Его пейзажи и натюрморты были одушевлены, сделаны как бы на одном вздохе, и потому от лучших его работ трудно было отвести взгляд. С годами – так мне казалось - он даже как будто стал лучше писать – и это на пороге своего 90-летия!..

 


[1] Лидия Сычева «Сила таланта», журнал «Подъем», №10, 2010г., с.46

[2] Лидия Сычева «Сила таланта», журнал «Подъем», №10, 2010г., с.27

 

[3] Лидия Сычева «Сила таланта», журнал «Подъем», №10, 2010г., с.35

 

[4] Лидия Сычева «Сила таланта», журнал «Подъем», №10, 2010г., с.65

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь